Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. план - Введение. - Личность Лермонтова. - Основная часть. - Основные периоды творчества М.Ю. Лермонтова -Тематическое.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Михаил Юрьевич Лермонтов. Основные темы и мотивы лирики. …я в мире не оставлю брата, …я в мире не оставлю брата, И тьмой и холодом объята Душа усталая.
Advertisements

Михаил Юрьевич Лермонтов – гордость и слава русской поэзии ( ) Задание к презентации. Познакомьтесь с материалами учебного пособия (Обернихина.
« Гляжу на будущность с боязнью …» ( Тема одиночества в лирике Лермонтова )
Урок-презентация по литературе в 9 классе. Учитель: Мукучаева С.Р. Тема: М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Два поэтических мира (Лермонтов и Пушкин).
Урок-презентация по литературе в 9 «б» классе. Учитель: Балмаева Г.И. Тема: М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Два поэтических мира (Лермонтов и.
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ СОПРОВОЖДЕНИЕ К УРОКАМ В 9 КЛАССЕ.
Периодизация творчества Период ученичества ( гг) Период становления поэта, обретение собственного «я» ( гг.) Период зрелой лирики (1837.
Творческое название: Гонимый миром странник…. Автор: Степанова Н. В., учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская СОШ» Вейделевского района Белгородской.
Философские мотивы лирики Михаила Юрьевича Лермонтова Подготовила ученица 10 «Б» класса Редькина Виолетта.
Тема поэта и поэзии в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова.
Лермонтова Михаила Юрьевича г. Всего прожил 28 лет.
Художественный мир М.Ю.Лермонтова. ЛИРИКА ПОЭТА – ЭТО ДНЕВНИК ЕГО ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ М.Ю.Лермонтов был одновременно поэтом-романтиком и писателем-реалистом.
Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова Автор разработки: Вессели Ирина Сергеевна, учитель русского языка и литературы МОУ школа 3.
Федор Иванович Тютчев. Основные темы, мотивы и образы поэзии Ф. И. Тютчева. Произведения Тютчева составляют единое поэтическое целое. Произведения Тютчева.
Горька судьба поэтов всех племён; Тяжеле всех она казнит Россию… В.К. Кюхельбекер Урок 1.
Как и всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю.
(Лермонтов: личность, судьба, эпоха) Автор: Применко В.Г., учитель школы 3 г.Гремячинска «Что же мне так больно и так грустно…» 9 класс.
Ельцова Е.С. "А Лермонтов есть Лермонтов навеки..." Творчество М.Ю.Лермонтова Модуль 3 … Мне нужно действовать, я каждый день Бессмертным сделать бы желал,
Михаил Юрьевич Лермонтов ( ) Жизнь и творчество.
Учреждение образования «Минское государственное профессионально- техническое училище 114 строителей» ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ «Лирика М.Ю.Лермонтова»
Транксрипт:

Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова

план - Введение. - Личность Лермонтова. - Основная часть. - Основные периоды творчества М.Ю. Лермонтова -Тематическое многообразие лирики М.Ю.Лермонтова. -отношение к народу, к Родине. Патриотизм в лирике.-заключение.

…я в мире не оставлю брата, И тьмой и холодом объята Душа усталая моя; Как ранний плод лишенный сока, Она увяла в бурях рока Под знойным солнцем бытия.

