Лексико-грамматические группы и грамматические особенности категории состояния Ковальчук Е.А., учитель русского языка и литературы МБОУСОШ 17 пгт Ильского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Категория состояния как часть речи. Выполнили ученики 7 класса школы N : Егор Земцов, Олег Игнатов, Даша Петрова. Сыктывкар: 2010.
Advertisements

Выполнила работу: Елена Владимировна Сорокина, учитель русского языка и литературы МБОУ «Удаченская ООШ».
Учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) по теме: Урок русского языка в 7 классе по теме «Слова категории состояния» (урок-исследование)
. Я никому не подчиняюсь никогда, И в предложении я слово главное всегда, Я то явление природы называю, То состояние души обозначаю.
1.Жил-был семиклассник Вовочка.2.Так как он был ленив, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутился он на необитаемом острове. 3.Проснулся.
Определите части речи выделенных слов в следующих примерах: Определите части речи выделенных слов в следующих примерах: 1) Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Цели урока: систематизировать и обобщить знания об основных способах словообразования; совершенствовать умения словообразовательного анализа слова; проверить.
Категория состояния. Мы должны научиться… отличать слова категории состояния от других частей речи определять значения слов категории состояния.
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку Тренировочные упражнения по анализу текста (задания А 29-А 31; В 1-В 8; С 1)
К природе я отношусь не только как зоолог и биолог. Природа для меня – это познание жизни, её законов. Природа для меня – это познание жизни, её законов.
1. Утро солнечно и радостно. Утро солнечно и радостно. Утро солнечно и радостно. 2. Глаза светились радостно. 2. Глаза светились радостно. 3. На душе у.
1. Сколько микротем в данном тексте? 1)1 2)2 3)3 4)4.
Сочинение на лингвистическую тему Задание С2 экзаменационной работы в формате ГИА Автор: Стехова Л.Н., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 21.
Категория состояния как часть речи Отличие категории состояния от кратких прилагательных и наречий.
Синтаксис изучает строение и значение словосочетаний и предложений Словосочетание – это группа самостоятельных (знаменательных) слов, объединенных по смыслу.
Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению - рассуждению Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит вчитываться.
Имя существительное Самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Бывают собственными или нарицательными, одушевленными.
УРОК- ПАРАД ЗНАНИЙ «Виды сказуемого» Цели урока: 1. закрепить знания о типах сказуемого, способах его выражения; 2. совершенствовать умение безошибочно.
ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ К НЕМУПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ К НЕМУ.
Изучение категории состояния как части речи на уроках русского языка в 7 классе. Работу выполнили: О.А.Конюхова, учителя русского языка и литературы МОУ.
Транксрипт:

Лексико-грамматические группы и грамматические особенности категории состояния Ковальчук Е.А., учитель русского языка и литературы МБОУСОШ 17 пгт Ильского МО Северский район Краснодарского края

Лексико-грамматические группы и грамматические особенности категории состояния Цели урока: повторение и обобщение знания о словах категории состояния; работа по формированию коммуникативных умений и навыков: умение находить слова категории состояния в речи; различать слова категории состояния, наречия и краткие прилагательные; выражать и аргументировать собственное мнение; последовательно и логично излагать свои мысли.

Лев Владимирович Щерба ( ) В 1928 году Л.В.Щерба, русский лингвист, в статье «О частях речи в современном русском языке» выделил слова категории состояния в особую часть речи и впервые ввёл этот термин.

ТЕСТ А1. В каком примере есть слово категории состояния? А1. В каком примере есть слово категории состояния? 1)Лицо темнеет от загара. 1)Лицо темнеет от загара. 2)Последние меры дистанции спортсмен бежал тяжело. 2)Последние меры дистанции спортсмен бежал тяжело. 3)Если что-то делаешь, делай хорошо. 3)Если что-то делаешь, делай хорошо. 4)Пахнет яблоком и мёдом. 4)Пахнет яблоком и мёдом.

