Естествознание Система знаний и деятельности (по ее достижению), объектом которых является природа – часть бытия, существующая по законам, не созданным.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Естествознание система знаний и деятельности (по ее достижению), объектом которых является природа – часть бытия, существующая по законам, не созданным.
Advertisements

ФИЗИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА МИР ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ.
Физика – наука о неживой природе. Науки естественного цикла География- наука о поверхности и недрах земли Биология – наука о живой природе Химия – наука.
Знаменитые учёные и их вклад в развитие физики. Джордано Бруно Альберт Эйнштейн Галилео Галилей Николай Коперник Михайло Ломоносов Майкл Фарадей ИсаакНьютон.
Концепции современного естествознания (КСЕ) Тема 1. Естествознание как феномен культуры Тема 1. Естествознание как феномен культуры Литература: В.П.Бондарев.
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Примерная программа учебного предмета «Естествознание»
Структурные уровни организации материи. В науке выделяются три уровня строения материи: Макромир Микромир Мегамир.
Понятие методологии и метода Методы эмпирического и теоретического познания Формы научного знания Процесс научного познания Критерии истинности научного.
Физическая теория и научная картина мира Урок 1. «Ясно, что мир представляет собой единую систему, т.е. связанное целое, но познание этой системы предполагает.
Последний урок в 11 классе. Принцип причинности Упорядоченность явлений накладывает ограничения на всё, что происходит в мире Принцип наблюдаемости В.
Физика как наука Учитель физики Маликова Наталья Сергеевна МОУ «Средняя общеобразовательная школа 10 им. В.П. Поляничко»
КСЕ. Основные тенденции развития современной научной картины мира. Научная революция ХХ века.
Физика Физика Физика - наука о природе, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие свойства материального мира. По изучаемым объектам физика подразделяется.
МИР ФИЗИКИ И АСТРОНОМИИ. Вселенная Это весь окружающий нас мир, т.е. вся среда нашего существования, все, что мы видим или можем ощутить вокруг себя,
Развитие представлений о строении солнечной системы Проект Герасимовой Оксаны (11 класс)
ФИЗИКА - наука о движении и взаимодействии материальных объектов.
Презентация к уроку по естествознанию (10 класс) на тему: Презентация к уроку по теме "Естествознание-единство наук о природе"
Курс общей физики проф. Тюрин Юрий Иванович Томский политехнический университет ЕНМФ Адрес: пр. Ленина, 43, г.Томск, Россия,
Методология научных исследований Понятие методологии и метода Методы эмпирического и теоретического познания Формы научного знания Процесс научного познания.
Методология научных исследований Понятие методологии и метода Методы эмпирического и теоретического познания Формы научного знания Процесс научного познания.
Транксрипт:

Естествознание Система знаний и деятельности (по ее достижению), объектом которых является природа – часть бытия, существующая по законам, не созданным активностью людей; Система наук о природе. Естествознание имеет двоякую цель: Раскрытие сущности явлений природы, познание их законов и предвидение на их основе новых явлений - Указание на возможность использовать на практике познанные законы природы

Астрономия Астрономия – наука о Вселенной. Она изучает движение небесных тел, их природу, происхождение и развитие. Важнейшими разделами астрономии являются космология и космогония. Космология – это физическое учение о Вселенной как целом, ее устройстве и развитии. Космогония изучает вопросы происхождения и развития небесных тел (звезд, планет и т.д.) Физика Физика изучает наиболее общие свойства материи и формы ее движения (механическую, тепловую, электромагнитную, атомную, ядерную) и имеет много видов и разделов (общая физика; теоретическая, экспериментальна я физика, механика, молекулярная, атомная, ядерная физика, физика электромагнитных явлений и т.д.) Химия Химия – это наука о веществах, их составе, свойствах и взаимных превращениях. Она изучает химическую форму движения материи и делится на неорганическую и органическую химию, биохимию, биогеохимию геохимию, агрохимию, медицинскую химию, физическую химию, термохимию, электрохимию, фотохимию, ядерную химию, криохимию, плазмохимию, механохимию, космохимию, химию переработки сырья и.т.д. Биология Биология относится к наукам о живой Природе и является самой разветвленной наукой (зоология, ботаника, физиология животных и человека, этология, физиология растений, биологическая химия, микробиология, экология и биоценология растений, молекулярная биология, молекулярная генетика, вирусология, космическая биология, эволюционная теория и т.д.

