Технологический колледж сервиса Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Государственное образовательное учреждение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Электроемкость Мясникова Г.И. Учитель физики. Уединенный проводник Уединенный проводник – это проводник, расположенный так далеко от заряженных тел, что.
Advertisements

10 класс Ответьте на вопросы Что такое электрический заряд? Что такое электростатика? В чем заключается закон Кулона? В чем состоит механизм электризации?
Электроёмкость Конденсатор Энергия конденсатора. Цели урока: Сформировать понятия электрической ёмкости, единицы ёмкости; Вычислить энергию конденсатора;
Домашнее задание. §§99 – 100, с.284 Применение конденсаторов ! Тема для доклада Упр.18(1,3)
Цель Познакомить с устройством и работой конденсатора. Провести лабораторную работу. Решить задачи с выбором ответа.
Физический диктант «Электростатика» 1.Частица, обладающая наименьшим положительным зарядом, называется … А) Нейтроном. Б) Электроном. В) Ионом. Г) Протоном.
Электроёмкость. Конденсаторы
Автор - учитель физики Филимоненкова Л.В. МОУ СОШ д. Болотня 2009 г. Тип урока: комбинированный (повторение, объяснение новой темы в виде исследования.
Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсаторы. Цель: 1. Дать понятие об электроемкости и конденсаторе 2. Развивать логическое мышление 3. Воспитывать.
Интерактивное занятие по физике Тема урока: «Электроёмкость. Конденсатор» Разработала: Новоселова Юлия Михайловна – преподаватель физики высшей категории.
Закон Кулона. Автор : Ирина Владимировна Бахтина, учитель физики МБОУ « СОШ 3» г. Новый Оскол Белгородской области.
Электроемкость. Конденсаторы. 10 класс Учитель: Курочкина Н.А.
Закон Кулона
Ваимодействие электричеcких зарядов. Закон Кулона.
1. Образовательная: продолжить работу над формированием понятия об электрическом сопротивлении проводника; закрепить знание закона Ома; совершенствовать.
Подготовка к ЕГЭ ЧАСТЬ А задания А 11 Автор презентации: Бахтина Ирина Владимировна, учитель физики МБОУ «СОШ 3» г. Новый Оскол Белгородской обл. + q >0.
Урок физики в 9 классе по теме: «Конденсатор» Разработала: Учитель физики МБОУ-СОШ 21 г.Белгород Доронина Е.А. 9 класс.
Электроемкость проводника. Энергия электрического поля.
Электростатика Часть 1 10 класс профиль. Способы электризации тел Трением Тела приобретают противоположные по знаку заряды Соприкосновением Тела приобретают.
КОНДЕНСАТОРЫ Учитель физики МОУ «Уйская СОШ» Татарникова Л.П.
Транксрипт:

Технологический колледж сервиса Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Уральский Государственный Университет Южно-Уральский Государственный Университет Конденсатор Конденсатор Технологический колледж сервиса ГОУ ВПО «ЮУрГУ» Технологический колледж сервиса ГОУ ВПО «ЮУрГУ» Автор: Политова Юлия Владимировна Автор: Политова Юлия Владимировна Научный руководитель: Костюк Виктор Сергеевич, преподаватель физики высшей категории. Научный руководитель: Костюк Виктор Сергеевич, преподаватель физики высшей категории. г.Челябинск 2009/2010 учебный год

Конденсатор Автор: Политова Юлия Владимировна Исследовательская работа

1) исследовать зависимость электроемкости плоского конденсатора от площади пластин, 1) исследовать зависимость электроемкости плоского конденсатора от площади пластин, 2) исследовать зависимость электроемкости плоского конденсатора от наличия диэлектрика, 2) исследовать зависимость электроемкости плоского конденсатора от наличия диэлектрика, 3) исследовать зависимость электроемкости плоского конденсатора от расстояния между пластинами конденсатора. 3) исследовать зависимость электроемкости плоского конденсатора от расстояния между пластинами конденсатора. ЦЕЛЬ:

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ: Изучить литературу по теме: конденсатор, электроемкость конденсатора. Изучить литературу по теме: конденсатор, электроемкость конденсатора. Теоретическое обоснование темы. Теоретическое обоснование темы. Назначение и правила пользования приборами. Назначение и правила пользования приборами. Изучение устройства и принципа действия Изучение устройства и принципа действия а) электроскопа, а) электроскопа, б) плоского конденсатора. б) плоского конденсатора. Повторение основных положений техники безопасности. Повторение основных положений техники безопасности. Выполнение исследовательской работы по плану. Выполнение исследовательской работы по плану. Обсуждение результатов эксперимента. Обсуждение результатов эксперимента. Подведение итогов работы. Подведение итогов работы. Ознакомление с различными типами конденсаторов. Ознакомление с различными типами конденсаторов. Оформление отчета по исследовательской работе. Оформление отчета по исследовательской работе.

ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ: Развить интерес к исследовательской деятельности. Развить интерес к исследовательской деятельности. Закрепить знания, приобретенные на уроках физики. Закрепить знания, приобретенные на уроках физики. Продолжить формирование навыков проводить физический эксперимент. Продолжить формирование навыков проводить физический эксперимент. Научить использовать результаты исследований в повседневной деятельности. Научить использовать результаты исследований в повседневной деятельности. Продолжить формирование коммуникативных навыков работы в группах. Продолжить формирование коммуникативных навыков работы в группах. Сформировать навыки соблюдения основных положений техники безопасности при работе с электрическими приборами. Сформировать навыки соблюдения основных положений техники безопасности при работе с электрическими приборами.

ПРИБОРЫ И МАТЕРИАЛЫ: Электроскоп из набора по электростатике. Электроскоп из набора по электростатике. Пластины разборного конденсатора. Пластины разборного конденсатора. Диэлектрические пластины (плексиглас, эбонит, стекло). Диэлектрические пластины (плексиглас, эбонит, стекло). Штатив с муфтой и лапкой. Штатив с муфтой и лапкой. Соединительные провода. Соединительные провода. Линейка из органического стекла (плексигласа). Линейка из органического стекла (плексигласа). Шелковая ткань. Шелковая ткань.

ДИСКИ КОНДЕНСАТОРА

ЭЛЕКТРОСКОП

ЭБОНИТОВАЯ ПЛАСТИНА

УСТАНОВКА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

КРАТКАЯ ТЕОРИЯ. Взаимной элекроемкостью двух проводников называется физическая величина, численно равная заряду q, который необходимо перенести с одного проводника на другой для того, чтобы изменить на единицу разность потенциалов Взаимной элекроемкостью двух проводников называется физическая величина, численно равная заряду q, который необходимо перенести с одного проводника на другой для того, чтобы изменить на единицу разность потенциалов между ними:, между ними:, где: где: С - электроемкость плоского конденсатора, С - электроемкость плоского конденсатора, - потенциал нижней пластины конденсатора, - потенциал нижней пластины конденсатора, - потенциал верхней пластины конденсатора, - потенциал верхней пластины конденсатора, U - напряжение между пластинами (обкладками) конденсатора, U - напряжение между пластинами (обкладками) конденсатора, U - разность потенциалов (напряжение между пластинами), U - разность потенциалов (напряжение между пластинами), Плоский конденсатор представляет собой две параллельные плоские пластины (обкладки), заряженные одинаковыми по абсолютному значению, но разноименными зарядами. Пластины (обкладки) конденсатора имеют площадь S, находятся на расстоянии d друг от друга. Между обкладками конденсатора расположен диэлектрик (воздух, органическое стекло, эбонит) с относительной диэлектрической проницаемостью. Плоский конденсатор представляет собой две параллельные плоские пластины (обкладки), заряженные одинаковыми по абсолютному значению, но разноименными зарядами. Пластины (обкладки) конденсатора имеют площадь S, находятся на расстоянии d друг от друга. Между обкладками конденсатора расположен диэлектрик (воздух, органическое стекло, эбонит) с относительной диэлектрической проницаемостью.