А2. Какое слово может быть и личным глаголом и категорией состояния? А2. Какое слово может быть и личным глаголом и категорией состояния? 1)смеркается 1)смеркается 2)ломает 2)ломает 3) знобит 3) знобит 4)дышится 4)дышится

А3. В каком примере выделенное слово является категорией состояния? А3. В каком примере выделенное слово является категорией состояния? 1)Я ЯСНО выразился? 1)Я ЯСНО выразился? 2)Небо ЯСНО после дождя. 2)Небо ЯСНО после дождя. 3)Мне стало всё ЯСНО. 3)Мне стало всё ЯСНО. 4)Дедушка ЯСНО объяснил мне то, чего я раньше не понимал. 4)Дедушка ЯСНО объяснил мне то, чего я раньше не понимал.

А4. Какая из перечисленных частей речи относится к неизменяемым? А4. Какая из перечисленных частей речи относится к неизменяемым? 1)имя числительное 1)имя числительное 2)местоимение 2)местоимение 3)категория состояния 3)категория состояния 4)причастие 4)причастие

В1. Укажите, чем выражено (выражены) сказуемое (сказуемые) в данном предложении? В1. Укажите, чем выражено (выражены) сказуемое (сказуемые) в данном предложении? Мне грустно потому, что весело тебе. Мне грустно потому, что весело тебе.

Ключ: А1-4, А2-2,А3-3, А4-3, В1- категорией состояния Ключ: А1-4, А2-2,А3-3, А4-3, В1- категорией состояния

Слова категории состояния - это часть речи, выражающая категориальное грамматическое значение состояния живых существ, окружающей среды. Оценку действий в форме синтаксического ядра безличного предложения. Слова категории состояния - это часть речи, выражающая категориальное грамматическое значение состояния живых существ, окружающей среды. Оценку действий в форме синтаксического ядра безличного предложения. Слова категории состояния могут быть сказуемыми и в двусоставном предложении, если подлежащее выражено инфинитивом: Говорить было трудно. Слова категории состояния могут быть сказуемыми и в двусоставном предложении, если подлежащее выражено инфинитивом: Говорить было трудно.

Категорию состояния образуют слова следующих групп: Категорию состояния образуют слова следующих групп: слова на -о, соотносимые с краткой формой качественных имён прилагательных и с наречиями; слова на -о, соотносимые с краткой формой качественных имён прилагательных и с наречиями; слова, соотносимые с именами существительными типа: пора, лень, неохота и др., которые выражают не значение предмета, а состояние (Читать было неохота.) слова, соотносимые с именами существительными типа: пора, лень, неохота и др., которые выражают не значение предмета, а состояние (Читать было неохота.) слова со значением желательности, возможности того или иного действия, готовности его произвести: можно, нельзя, надо, необходимо и др. слова со значением желательности, возможности того или иного действия, готовности его произвести: можно, нельзя, надо, необходимо и др.

Лексико- семантические группы слов категории состояния. Семантика – от греч. semantikos – обозначающий. Смысл (слова, оборота речи, грамматической формы). Семантика – от греч. semantikos – обозначающий. Смысл (слова, оборота речи, грамматической формы). 1) Слова, обозначающие состояние окружающей среды: 1) Слова, обозначающие состояние окружающей среды:. 2) Слова, выражающие физическое состояние человека: 2) Слова, выражающие физическое состояние человека: 3) Слова, выражающие душевное состояние человека: 3) Слова, выражающие душевное состояние человека: 4) Слова, выражающие положительную или отрицательную оценку: 4) Слова, выражающие положительную или отрицательную оценку: 5)Безлично-предикативные слова, имеющие модальное значение: 5)Безлично-предикативные слова, имеющие модальное значение: На дворе было душно Было нестерпимо больно. Мне почему-то стало очень обидно. Верно! Безобразно! Можно войти?