Естественные науки Характеризуются прежде всего направленностью на познание природы Технические науки Характеризуются прежде всего направленностью на преобразованию природы Математические науки Характеризуются прежде всего направленностью на исследование знаковых систем, а не познание природных явлений Фундаментальные науки Характеризуются прежде всего направленностью на изучение базисных структур мира (физика, химия, астрономия ит.п.) Прикладные науки Характеризуются прежде всего направленностью на применение результатов фундаментальных исследований для решения как познавательных, так и социально – практических задач. Практические прикладные науки Характеризуются прежде всего направленностью на решение научно – прикладных задач (металловедение, полупроводниковая технология. Теоретические прикладные науки Характеризуются прежде всего направленностью на решение научно – теоретических вопросов (физика металлов, физика полупроводников и т.п.

Дифференциация наук Интеграция наук Фрагментаризация наук Универсализация наук Образование новых научных понятий, идей, теорий Образование общенаучных понятий, идей, теорий Появление новых отдельных научных дисциплин Появление новых междисциплинарных отраслей знания Повышение теоретического уровня научных исследований Усиление прогностического уровня научных исследований Становление науки как целостной системы Усиление роли науки в общей системе культуры человечества

I период (с VI в. До н.э.) Этапы натурфилософии Фалес (625 – 547 гг. до н.э.) Пифагор (582 – 500 гг. до н.э.) Демокрит (460 – 370 гг. до н.э.) Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) Евклид (III в. до н.э.) Архимед (287 – 212 гг. до н.э.) Тит Лукреций Кар (99 – 55 гг. до н.э.) Птолемей (90 – 168 гг. до н.э.) II период (до 2-й половины XV в.) Этап схоластики Мухаммед аль-Баттани (850 – 929 гг.) Ибн-Юнас (950 – 1009 гг.) Ибн-Рушд (1126 – 1198 гг.) И. Неморарий (2-я половина XIII в.) Т. Брадвардин (1290 – 1349 гг.) III период (2-я половина XV– XVIII в.) Этап механистического естествознания Н. Коперник ( гг. ) Г. Галилей (1564 – 1642 гг.) И. Кеплер (1571 – 1630 гг.) Р. Декарт (1596 – 1650 гг.) А. Лавуазье (1743 – 1794 гг.) М. В Ломоносов (1711 – 1765 гг.)

IV период (XIX век) Этап эволюционных идей в естествознании И. Кант (1724 – 1804 гг.) Ж. Кювье (1769 – 1832 гг.) Ж.Б. Ламарк (1744 – 1829гг.) Ч.Р. Дарвин (1809 – 1882гг.) М.Я. Шванн (1810 – 1882 гг.) М. Фарадей (1791 – 1867 гг.) Д. Менделеев (1834 – 1907гг.) А. Бутлеров (1828 – 1886гг.) V период (конец XIX – начало XX в.) Этап крушения механистического естествознания А.А Беккерель (1852 – 1908гг.) П. Кюри (1859 – 1906 гг.) Д.Д Томсон (1856 – 1940 гг.) Э. Геккель (1834 – 1919 гг.) Д. Максвелл (1831 – 1871гг.) Г. Герц (1857 – 1894 гг.) Ж. Пуанкаре (1854 – 1912гг.) К. Циолковский (1857 – 1935 гг.) VI период (XX в.) Этап современного развития естествознания Н. Бор (1885 – 1962 гг.) А. Эйнштейн (1879 – 1955гг.) Э. Резерфорд (1871 – 1937гг.) М. Планк (1858 – 1947 гг.) А. Фридман (1888 – 1925гг.) В. Гейзенберг (1901 – 1976гг.) Луи де Бройль (1892 – 1987гг.) М. Борн (1882 – 1970 гг.) П. Дирак (1902 – 1984 гг.)