Порядок выполнения исследования Подготовительный этап. Подготовительный этап. Подготовить экспериментальную установку к проведению исследовательской деятельности: Подготовить экспериментальную установку к проведению исследовательской деятельности: 1) поставить электроскоп в центре лабораторного стола, 1) поставить электроскоп в центре лабораторного стола, 2) первый диск укрепить на центральном стержне электрометра, 2) первый диск укрепить на центральном стержне электрометра, 3) второй диск прикрепить к лапке штатива, 3) второй диск прикрепить к лапке штатива, 4) корпус электрометра соединить проводом со вторым диском и заземлить. 4) корпус электрометра соединить проводом со вторым диском и заземлить. 5) расположить диски на расстоянии 5 сантиметров так, чтобы их центры были на одной прямой, проведенной через ось стержня электрометра. 5) расположить диски на расстоянии 5 сантиметров так, чтобы их центры были на одной прямой, проведенной через ось стержня электрометра. 6) получить разрешение преподавателя на проведение опытов. 6) получить разрешение преподавателя на проведение опытов. Основной этап. Основной этап. 1) Ослабить зажим лапки штатива так, чтобы можно было без больших усилий опускать (поднимать) второй диск конденсатора. 1) Ослабить зажим лапки штатива так, чтобы можно было без больших усилий опускать (поднимать) второй диск конденсатора. 2) Взять в руку линейку, осуществить электризацию путем трения шелковой ткани об оргстекло. 2) Взять в руку линейку, осуществить электризацию путем трения шелковой ткани об оргстекло. 3) Зарядить нижнюю пластинку конденсатора, прикоснувшись к стержню электроскопа наэлектризованной линейкой. Верхняя пластинка приобретет электрический заряд равный по величине, но противоположный по знаку. Конденсатор заряжен. Установка готова для проведения опытов. 3) Зарядить нижнюю пластинку конденсатора, прикоснувшись к стержню электроскопа наэлектризованной линейкой. Верхняя пластинка приобретет электрический заряд равный по величине, но противоположный по знаку. Конденсатор заряжен. Установка готова для проведения опытов.

Опыт 1. 1) Уменьшаем расстояние d между пластинами конденсатора, медленно приближая верхний диск к нижнему диску. 1) Уменьшаем расстояние d между пластинами конденсатора, медленно приближая верхний диск к нижнему диску. 2) Наблюдаем за показаниями стрелки электрометра, как изменяется напряжение U (увеличивается или уменьшается), 2) Наблюдаем за показаниями стрелки электрометра, как изменяется напряжение U (увеличивается или уменьшается), 3) Записываем в таблицу 1 результат наблюдения. 3) Записываем в таблицу 1 результат наблюдения. 4) Используя формулу, записываем вывод о том, что происходит с электроемкостью конденсатора С (увеличивается или уменьшается). 4) Используя формулу, записываем вывод о том, что происходит с электроемкостью конденсатора С (увеличивается или уменьшается).

ОПЫТ 1

УМЕНЬШАЕМ РАССТОЯНИЕ

Таблица 1 d расстояние между пластинами U напряжение электроемкостьВывод: какая существует зависимость между электроемкостью С и расстоянием d уменьшается увеличивается

Опыт 2. 1)Увеличиваем расстояние d между пластинами конденсатора, медленно поднимая верхний диск. 1)Увеличиваем расстояние d между пластинами конденсатора, медленно поднимая верхний диск. 2) Наблюдаем за показаниями стрелки электрометра, как изменяется напряжение U (увеличивается или уменьшается). 2) Наблюдаем за показаниями стрелки электрометра, как изменяется напряжение U (увеличивается или уменьшается). 3) записываем в таблицу 1 результат наблюдения. 3) записываем в таблицу 1 результат наблюдения. 4) Используя формулу, записываем вывод о том, что происходит с электроемкостью С конденсатора (увеличивается или уменьшается). 4) Используя формулу, записываем вывод о том, что происходит с электроемкостью С конденсатора (увеличивается или уменьшается). 5) Анализируя результаты опытов и наблюдений, записываем в таблицу 1 вывод о том, какая зависимость существует между электроемкостью конденсатора С и расстоянием d (прямая пропорциональная зависимость или обратная пропорциональная зависимость). 5) Анализируя результаты опытов и наблюдений, записываем в таблицу 1 вывод о том, какая зависимость существует между электроемкостью конденсатора С и расстоянием d (прямая пропорциональная зависимость или обратная пропорциональная зависимость).

