Э ТИМОЛОГИЯ СЛОВ - ИСКЛЮЧЕНИЙ ИЗ ПРАВИЛ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ Авторы – учащиеся 7а класса МОУ ДСОШ 9 г.Дмитрова Московской области Самойлова Татьяна, Смирнова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учись писать грамотно nЭnЭлективные курсы по русскому языку.
Advertisements

. Проверяемые безударные гласные в корне слова Чтобы проверить правописание безударных гласных в корне слова, надо подобрать к данному слову однокоренное.
Орфограммы в корне слова Проверяемые безударные гласные в корне слова Чтобы проверить правописание безударных гласных в корне слова,
Словообразование Словообразование Орфография. Орфограммы в морфемах Корень Корень Суффикс Суффикс Окончание Окончание Приставка Приставка.
Схемы орфограмм по русскому языку Подготовила учитель начальных классов МОУ ОГ 21 г. Архангельска Зуева Т.В. Из опыта работы.
НАЧАТЬ ЗАНЯТИЕ. 1.Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи……………………… – 4 2. Буквы О – Е после шипящих…………………………… 5 3. Буквы Е.
Проект «В стране выученных правил,.. или Её Величество Орфография» 4 этап Команда «АзБуки» МОУ СОШ 19 г.Владимира.
В ПОМОЩЬ УЧАЩИМСЯ 5 КЛАССОВ И ИХ РОДИТЕЛЯМ: Теоретический и дидактический материал по изучаемым темам. Учитель Зуева Людмила Васильевна.
1 УЧИСЬ ПИСАТЬ ГРАМОТНО ( трудные случаи правописания ) Адаптированная программа элективного курса по русскому языку для 9-го класса Автор программы Потёмкина.
Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему в 9 классе.
Выполнила Выполнила Байдина Галина Николаевна Байдина Галина Николаевна учитель русского языка учитель русского языка и литературы и литературы Иловская.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Рекомендации по работе со схемами Схемы по орфограммам для учащихся 1-4 классов. УМК «Школа России» Использовать для коллективной и индивидуальной работы.
Правописание сложных существительных с первой частью пол- Определить, с чего начинается вторая часть сложного слова ГласныйПрописная буква Буква ЛСогласный.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Орфография (от греч. orthos «правильно» и graphо «пишу») – это исторически сложившаяся система правил, устанавливающих написания слов. Орфограмма (от.
Проект «В стране выученных правил, или Ее Величество Орфография» Задания второго тура.
-, Ах, алгоритм, алгоритм, алгоритм! Ты нам и нужен, и дорог, и ясен: Вместе с тобой орфография нам Даже совсем не опасна! Где мягкий знак, ну а где две.
Правописание гласных и согласных в корне слова Правописание гласных и согласных в корне слова.
Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
Транксрипт:

Э ТИМОЛОГИЯ СЛОВ - ИСКЛЮЧЕНИЙ ИЗ ПРАВИЛ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ Авторы – учащиеся 7а класса МОУ ДСОШ 9 г.Дмитрова Московской области Самойлова Татьяна, Смирнова Маргарита Научный руководитель – Русак Инна Николаевна

Изучая орфографические правила на уроках русского языка, мы нередко сталкиваемся с исключениями из правил, которые машинально заучиваем, не задумываясь о природе их происхождения. И учителя этот феномен русской орфографии не объясняют, а просто предлагают как факт. Нас же заинтересовали причины возникновения слов-исключений в русской орфографии. Думается, что данный материал можно вполне использовать учителям-словесникам на уроках русского языка, так как знание исторических процессов в развитии языка необходимо для более успешного обучения.

Р ЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 5 – 10 КЛАССОВ. Я НВАРЬ – ФЕВРАЛЬ 2011

О РФОГРАММА : БУКВЫ Е - И В ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЯХ В древнерусском языке глаголы делились на 4 тематических класса. К глаголам четвёртого класса относились глаголы с нулевым суффиксом в основе настоящего времени и с суффиксом -и- в инфинитиве, а также с основой на - ять в инфинитиве, а после шипящих и йот на -а. Четвёртый класс глаголов относился ко второму спряжению ! Например: обидЂ-ти – обидиши видЂ-ти – видиши слыша-ти - слышиши

Стелить. В современном русском языке имеются две формы этого глагола: стлать (1-е спряжение) и стелить (2-е спряжение). Но формы настоящего времени для обоих глаголов в литературном языке обычно употребляются общие: стелить, стелет, стелют (т.е. они изменяются по первому спряжению).