I период – натурфилософия (с VI в. До н.э.) Ионийский Учение о первоначалах мира Пифагореизм Фалес (625 – 547 гг. до н.р.) Анаксимен (585 – 524 гг. до н.э.) Анаксимандр (610 – 546 гг. до н.э.) Пифагор (582 – 500 гг. до н.э.) I этап Афинский Атомистика Учение Аристотеля Демокрит (460 – 370 гг. до н.э.) Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) II этап Эллинистский Развитие математики и механики Евклид (III в. До н.э.) Архимед (287 – 212 гг. до н.э.) III этап Древнеримский Атомистика Астрономия Тит Лукреций Кар (99 – 55 гг. до н.э.) Клавдий Птолемей (90 – 168 гг. н.э.) IV этап

II период – схоластика (до 2-й половины XV в.) Ненаучные знания Астрология Алхимия Магия Кабалистика И т.д. Схоластика 1.Главный вопрос – отношение знания к вере 2. Основной тезис – вера выше разума 3. Основной философский вопрос – отношение общего к единичному П. Абеляр (1079 – 1142 гг.) Ф. Аквинский (1225 – 1274 гг.) Д. Скот (1265 – 1350 гг.) Н. Орем (1320 – 1382 гг.) Астрономия Математика Абу Наср аль-Фараби (850 – 929 гг.) Мухаммед аль- Батани (850 – 929 гг.) Ибн-Юнас (950 – 1009 гг.) Ибн-Рушд (1126 – 1198 гг.) Ибн-Сина (Авиценна) (980 – 1037 гг.) И. Неморарий (2-я половина XIII в.) Т. Брадвардин (1290 – 1349 гг.) Научные знания

III период - механистическое естествознание (2-я половина XV-XVIII в.) Создание гелиоцентрической системы мира и учения о множественности миров Николай Коперник ( гг.) создал гелиоцентрическую картину мира. Джордано Бруно ( гг.) создал учение о множественности миров; отрицал наличие центра Вселенной; отстаивал тезис о бесконечности Вселенной. I этап Создание классической механики, экспериментального естествознания и механистической картины мира Галилео Галилей ( гг.) заложил основы механистического естествознания; доказал справедливость гелиоцентрической системы. Иоган Кеплер ( гг.) установил три закона движения планет относительно Солнца. Исаак Ньютон ( гг.) создал классическую механику (сформировал три основных закона движения, закон всемирного тяготения и т.п.); завершил построение механистической картины мира. II этап

Космогоническая гипотеза Канта-Лапласа (И. Кант, П. Лаплас); Теория катастроф (Ж. Кювье); Теория геологического эволюционизма (Ч. Лайель); Теория эволюции органического мира (Ж. Ламарк, Ч. Дарвин); Клеточная теория (М. Шлейден, Т. Шванн); Закон сохранения и превращения энергии (Ю. Майер, Г. Гельмгольц); Периодический закон химических элементов (Д. Менделеев) и т.д. IV период (XIX в.) Этап крушения механистического естествознания Классическая электродинамика (М. Фарадей, Д. Максвелл, Г. Герц); Радиоактивность (А. Беккерель, П. Кюри); Открытие электрона (Д. Томсон) Открытие атомного ядра (Э. Резерфорд); Квантовая гипотеза (М. Планк); Квантовая теория атома (Н. Бор); Специальная теория относительности (А. Эйнштейн и т.д.) V период (начало XX в.) Этап современного развития естествознания Общая теория относитель- ности (А.Эйнштейн); Модель расширяющейся Вселенной (А. Фридман); Квантовая механика (В. Гейзенберг, Э. Шредингер); Открытие расщепления ядра урана (О. Ган, Ф. Штрасман); Создание Кибернетики (Н.Винер) Создание модели строения молекулы ДНК (Д. Уотсон, Ф. Крик) Открытие структуры гене- тического кода (Ниренберг, Корана и д.р.) и т.д. VI период (XX в.) Этап эволюционных идей в естествознании Периодизация истории естествознания (период эволюционных идей в естествознании; период крушения механистического естествознания; период современного развития естествознания)

Мифологическая картина мира Религиозная картина Естественная картина мира Философская картина мира Общая картина мира (бытия)