Модальность – от лат.modus – наклонение. Грамматическая категория, выражающая формами наклонения глагола, интонацией, вводными словами и т.д. отношение говорящего к содержанию высказывания. 6) Слова, сходные с именами существительными, обозначающие состояние. 6) Слова, сходные с именами существительными, обозначающие состояние.

Слова категории состояния могут образовывать Слова категории состояния могут образовывать формы наклонения и времени: тепло – было тепло – будет тепло – было бы тепло – пусть будет тепло формы наклонения и времени: тепло – было тепло – будет тепло – было бы тепло – пусть будет тепло Слова категории состояния с суффиксом на –о могут образовывать Слова категории состояния с суффиксом на –о могут образовывать степени сравнения: радостно – радостнее степени сравнения: радостно – радостнее Слова категории состояния – главные в словосочетании Слова категории состояния – главные в словосочетании страшно мне (управление), стыдно подумать (примыкание) страшно мне (управление), стыдно подумать (примыкание)

Упражнение 291 на стр Сопоставив предложения, заполните таблицу. 1.Спой мне песню, как синица тихо за морем жила. – На улице тихо. 1.Спой мне песню, как синица тихо за морем жила. – На улице тихо. 2.Я весело бежал по тропинке. – Мне было очень весело. 2.Я весело бежал по тропинке. – Мне было очень весело. 3.Море спокойно. – На душе спокойно. – Степь спит спокойно 3.Море спокойно. – На душе спокойно. – Степь спит спокойно Слова категории состояния необходимо отличать от омонимичных им наречий и кратких прилагательных. Слова категории состояния необходимо отличать от омонимичных им наречий и кратких прилагательных.

Части речиКатегория состояния Краткое прилагательное Наречие Значение Синтаксическа роль состояние сказуемые в безличном предложении признак предмета часть составного сказуемого в двусоставном предложении признак действия обстоятельство

Домашнее задание Параграф 55, упр. 290 стр , вопросы и задание Параграф 55, упр. 290 стр , вопросы и задание

Морфологический разбор слов категории состояния. Морфологический разбор слов категории состояния. Порядок разбора: Порядок разбора: 1) Часть речи. 1) Часть речи. 2) Значение. 2) Значение. 3) Морфологические признаки: неизменяемость; степень сравнения (есть ли есть). 3) Морфологические признаки: неизменяемость; степень сравнения (есть ли есть). 4) Синтаксическая роль. 4) Синтаксическая роль.

- Найдите слова категории состояния, сделайте их морфологический разбор. - Найдите слова категории состояния, сделайте их морфологический разбор. 1) Мне, право, неловко. – Он чувствует себя неловко. – Его поведение неловко. 1) Мне, право, неловко. – Он чувствует себя неловко. – Его поведение неловко. 2) Пора отправляться в путь.- Юность – прекрасная пора жизни. 2) Пора отправляться в путь.- Юность – прекрасная пора жизни.

- Найдите слова категории состояния, сделайте их морфологический разбор. 1) Мне, право, неловко (категория состояния). – Он чувствует себя неловко (наречие). – Его поведение неловко (краткое прилагательное). 1) Мне, право, неловко (категория состояния). – Он чувствует себя неловко (наречие). – Его поведение неловко (краткое прилагательное). 2) Пора (категория состояния) отправляться в путь. Юность – прекрасная пора (имя существительное) жизни. 2) Пора (категория состояния) отправляться в путь. Юность – прекрасная пора (имя существительное) жизни.

ИЛЬИН Иван Александрович ( ), российский религиозный философ, правовед, публицист. В философии Гегеля видел систематическое раскрытие религиозного опыта пантеизма ("Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека", 1918). Активный противник большевизма, идеолог белого движения. В 1922 выслан за границу. Профессор Русского научного института в Берлине (с 1923) и издатель журнала "Русский колокол" ( ). В 1934 уволен нацистами, с в Швейцарии. Автор нескольких сотен статей и св. 30 книг, в т. ч. "О сопротивлении злу силою" (1925), "Путь духовного обновления" (1935, 1962), "Основы борьбы за национальную Россию" (1938), "Аксиомы религиозного опыта" (т. 1-2, 1953), "Наши задачи " (т. 1-2, 1956).

