Информатика и ИКТ в начальной школе Образовательная система «Школа 2100» www.school2100.ru Координатор направления «Информатика» А.В.Горячев gor2@procenter.net.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Информатика и ИКТ в начальной школе Образовательная система «Школа 2100» Координатор направления «Информатика» А.В.Горячев
Advertisements

Горячев А.В. Горячев А.В. Информатика и ИКТ. Мой инструмент – компьютер. 4-й класс. - М.: «Баласс», 2006.«Баласс» Учебник предназначен для школ, имеющих.
Цели информатизации начального обучения Формирование ИКТ грамотности детей и функциональной готовности включиться в информационную деятельность в учебной.
Формирование ИКТ- компетентности в условиях ФГОС.
УМК 2-4 класс, Матвеева Н.В., Челак Е.Н. Матвеева Н.В., Челак Е.Н.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Использование компьютерных технологий и Интернета в учебном процессе.
Федеральный государственный стандарт начального образования (ФГОС) Курс имеет системообразующий характер, составляет базу начального образования; Главная.
Стандарты нового поколения об ИКТ в начальном образовании Хохлова Елена Николаевна Заведующая лабораторией современных методик и технологий начального.
Стандарты нового поколения об ИКТ в начальном образовании Хохлова Елена Николаевна Заведующая лабораторией современных методик и технологий начального.
Новые учебно-методические комплекты по информатике А.А. Кузнецова для 8 – 9 классов.
Автор презентации: Луговая Любовь Петровна учитель высшей категории, МОБУ СОШ 6 имени М.А.Киняшова г. Благовещенска Республики Башкортостан.
Методист по информатике ОМС Гончарова А.А. Реализация ОБУП по предмету «Информатика и ИКТ» в учебном году.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Наборская Светлана Юрьевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ 252 Красносельского.
Баталова Евгения Анатольевна номер группы 9 Модуль1 Отражение использования ЭОР в образовательном процессе: федеральные программы и ресурсы Тема1.2: Понятие.
Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
« ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ » Программа по курсу.
Обучение информатике в начальной школе это объективная потребность настоящего времени, очередной шаг в развитии общего образования. Цели обучения информатике.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Транксрипт:

Информатика и ИКТ в начальной школе Образовательная система «Школа 2100» Координатор направления «Информатика» А.В.Горячев

Информатика и ИКТ Начальная школа Какой должна быть информатика в начальной школе? Образовательный стандарт

Что нам говорит образовательный стандарт 2004 о начальной школе? 1. Общеучебные умения и навыки Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. 2. Информационные технологии В рамках предмета Технология с III класса при наличии необходимых условий изучается модуль (раздел) «Практика использования информационных технологий».

Что нам говорит новый ФГОС о начальной школе? Требования к результатам обучающихся: Личностные, метапредметные, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), предметные. В метапредметных результатах: –овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, –использование ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач, –поиск, сбор, обработка, анализ, организация, передача и интерпретация информации в соответствии с задачами и технологиями учебного предмета.

Что нам говорит новый ФГОС о начальной школе? В предметных результатах: Математика и информатика –овладение основами логического и алгоритмического мышления, … записи и выполнения алгоритмов; –приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. Изобразительное искусство –овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

В федеральном БУП информатика вводится с 7-8 класса В одном классе могут оказаться ученики как уже изучавшие информатику, так и не изучавшие Учитель формально не имеет права требовать от учеников каких-то базовых знаний Можно подвести школьника к началу систематического изучения информатики в наиболее подготовленном для этого состоянии Что нам говорит образовательный стандарт об информатике?

Уже знает то, чему его только будут учить Хорошо соображает, быстро схватывает новый материал, хорошо его понимает С компьютером «на ты» (для своего возраста) уже работал над проектами и потому умеет: как-то искать требуемые сведения, как-то оформлять результат работы над проектом выступая, как-то представлять этот результат слушателям Как мы представляем портрет ученика, хорошо подготовленного к изучению информатики?

