И.Ю. Ларионов Этика научных исследований с применением животных ЗИМНИЙ СЕМИНАР Рузаевка, 31 января – 3 февраля 2008.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Субъективное мнение Работу выполнила Деменева К..
Advertisements

Толерантность: что это? Толерантность (от лат. tolerantia терпение) терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Развитие общества. Блок С. С 4-7 Прочитайте текст и выполните задание: Безусловно, главной является гуманизирующая функция морали. Суть ее в том, что.
Проблема эвтаназии: этический и юридический аспекты Шакирова Регина Рустемовна, студент 1205 группы Научный руководитель – к.ф.н., доц.. Гурьянов А.С.
Генные технологии и биоэтика. 1.Генные технологии 2.Этика и биоэтика 3.Значение биоэтики 4.Биоэтический кодекс 5.Основные биоэтические принципы 6.Этические.
Список вопросов к семинарам по проекту в 8 а классе 1.Что такое мышление? 2.Зачем человеку мыслить? 3.Чем отличается мыслить и думать? 4.Нужно ли ы школе.
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности ( энциклопедический словарь). Методология – система принципов.
Выполнила: студентка 1 курса Агафонова А. А.. Цель работы – изучить этические нормы исследований, проводимых на животных. Основные задачи: 1. Изучить.
ЧТО ТАКОЕ МОРАЛЬ. ЦЕЛИ УРОКА ЧТО ТАКОЕ НРАВСТВЕННОСТЬ И МОРАЛЬ? МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. ЧТО ТАКОЕ ВЫСШИЕ ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Тема 1.3. Виды знаний.. Проверка домашнего задания (темы 1.1 и 1.2)
Урок открытия новых знаний. Тема: Право в системе социальных норм. МОДУЛЬ право.
Семинар 6 Образовательный проект как один из способов построения антропопрактики Дозморова Е.В.
Сфера духовной культуры Цель урока – освоить понятия: душа, дух духовность, духовная жизнь, духовная культура, культура. уметь – характеризовать духовную.
История и философия науки Тема 1 Сущность и особенности научного знания МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
Придержав, не дать упасть; Оказать помощь, содействие; Выразив согласие, одобрив, выступить в защиту кого-нибудь; Не дать прекратиться, нарушиться чему-нибудь.
Права ребенка «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность.
Биоэтика Выполнила: студентка 1 курса Л/Д Захарова Яна.
А ДАПТАЦИЯ Основной задачей образования в настоящее время является подготовка личности к процессу значительных изменений, происходящих в современном мире.
ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ: В ЧЕМ СУТЬ ПРОБЛЕМЫ
Транксрипт:

И.Ю. Ларионов Этика научных исследований с применением животных ЗИМНИЙ СЕМИНАР Рузаевка, 31 января – 3 февраля 2008

Что нас в этом не устраивает Тестирование лекарств на животных Исследования природы и течения болезней на животных Использование животных в учебных целях Использование животных для разработки косметики и т.п. средств Использование животных как биореакторов для синтеза ряда химических соединений Использование животных как резервуара для хранения и размножения вирусов Содержание животных, предназначенных для экспериментов Генетическое моделирование Использование в экспериментах бродячих животных и животных из приютов

теория Возможно ли вообще нравственное отношение к животным, обладают ли они моральным статусом или моральной ценностью? Присущи ли моральная ценность или права животным самим по себе? Есть ли основания относиться к гибели животных в ходе эксперимента, а также к боли, ими испытываемой, с нравственной точки зрения? Имеются ли нравственные аргументы, оправдывающие эксперименты на животных? Необходимое концептуальное ограничение: Опыты на животных нельзя рассматривать как жестокость, т.е. намеренное бессмысленное причинение страданий.

Антропоцентризм Человек качественно отличается от животных (благодаря личности, способности к моральному страданию, свободы, ответственности и т.п.; религиозный аргумент: благодаря наличию души, особой связи с богом и особого места в мире). Моральным статусом обладают только люди, и моральные отношения возможны только между ними. Ряд исследований с использованием животных приносит огромную пользу человечеству.

Потребительское отношение к животным как версия «жесткого» антропоцентризма Использованием человеком животных естественно, животные предназначены для использования человеком (религиозный аргумент). Эксперименты над животными не менее оправданы, чем всякое другое их использование, в т.ч. употребление в пищу.