Введение Введение Жизнь, судьба М.Ю. Лермонтова подобны яркой комнате, на миг осветившей небосклон российской духовной жизни тридцатых годов. Везде, где появлялся этот удивительный человек, раздавались возгласы восхищения и проклятия. Ювелирное совершенство его стихов поражало как грандиозностью замысла, так и непобедимым скепсисом, силой отрицания. Жизнь, судьба М.Ю. Лермонтова подобны яркой комнате, на миг осветившей небосклон российской духовной жизни тридцатых годов. Везде, где появлялся этот удивительный человек, раздавались возгласы восхищения и проклятия. Ювелирное совершенство его стихов поражало как грандиозностью замысла, так и непобедимым скепсисом, силой отрицания. Судьба М.Ю. Лермонтова и его творчество тесно взаимосвязаны, что наложило отпечаток и на образ его лирического героя. Судьба М.Ю. Лермонтова и его творчество тесно взаимосвязаны, что наложило отпечаток и на образ его лирического героя. Лирический герой – своего рода художественный двойник автора – поэта, выступающий в качестве лица, наделённого личной судьбой, психологической отчётливостью внутреннего мира, а подчас и чертами пластической определённости ( облик, повадки, осанка). Лирический герой – своего рода художественный двойник автора – поэта, выступающий в качестве лица, наделённого личной судьбой, психологической отчётливостью внутреннего мира, а подчас и чертами пластической определённости ( облик, повадки, осанка). Лермонтов – одно из удивительных явлений в литературе. Он погиб, не дожив до 27 лет, а создал такие шедевры, которые дали ему право войти в число великих писателей. А как хорошо, что гигант мировой литературы Лев Толстой признавался, что его эпопея «Война и мир» выросла из лермонтовского «Бородина». В чем суть завещания будущему таких поэтом, как Лермонтов? Прежде всего в том, что их творчество служило передовым идеям своего времени, добру, справедливости, свободе и борьбе за счастье людей. А это всегда остается главной миссией поэта. Разве Пушкин завещал не то же самое поэтам в своем знаменитом «Памятнике»? «Как и всякий настоящий, а тем более, великий поэт, - писал И. Андроников, - Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека.» Лермонтов – одно из удивительных явлений в литературе. Он погиб, не дожив до 27 лет, а создал такие шедевры, которые дали ему право войти в число великих писателей. А как хорошо, что гигант мировой литературы Лев Толстой признавался, что его эпопея «Война и мир» выросла из лермонтовского «Бородина». В чем суть завещания будущему таких поэтом, как Лермонтов? Прежде всего в том, что их творчество служило передовым идеям своего времени, добру, справедливости, свободе и борьбе за счастье людей. А это всегда остается главной миссией поэта. Разве Пушкин завещал не то же самое поэтам в своем знаменитом «Памятнике»? «Как и всякий настоящий, а тем более, великий поэт, - писал И. Андроников, - Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека.»

Основные периоды творчества и основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Основные периоды творчества и основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Творчество М. Ю. Лермонтова условно принято делить на два периода: Творчество М. Ю. Лермонтова условно принято делить на два периода: 1. до 1837 г. – ранний период; 1. до 1837 г. – ранний период; – 1841 гг. – зрелый период – 1841 гг. – зрелый период. Лирический герой раннего Лермонтова – поэт, сын рока с бременем трагических воспоминаний, с «печалью страстей» на челе, вечный странник, «свободы друг», «природы сын», но притом и разочарованный демон, для которого характерно уединённое самопознание. Лирический герой раннего Лермонтова – поэт, сын рока с бременем трагических воспоминаний, с «печалью страстей» на челе, вечный странник, «свободы друг», «природы сын», но притом и разочарованный демон, для которого характерно уединённое самопознание. Лирический герой раннего Лермонтова сохранил за собой - в форме многозначительных намеков и иносказаний – личную предысторию, тот груз прошлого, который даёт право судить о болезнях века изнутри, из собственного катастрофического опыта. Лирический герой раннего Лермонтова сохранил за собой - в форме многозначительных намеков и иносказаний – личную предысторию, тот груз прошлого, который даёт право судить о болезнях века изнутри, из собственного катастрофического опыта. Его «дух мощный и гордый» (Белинский) звучит уже за чертой пережитого, вне перипитий собственной судьбы. Его «дух мощный и гордый» (Белинский) звучит уже за чертой пережитого, вне перипитий собственной судьбы.

В лирике М.Ю. Лермонтова отчетливо прослеживаются следующие мотивы: 1) свобода и воля – центральный мотив, определяющий мятежный пафос поэзии М.Ю. Лермонтова; 1) свобода и воля – центральный мотив, определяющий мятежный пафос поэзии М.Ю. Лермонтова; 2)действие и подвиг – опорные мотивы. Действие – основа существования человека. Подвиг – тот след, который он должен оставить в жизни; 2)действие и подвиг – опорные мотивы. Действие – основа существования человека. Подвиг – тот след, который он должен оставить в жизни; 3)одиночество – мотив и основная тема творчества; 3)одиночество – мотив и основная тема творчества; 4)странничество. Этот мотив обусловлен бесприютностью героя в мире устоявшихся, но уже дискредитировавших себя ценностей. Странник Лермонтова не знает надежды на возращение, его дорога бесконечна. 4)странничество. Этот мотив обусловлен бесприютностью героя в мире устоявшихся, но уже дискредитировавших себя ценностей. Странник Лермонтова не знает надежды на возращение, его дорога бесконечна. И даже смерть – лишь продолжение земного пути. Духовный мир странника – мир прощаний и воспоминаний; И даже смерть – лишь продолжение земного пути. Духовный мир странника – мир прощаний и воспоминаний; 5) изгнанничество. Изгнанник проклят, обречен на скитания. Но в то же время это проклятие – знак избранности по отношению к «толпе», к «другим»; 5) изгнанничество. Изгнанник проклят, обречен на скитания. Но в то же время это проклятие – знак избранности по отношению к «толпе», к «другим»; 6)Родина; 6)Родина; 7)память и забвение; 7)память и забвение; 8) обман; 8) обман; 9)мщение; 9)мщение; 10) покой; 10) покой; 11) земля и небо; 11) земля и небо; 12) сон; 12) сон; 13) путь; 13) путь; 14) время и вечность; 14) время и вечность; 15) любовь; 15) любовь; 16) смерть; 16) смерть;

