Исследовательская работа Тема «Колоративная лексика в цикле рассказов В. П. Астафьева «Затеси»»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цветопись в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Выполнил: Лузин Сергей, ученик 7 класса А Научный руководитель: Румянцева И.А.
Advertisements

Белокурая берёзка – символ Родины моей (4 класс)
МКОУ «Тайдаковская СОШ» Символизация вышивки в народном костюме Автор: Стрижко Валентина Ильинична, учитель технологии.
Муниципальное общеобразовательное учреждение МОУ «Поповкинская средняя общеобразовательная школа» На тему: «Белый цвет – символ света или печали в русских.
Ц ВЕТ – ОСНОВА ЖИВОПИСИ. В ЫПОЛНЕНИЕ ЦВЕТОВОГО КРУГА «Ц ВЕТИК - СЕМИЦВЕТИК » Учитель ИЗО Дороднова В.П. МОУ СОШ 11 с. Золотое.
Подготовили ученицы 8 А класса Перфилова Ирина, Шуварикова Екатерина Научный руководитель Соколова М. В. «Это - сердце в плену у Кармен…»
Решетникова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ «Береговская средняя общеобразовательная школа» Нижнеомского.
Тема любви в творчестве А.И.Куприна …мы целями поколениями не умели преклоняться и благоговеть перед любовью. А.И.Куприн.
Быть поэтом –это значит то же, Если правды жизни не нарушить, Рубцевать себя по нежной коже, Кровью чувств ласкать чужие души.
Урок-исследование по литературе в 11 классе. ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЕ В ПОЭЗИИ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ Шевцова Оксана Викторовна, учитель русского языка и литературы.
Цель исследования: выяснение цветового предпочтения школьниками разных возрастных групп, определение их эмоционального состояния на моменты пребывания.
«Древо Жизни» Узор салфетки Презентацию выполнила Ученица 6В класса Вотякова Виктория.
Многие исследователи творчества писателя( Ю. Григорьев, В. Белов, А.И.Куляпин) отмечали в его произведениях «обращение к образам простых людей, русского.
Шишкин – виртуоз рисунка Автор Батырова Алия Алмазовна ученица 10 А класса МБОУ «Лицей 14» г. Нижнекамска Республики Татарстан Руководитель Рыжкова Ольга.
«Особенности цветописи в лирике А. А. Ахматовой » «Особенности цветописи в лирике А. А. Ахматовой » Выполнила: Тихонова Алена, обучающаяся МОУ Иванищевской.
Региональная НПК г. Новокузнецк, 2008 Пенязева Надежда, г. Новокузнецк, МОУ «Гимназия 10», 11 класс Руководитель: Тяжелкова Л.Н.,
Свет, цвет и душа.. Библия о свете «И сказал Бог, да будет свет, и стал свет». «Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы».
Юрия Жекотова. 1.Узнать о творческом пути нашего земляка, писателя Юрия Жекотова. 2.Познакомиться с его творчеством. 3.Определить тематику. 4.Проанализировать.
Образ тумана в коротких рассказах И.А.Бунина «Звезды стали тусклы и далеки, Небеса – туманны и глубоки…» (И.Бунин)
Челюскинская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней администрации Новоазовского района ТЕХНОЛОГИЯ РОЗПИСИ ПИСАНКИ Подготовила учитель трудового обучения.
Транксрипт:

Исследовательская работа Тема «Колоративная лексика в цикле рассказов В. П. Астафьева «Затеси»»

Виктор Петрович Астафьев ( г)

Автор: Мария Шмонова, учащаяся 9 класса МОУ Большекосульская СОШ

Руководитель: Лещенко Евгения Ивановна, учитель русского языка и литературы.

В. П. А с т а ф ь е в

Предметом работы является исследование языковых явлений, связанных с цветообозначениями в произведениях писателя. Объект исследования - цикл рассказов «Затеси»

В исследовательской работе проанализирована проблема использования цветописи с точки зрения психолингвистики на примере творчества В.П. Астафьева.

Цель исследования Изучение цветообозначений, использованных автором с психолингвистической точки зрения.

Задачи исследования Изучить и проанализировать литературу по теме исследования. Проанализировать колоративную лексику в произведении В.П. Астафьева «Затеси».

Данная работа актуальна в научном плане, и имеет практическую значимость, так как произведения писателя изучаются на уроках литературы в школе, представляют интерес для школьников, интересующихся творчеством В. П. Астафьева.

Методы и приемы Прием сплошной выборки. Психолингвистический анализ произведений В. П. Астафьева. Исследовательско – поисковый метод.

Структура исследовательской работы Введение. История цветообозначений. Психолингвистический аспект изучения цвета. Описание цветов в применении к человеку и природе (черный, белый, желтый, голубой, зеленый).

«Затеси» - своеобразный «дневник» жизни В.П. Астафьева, хранимый в памяти писателя.