Законы справедливости (11) Ребёнка надо охранять и беречь; это даёт ему целый ряд справедливых привилегий. (12)Слабого надо щадить. (14)Безвольному надо больше строгости. (15) Честному и искреннему надо оказывать больше доверия. (15) Честному и искреннему надо оказывать больше доверия.

Проф.Иван Ильин Я ВГЛЯДЫВАЮСЬ В ЖИЗНЬ Книга раздумий 30. НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ

(1)Французская революция восемнадцатого века провозгласила и распространила вредный предрассудок, будто люди от рождения или от природы «равны» и будто вследствие этого со всеми людьми «одинаково». (1)Французская революция восемнадцатого века провозгласила и распространила вредный предрассудок, будто люди от рождения или от природы «равны» и будто вследствие этого со всеми людьми «одинаково». (5)Тогда справедливость арифметически и механически; и все были бы довольны, ибо люди и в самом деле были бы, как равные атомы, как механически перекатывающиеся с места на место шарики, до неразличимости одинаковые и внутренне и внешне. (5)Тогда справедливость арифметически и механически; и все были бы довольны, ибо люди и в самом деле были бы, как равные атомы, как механически перекатывающиеся с места на место шарики, до неразличимости одинаковые и внутренне и внешне. (8)Они родятся существами различного пола; они имеют от природы неравную силу и различное здоровье; им даются различные способности и склонности, дарами, различные влечения, дары и желания; они настолько отличаются друг от друга телесно и душевно, что на свете двух одинаковых людей. (8)Они родятся существами различного пола; они имеют от природы неравную силу и различное здоровье; им даются различные способности и склонности, дарами, различные влечения, дары и желания; они настолько отличаются друг от друга телесно и душевно, что на свете двух одинаковых людей. надо обходиться можно бы ло бы находить осуществлять невозможно найти

Тема О равенстве и справедливости

Комментарий (см. текст и примечания к тексту) Имя И. А. Ильина, национального мыслителя, писателя, литературного критика, публициста, современный читатель не знает. В своей в статье он пишет о «предрассудке естественного равенства», провозглашённом в XVIII веке и мешающем разрешить основную проблему человечества.

Проблема (см. задание В8) Проблема социального равенства и справедливости: равны ли люди от природы? Проблема отношения к людям: надо ли со всеми людьми обходиться одинаково? Проблема сущности справедливости: что лежит в основе справедливости?

Позиция автора (см. текст) Люди не равны от природы, им даются различные способности. На свете невозможно найти двух одинаковых людей. Справедливость есть искусство неравенства. К людям надо относиться по-разному. Справедливость требует предметно- обоснованного неравенства. В основе справедливости лежит внимание к человеческой индивидуальности и к жизненным различиям, а также живая совесть и живая любовь к человеку.

Своё отношение к позиции автора С мнением русского христианского философа И. А. Ильина я согласна полностью.

Аргументы (литературный и жизненный примеры) Думаю, эти размышления натолкнули русских классиков на создание произведений о социальном неравенстве и несправедливости общества. А. С. Пушкин в «Станционном смотрителе» пишет о бесправии «маленького человека Самсона Вырина. Н. В. Гоголь показывает, как несправедливы окружающие к Акакию Акакиевичу Башмачкину в повести «Шинель». А. П. Чехов с иронией пишет об Иване Дмитриевиче Червякове в рассказе «Смерть чиновника». Все эти литературные герои несчастны в обществе, которое не видит человеческое в них.

Обобщение, вывод Хотелось бы, чтобы люди современного общества поняли, что справедливость должна основываться на «живой совести и живой любви к человеку».

