Замысловатые маршруты и правила Эйлера. Кенигсбергские мосты А, В, С, D – части континента, отделённые друг от друга а, b, с, d, e, f, g – мосты А, В,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Определение графа Фигура, образованная конечным набором точек плоскости и отрезков, соединяющих некоторые из этих точек, называется плоским графом, или.
Advertisements

Решение задач с помощью графов. Кенигсбергские мосты Можно ли обойти все Кенигсбергские мосты, проходя только один раз через каждый из этих мостов?
Применение теории графов Работу выполнила ученица 8 класса Гончарова Дарья.
ГРАФЫ … ГРАФЫ ??? ГРАФЫ ??? ГРАФЫ !!! ГРАФЫ !!!. Задача 1 Между девятью планетами Солнечной системы установлено космическое сообщение. Рейсовые ракеты.
Домашнее задание «Применение графа» ВСПОМНИМ… Граф Простейшая модель системы.Отображает элементарный состав системы и структуру связей Сеть Граф с возможностью.
Научно -исследовательская работа Авторы: Быстрякова Наталья, Шайахметова Алина ученицы 9 В класса МАОУ « СОШ9» г.Нурлат, РТ Руководитель: Мустафина Наталья.
Фигура (граф), которую можно начертить не отрывая карандаш от бумаги, называется уникурсальной.
Рисунок одним росчерком пера. Проект по элективному курсу по математике «Круги Эйлера. Графы.» на тему Выполнила ученица 9Б класса средней школы 9 Миронова.
Графы Степень вершины Подсчет числа ребер графа. Разминка… Вставьте недостающие слова в предложения (граф, титул, ребро, вершина) Всем известно, что слово.
ВЫПУКЛЫЕ МНОГОГРАННИКИ Многогранник называется выпуклым, если он является выпуклой фигурой, т. е. вместе с любыми двумя своими точками целиком содержит.
Математика вокруг нас. Какая наука может быть более благородна, более восхитительна, более полезна для человечества, чем математика? (Франклин).
Теория Графов Первая работа по теории графов принадлежит Леонарду Эйлеру (1736 год), хотя термин «граф» впервые ввел в 1936 году венгерский математик Денеш.
Графы Цели урока Повторить определения, теоремы теории графов Научиться строить графы Научиться применять графы к решению практических задач.
Проект: «Графы». Цели проекта: изучить теорию «Граф», изучить теорию «Граф», развить навыки самостоятельной работы, развить навыки самостоятельной работы,
Графы Автор: Баум Маргарита Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Тисульская средняя общеобразовательная школа 1 Руководитель: Пода Надежда.
ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ГРАФ. Введение С дворянским титулом «граф» эту тему связывает только общее происхождение от латинского слова «графио» - пишу. ГРА Ф ИО.
V-множество вершин, E- множество ребер Граф - G(V, Е). Л. Эйлер 1736 г. G(V, Е, f) V,E – множества, отображение инциденции f: Е V&V множества Е в V&V Основы.
Задача Эйлера То, что не получилось на рисунке, не является доказательством невозможности соединения дорожками домиков и колодцев. Для доказательства воспользуемся.
Графы Построить конверт не отрывая карандаша от бумаги и не проводя по одной линии дважды.
СТАНЦИЯ «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ» ОБВОДИМ ЛИНИИ Попробуем линию, изображенную на рисунке, обвести одним росчерком, т.е. не отрывая карандаша от листа бумаги и.
Транксрипт:

Замысловатые маршруты и правила Эйлера

Кенигсбергские мосты А, В, С, D – части континента, отделённые друг от друга а, b, с, d, e, f, g – мосты А, В, С, D – узлы(вершины) а, b, с, d, e, f, g – ветви(ребра ) Чётный узел-узел, в котором сходится чётное число ветвей; нечётный узел-узел, в котором сходится нечётное число ветвей.

Правила уникурсального обхода Если возможен обход всей сети одним маршрутом, то она называется уникурсалъной сетью, а маршрут уникурсальным обходом. Правила Эйлера: 1. Сеть, не имеющая нечетных узлов, допускает замкнутый уникурсальный обход с началом в любой точке сети. 2. Сеть, имеющая два и только два нечетных узла, обходится уникурсально, если начать движение с одного нечетного узла и закончить его в другом. 3. Сеть, имеющая больше двух нечетных узлов, нельзя полностью обойти одним маршрутом.

Задача 1 Можно ли начертить данные фигуры одним росчерком, не проводя более одного раза по одной и той же линии и почему? Ответ: а, б.