Примеры психолингвистики в произведениях В.П. Астафьева Описание цвета в применении к человеку (его внешность, быт, одежда, дом). Черный цвет – это цвет: Торжественности и достоинства («самодовольные мужики в черных фраках и костюмах, и тоже сплошь в золоте!» («Благословляю Вас»)); траура, смерти и греха («Каплан, или как его там, в черной длинной одежде и черном головном уборе…» («Открытие костела»));

болезни, тяжелой доли («…одежда на ней того же цвета, что и земля, - серовато– черная, с разводами выступившей на ней соли.» («Паруня»)); несчастья, скорби, порчи («Глянешь в пустой черный ствол дерева… кто-то убегает вглубь ствола, в темень – от страшного человеческого глаза» («Гнездышки»));

символа горя, печали («Бабушка строга, почти сурова, всегда одета в черное – на ней вечный траур по мужу, по сыновьям и родным…» («Просьба пионерки»)); ассоциации с криминалом («В Сибири вороны черные, что головешки, никакого просвета на теле, никаких теней и оттенков, и характер у здешней вороны, как у черного каторжника: ни себе, ни птицам, ни людям от нее покоя нет» («Тихая птица»));

гнетущая атмосфера тюрьмы, состояние арестованного отца («…показался низенький человек в черной косоворотке с белыми пуговками…»); маркер социально-политического положения («ничего не переменилось в их отношениях с чернью»); символа привилегированности («Нас подвезли на черной крайкомовской «Волге» («Одна минута»));

страха («Грозный дядька, явившийся из тьмы, и сам, как тьма черный», «тяжело и долго ставил меня на ноги тот, черный и «страшный» - доктор Иван Иванович Сабельников» («Запоздалое спасибо»)); выражение черствости души («Живи с миром в душе на чужой стороне, русский человек, не дай почернеть и обуглиться своему сердцу» «Раздумья на небе»)).

Описание черного цвета в применении к природе (птицы, животные, растения). Картина приближаю- щейся грозы («Я вырос на кромке енисейского берега, черной нахмуренной бровью вдавшегося в реку…» («Змей»));

умирание природы («Перестали цвести и рожать черемуха, обуглились, почернели ее ветви и стволы; не полыхают белые цветы – они вытоптаны или вырваны с корнем». («Хвостик»); смерть («Молодые и старые тополя, все они черны и с обломившимися ветками» («Кладбище»).

Черный цвет ЦветЗначение цвета в применении к человекуприроде Торжественность и достоинство. Болезнь тяжелая доля Несчастье, скорбь, порча. Траур, смерть, грех. Гнетущая атмосфера тюрьмы, криминал Черствость души. Маркер социально – политического положения. Темнота, мрак. Картина приближающейся грозы. Трагизм. Смерть, умирание природы.

ЦветЗначение в применении к человекуприроде Белый Легкость, единство. Совершенство и завершенность решения. Нетронутость. Открытость. Самоотдача. Бесплодность Скука. Вдохновение. Вера и надежда на спасение. Возрождение жизни. Символ белизны, чистоты.

Зеленый цвет ЦветЗначение цвета в применении к человекуприроде Зеленый Нездоровье. Неблагополучие. Упадок. Военная разруха Лиственная одежда всего растительного царства.

Голубой цвет ЦветЗначение в применении к человекуприроде Голубой Безмятежность. Покой. Чистота. Печаль. Название цвета небесного. Название водных источников. Название слабых синеватых оттенков дыма, тумана, воздуха.

Желтый цвет ЦветЗначение в применении к человекуприроде Желтый Свобода и творчество. Стремление к бесконечным переменам. Жажда нового. Независимость. Экстравагантность. Болезненность. Расцветка растений. Окрас животных. Описание солнца.

Красный цвет ЦветЗначение в применении к человекуприроде Красный «Траурно – свадебное» значение. Погребальные обряды. Оберег. Мифологические персонажи. Символ свободы. Символ власти. Символ огня. Плодородие. Обилие.

Заключение В.П.Астафьев - мастер слова, использующий яркие выразительно- изобразительные средства языка. В результате психолингвистического анализа текста «Затесей», мы пришли к выводу, что в языке В.П. Астафьева употреблены различные слова – цветообозначения.

У писателя они имеют те же значения, что и в русской языковой традиции. На наш взгляд, автор «Затесей» особенно часто использует три цвета: белый, черный, зеленый. Вероятно, эта цветовая семантика была сформирована еще в детстве писателя, которое он провел в сибирской деревне, воспитываясь в семье бабушки – хранительницы народной мудрости.

Проведя психолингвистический анализ, мы видим, что не в один день пришел автор к своей страшной автоэпитафии:

«Я пришел в мир добрый, родной и любил его безмерно. Ухожу из мира чужого, злобного, порочного. Мне нечего сказать вам на прощанье».