Сравним: для начальной школы для информатики Какой можно сделать вывод? Приоритет начального общего образования формирование общеучебных умений и навыков Желательно, чтобы ученик хорошо соображал, быстро схватывал новый материал, хорошо его понимал Желательно, чтобы ученик был с компьютером «на ты» (для своего возраста), умел искать сведения, создавать и оформлять тексты, представлять результаты работ Изучение технологии в начальной школе направлено на … овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни

Два направления пропедевтического, подготовительного обучения информатике Развитие логического, алгоритмического, системного мышления Освоение компьютера как инструмента и накопление опыта информационной деятельности (работа с различными информационными объектами; поиск и организация информации) Какой можно сделать вывод?

Сравним по характеристикам: Логика и алгоритмы Компьютер как инструмент 1. Нужны ли компьютеры? обязательноне обязательно 2. Есть ли часы в федеральном компоненте БУП? 3. Кто ведет уроки? учитель начальных классов учитель информатики или подготовленный учитель начальных классов 4. Какие разделы стандарта реализует? формирование общих учебных умений практика работы на компьютере («Технологии») нет, только в региональном или школьном да, в 3-4 классе на уроках «Технологии»

Как соединить такие разные требования? Предлагаемое решение: Разделить учебник на два компонента: технологический логико-алгоритмический (компьютерный)(бескомпьютерный) 1.Каждая школа выбирает себе сочетание компонентов в зависимости от желания и возможностей. 2.Определение места этих компонентов в учебном процессе выполняется методистами, завучами, учителями.

Возможное место этих компонентов в учебном процессе Логико-алгоритмический (бескомпьютерный) На уроках по предмету «Информатика» Стандарт 2004: в часы школьного или регионального компонента Новый ФГОС: в рамках предметной области «Математика и информатика» в части, формируемой участниками образовательного процесса В качестве модулей на уроках математики На факультативе «Информатика»

Возможное место этих компонентов в учебном процессе Технологический (компьютерный) Стандарт 2004: на уроках по предмету «Технологии» в 3-4 классах Новый ФГОС: На уроках в классе по разным дисциплинам (при наличии мобильного компьютерного класса) На уроках по разным дисциплинам, проводимых в компьютерном классе (при наличии стационарных компьютерных классов) На факультативе «Информатика и ИКТ»

Урок в компьютерном классе а) «плавающее» место в расписании класса (но стабильное место в расписании параллели): например, 1-2 неделя в часы Технологии, 3-6 недели на уроках ИЗО, 7-8 недели на уроках Русского языка, … и т.д. б) стабильное место в расписании класса в части, формируемой участниками образовательного процесса; часы не отнимаются от уроков по предметам, а добавляются. Место в расписании Примерная схема урока 1. Работа с клавиатурным тренажером. 5-7 минут. 2. Бескомпьютерная, вводная часть урока минут. 3. Компьютерная часть урока (освоение операций, творческие работы, ЦОР, диагностика и т.д.) минут.

Какие предлагаются учебники и учебные пособия по логико- алгоритмическому компоненту? 1.«Информатика в играх и задачах» подробные методические рекомендации, позволяющие учителям начальной школы вести уроки информатики, плакаты и разрезные материалы, цифровые образовательные ресурсы (school-collection.edu.ru). 2.Дополнительный учебник для 3-4 класса «Логика и алгоритмы» в нём не пишут, перечень и порядок учебных тем совпадает с «Информатикой в играх и задачах», даны пояснения к темам, позволяющие родителям и пропустившим уроки ученикам понять содержание и научиться решать задачи, задачи можно рассматривать как дополнительные, при работе нужна (очень желательна) «Информатика в играх и задачах».