ОПЫТ 2

РАЗДВИГАЕМ ПЛАСТИНЫ

Опыт 3. 1) Устанавливаем расстояние d между пластинами конденсатора d 5 миллиметров. 1) Устанавливаем расстояние d между пластинами конденсатора d 5 миллиметров. 2) Замечаем положение стрелки электрометра. 2) Замечаем положение стрелки электрометра. 3) Осторожно вводим эбонитовую пластинку (диэлектрик) между обкладками конденсатора. 3) Осторожно вводим эбонитовую пластинку (диэлектрик) между обкладками конденсатора. 4) Отмечаем новое положение стрелки электрометра. 4) Отмечаем новое положение стрелки электрометра. 5) Записываем в таблицу 2, как изменилось напряжение U (увеличивается или уменьшается). 5) Записываем в таблицу 2, как изменилось напряжение U (увеличивается или уменьшается). 6) Используя формулу, записываем вывод о том, что происходит с электроемкостью С конденсатора (увеличивается или уменьшается). 6) Используя формулу, записываем вывод о том, что происходит с электроемкостью С конденсатора (увеличивается или уменьшается). 7) Вынимаем из конденсатора эбонитовую пластинку, возвращаем на прежнее место. 7) Вынимаем из конденсатора эбонитовую пластинку, возвращаем на прежнее место.

ОПЫТ 3

Таблица 3 U напряжение Вывод: какая существует зависимость между электроемкостью С и диэлектрической проницаемостью среды диэлектрическая проницаемость среды электроемкость уменьшается увеличивается

Опыт 4. 1) Расстояние между обкладками конденсатора остается без изменения. (Расстояние между пластинами конденсатора d = 2 сантиметра). 1) Расстояние между обкладками конденсатора остается без изменения. (Расстояние между пластинами конденсатора d = 2 сантиметра). 2) Замечаем положение стрелки электрометра. 2) Замечаем положение стрелки электрометра. 3) Наблюдая за показаниями стрелки электрометра, сдвигаем верхнюю обкладку конденсатора, уменьшая площадь взаимного перекрытия пластин. 3) Наблюдая за показаниями стрелки электрометра, сдвигаем верхнюю обкладку конденсатора, уменьшая площадь взаимного перекрытия пластин. 4) Замечаем новое положение стрелки электрометра. 4) Замечаем новое положение стрелки электрометра. 5) Записываем в таблицу 3, как изменяется напряжение U (увеличивается или уменьшается) 5) Записываем в таблицу 3, как изменяется напряжение U (увеличивается или уменьшается) 6) Используя формулу, записываем вывод о том, что происходит с электроемкостью С конденсатора (увеличивается или уменьшается). 6) Используя формулу, записываем вывод о том, что происходит с электроемкостью С конденсатора (увеличивается или уменьшается). 7) Анализируя результаты опытов и наблюдений, записываем вывод о том, какая зависимость существует между электроемкостью конденсатора С и величиной площади S (обратная пропорциональная зависимость или прямая пропорциональная зависимость). 7) Анализируя результаты опытов и наблюдений, записываем вывод о том, какая зависимость существует между электроемкостью конденсатора С и величиной площади S (обратная пропорциональная зависимость или прямая пропорциональная зависимость).

Опыт 4

УМЕНЬШАЕМ ПЛОЩАДЬ

Опыт 5. 1) Расстояние между обкладками конденсатора остается без изменения. (Расстояние между пластинами конденсатора d = 2 сантиметра). 1) Расстояние между обкладками конденсатора остается без изменения. (Расстояние между пластинами конденсатора d = 2 сантиметра). 2) Замечаем положение стрелки электрометра. 2) Замечаем положение стрелки электрометра. 3) Наблюдая за показаниями стрелки электрометра, сдвигаем верхнюю обкладку конденсатора, увеличивая площадь взаимного перекрытия пластин. 3) Наблюдая за показаниями стрелки электрометра, сдвигаем верхнюю обкладку конденсатора, увеличивая площадь взаимного перекрытия пластин. 4) Замечаем новое положение стрелки электрометра. 4) Замечаем новое положение стрелки электрометра. 5) Записываем в таблицу 3, как изменяется напряжение U (увеличивается или уменьшается) 5) Записываем в таблицу 3, как изменяется напряжение U (увеличивается или уменьшается) 6) Используя формулу, записываем вывод о том, что происходит с электроемкостью С конденсатора (увеличивается или уменьшается). 6) Используя формулу, записываем вывод о том, что происходит с электроемкостью С конденсатора (увеличивается или уменьшается). 7) Анализируя результаты опытов и наблюдений, записываем вывод о том, какая зависимость существует между электроемкостью конденсатора С и площадью взаимного перекрытия пластин S (обратная пропорциональная зависимость или прямая пропорциональная зависимость). 7) Анализируя результаты опытов и наблюдений, записываем вывод о том, какая зависимость существует между электроемкостью конденсатора С и площадью взаимного перекрытия пластин S (обратная пропорциональная зависимость или прямая пропорциональная зависимость).

