Учитель русского языка и литературы Рябова Людмила Даниловна Тема праведничества в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор» Учитель русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Александр Исаевич Солженицын Писатель- мыслитель Разработка учителя литературы школы 9 г. Череповца Никаноровой Екатерины Борисовны.
Advertisements

Столетье промчалось. И снова, Как в тот незапамятный год- Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет. Ей жить бы хотелось иначе, Носить драгоценный.
Он жил не по лжи… Стефанова Л. М., учитель русского языка и литературы ГОУ РК «РЦО» г. Сыктывкара.
Урок - аналитическая беседа «Кто виноват в судьбе Матрены?» (по рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор») Мельшиан Наталия Эдуардовна, учитель русского.
« Противостояние А.И.Солженицына государственной власти» Автор – Дороганова Галина Викторовна, учитель литературы МОУ СОШ 2 города Карасука.
А.И.Солженицын- летописец эпохи 11. Xll
Учитель русского языка и литературы МКОУ «Ягоднинская ООШ» Клепинина Наталья Александровна.
Комплексный анализ текста. ЦЕЛЬ УРОКА: Повторить языковые явления, расширить представление о тексте, его структуре, развивать и совершенствовать логические.
Родился 11 декабря 1918 г в Кисловодске. Предки писателя по отцовской линии были крестьяне. Отец, Исаакий Семенович, получил университетское образование.
Исторический портрет Александра Исаевича Солженицына Автор: Зайцева Марина Владимировна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ 3 г. Урюпинска.
Русский писатель, публицист, поэт, общественный и политический деятель,живший и работавший в СССР, Швейцарии, США, России.
Александр Исаевич Солженицын - писатель, публицист, поэт и общественный деятель, академик Российской академии наук, лауреат Нобелевской премии в области.
« Как жить на земле ?» ( по рассказам А. И. Солженицына « Матрёнин двор » и Н. С. Лескова « Очарованный странник ») Выполнила ученица 10 « А » класса МОУ.
Александр Исаевич Солженицын (1918 – 2008) Александр Исаевич Солженицын (1918 – 2008) «Был Божий указ, потому что лагерь направил меня наилучшим образом.
А. И. Солженицын ( ) ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ МОУ города Кургана «Гимназия 47» учитель русского языка и литературы высшей категории Чернышова А.А.,
АЛЕКСАНДР СОЛЖЕНИЦЫН «МАТРЕНИН ДВОР» «Не стоит село без праведника» Подготовила учитель литературы МОУ «Гимназия 2» Маврина Наталья Александровна.
Не стоит село без праведника… Александр Исаевич Солженицын «Матрёнин двор»
Алекса́ндр Иса́евич Солжени́цын. родился 11 декабря 1918 г. в Кисловодске родился 11 декабря 1918 г. в Кисловодске11 декабря1918Кисловодске11 декабря1918Кисловодске.
Жизнь и творчество Александра Исаевича Солженицына Такой сосредоточенности на одном авторе, может быть, никакая литература не знала и не узнает никогда.
«ЖИТЬ ПО ЗАКОНАМ ДОБРА И ЧЕЛОВЕЧНОСТИ» (ПО РАССКАЗУ А.ПЛАТОНОВА «ЮШКА») Цели и задачи урока: создать условия для : Знакомства с биографией писателя ; Осмысления.
Транксрипт:

Учитель русского языка и литературы Рябова Людмила Даниловна Тема праведничества в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор» Учитель русского языка и литературы Рябова Людмила Даниловна МОУ «Андринская СОШ»

Цели и задачи: 1. Помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть. 2. Подвести учащихся к осмыслению образа Матрёны как праведницы земли русской. 3. Воспитание учащихся на основе вечных истин, составляющих основу жизни.

Каждый из нас встречал необыкновенных людей, их не десятеро и не сто на Россию, - это праведники, их видели, удивлялись им, пользовались их добром… - и тут же погружались опять на нашу обречённую глубину. (А. Солженицын «Раскаянье и самоограничение как категория национальной жизни», 1973г.)

Александр Исаевич Солженицын Писатель- мыслитель

Александр Солженицын Имя при рождении: Александр Исаевич Солженицын Дата рождения: 11 декабря декабря1918 Место рождения: Кисловодск, РСФСРКисловодскРСФСР Дата смерти: 3 августа 2008 (89 лет)3 августа2008 Место смерти: Москва, РоссияМоскваРоссия Род деятельности: писатель, публицист, поэт и общественный деятельписательпублицистпоэт Жанр: повесть, рассказ, публицистика, эссе, роман, «крохотки», лексикографияповестьрассказпублицистикаэссероманкрохотки лексикография Премии: Нобелевская премия по литературе Темплтоновская премия Большая золотая медаль имени М. В. Ломоносова Российской Академии наук Большая премия Французской Академии морально- политических наук Нобелевская премия по литературе Темплтоновская премия Большая золотая медаль имени М. В. Ломоносова Российской Академии наук Большая премия Французской Академии морально- политических наук Премия Российской Федерации Звания: академик Российской Академии наукРоссийской Академии наук Награды Орден Святого Андрея Первозванного, орден Красной Звезды, орден Отечественной войны I степени, орден Звезды Румынии