Версии «мягкого» антропоцентризма «Гуманизм», утверждение эстетической ценности и вторичного морального статуса животных Отношение человека к животному отражает уровень развития самого человека, в том числе нравственный. Определение морального статуса животных по наличию способностей, специфических для человека Высшие животные (напр. приматы) имеют интеллектуальные способности, сходные с человеческими, что наделяет их подобием морального статуса.

Консервативный сциентизм Исследования с участием животных приносят огромную пользу человечеству и способствуют прогрессу познания, которое является одной из ценностей человечества. Один из основателей экспериментальной медицины и пропагандист экспериментов на животных Клод Бернар («Введение в экспериментальную медицину», 1865): следует проводить исследования на животных, проводить эксперименты на людях и допускать случайности безнравственно. Множеству важнейших достижений в области медицины мы обязаны экспериментам на животных («White Paper» of American Medical Association: The Use of Animals in Biomedical Research: The Challenge and the Response. Washington, 1988). Использование животных в экспериментах соответствует стандартам современной науки, является неотъемлемой частью современного познания. Качество жизни животных, используемых в экспериментах, часто лучше, чем животных на воле или используемых в хозяйстве.

Естественнонаучный (неморальный) аргумент против некоторых исследований с участием животных Организмы животных разных видов (в т.ч. человека) не совпадают, и результаты, полученные на одних видах, не могут быт механически перенесены на другие, т.о. проведение этих экспериментов - по крайней мере, в медицинских целях - нецелесообразно.

Концепт «внутренней ценности» живых существ Животные являются субъектами жизни, которая выступает ценностью сама по себе (А. Швейцер). Природа, животные как части жизни обладают внутренней ценностью, которая должна быть уважаема и хранима сама по себе (Б. Кэлликотт).

Концепт «прав животных» Животные как субъекты жизни и существа, обладающие внутренней ценностью (см. выше) что само по себе наделяет их правами. Следует расширить и, при необходимости, изменить существующее понимание сущности «права» и средств их защиты. (Т. Риган) Определенные общественные институты вправе взять на себя заботу о защите прав животных, в том числе используемых в научных экспериментах.

Патоцентризм – представление о способности чувствовать боль «Если существо не способно страдать или радоваться, проблемы не возникает» (П. Сингер). Способность чувствовать боль может быть связана с наличием нервной системы и других органов, что может быть определено современными научными методами.

Концепт «благосостояния животных» (animal[s] welfare) Следует признать необходимость обеспечить животным, используемым в экспериментах, определенную степень качества жизни, комфорта и минимизировать их страдания.

что на самом деле? консервативный сциентизм признание этического аспекта деятельности ученого декларации политика

Славой Жижек Желание: Влечение = Истина: Знание Разве современная наука, которая демонстрирует «слепое упорство» влечения (к смерти), не служит парадигмой «ацефалического» знания. Это знание не затрагивает ни внутреннего отношения к истине, ни субъективной позиции высказывания. Современная наука движется в этом направлении, невзирая на цену – удовлетворение здесь обеспечивается самим знанием, а не моральными или общественными целям, которым, как предполагается, это научное знание служит

«Моральными я называю вопросы справедливой совместной жизни». Мораль – не «заколдовывание природы», а противопоставленный грубой автономии индивидуально принимаемых решений «достигший уровня рефлексии модерн». Юрген Хабермас «Будущее человеческой природы»

Инструменты внедрения этических стандартов в научные эксперименты с использованием животных Построение иерархии морально значимых существ Правило «трех R» - «three Rs» (W. Russell и R. Burch) Декларации и законодательное регулирование Практика «справедливого возмещения» (П. Тейлор)

политика в отношении исследований с использованием животных (по Brody B.A. The Ethics of Biomedical Research. An International Perspective. NY – Oxford, Р.18) Какие животные защищаются; какие больше, какие меньше? На внедрение какой политики делается особенный акцент? Какие существуют требования по замене одних животных другими? Какие существуют требования для общего сокращения экспериментов с использованием животных? Какие выдвигаются требования для минимизации страданий и дискомфорта в ходе самого исследования? Какие выдвигаются требования для минимизации страданий и дискомфорта в жизни животного, предназначенного для опытов? Есть ли требования по балансу потерь животных и приобретений для человечества?