Учебник предназначен для изучения информатики в рамках предметной области «Математика и информатика» на отдельном уроке информатики или в качестве модуля на уроках математики. Учебник соответствует Федеральным Государственным Образовательным Стандартам для начальной школы, нацелен в первую очередь на освоение школьниками универсальных логических действий, при этом эффективен в обучении регулятивным и коммуникативным универсальным учебным действиям. Методические рекомендации с подробными поурочными разработками позволяют вести данный курс учителям начальных классов без специальной подготовки.

Что надо учитывать при создании учебника по информационным технологиям? Отсутствие точного указания в федеральном БУП числа часов, отводимых на изучение ИКТ Разброс в материально-технических условиях школ Привязанность учителей к конкретным программам Возможные сложности с обеспечением легальным программным обеспечением

Каким должен быть учебник, удовлетворяющий разным требованиям и подходящий для разных условий? Предлагаемое решение: 1.Выполнить учебник в виде набора модулей, отметив обязательные (стандарт) и желательные (программа). 2.Рассматривать основы изучаемых технологий, и дать учителю возможность выбора программы, позволяющей реализовать изучаемую технологию. 3.В каждом модуле описывать: Общие принципы технологии Примеры программ Перечень типовых операций данной технологии (по возможности, с упражнениями). Проблема. Перечень типовых операций помогает создавать общее представление о технологии и дает определенный кругозор, но ничего не говорит об особенностях работы в конкретной программе.

Предлагаемое решение: Дополнительно к учебнику по информационным технологиям издавать для школьников подробные пособия по работе с конкретными программами. Пособие должно содержать: Назначение программы, принятую терминологию, общие принципы работы Перечень и подробное описание отдельных операций в описываемой программе Упражнения для освоения этих операций. Пособие должно комплектоваться диском с файлами для упражнений и, по возможности, с самой программой.

Что ещё позволяет отдельное детское руководство по работе с программой? Многоуровневое освоение технологий На уроках (7-8 часов) Создание анимации На домашнем компьютере Создание анимации (работа над проектами, создание творческих работ) На кружках и факультативах Создание анимации (углубление, освоение дополнительных операций)

Учебник позволяет осваивать ИКТ как на отдельном уроке, так и в качестве модулей на уроках по различным дисциплинам (например, Технологии, Изобразительное искусство). В учебнике для 3 класса предложены к изучению следующие модули: знакомство с компьютером, создание рисунков, создание мультфильмов и живых картинок, создание проектов домов и дизайн помещений, создание компьютерных игр. Дополнительно к учебнику изданы компакт-диски с некоторыми компьютерными программами и ориентированные на детей руководства по использованию этих программ – справочники-практикумы. В учебнике предусмотрена возможность использования свободного программного обеспечения (СПО).

Учебник позволяет осваивать информационные и коммуникационные технологии как на отдельном уроке, так и в качестве модулей на уроках по различным дисциплинам (например, Русский язык, Технологии). В учебнике для 4 класса предложены к изучению следующие модули: файлы и папки (каталоги), создание текстов, создание печатных публикаций, создание электронных публикаций, поиск информации. В учебнике предусмотрена возможность использования свободного программного обеспечения (СПО).

Учебники и учебные пособия Бескомпьютерный компонентКомпьютерный компонент Учебник Вариант 1. «Информатика в играх и задачах» (1–4 класс).Информатика в играх и задачах Вариант 2. «Информатика (Логика и алгоритмы)» (3–4 класс), в качестве рабочих тетрадей «Информатика в играх и задачах».Информатика (Логика и алгоритмы)Информатика в играх и задачах Пособия Методические пособия для учителя. Комплект наглядных пособий. Учебник «Мой инструмент компьютер»Мой инструмент компьютер Пособия Компакт-диски с компьютерными программами и файлами для выполнения упражнений. Справочники-практикумыСправочники-практикумы – пособия для детей, которые помогают осваивать конкретные компьютерные программы. В федеральном перечне «Информатика» В федеральном перечне «Информатика и ИКТ»