Языковая личность. План 1. Многообразие понятия «языковая личность» 2. Типы языковых личностей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Вторичная языковая личность Вторичная языковая личность Составила: Э.Г.Нуриева.
Advertisements

Коммуникация как объект профессиональной деятельности филолога и составляющая подготовки бакалавра и магистра филологии А.А. Чувакин, д.ф.н., проф., зав.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Языковая личность Составила: Э.Г.Нуриева. Языковая личность- 1.Носитель языка, который охарактеризован на основе анализа сделанных им текстов с точки.
ДИСТАНЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ВОПРОСАМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Кандидат исторических наук Татьяна Владимировна Мжельская Мжельская.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 33 г.Калининграда Основные задачи и методы лингвокультурологии.
Духовный мир человека Духовный мир личности (микрокосм человека) целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементы.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ»
ОСНОВЫ ПРАГМАЛИНГВИСТИКИ. Используя язык, человек влияет на мир в целом, меняет социальную действительность: выносит кому-то приговор, ведет переговоры,
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства.
Язык и культура. Взаимосвязанное обучение языку и культуре как основа формирования способности к межкультурной коммуникации.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Деятельность и общение. Деятельность и общение.. Деятельность и общение. 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка Солейник Виктория Валерьевна Гончарук.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Коммуникативная компетентность – важная профессиональная ценность современного педагога.
Капышкина Яна. Английский социолог, создавший теорию структурами, в которой пытался преодолеть двойственность социологических подходов к анализу общества.
ПРАГМАТИКА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ. Прагматика означает «слово», «действие Ч. Моррисом По теории Ч. Морриса в семиотике различаются три аспекта: синтактика,
Формирование универсальных учебных действий Районный семинар учителей, работающих по УМК «Перспективная начальная школа» Можайский район МОУ СОШ пос. Гидроузел.
Транксрипт:

Языковая личность

План 1. Многообразие понятия «языковая личность» 2. Типы языковых личностей

1. Многообразие понятия «языковая личность»

Истоки употребления термина ЯЛ - Й.Л. Вайсгербер «Родной язык и формирование духа». - В.В. Виноградов «О художественной прозе».

Языковая личность – человек, рассматриваемый с точки зрения его готовности производить речевые поступки. Языковая личность – тот, кто присваивает язык, то есть тот, для кого язык есть речь. Богин Г.И.

Языковая личность – это «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов)» Караулов Ю.Н.

Языковая личность - это человек, существующий в языковом пространстве в общении, в стереотипах поведения, зафиксированных в языке, в значениях языковых единиц и смыслах текстов. Карасик В.И.

Языковой личностью считается субъект, способный осуществлять речевую деятельность, оперируя смысловыми образованиями. Клюканов И.Э.

Под языковой личностью понимается индивид, способный создавать закодированные обозначения внешнего мира, служащие моделью понятийной действительности и закрепленные кодификацией языкового коллектива. Еремеева О.А

Языковая личность рассматривается как носитель языковой способности определенного качества, данного ей изначально и далее развивающегося в соответствии с заложенным в ней потенциалом. Голев Н.Д.

Языковая личность – это многомерная, многоуровневая функциональная система, дающая представление о степени владения языком и речью индивидом на уровне активного и творческого осмысления действительности. Барсукова Е.В.

Языковая личность - динамическая система, характеризующаяся особым соотношением различных параметров: духовного, душевного, интуитивного, рационального, сознательного, бессознательного, узуального, творческого, потенциального, репрезентативного и др. Ерошенко А.Р.

Языковая личность есть индивид, представленный через посредство своего речевого воплощения. Мурзин Д.Н.

Языковая личность - личность в совокупности социальных и индивидуальных черт, отраженная в созданных ею текстах. Иванцова Е.В.

2.Типы языковых личностей

Седов К.Ф.

Типы ЯЛ конфликтный; центрированный; кооперативный.

Конфликтный тип демонстрирует установку против партнера по коммуникации. Подобная интеракция отражает стремление одного из участников общения самоутвердиться за счет собеседника.

Конфликтно-агрессивный подтип характеризуется тем, что один из участников демонстрируют по отношению к коммуникативному партнеру негативную иллокуцию, которая вызвана стремлением видеть в его поведении враждебную или конкурирующую интенцию.

Конфликтно- манипуляторский подтип речевого поведения ориентирован на коммуникацию, в ходе которой один из участников общения в своем собеседнике прежде всего видит объект манипуляции.

Центрированный тип речевого поведения характеризуется наличием у одного из участников (или у обоих) установки на себя при игнорировании партнера коммуникации.

Активно-центрированный подтип иногда по своим речевым проявлениям напоминает конфликтно- манипуляторский дискурс: в нем тоже присутствуют перебивы собеседника, произвольные изменения темы разговора и т.д.

Пассивно- центрированная разновидность общения характеризуется уходом одного из коммуникативных партнеров в себя.

Кооперативный тип речевого поведения отличается доминирующей установкой в общении на партнера коммуникации.

Кооперативно- конформная разновидность дискурса характеризуется тем, что один из участников общения демонстрирует согласие с точкой зрения собеседника, даже если он не вполне разделяет эту точку зрения.

Кооперативно-актуализаторский подтип речевого поведения отражает высший уровень коммуникативной компетенций человека по способности к речевой кооперации. Говорящий стремится поставить себя на точку зрения собеседника, взглянуть на изображаемую в речи ситуацию его глазами.

Литература 1. Барсукова Е.В. Языковая личность как категория исторической культурологии (на материале «Архива князя Воронцова»): Автореф. дис. … канд. культурологии. М., с. 2. Богин Г.И. Современная лингводидактика. Калинин: Калинин. гос. ун-т, с. 3. Вайсгербер Й.Л. Родной язык и формирование духа: Пер. с нем. 2-е изд., испр. и доп. М.: Едиториал УРСС, с. 4. Виноградов В.В. Избранные труды: О языке художественной прозы. М.: Наука, с. 5. Еремеева О.А. О понятии «языковая личность» // Лингвистика: взаимодействие кон- цепций и парадигм. Харьков, Вып. 1, ч. 2. С Ерошенко А.Р. Концепт «Человек» в антропологической лингвистике: особенности интерпретации // Антропоцентрическая парадигма в филологии. Ставрополь, Ч. 2. С Иванцова Е.В. О термине «языковая личность»: истоки, проблемы, перспективы использования // Вестник Томского Государственного университете. (Филология). 2010г Иванцова Е.В. Феномен диалектной языковой личности. Томск: Изд-во Том. ун-та, с. 9. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград. 2002г. 447с. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, с. 10. Клюканов И.Э. Языковая личность и интегральные смысловые образования // Язык, дискурс и личность. Тверь, С Седов К.Ф. Типы языковых личностей и стратегии речевого поведения (о риторике бытового конфликта). // Седов К.Ф. Вопросы стилистики. Язык и человек. Саратов. 1996г. Вып. 26. С 8-14.