Употребление языка Стилистические возможности слов и выражений. Автор: Ерина С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей 3» г.Сарова Нижегородской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок русского языка в 5 классе. РЕЧЬ Разговорная Книжная 1..Научно-деловая 2. Художественная.
Advertisements

Свойства разговорного языка. Автор: Ерина С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей 3» г.Сарова Нижегородской области
Русский язык – один из развитых языков мира Вводный урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода.
Что мы знаем о типах и стилях речи? Интерактивный тренажёр для повторения типов и стилей речи Степанова Н.А., учитель МБОУ «Прутская СОШ»
Стиль разговорный книжный - научный - официально-деловой - публицистический - художественный.
ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСОБАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ УПОТРЕБЛЕНИЯ ЯЗЫКА. ЯЗЫК КАК «МАТЕРИАЛ», ИЗ КОТОРОГО СТРОИТСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, И ЯЗЫК.
Функциональные стили речи. Функциональные стили речи : Исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого.
Что делает человека Человеком ? Человек разумный (Homo sapiens) Человек умелый (Homo habilis) Человек выпрямленный (Homo erectus) Быть человеком это чувствовать.
Знакомство с учебником. Каждая книжка – результат большого коллективного труда, и этот труд надо беречь. 1.Игра «По щучьему велению». 2.Синтаксический.
Рассуждение Учитель МОУ СОШ 5 имени Л. Н. Гумилева города Бежецка Тверской области: М. А. Гужиченко Урок развития речи в 6 классе Цели урока:1.Повторить.
Функциональные разновидности языка. Речевая ситуация. Стили речи.
Стили речи Приложение к уроку - семинару автор: Гончарова Н. учитель: Щербак Е.В.
Работа учащейся 5 «А» Одинец Татьяны. Лексикология - раздел лингвистики, который изучает Лексикология - раздел лингвистики, который изучает словарный.
Урок развития речи в 5 классе по программе под редакцией профессора В.В. Бабайцевой. Разработала учитель русского языка и литературы Е.Ю.Нефедова(Инсарская.
СТИЛИ РЕЧИ Презентация преподавателя русского языка Ситчихиной Елены Михайловны.
Знакомство с учебником. Какая бывает речь? Выполнила: Полина Л.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ 19 г. Новосибирска.
Памятки по выполнению домашнего задания Выполнила воспитатель ГПД: Попова Н.В.
Стили русского языка. Стиль – совокупность языковых (речевых) средств, определяемых развитием человека, ситуацией общения, стремлением сделать речь понятной.
Оптимальные формы и методы работы при подготовке к решению заданий частей А и В Крайник О.М. ФГБОУ ВПО «АлтГПА» Задание В 1 (Лексика)
Для чего нужна человеку речь ? РЕЧЬ ПОМОГАЕТ Общаться Делиться мыслями,чувствами Договориться о чём- нибудь Согласовать свои действия. Похвалить, развеселить,
Транксрипт:

Употребление языка Стилистические возможности слов и выражений. Автор: Ерина С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей 3» г.Сарова Нижегородской области. 2010

И.С.Тургенев назвал его великим могучим правдивым свободным Русский язык – один из самых богатых языков мира. Писатель считал, что величие языка свидетельствует о величии народа.

По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к родному языку, - дикарь. Он вредоносен по самой своей сути потому, что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа. К.Г.Паустовский

Чтобы научиться владеть языком, надо внимательно читать художественные произведения и знать законы словесности. Что необходимо для овладения языковым богатством?

Важнейший закон словесности Употребляйте слова языка в зависимости от условий высказывания Цель высказывания Место общения Собеседник

Используя данную схему, расскажите о том, что такое речевая ситуация. Речевая ситуация Цель общения Условия общения Место общенияСобеседник Общение Сообщение Воздействие Неофициальная обстановка Официальная обстановка Один собеседник Несколько собеседников

Слова и выражения употребляются нами в разных ситуациях. Ответ на уроке Разговор с другом Заявление о приёме на работу Сочинение Докажите, что об одном и том же предмете мы скажем по- разному в зависимости от стиля речи. Подумайте - пошевели мозгами

Подумайте! Где, в какой ситуации можно сказать … Водить за нос - обманывать Нести ответственность – отвечать головой Сказать- сказануть - изречь Действовать несогласованно – вразнобой – кто в лес, кто по дрова

На каком рисунке изображена светёлка, а на каком жилплощадь? Объясните, почему вы так решили?

Слова и выражения необходимо выбирать в соответствии с тем, каков стиль высказывания Слова и выражения необходимо выбирать в соответствии с тем, каков стиль высказывания

среди людей одной профессии В компании близких людей Определите, какие из приведённых слов употребляются в научном тексте в официальных документах на митинге в неофициальном разговоре

в научном тексте в официальных документах на митинге в компании близких людей среди людей одной профессии Гравитация, указ, следовательно, призываем, категория, голубушка, растяпа, долой, заявление, файл.

Укажите, в чём допущена ошибка на рисунках? Все предметы шмякаются на землю, таков закон. Ох, гравитация !

У слов есть особая «окраска», говорящая о том, в каком стиле речи они употребляются. Это качество слов называется их стилистической окраской или стилистическими возможностями. Стилистические возможности слов и выражений говорят об условиях их употребления в речи.

Используйте слова и выражения в соответствии с их стилистическими возможностями! В некотором селе жил-был мальчик. Поступил он в школу. А школа была далеко от дома. Вот и просит он директора школы: дайте проездной билет на автобус. Заявление директору школы Прошу предоставить мне возможность купить проездной билет, для сего выделите мне из семейного бюджета 30 (тридцать) рублей. Разговор сына с матерью Какая ошибка допущена в этих высказываниях? Достигнут ли такие высказывания цели, на которую они рассчитаны? Почему?

Значения слов, а также указание на условия их употребления содержатся в толковых словарях. Стилистические пометы Разг. – разговорное, прост. – просторечное, книжн. – книжное, офиц. - официальное При пользовании словарями обращайте внимание на стилистические пометы, указывающие на то, в каких условиях следует использовать данное слово.

Найди в приведённых словах пары синонимов. Разговорные слова и выражения запишите в левую колонку, книжные – в правую. Вмешиваться, пульнуть, выучить, иллюстрация, загвоздка, дойти, привет, заучивание, как следует, препятствие, вытолкать, выдолбить, вымышленный, дело с концом, выгнать, высосанный из пальца, чин чином, зубрёжка, дотащиться, выстрелить, совать свой нос, здравствуй, картинка, финал. Выберите одну пару синонимов и составьте с ними два предложения. В каких условиях вы их употребите?

Выводы Итак, мы выбираем слова в зависимости от того, в каких условиях, в каком стиле речи их употребляем: в разговорном или книжном, с его официально-деловым, научным и публицистическим стилями. Одни слова пригодны для научной статьи, другие – для выступления на митинге, третьи – для официального документа, четвёртые – для разговора в неофициальной обстановке, пятые – для придания речи иронической окраски.

Литература Учебник словесности под редакцией Р.И.Альбетковой. Учебник словесности под редакцией Р.И.Альбетковой.