Приемы изучения биографии писателя на уроках литературы Учитель русского языка и литературы МОАУ СОШ 56 г. Кирова Перминова Наталья Сергеевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Специфика курса литературы в старших классах. Монографическая тема В центре МТ писатель и его произведения, одно или несколько из которых изучаются текстуально.
Advertisements

Портфолио студента.. Портфолио – отчет по процессу обучения о том, что узнал студент, как проходил процесс обучения, как он думает, анализирует, синтезирует,
Формирование личностных универсальных учебных действий Л. В. Шестопалова, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 20»
Эстетическое развитие ребенка как одно из направлений целостного развития младшего школьника.
О СОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДЕ ПО ИСТОРИИ Рассказ о государственном деятеле.
Личностные универсальные учебные действия. «Каждый человек алмаз, который может очистить или не очистить себя. В той мере, в какой он очищен, через него.
Детская литература с практикумом по выразительному чтению Преподаватель Григорьева О.В.
Предметные результаты 2 года обучения I.Представления о собственной личности и взаимовлиянии духовного и физического образа. II. Освоение правил совместной.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Междуреченская средняя общеобразовательная школа.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Учебный проект по литературе. 1. Образовательные: - дать представление о жизненном и творческом пути И.А.Бродского, ввести учеников в эмоционально сложную.
Развивающие возможности регионального курса Предметные результаты 1 года обучения I. Ценностные ориентации. II. Понимание содержания нравственных поступков.
I этап. Работа с текстом до чтения Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной.
Учебно-методический материал по теме: Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения
Презентация учебника литературы В.А.Чалмаев, С.А.Зинин. Литература 11 класс Учебник для общеобразовательных учреждений В двух частях Москва «Русское слово»
«Основы православной культуры» в учебно- воспитательном процессе Из опыта работы учителя МОАУ «СОШ 13» Зайцевой Т.К.
«Литературное чтение, должным образом поставленное, является школой взглядов, понятий, языка: литературное чтение – почти единственный в школе предмет,
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
МБДОУ ЦРР детский сад 2 «Солнышко» Социально - нравственное воспитание дошкольников.
« Ребёнок в мире художественной литературы » Подготовительная группа Воспитатель : Ельчанинова Е. Н.
Транксрипт:

Приемы изучения биографии писателя на уроках литературы Учитель русского языка и литературы МОАУ СОШ 56 г. Кирова Перминова Наталья Сергеевна

Содержание программы по изучению биографического материала КлассЖанры изучения биографии писателя 5 Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности) 6 Краткий рассказ о писателе (поэте) Слово о писателе (поэте) 7 8 Страницы жизни и творчества Страницы биографии 9 Слово о писателе Очерк жизни и творчества Жизненный и творческий путь Страницы жизни и творчества Личность, судьба, творчество Жизнь и творчество Жизнь, творчество, личность

Возрастные особенности учащихся при восприятии биографического материала 5-6 класс – период «наивного реализма» Интересуют чаще всего отдельные яркие эпизоды биографии писателя. Суждения о событиях жизни, чертах характера бывают категоричными, иногда односторонними, но, как правило, эмоционально окрашенными Строгий отбор биографического материала, воспитательная функция эпизодов из жизни писателя

Возрастные особенности учащихся при восприятии биографического материала 7-8 классы – период « нравственного самоуглубления» Подростка интересует человек как носитель определенных свойств личности, происходит постепенный переход от субъективного к объективному ее восприятию. Расширение круга осознаваемых моральных свойств личности человека, появление интереса к формированию характера, мотивов поведения. Отбор биографического материала, показывающего личностные качества автора, их эволюцию.

Возрастные особенности учащихся при восприятии биографического материала 8-9 класс Формирование способности критически оценивать себя и окружающих. Включение в более сложную систему отношений с миром. Формирование ценностных ориентаций и убеждений Биографический материал дополняется и расширяется за счет мемуарной литературы, воспоминаний современников, эссе, литературных портретов и пр.