Задача 2 В одном из залов Дома занимательной науки в Санкт-Петербурге посетителям показывали схему мостов города Требовалось обойти все 17 мостов, соединяющих острова и берега Невы, на которых расположен Санкт-Петербург, Обойти надо так, чтобы каждый мост был пройден один раз. Докажите, что требуемый уникурсальный обход всех мостов Санкт-Петербурга того времени возможен, но не может быть замкнутым, т.е. оканчиваться в пункте, от которого начинался. Однако на своей копии рисунка вы сможете разработать и замкнутый обход, если позволите себе пройти дважды по каким-то двум мостам.

Ответ: Пользуясь правилами Эйлера, вы легко покажете возможность уникурсального обхода семнадцати мостов. Но если разрешено пройти дважды по каким- нибудь двум мостам, то возможен, например, маршрут, показанный на рис.

Задача 3 На рис. представлен эскиз одного из портретов Эйлера. Художник воспроизвел его одним росчерком пера (только волосы нарисованы отдельно). Где на рисунке расположены начало и конец уникурсального контура? Повторите движение пера художника (волосы и пунктирные линии на рисунке не включаются в маршрут обхода).

Задача 4 На встрече группы хорошо и не очень хорошо знакомых состоялось много приветственных рукопожатий. Некоторые из нас пожали четное число рук, другие нечетное. Например, я обменялся тремя рукопожатиями, а мой друг, математик, девятью. Когда я сказал своему другу, что обменявшихся нечетным числом рукопожатий, кроме меня и его, было еще 5 человек, он ответил: Ошибаешься. Число людей, пожавших нечетное число рук, непременно должно быть четным. Прав ли он? Решение. Да, прав. Задачу можно интерпретировать с сетью с числом узлов, равным числу людей, обменявшихся рукопожатием, а каждое рукопожатие рассматривать как ветвь, соединяющую 2 узла. Необходимо доказать, что в любой сети число узлов чётно. Пусть сеть имеет r ветвей, у к-ых всего 2r концов. Пусть а 1 –число узлов, от к-ых отходит 1 ветвь, a 2 - число узлов, от к-ых отходит 2 ветви, аналогично получаем числа: a 3,a 4,…,a n,… Тогда,a 1 узлов содержит a 1 концов,a 2 узлов - 2a 2 концов, a 3 узлов – 3a 3 концов и т.д.Всего концов будет: a 1 +2a 2 +3a 3 +…+na n +…=2r Значит, a 1 +3a 3 +5a 5 +… чётно, а потому a 1 +a 3 +a 5 +…чётно, что и требовалось доказать.

Задача 5 Чтобы обойти сеть, показанную на рисунке, достаточно двух отдель- ных маршрутов. Укажите оба уникурсаль- ных обхода и придумайте доказательство более общему утверждению: сеть, имеющую ровно 2n нечетных узла, можно полностью обойти по п отдельным маршрутам.

Ответ: Первый маршрут может быть, например, по ветви АС. Если эту ветвь исключить из сети, то узлы А и С становятся чётными и в сети остаются только два чётных угла: В и D. Значит, обход этой сети возможен с началом, например, в В и концом в D. Это второй маршрут.

Доказательство: Начнём обход из нечётного узлаи продолжим его до тех пор, пока не достигнем узла,из которого уже нет выхода. Тогда этот второй узел обязательно нечётный: из чётного узла всегда есть выход, а проходя нечётный узел, мы используем первый из сходящихся в нём концов для входа,а второй для выхода; когда же мы заканчиваем маршрут в нечётном узле, захватывается только один конец. сли изъять из сети пройденный маршрут, останется сеть с 2n 2 нечетными узлами. Следовательно, если осуществить п аналогичных отдельных обходов, то останется одна или более сетей, все узлы которых четны. Но каждая из этих сетей имеет общий узел с одним из пройденных маршрутов и, следовательно, может быть включена в соответствующий маршрут. Таким образом, для полного обхода всей сети понадобится ровно п отдельных маршрутов. Отсюда следует, что если число нечетных узлов больше двух, то сеть нельзя обойти полностью одним маршрутом.Таким образом, мы попутно доказали справедливость правила 3 Эйлера.

Задача 6 Сколько (минимально) потребуется отдельных уникурсальных маршрутов, чтобы обойти полностью шахматную доску по всем прямым, образующим на ней 64 клетки? Ответ: 64 поля шахматной доски образованы сетью, имеющих 28 нечётных узлов.По теореме (сеть, име-ющую 2n нечётных узлов, можно пол- ностью обойти по n отдельным маршру- там), потребуются 14 отдельных маршрутов.