Корни Родители писателя: Исаакий Семенович и Таисия Захаровна Солженицыны Город Кисловодск Ставропольского края. Дом, в котором прошли первые 6 лет жизни. Город Ростов-на-Дону. Дом, в котором жил школьник Саня Солженицын

Студенческие годы Ростовский государственный университет Лучшие друзья: Кирилл Симонян и Лида Ежерец

Война Курсант артиллерийского училища Командир батальона капитан Солженицын

Ссылка. Матренин двор Деревня Мильцево Владимирской области Матрена Васильевна Захарова у своего дома год

1970 год. Нобелевская премия: Неслыханная травля Лауреат Нобелевской премии 1974 год. Кампания против Солженицына в советской прессе

«Архипелаг ГУЛаг»: « Опыт художественного исследования» государственной системы уничтожения людей в СССР Наталья Светлова – жена, друг, незаменимый помощник 1970 г.

Великий русский писатель Книги, перевернувшие общественное сознание

Солженицын вернулся Встреча писателя. Хабаровск и Новосибирск.

1994 год Снова в Москве

Это была поистине могучая фигура. И в литературе, и в общественной жизни это была одна из самых могучих фигур за всю историю России. Сейчас, когда его не стало, это понимается в особенности. Один человек бросил вызов огромной системе и победил. Ни у кого, будь то самые знаменитые личности в искусстве, науке и политике, не было столь огромной прижизненной славы, популярности, как у Александра Исаевича. В эти дни должен скорбно ахнуть весь мир не стало великого нравственника, справедливца, таланта. Валентин Распутин

Рассказ «Матренин двор» написан в 1959 году. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись из лагеря. Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти «тихий уголок России подальше от железных дорог»

После реабилитации в 1957 году Солженицын жил в деревне Мальцево Курловского района Владимирской области у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой. Бывший лагерник мог наняться только на тяжелые работы, он же хотел учительствовать

Изначально автор назвал свое произведение «Не стоит село без праведника». В 1963 году во избежание трений с цензурой издатель А.Т.Твардовский изменил название- мысль о праведничестве отсылала к христианству и никак не приветствовалась в начале 60-х годов ХX века

Работа в группах I группа – расскажите о судьбе Матрены. Как относятся к ней односельчане? Понимают ли они Матрену? Почему? II группа- что сопровождает жизнь праведника и грешника? (Составить таблицу) III группа- составьте устный словесный портрет Матрены. Какие стороны народного характера воплощены в образе русской женщины-Матрены? IV группа- что позволяет писателю назвать Матрёну праведницей? V группа- каково авторское отношение к героине? Приведите примеры из текста.

Проверь себя I группа Матрёну не ценят в деревне. «Не бережная»,бесплатно другим помогает, с «презрительным сожалением» говорят односельчане «даже о сердечности и простоте» Матрены.

Праведник Грешник Вера в Бога, любовь к людям, добро, милосердие, бескорыстие, умение прощать, смирение, совестливость, жалость ко всему живому, умение радоваться жизни, труд как возможность вернуть доброе расположение духа. Терпение, естественность в поведении, непритязательность, неприхотливость, выносливость. Зло, недоброжелательность, труд на себя и работа спустя рукава на общество, равнодушие, зависть, жадность, стяжательство – «добро» в значении имущество, злопамятность, эгоизм. (II группа)

IV группа Матрена обладает бесконечным смирением, не требующим от нее никакого напряжения воли. Она не предается греху гордыни, умеет быть благодарной за каждый прожитый миг. Матрена может довольствоваться малым тем, что имеет: ей не свойственны чувства зависти, злости, обиды, стяжательства. Праведничество Матрёны основано на её безразличии к материальным ценностям.

V группа Матрёна оказывается необыкновенным, душевным, чистым человеком. Тем острее чувство вины, которое испытывает рассказчик: «Нет Матрены. Убит родной человек. И в день последний я укорил ее за телогрейку». «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

Синквейн Праведник Духовный, человечный. Сострадает, любит, не судит. Бескорыстно помогает людям. Нравственность.

Рефлексия Какой вывод мы можем с вами сделать по теме нашего урока?

Выводы по уроку Жизнь и судьба Матрёны Васильевны Захаровой является для нас настоящим уроком жизни - уроком, добра, совести и человечности. Если бы каждый из нас смог услышать её тихий голос, напоминающий: «Ты человек, самое великое творение божье, и Бог живёт в душе твоей. Помни это». Мы раскрыли понятие праведника, возможно, в жизни каждого из нас есть такой человек. Если нет, то он появится. Важно увидеть его и распознать вовремя.

Домашнее задание: В жанре эссе ответить на вопрос: «Нужны ли сегодня праведники?»

Спасибо за урок!