Возрастные особенности учащихся при восприятии биографического материала 9-11 классы – «эпоха связей, осознания причин и следствий» Проявление интереса к сложному внутреннему миру человека, стремление познать творческое мировосприятие автора, сущность моральных свойств его личности. Способность оценить социальные, нравственные и эстети­ ческие стороны эволюции личности автора, ее обусловленность многообразием факторов. Целостность представленного биографического материала, показывающего личностную и творческую сущность писателя

Краткий рассказ о писателе – основные сведения из жизни, прежде всего период детства, учения, начала литературной деятельности Воспитательные цели: Показать роль семьи, окружения, природы в становлении личности будущего писателя Отметить значение книги, учения, самообразования в жизни изучаемого автора Сформировать уважительное отношение к личности писателя, его труду

Викторина по биографии Кроссворд Игра «Черный ящик» Игра «Найди ошибку» «Перекрестные вопросы» после чтения статьи учебника Обсуждение фрагментов воспоминаний о детстве писателя, его родителях Биографическое лото Приемы работы:

Слово о писателе – эмоциональный рассказ об авторе, его творческих взглядах, нравственных ценностях, многогранности личности личности Воспитательные цели: «Обеспечить» нравственное воздействие биографии писателя на школьников Продемонстрировать на примере жизни писателя критическое отношение к себе и окружающим, способность делать выводы из собственных ошибок

Приемы работы: Сопоставление портретов разных художников, разных периодов, автопортретов (Лермонтов) Подбор стихов к портрету «Воображаемая встреча» (Ломоносов) Интервью с… Анализ эпизодов автобиографий, воспоминаний современников Анализ высказываний самого автора, афоризмов

Красотой спасётся мир. Главное, самому себе не лгите. Нельзя любить то, чего не знаешь. Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. Счастье не в счастье, а лишь в его достижении. Если хочешь победить весь мир, победи самого себя. Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих. Таланту нужно сочувствие, ему нужно, чтоб его понимали. Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин. Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое. Ничему не удивляться есть, разумеется, признак глупости, а не ума. Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой. Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей. Не смотрите на то, что делает наш человек. Посмотрите на то, к чему он стремится. Афоризмы Достоевского

Страницы биографии – знакомство с наиболее яркими, нравственно значимыми для современных учащихся периодами жизни автора Воспитательные цели: Сформировать умение критически оценивать жизненные ситуации, уметь делать из них нравственные выводы Способствовать развитию интереса учащихся к эволюции личности писателя

Приемы работы: « Живой журнал» (Маяковский) Просмотр документального фильма с предварительными вопросами к нему Инсценирование Прослушивание произведений в исполнении автора Сопоставление портрета и голоса автора Музейные уроки «Листая томик…» Заочная экскурсия

Жизнь, творчество, личность – целостный рассказ о личной и творческой судьбе писателя, его становлении, развитии, своеобразии. Воспитательные цели : Сформировать впечатление о писателе, этапах его личностного и творческого роста Дать оценку людям и событиям, повлиявшим на становление личности автора Установить взаимосвязи писателя и его место в истории страны, ее культуре, общественной жизни

Приемы работы : Литературные, литературно-музыкальные композиции, поэтические гостиные (Гумилев, поэты Серебряного века) Видеоуроки (Карамзин, Радищев, Грибоедов) Портфолио писателя «Досье» Краткосрочный проект

1.Биографическая справка 2.Мировоззрение, жизненное кредо 3.Лирический герой о себе 4.Любимые темы, мотивы 5.Самые известные стихи 6.Понравившееся вам стихотворение 7.Яркие тропы и поэтические приемы «Досье» на поэта (структура работы)

Ю. М. Лотман в статье с символическим заглавием «Биография – живое лицо» писал, что «за читательским интересом к биографии всегда стоит потребность увидеть красивую и богатую человеческую личность»

«По страницам великой жизни…» (Л.Н.Толстой) 1 группа – Толстой в воспоминаниях современников, фотографиях 2 группа – Дневники Толстого 3 группа – Толстой и исторические события, пришедшиеся на его жизнь 4 группа – Толстой в искусстве 5 группа – Заочная экскурсия в Ясную Поляну Индивидуальные задания: Предки Толстого Детские и юношеские годы Участие в Крымской войне Литературная деятельность Толстого Религиозно- этические взгляды Толстого Уход и смерть Толстого

Изучение биографии писателя должно вызвать у учащихся интерес к его личности, его идейным исканиям, отразившимся в творчестве. Биография и творческий путь писателя – ключ к сложным моментам изучения художественного произведения