Мак Дугалл Английский психолог МакДугалл в 1908 г. в своей книге «Социальная психология» среди других инстинктов выделил чувство принадлежности к группе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Групповые эффекты поведения Выполнила студентка : Тоноян Ани, группа 27-11/42-12.
Advertisements

Социальная психология. 2 Групповые эффекты 33 Литература к теме Платонов Ю.П. Основы социальной психологии. СПб.: Речь, Глава 16 Андреева Г.М.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ Область исследования идентичности зародилась в русле общепсихологических и социально-психологических исследований личности и получила дальнейшее.
Групповые эффекты - это механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния. Они.
Биография К. Юнга Основной вклад Структура личности Эго Индивидуальное бессознательное Комплексы Коллективное бессознательное Архетипы Типология личности.
Теории социализации. С индивидуально-психологической точки зрения социализация является процессом развития собственного Я, уникальной личностной идентичности.
Презентация «Социометрический метод Дж. Морено». Из истории Методика "Социометрия" разработана американским психиатром и социологом Джекобом Леви МОРЕНО.
Психика – особая форма отражения действительности, появляющаяся на определённой ступени биологической эволюции Личность - устойчивая система социально.
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
Работа подготовлена учениками 10 «А» класса: Медковой М. Устинцовым Д. Вершининой С. Учитель: Багирова Г.В.
Проект подготовили ученики 11 класса: Вялова Яна, Шолудько Юлия, Тихтилова Марина.
Психология формирования ученического коллектива. Аннотация Предлагаемая презентация кратко рассматривает психологические особенности, основные этапы и.
Американский психолог Абрахам Маслоу и его пирамида потребностей.
Тема 5. Мотивация. План лекции Понятие мотивации Содержательные теории мотивации Процессуальные теории мотивации Оценка результатов труда и вознаграждение.
Вот и стали мы ученики педагог-психолог Колотева Елен Юрьевна.
Психолого- педагогический анализ проблемы гендерных особенностей развития личности Лекция старшего преподавателя МГОУ Хмелевской Ольги Викторовны.
СТАТИСТИКА Громова Т.В. ст. преподаватель Кафедра менеджмента ИСГТ НТБ.
ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ. Тесты.. ТЕСТЫТЕСТЫ. ДОКУМЕНТ. ОТВЕТЫ.
Тема 4. Некоторые психологические требования к организации учебного процесса Материалы в помощь учителям. Выступление директора школы 15 Вагидуллина И.В.
Диагностика личностно-социального развития дошкольников в соответствии с «Программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией.
Транксрипт:

Мак Дугалл Английский психолог МакДугалл в 1908 г. в своей книге «Социальная психология» среди других инстинктов выделил чувство принадлежности к группе людей Английский психолог МакДугалл в 1908 г. в своей книге «Социальная психология» среди других инстинктов выделил чувство принадлежности к группе людей

Дж. Тернер и Г. Тежфел Английские психологи, в конце 70-х годов изучали процесс осознания индивидом принадлежности к группе, обозначив его термином «групповая идентификация». Создали теорию социальной идентичности. Основные положения: 1.Человек отождествляет себя с какой-либо группой 2.Групповая идентичность является установкой на принадлежность к определенной группе. Элементы групповой установки: Элементы групповой установки: --когнитивный компонент групповой идентификации --эмоциональный компонент групповой идентичности --поведенческий компонент -- в сущности групповая идентичность является диспозиционным образованием, то есть установкой на принадлежность к определенной группе. Как и любая установка, она состоит из трех компонентов - когнитивного, эмоционального и поведенческого и регулирует поведение человека в группе.

Эффект принадлежности к группе включает в себя два более частных эффекта: Эффект принадлежности к группе включает в себя два более частных эффекта: эффект сопричастности; эффект сопричастности; эффект эмоциональной поддержки эффект эмоциональной поддержки Первый выражается в том, что член группы ощущает себя сопричастным проблемам, делам, успехам и неудачам той группы, к которой он реально принадлежит или субъективно причисляет себя Первый выражается в том, что член группы ощущает себя сопричастным проблемам, делам, успехам и неудачам той группы, к которой он реально принадлежит или субъективно причисляет себя На основе эффекта сопричастности формируется чувство ответственности за результаты деятельности группы. На основе эффекта сопричастности формируется чувство ответственности за результаты деятельности группы.