О РФОГРАММА : ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. В русском языке последовательно происходили морфологические, словообразовательные и акцентологические изменения. Но только в трёх словах – стеклянный, оловянный, деревянный закономерности переплелись и дали удивительный результат. Первоначально в древний период все отымённые прилагательные образовались с помощью суффиксов -ан- – -ян-, но при этом получали различное ударение. И уже от этих суффиксальных прилагательных могли возникнуть новые формы с дополнительным суффиксом -ьн-. По этому правилу слова писались так: дерев-ян-ьн-ый, олов-ян-ьн- ный. Но в связи с исчезновением сверхкраткого звука ь ударение перешло на предыдущий слог и здесь закрепилось, возникли новые слова.

Прилагательное стеклянный, сохранив старое ударение на суффиксе, одновременно с этим оставило и «усиленное н » – и попало в разряд исключений. Это слово, даже получая суффикс -ьн-, никогда не переносило ударение на корень, потому что и корень, и суффикс у него состоял из сверхкраткого ъ : стькльнъ – всё слово состояло из одних сверхкратких гласных. После утраты слабых сверхкратких слово стъкльнъ дало форму стклен, которая настолько сложна для произношения, что не сохранилась в русском языке.

О РФОГРАММА : БУКВЫ И - Ы ПОСЛЕ Ц Написание букв и - ы после ц сложилось стихийно, но впоследствии эти написания прикрепились к определённым морфемам. Написание ци в корне – историческое явление. Слова с таким буквосочетанием являются обычно иноязычными. После ц пишется и в соответствии с мягким или полумягким произношением тех звуков, которые передаются в русском языке буквой ц, например: цивилизация из лат. civilis, цитата – лат. citatum. В русском же языке буква ц передаёт твёрдый звук, после которого может произноситься только [ы]. Так как заимствованных слов с ци в корне большинство, русские слова с цы в корне ( цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыкнуть, цыц ) попали в исключения.

О РФОГРАММА : МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В НАРЕЧИЯХ Объяснить исключения уж, замуж, невтерпёж можно следующим образом: эти наречия произошли от существительных уж, терпёж, муж, которые относятся ко второму склонению и пишутся без мягкого знака.

О РФОГРАММА О - Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В НАРЕЧИЯХ Ещё. Мало кто знает, что слово ещё исконно являлось безударной частицей, в которой по правилу писалось ё. И уже потом это слово приобрело значение «большее» и стало наречием. А правописание сохранилось.

О РФОГРАММА : И, А, У ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ. Ярким примером исторического правописания в русском языке является буква и после согласных ж, ш. Мы говорим жы, шы, но пишем жи, ши, потому что так произносились эти сочетания на заре нашей письменности, когда согласные ж, ш были мягкими. И только три слова: жюри, брошюра, парашют, следуя транслитерационному принципу, пишутся через ю. В написании этих слов отражено и французское произношение и написание. Если бы эти слова были в древнерусском языке, то их написание целиком и полностью отражало бы традиционный принцип русской орфографии, так как ж, ш были мягкими. Но эти слова пришли в XIX веке, когда ж, ш уже отвердели, и стали исключениями из правила. Жюри – jury Брошюра – brocure Парашют - paracute

О РФОГРАММА : БУКВЫ О - Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В учебниках данное правило звучит так: «В корне слова после шипящих под ударением пишется ё, а не о. Исключения: шорох, крыжовник, шов, капюшон и т.д.» Если проследить механизм работы этого правила, то можно убедиться, что буква е - ё пишется тогда, когда ударение в слове на этом слоге непостоянно и при образовании новых слов переходит на другой слог: жеваный – жевать, жёны – жена, чёлка – чело и т.д.

В таких словах, как шорох, шов, обжора, прожорливый, корневой слог при всех изменениях слова остаётся ударным и о не чередуется с ё. Не следует ли поменять формулировку данного правила: « В корне после шипящих пишется ё, когда ударение на корне непостоянно; и пишется о, если корень остаётся ударным при всех изменениях слова »? Тогда не придётся запоминать огромное количество слов, которые попали в разряд исключений. Но что же делать с такими словами, как шофёр шоссе, шоколад, жонглёр и др., которые тоже рассматриваются составителями учебников в этом правиле? Они все иноязычные и пишутся в соответствии с транслитерационным принципом, попадая в разряд словарных слов.

