Развитие социально- гуманитарных наук 1.Классический 2.Неклассический 3.Постнеклассический.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Философские теории воли. Воля как волюнтаризм. А.Шопенгауер. Философские теории воли. Воля как волюнтаризм. А.Шопенгауер.
Advertisements

Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 46 Теория и практика. Критерии истинности познания. Научная истина.
Гносеология слово греческого происхождения («гнозис» знание и «логос» слово, учение). Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Понятие философии права ФИЛОСОФИЯ ПРАВА: область знания, связывающая философию и правовую теорию и практику; форма самопознания правовой деятельности.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Философия XIX и XX вв. 1.Классическая философия XIX в. 2.Неклассическая философия XIX в. 3.Особенности философии ХХ в.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 7 Наука и культура. Традиционалистический и техногенный тип цивилизации. Ценность научной рациональности.
ДЕ 1. Что есть философия? Тема 1. Что есть философия? (4 часа) Мировоззрение и его исторические типы Предмет и специфика философского знания Функции и.
Философия познания ГНОСЕОЛОГИЯ- общая теория познания эпистемология – теория научного познания.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
PPTzone.ru Сознание Сознание – высшая форма биологического отражения окружающего мира в духовных (мысленных, идеальных) образах и его осмысление, основанное.
1 Человек современного физического типа тыс. лет назад. Часть природы, биологическое, телесно-чувственное существо (Л. Фейербах) Творец духовной.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
1 Основа Информационной Картины Мира В основе Информационной Картины Мира лежат ЗАКОНЫ. Законы, выявляемые цивилизацией в ходе ее развития и Законы Природы,
Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
1. Понятие « личность » 2. Понятие « индивид » 3. Понятие « индивидуальность » 4. Закрепление изученного : - определения понятий - схемы понятий - тестовые.
Социальный конструктивизм как способ интерпретации культурно - исторической психологии.
Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка Урок биологии в 11 классе Учитель: Иванова О. В.
Транксрипт:

Развитие социально- гуманитарных наук 1.Классический 2.Неклассический 3.Постнеклассический

Неклассический конец XIX – начало XX столетий Новая модель социально-гуманитарных знаний формировалась благодаря усилиям таких мыслителей, как Шопенгауэр, Кьеркегор, Н. Бердяев. мир человеческих отношений предстает как сложный мир, не вписывающийся в законы природы. В частности, по определению Бердяева, сущность человека сводится к ничем неограничиваемой свободе.

Учения Дильтея, Бергсона, Гуссерля В их учениях рациональное познание теряет статус единственно верного пути к истине. Ему отказывают в творческой природе и рассматривают как повторение одних и тех же логических правил, как повторение форм действительности

Сравнение классичеcкой и неклассической модели развития Классический этап развития Неклассический этап развития Естественные науки = социально- гуманитарные науки=Точные знания Исключается стремление к точности. Главное-выявление смысла и значения явлений

Философия отдельных мыслителей неклассичекой эпохи развития социально гуманитарного познания Понятие «жизнь» как одна из проблем познания в науках о духе

Артур Шопенгауэр О «жизни» Вводит «жизнь» в связке понятий «воля», «время (настоящее)». Именно в образе жизни является для представления желание воли, воля тождественна воли к жизни, если есть воля, то и будет жизнь. Воля - это внутренне содержание, существо мира, а жизнь, видимый мир, явление - только зеркало воли. Человек, согласно Шопенгауэру, наиболее совершенная объективация воли к жизни, само воплощение ненасытной жажды. Будучи погружен в состояние постоянной тревоги, в условиях нарастающих угроз, он проживает трагическую жизнь, в следствии чего трагична и история человечества. Рационализм и прогресс – всего лишь мираж, выдумка классического рационализма. Жизнь – вечно происходящее страдание, а история – слепой случай. По этому нет речи о прогрессе истории рода человеческого, который представляет собой стадо агрессивных, дерущихся животных. Согласно Шопенгауэру, человек – это дикий зверь, способный на истязание себе подобных.

Бергсон о «жизни» обращается к органическому, универсальному пониманию жизни. Жизнь представляет порыв - неукротимое стремление (потребность творчества) действовать на неорганизованную материю. В «Творческой эволюции» описывается «порыв», который, встречая сопротивление материи, организует бесконечные разнообразные тела, различные линии эволюции, переходит от поколения к поколению, разделяясь между видами и индивидами, не теряя в силе, но скорее увеличивая свою интенсивность. Созидающие, творческие усилия жизни постепенно преодолевают инерцию материи. Никогда не прекращается борьба организующей силы с первичным хаосом. Жизненный порыв имеет две основные формы - инстинкт и интеллект, которые не служат целью выживания организмов. Интеллект рассматривает живое как инертное по аналогии с механической концепцией всей природы, он характеризуется естественной неспособностью понимать жизнь.

Гуссерль «О жизни» Не менее значимым подходом для познания социальной реальности, повседневной жизни стало введение Э. Гуссерлем понятия «Жизненный мир» это мир «субъективно-соотносительного», в котором присутствуют наши цели и устремления, обыденный опыт, культурно- исторические реалии. Идеи Гуссерля и особенно понятие «жизненный мир» оказали существенное влияние на становление такого современного направления, как феноменологическая социология (Шюц, повседневность). Одна из трудных проблем наук о духе заключается в способе познания жизни, которая не поддаётся непосредственному схватыванию, так как она есть непрерывная эволюция. Воспоминание останавливает поток и таким образом получает не жизнь, а форму. Понять жизнь можно только в последовательности её состояний, с помощью понятия «значения», поскольку между различными формами реальности - физической и психической - существует мир смысла. Познание представляется не только научным.

Неклассическая трактовка понятия «истина» отказывается от подчеркнутого дистанцирования субъекта познания от объекта разработки идеи познавательной активности субъекта Крайним выражением такой установки стала позиция конвенциализма, неклассическая концепция истины отвергает ее монопольный характер