С. Московичи Французский психолог С. Московичи предложил гипотезу о том, что сознание человека строится как идентификационная матрица, в основе которой лежат множество групповых идентичностей. Французский психолог С. Московичи предложил гипотезу о том, что сознание человека строится как идентификационная матрица, в основе которой лежат множество групповых идентичностей. Опираясь на идеи С. Московичи, можно разделить групповые идентичности на три группы: Опираясь на идеи С. Московичи, можно разделить групповые идентичности на три группы: 1. объективные природные идентичности - человек, пол, возраст; 1. объективные природные идентичности - человек, пол, возраст; 2. объективные социальные идентичности - национальность, религия, культура, субкультура, гражданство, профессия; 2. объективные социальные идентичности - национальность, религия, культура, субкультура, гражданство, профессия; 3. субъективные идентичности - ролевые характеристики, самооценка личностных черт и достижений и пр. 3. субъективные идентичности - ролевые характеристики, самооценка личностных черт и достижений и пр.

Эффект Рингельмана или эффект лени

Макс Рингельман По мере увеличения количества членов в группе происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу. Открыл данный эффект ученик В. Мёде Макс Рингельман По мере увеличения количества членов в группе происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу. Открыл данный эффект ученик В. Мёде Макс Рингельман Он обнаружил, что коллективная работоспособность группы не превышает половины от суммы работоспособности ее членов, то есть члены группы фактически менее мотивированы и прилагают меньше усилий при выполнении совместных действий, чем при выполнении индивидуальных действий. Он обнаружил, что коллективная работоспособность группы не превышает половины от суммы работоспособности ее членов, то есть члены группы фактически менее мотивированы и прилагают меньше усилий при выполнении совместных действий, чем при выполнении индивидуальных действий.

Эксперимент М. Рингельман экспериментировал с поднятием тяжестей группой и отдельными людьми. Оказалось, что если продуктивность одного человека принять за сто процентов, то двое вместе в среднем поднимут вес, который не в два раза больше, а составляет лишь 93% суммарного веса, поднятого двумя отдельно работающими людьми. «Коэффициент полезного действия» группы из трех человек окажется равным 85%, а из восьми человек - только 49%. М. Рингельман экспериментировал с поднятием тяжестей группой и отдельными людьми. Оказалось, что если продуктивность одного человека принять за сто процентов, то двое вместе в среднем поднимут вес, который не в два раза больше, а составляет лишь 93% суммарного веса, поднятого двумя отдельно работающими людьми. «Коэффициент полезного действия» группы из трех человек окажется равным 85%, а из восьми человек - только 49%. М. Рингельман предложил формулу для определения среднего индивидуального вклада участников в группах разной величины: М. Рингельман предложил формулу для определения среднего индивидуального вклада участников в группах разной величины: С=100-7(К-1), где С - средний индивидуальный вклад участников, С=100-7(К-1), где С - средний индивидуальный вклад участников, К - количество членов группы. К - количество членов группы.

Этот феномен получил название «социальной лени». Это тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности. Эффект «социальной лени» подробно исследовали Б. Латайне, К. Уильяме, Ст. Харкинс, Дж. Суини и др. Этот феномен получил название «социальной лени». Это тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности. Эффект «социальной лени» подробно исследовали Б. Латайне, К. Уильяме, Ст. Харкинс, Дж. Суини и др. Дж. Суини обнаружил, что испытуемые крутили педали велотренажера более интенсивно, если думали, что важны их индивидуальные результаты, а не результаты всей группы. Ст. Харкинс описал результаты эксперимента, в котором его участники производили в три раза меньше шума, если верили, что с ними кричат и хлопают пятеро других людей (глаза и уши участников эксперимента были завязаны), чем в предполагаемом одиночестве. Дж. Суини обнаружил, что испытуемые крутили педали велотренажера более интенсивно, если думали, что важны их индивидуальные результаты, а не результаты всей группы. Ст. Харкинс описал результаты эксперимента, в котором его участники производили в три раза меньше шума, если верили, что с ними кричат и хлопают пятеро других людей (глаза и уши участников эксперимента были завязаны), чем в предполагаемом одиночестве.

Факторами социальной лени являются: - наличие индивидуальной ответственности за результаты своего труда. Чем выше ответственность, тем ниже социальная лень; - групповая сплоченность и дружеские отношения. Люди в группах меньше бездельничают, если они друзья, а не чужие друг другу люди; - численность группы. Чем больше численность группы, тем выше социальная лень; - кросс-культурные различия. Члены коллективистических культур проявляют меньше социальной лени, чем члены индивидуалистических культур; - гендерные различия. Женщины в меньшей степени проявляют социальную лень, чем мужчины.

Спасибо за внимание! Выполнила: Денисова Надежда 233 группа