А 28. Какое утверждение не соответствует содержанию текста? 1 Сущность несправедливости состоит в неодинаковом обхождении с неодинаковыми людьми. 1 Сущность несправедливости состоит в неодинаковом обхождении с неодинаковыми людьми. 2 Жизнь была бы простой и лёгкой, если бы все люди были бы одинаковыми. 2 Жизнь была бы простой и лёгкой, если бы все люди были бы одинаковыми. 3 Справедливость не требует равенства, а требует предметно-обоснованного неравенства. 3 Справедливость не требует равенства, а требует предметно-обоснованного неравенства. 4 Искусство неравенства – это и есть справедливость 4 Искусство неравенства – это и есть справедливость

А29. Какой (-ие) тип (-ы) речи представлен (-ы) в тексте? 1 повествование 1 повествование 2 описание 2 описание 3 рассуждение 3 рассуждение 4 рассуждение с элементами повествования 4 рассуждение с элементами повествования

А30. Укажите предложение, в котором использованы антонимы? 1) 1 1) 1 2) 2 2) 2 3) 5 3) 5 4) 21 4) 21

Ответы к заданиям В1 - В3 запишите словами. В1. Из предложений выпишите слово, образованное бессуффиксным способом. В1. Из предложений выпишите слово, образованное бессуффиксным способом. В2. Из предложений выпишите причастие (-я), употреблённые в значении существительного. В2. Из предложений выпишите причастие (-я), употреблённые в значении существительного. В3. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании надо щадить (предложение 12). В3. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании надо щадить (предложение 12).

Ответы к заданиям В4 – В8 запишите цифрами. Ответы к заданиям В4 – В8 запишите цифрами. В4. Среди предложений найдите простые безличные предложения. Напишите номера этих предложений. В4. Среди предложений найдите простые безличные предложения. Напишите номера этих предложений. В5. Среди предложений 3 -6 найдите предложение, осложнённое сравнительными оборотами. Напишите номер этого предложения. В5. Среди предложений 3 -6 найдите предложение, осложнённое сравнительными оборотами. Напишите номер этого предложения. В6. Среди предложений 1 -6 найдите сложные предложения, в которых есть придаточные причины. Напишите номера этих предложений. В6. Среди предложений 1 -6 найдите сложные предложения, в которых есть придаточные причины. Напишите номера этих предложений. В7. Среди предложений найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи сочинительного союза и лексического повтора. Напишите номер этого предложения. В7. Среди предложений найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи сочинительного союза и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

В8. «Фрагмент «О справедливости» взят из книги русского философа Ивана Ильина «Поющее сердце». Что есть справедливость? Какова её природа? Есть ли равенство среди людей? На эти вопросы, которые волнуют людей испокон веков, автор предлагает нам свои ответы. Философские рассуждения И. Ильина отличают такие средства выразительности, как _____(«ибо», «провозгласила», «подобают» и др.), ______ (предложение 6), _______ (предложения 11-16). Однако текст не лишён образности, которую придают ему _____ («живая совесть», «живая любовь», «доброе сердце» и др.)». В8. «Фрагмент «О справедливости» взят из книги русского философа Ивана Ильина «Поющее сердце». Что есть справедливость? Какова её природа? Есть ли равенство среди людей? На эти вопросы, которые волнуют людей испокон веков, автор предлагает нам свои ответы. Философские рассуждения И. Ильина отличают такие средства выразительности, как _____(«ибо», «провозгласила», «подобают» и др.), ______ (предложение 6), _______ (предложения 11-16). Однако текст не лишён образности, которую придают ему _____ («живая совесть», «живая любовь», «доброе сердце» и др.)». Список терминов: Список терминов: 1) риторический вопрос 6) парцелляция 2) книжная лексика 7) антонимы 3) фразеологизмы 8) оксюморон 4) синтаксический параллелизм 9) синонимы 5) эпитеты

Законы справедливости (11) Ребёнка надо охранять и беречь; это даёт ему целый ряд справедливых привилегий. (12)Слабого надо щадить. (14)Безвольному надо больше строгости. (15) Честному и искреннему надо оказывать больше доверия. (15) Честному и искреннему надо оказывать больше доверия.