Слово «бог» встречается на страницах произведений М. Ю. Лермонтова 589 раз, «воспоминание» - 72, «волшебный» - 64, «гроза» - 65, «грозный» - 85, «зло» - 136, «злодей» - 92, «играть – 183, «казаться» - 336, «камень» - 142, «крест» - 92, «луна» - 135, «мечта» - 194, «минута» - 333, «миг» - 121, «надежда» - 263, «могила» - 144, «напрасно» - 134, «небесный» - 95, «небо» - 415, «земля» - 385, «нет» , «ночь» - 127, «скала» - 164, «сон» - 277, «любовь» - 605, Страдание» - 149, «страдать» - 81, «ложь» - 60, «смерть» Слово «бог» встречается на страницах произведений М. Ю. Лермонтова 589 раз, «воспоминание» - 72, «волшебный» - 64, «гроза» - 65, «грозный» - 85, «зло» - 136, «злодей» - 92, «играть – 183, «казаться» - 336, «камень» - 142, «крест» - 92, «луна» - 135, «мечта» - 194, «минута» - 333, «миг» - 121, «надежда» - 263, «могила» - 144, «напрасно» - 134, «небесный» - 95, «небо» - 415, «земля» - 385, «нет» , «ночь» - 127, «скала» - 164, «сон» - 277, «любовь» - 605, Страдание» - 149, «страдать» - 81, «ложь» - 60, «смерть»

Любит Лермонтов и тонко чувствует красоту родной природы. Однако, мне кажется что в лирике Лермонтова чистый пейзаж отсутствует. Поэт говорит о тех мыслях и чувствах, которые вызывает у него природа. Доказательством этому служит стихотворение Родина. Реакционные писатели прославляли самодержавную и крепостническую Россию. Это, своего рода, казенный патриотизм. Поэт признает его ложным. Уже в первой строфе автор называет свою любовь к родине странной. В чем же заключается эта странность ? Вероятно, в двойственном отношении к родине. Мы видим признаки сельского пейзажа со следами крестьянского труда и быта. Поэт любуется полным гумном, избами с резными ставнями на окнах. А вот так называемый официальный патриотизм его не трогает. Лермонтов категорически отвергает сложившиеся веками устои крепостнической России и желает видеть русский народ свободным и просвещенным. Он восстает против политического гнета и пламенно призывает современников к борьбе за свободу и счастье русского человека. И мне кажется, что его стихи согреты чувством великой любви к народу. М. Ю. Лермонтов очень рано стал осознавать себя поэтом. Он много размышлял о назначении поэта и поэзии. Еще в юношеских стихотворениях К другу, Монолог, Молитва, он говорит о трагической судьбе поэта. Стихи о поэте и поэзии занимают в творчестве Лермонтова особое место. Ведь в них - отношение поэта к родине, к миру, ко времени, осознание поэтом своего места в обществе. В его стихах я ощущаю чувство одиночества, чувство внутреннего разлада с миром. В стихотворениях Поэт, Кинжал, Журналист, читатель и писатель, Пророк, он высказывает свое поэтическое кредо, свою идейно-художественную программу.

Заключение. Со стихотворений «Парус», «Утес»,«Бородино» начинается у маленького читателя любовь к творчеству великого русского поэта, и это чувство остается с нами на всю жизнь. Поэзия Лермонтова богата и неповторима, в ней весь поэт и вся Россия. Творчество Лермонтова навсегда вошло в золотой фонд мировой литературы.