Фундаментальные закономерности существования и развития Природы Системность Система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов. Иерархичное включение систем нижних уровней в системы более высоких связывает каждый элемент любой системы со всеми элементами всех возможных систем (например: человек –биосфера – Земля -Солнечная система – Галактика - Метагалактика Способность материи к самоусложнению и созданию все более упорядоченных структур в процессе развития той или иной организации мироздания (например: формирование живого организма; динамика популяций; биосфера; рыночная экономика и т.д.). Синергетика – теория самоорганизации. Самоорганизация Эволюционизм Признание существования Природы и всех структур мироздания только в рамках глобального эволюционного процесса, начатого в момент рождения Вселенной. Признание наличия у Природы и всех структур мироздания истории их существования и развития, а следовательно, принципиальной незавершенности настоящей, да и любой другой научной картины мира. Историчность

Три уровня строения мироздания Мир больших космических масштабов и скоростей. Пространство измеряется в астрономических единицах, световых годах и парсеках; время – в миллионах и миллиардах лет. Мегамир Мир макрообъектов, размерность которых соотносима с масштабами жизни на Земле. Пространство измеряется в миллиметрах, сантиметрах и километрах; время – в секундах, минутах, часах, годах. Макромир Мир микрообъектов. Мир предельно малых масштабов. Пространственные характеристики исчисляются от до см, а время – от бесконечности до сек. Микромир

Космология – астрофизическая теория структуры и динамики изменения Метагалактики, включающая в себя и определенное понимание свойств всей Вселенной. Мегамир (космос) Взаимодействующая и развивающаяся система Системная организация материи во Вселенной Космические тела Метагалактики (системы галактик) Звездные системы (галактики) Звезды (99,9 % массы галактик) Планетные системы Планеты Спутники планет Астероиды Кометы Диффузная материя Газово – пылевые туманности (облака пыли и газа) Разобщенные молекулы Разобщенные атомы Излучaение (оптическое излучение, радиоизлучение) Примечание: масса межзвездного газа в нашей галактике = 1% от ее полной массы или 1 млрд. солнечных масс.

Критерии разграничения научных и псевдонаучных идей Принцип верификации Принцип употребляется в логике и методологии науки для установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки. Различают: Непосредственную верификацию – как прямую проверку утверждений, формулирующих данные наблюдения и эксперимента; Косвенную верификацию – как установление логических отношений между косвенно верифицируемыми утверждениями. Принцип верификации позволяет в первом приближении отграничить научное знание от явно ненаучного. Принцип фальсификации Принцип фальсификации (К. Поппер) употребляется в методологии науки. Его суть: критерием научного статуса является ее фальсифицируемость или опровержимость, т.е только то знание может претендовать на знание >, которое в принципе опровержимо. Принцип фальсификации делает знание относительным, т.е лишает его абсолютности, неизменности, законченности. Рациональный принцип Рациональный принцип является основным средством обоснованности знания. Отсюда он выступает в качестве ориентира на определенные нормы, идеалы научности, эталоны научных знаний.

Модель развития науки Парадигмальная концепция (Т. Кун, XXв.) Парадигма (образец) – особый способ организации знания; определенная система знаний, задающих характер видения мира; система предварительных ориентиров, условий и предпосылок в процессе построения и обоснования различных теорий. Отсюда и способность ученых работать в определенных рамках, очерчиваемых фундаментальными научными теориями. Парадигма определяет тенденции развития научных исследований. К парадигмам в истории науки Т. Кун причислял птолемеевскую астрономию, ньютоновскую механику и т.п. Развитие знаний в рамках парадигмы получило название >; смена парадигм - >, например: смена классической физики (Ньютон) на релятивистскую (Эйнштейн) Суть данной концепции: развитие науки должно осуществляться на основе рационального выбора и конкуренции научно – исследовательских программ. Последние имеют следующую структуру: > (неопровержимые исходные положения); > (вспомогательные теории и допущения, снимающие противоречия); > (правила изменения и развития исследовательской программы). Главным источником развития науки является конкуренция исследовательских программ. Вытеснение одной программы другой есть научная революция. Концепция методологии научно- исследовательских программ (И. Лакатос, XX в.)