Крыжовник. Этимологически в этом слове выделяются два суффикса: -ов-, -ник-. В современном русском языке, где слово крыж ушло в пассивный запас, корень сросся с суффиксом -ов-. Это и заставляет заучивать данное слово как исключение, в то время, как в нём последовательно выдерживается правило написания о - ё в суффиксах после шипящих. Трущоба. Слово также образовано с помощью суффикса -об- от несохранившегося труща – «хворост, треск». Значит, и здесь можно применить правило « О - ё после шипящих». Такому же принципу подчиняется и слово чащоба, образованное от хорошо известного слова чаща. Он имеет корень чащ и суффикс –об-

О РФОГРАММА : МЯГКИЙ ЗНАК В ГЛАГОЛАХ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ В современном русском языке во втором лице единственного числа формы повелительного наклонения могут быть трёх видов: а) с конечным мягким согласным: будь, тронь, брось; б) с ударным конечным –и : ходи, пои, крои ; в) с конечным – й после гласного: думай, знай, читай. Таким образом, формы повелительного наклонения образуются от чистой основы настоящего и будущего простого времени с чередованием твёрдого согласного с мягким и от чистой основы плюс суффикс -и-. Форма ляг стала исключением благодаря своей твёрдой согласной на конце. В этом случае звуковая материя оказывает сопротивление графической форме. Поставленный мягкий знак вызывает при чтении этой формы восприятие сочетания знаков гь. Между тем, мягкие заднеязычные, как правило, не могут стоять в конце слов: в норме они так не употребляются. Иными словами, сюда «вмешивается» и произносительная норма русского языка – и слово произносится в соответствии с этой нормой.

О РФОГРАММА : КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ. Почему возникли исключения в этой орфограмме – об этом есть только отрывочные сведения. Равнина. Равнина – это место горизонтально плоское, то есть все её точки расположены на равном расстоянии от уровня моря. Полог. По смыслу это слово уже не связывается с корнем лаг - лож. Плав - плов. В написание вмешалось языковое чутьё. В своё время появились сложносокращённые слова: плавкран, плавсредства, с двумя ударениями. Если стали так говорить, то и писать слова стали с корнем плав ( плавать, плавун ). Так и была узаконена новая орфограмма.

К сожалению, поиски по данной теме на этом остановились, так как не удалось найти дополнительную информацию. Но и собранный материал нам кажется очень полезным.

Проведя эту исследовательскую работу, мы заинтересовались, существует ли словарь слов-исключений из правил русской орфографии. Выяснилось, что такого словаря ещё нет. Итак, мы решили предположить, каким он мог бы быть.

Самойлова Т. Смирнова М. Словарь слов- исключений из правил русской орфографии МОУ ДСОШ 9 Дмитров Самойлова Т. Смирнова М. Словарь слов- исключений из правил русской орфографии МОУ ДСОШ 9 Дмитров Содержание: 1.Глаголы-исключения 2.Прилагательные 3.Ы- и после Ц 4.Наречия 5.Чередование О и А 6.… 7.… Н и нн в именах прилагательных стеклянный оловянный деревянный Стеклянный - сохранив старое ударение на суффиксе, попало в разряд исключений. После утраты слабых сверхкратких гласных слово дало форму, которая настолько сложна для произношения, что не сохранилась в русском языке.

И СПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ Орфографический словарь для школьников «Лист», Москва, Этимологический словарь современного русского языка «Восток-Запад», Былинский К.И. Справочник по орфографии и пунктуации для работников печати / К.И. Былинский, Н.Н. Никольский. М.: Искусство, Граник Г.Г. Секреты орфографии / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. М.: Просвещение Иванов В.В. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. Пособие для учителя / В.В. Иванов, З.А. Потиха. М.: Просвещение, Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография / В.Ф. Иванова. М.: Просвещение Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии / В.Ф. Иванова. Л.: Изд. Университета, Колесов В. Стеклянный, оловянный, деревянный / В. Колесов // Русская речь, Кузьмина С.М. Теория русской орфографии / С.М. Кузьмина. М. Наука, Панов М. В. Занимательная орфография / М. В. Панов. М.: Просвещение, Пронина И.В. Изучение трудных слов с применением этимологического анализа / И.В. Пронина. М.: Просвещение, 1964 Розенталь Д.Э. Вопросы русского правописания. Практическое руководство / Д.Э. Розенталь. МГУ, Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка / Н.М. Шанский, В.В. Иванов, Т.В. Шанская. М.: Просвещение, Щерба Л.В. Теория русского письма / Л.В. Щерба. Л.: Наука, www. yazykoznanie.ru