Исследовательская работа Тема «Колоративная лексика в цикле рассказов В. П. Астафьева «Затеси»»
Виктор Петрович Астафьев ( г)
Автор: Мария Шмонова, учащаяся 9 класса МОУ Большекосульская СОШ
Руководитель: Лещенко Евгения Ивановна, учитель русского языка и литературы.
В. П. А с т а ф ь е в
Предметом работы является исследование языковых явлений, связанных с цветообозначениями в произведениях писателя. Объект исследования - цикл рассказов «Затеси»
В исследовательской работе проанализирована проблема использования цветописи с точки зрения психолингвистики на примере творчества В.П. Астафьева.
Цель исследования Изучение цветообозначений, использованных автором с психолингвистической точки зрения.
Задачи исследования Изучить и проанализировать литературу по теме исследования. Проанализировать колоративную лексику в произведении В.П. Астафьева «Затеси».
Данная работа актуальна в научном плане, и имеет практическую значимость, так как произведения писателя изучаются на уроках литературы в школе, представляют интерес для школьников, интересующихся творчеством В. П. Астафьева.
Методы и приемы Прием сплошной выборки. Психолингвистический анализ произведений В. П. Астафьева. Исследовательско – поисковый метод.
Структура исследовательской работы Введение. История цветообозначений. Психолингвистический аспект изучения цвета. Описание цветов в применении к человеку и природе (черный, белый, желтый, голубой, зеленый).
«Затеси» - своеобразный «дневник» жизни В.П. Астафьева, хранимый в памяти писателя.
Примеры психолингвистики в произведениях В.П. Астафьева Описание цвета в применении к человеку (его внешность, быт, одежда, дом). Черный цвет – это цвет: Торжественности и достоинства («самодовольные мужики в черных фраках и костюмах, и тоже сплошь в золоте!» («Благословляю Вас»)); траура, смерти и греха («Каплан, или как его там, в черной длинной одежде и черном головном уборе…» («Открытие костела»));
болезни, тяжелой доли («…одежда на ней того же цвета, что и земля, - серовато– черная, с разводами выступившей на ней соли.» («Паруня»)); несчастья, скорби, порчи («Глянешь в пустой черный ствол дерева… кто-то убегает вглубь ствола, в темень – от страшного человеческого глаза» («Гнездышки»));
символа горя, печали («Бабушка строга, почти сурова, всегда одета в черное – на ней вечный траур по мужу, по сыновьям и родным…» («Просьба пионерки»)); ассоциации с криминалом («В Сибири вороны черные, что головешки, никакого просвета на теле, никаких теней и оттенков, и характер у здешней вороны, как у черного каторжника: ни себе, ни птицам, ни людям от нее покоя нет» («Тихая птица»));
гнетущая атмосфера тюрьмы, состояние арестованного отца («…показался низенький человек в черной косоворотке с белыми пуговками…»); маркер социально-политического положения («ничего не переменилось в их отношениях с чернью»); символа привилегированности («Нас подвезли на черной крайкомовской «Волге» («Одна минута»));
страха («Грозный дядька, явившийся из тьмы, и сам, как тьма черный», «тяжело и долго ставил меня на ноги тот, черный и «страшный» - доктор Иван Иванович Сабельников» («Запоздалое спасибо»)); выражение черствости души («Живи с миром в душе на чужой стороне, русский человек, не дай почернеть и обуглиться своему сердцу» «Раздумья на небе»)).
Описание черного цвета в применении к природе (птицы, животные, растения). Картина приближаю- щейся грозы («Я вырос на кромке енисейского берега, черной нахмуренной бровью вдавшегося в реку…» («Змей»));
умирание природы («Перестали цвести и рожать черемуха, обуглились, почернели ее ветви и стволы; не полыхают белые цветы – они вытоптаны или вырваны с корнем». («Хвостик»); смерть («Молодые и старые тополя, все они черны и с обломившимися ветками» («Кладбище»).
Черный цвет ЦветЗначение цвета в применении к человекуприроде Торжественность и достоинство. Болезнь тяжелая доля Несчастье, скорбь, порча. Траур, смерть, грех. Гнетущая атмосфера тюрьмы, криминал Черствость души. Маркер социально – политического положения. Темнота, мрак. Картина приближающейся грозы. Трагизм. Смерть, умирание природы.
ЦветЗначение в применении к человекуприроде Белый Легкость, единство. Совершенство и завершенность решения. Нетронутость. Открытость. Самоотдача. Бесплодность Скука. Вдохновение. Вера и надежда на спасение. Возрождение жизни. Символ белизны, чистоты.
Зеленый цвет ЦветЗначение цвета в применении к человекуприроде Зеленый Нездоровье. Неблагополучие. Упадок. Военная разруха Лиственная одежда всего растительного царства.
Голубой цвет ЦветЗначение в применении к человекуприроде Голубой Безмятежность. Покой. Чистота. Печаль. Название цвета небесного. Название водных источников. Название слабых синеватых оттенков дыма, тумана, воздуха.
Желтый цвет ЦветЗначение в применении к человекуприроде Желтый Свобода и творчество. Стремление к бесконечным переменам. Жажда нового. Независимость. Экстравагантность. Болезненность. Расцветка растений. Окрас животных. Описание солнца.
Красный цвет ЦветЗначение в применении к человекуприроде Красный «Траурно – свадебное» значение. Погребальные обряды. Оберег. Мифологические персонажи. Символ свободы. Символ власти. Символ огня. Плодородие. Обилие.
Заключение В.П.Астафьев - мастер слова, использующий яркие выразительно- изобразительные средства языка. В результате психолингвистического анализа текста «Затесей», мы пришли к выводу, что в языке В.П. Астафьева употреблены различные слова – цветообозначения.
У писателя они имеют те же значения, что и в русской языковой традиции. На наш взгляд, автор «Затесей» особенно часто использует три цвета: белый, черный, зеленый. Вероятно, эта цветовая семантика была сформирована еще в детстве писателя, которое он провел в сибирской деревне, воспитываясь в семье бабушки – хранительницы народной мудрости.
Проведя психолингвистический анализ, мы видим, что не в один день пришел автор к своей страшной автоэпитафии:
«Я пришел в мир добрый, родной и любил его безмерно. Ухожу из мира чужого, злобного, порочного. Мне нечего сказать вам на прощанье».