Опыт 5

УВЕЛИЧИВАЕМ ПЛОЩАДЬ

Таблица 4 S – площадь взаимного перекрытия пластин U напряжение электроемкостьВывод: какая существует зависимость между электроемкостью С и площадью пластин S уменьшается увеличивается

Результаты исследования. Студенты обсуждают результаты своих исследований, выдвигают гипотезы, высказывают свои мысли и приходят к обобщенному выводу: какая связь существует между электроемкостью С и параметрами плоского конденсатора такими как Студенты обсуждают результаты своих исследований, выдвигают гипотезы, высказывают свои мысли и приходят к обобщенному выводу: какая связь существует между электроемкостью С и параметрами плоского конденсатора такими как площадь пластин S, площадь пластин S, относительная диэлектрическая проницаемость, относительная диэлектрическая проницаемость, расстояние между обкладками конденсатора d. расстояние между обкладками конденсатора d. Они записывают свой вывод, используя символические обозначения С, S, е, d. Они записывают свой вывод, используя символические обозначения С, S, е, d. Преподаватель предлагает исследователям записать формулу плоского конденсатора, используя электрическую постоянную (значение электрической постоянной извлекают из справочника). Преподаватель предлагает исследователям записать формулу плоского конденсатора, используя электрическую постоянную (значение электрической постоянной извлекают из справочника).

Практическое применение исследования. Применить полученную формулу для расчета электроемкости плоского конденсатора, используемого в этом эксперименте ( начертить таблицу, самостоятельно измерить параметры конденсатора, выписать из справочника значение относительной диэлектрической проницаемости эбонита, расчеты произвести в международной системе С И, заполнить таблицу). Студенты оформляют работу в электронном варианте и записывают на лазерный диск. Применить полученную формулу для расчета электроемкости плоского конденсатора, используемого в этом эксперименте ( начертить таблицу, самостоятельно измерить параметры конденсатора, выписать из справочника значение относительной диэлектрической проницаемости эбонита, расчеты произвести в международной системе С И, заполнить таблицу). Студенты оформляют работу в электронном варианте и записывают на лазерный диск. Примечание. Исследовательская работа осуществлена группой студентов первого курса, обучающихся по профессии операторы вычислительной техники под руководством преподователя физики. Примечание. Исследовательская работа осуществлена группой студентов первого курса, обучающихся по профессии операторы вычислительной техники под руководством преподователя физики.

Таблица для записи экспериментальных данных электрическая постоянная относительнаядиэлектрическаяпроницаемость радиус диска (пластины) площадь круга, (диска) расстояние между пластинами электроемкость конденсатора

ВЫВОД: Электроемкость плоского конденсатора равна 16,4 пф (пикофарады). Электроемкость плоского конденсатора равна 16,4 пф (пикофарады).

Заключение Обрабатывая результаты исследований, ученики должны записать вывод: Обрабатывая результаты исследований, ученики должны записать вывод: электроемкость плоского конденсатора прямо пропорциональна относительной диэлектрической проницаемости, прямо пропорциональна площади пластин, обратно пропорциональна расстоянию между пластинами. В символической форме это будет выглядеть так электроемкость плоского конденсатора прямо пропорциональна относительной диэлектрической проницаемости, прямо пропорциональна площади пластин, обратно пропорциональна расстоянию между пластинами. В символической форме это будет выглядеть так

Литература: Касьянов В.А. Физика 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, Касьянов В.А. Физика 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, Энциклопедия для детей. Техника. – М.: Аванта +, Энциклопедия для детей. Техника. – М.: Аванта +, Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, Перельман Я.И. Знаете ли вы физику? – М.: ВАП, Перельман Я.И. Знаете ли вы физику? – М.: ВАП, Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, Яворский Б.М., Детлаф А.А. Справочник по физике для инженеров и студентов вузов. – М.: Издательство «Наука» Главная редакция физико-математической литературы Яворский Б.М., Детлаф А.А. Справочник по физике для инженеров и студентов вузов. – М.: Издательство «Наука» Главная редакция физико-математической литературы