ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. П.Ф. КАПТЕРЕВ ( 1849-1922 ) «.....СОЗДАВАТЬ У РЕБЕНКА ТАКОЕ МЫШЛЕНИЕ, ПОСРЕДСТВОМ КОТОРОГО УЧАЩИЙСЯ САМ В СОСТОЯНИИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Материалы к семинару тренингу «Критическое мышление и сотрудничество» Что такое технология критического мышления?
Advertisements

Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Гусева Е. И., учитель химии и биологии МКОУ « Боровская СОШ »
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) разработана в конце XX века в США (Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит) ТРКМ известна в России с 1997 года.
Технология «Развитие критического мышления». Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов XX в. американские педагоги Дж.Стил,
«Развитие критического мышления учащихся на уроках…….
Технология развития критического мышления младших школьников на уроках математики Людям необходимо думать о том, что они Людям необходимо думать о том,
Технология критического мышления. Критическое мышление Разумное, рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности. Д.
Инновационные технологии Примеры методических приемов технологии развития критического мышления.
В методическую палитру тьютора ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Выполнила Мальцева Екатерина Владимировна. способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять.
Развитие критического мышления через чтение и письмо Городской семинар на базе МОУ гимназия56, г. Томска выступление: Успеховой М.В.
Белокопытова Е.В. учитель начальных классов МБОУ - СОШ 2.
1 Критическое мышление. 2 Что дает применение технологии? вырабатываются общеучебные умения: умение работать в группе; умение графически оформить текстовый.
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Учитель математики ГБОУ СОШ 77 Доброумова Ольга Викторовна.
Выполнила Дробязко М. А.. Д.Клустер Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического.
ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Критическое мышление – направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
Методические приемы для развития критического мышления на уроках истории и обществознания.
Транксрипт:

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

П.Ф. КАПТЕРЕВ ( ) «.....СОЗДАВАТЬ У РЕБЕНКА ТАКОЕ МЫШЛЕНИЕ, ПОСРЕДСТВОМ КОТОРОГО УЧАЩИЙСЯ САМ В СОСТОЯНИИ ВЫРАБАТЫВАТЬ СУБЪЕКТИВНО НОВЫЕ ЗНАНИЯ» «.....СОЗДАВАТЬ У РЕБЕНКА ТАКОЕ МЫШЛЕНИЕ, ПОСРЕДСТВОМ КОТОРОГО УЧАЩИЙСЯ САМ В СОСТОЯНИИ ВЫРАБАТЫВАТЬ СУБЪЕКТИВНО НОВЫЕ ЗНАНИЯ»

ДУМАТЬ КРИТИЧЕСКИ ЭТО : Проявлять любознательность Проявлять любознательность Использовать исследовательские методы Использовать исследовательские методы Ставить перед собой вопросы Ставить перед собой вопросы Осуществлять планомерный поиск ответов Осуществлять планомерный поиск ответов Вскрывать причины и последствия фактов Вскрывать причины и последствия фактов Сомнение в общепринятых истинах Сомнение в общепринятых истинах Выработка точки зрения и способность отстоять ее логическими доводами Выработка точки зрения и способность отстоять ее логическими доводами Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТОГО КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Оценивание Оценивание Открытость новым идеям Открытость новым идеям Собственное мнение Собственное мнение Рефлексия собственных суждений Рефлексия собственных суждений

НЕОБХОДИМЫЕ УМЕНИЯ Применять в спорах аргументы Применять в спорах аргументы Смотреть на старые идеи с новой точки зрения Смотреть на старые идеи с новой точки зрения Отличать факты от предположений Отличать факты от предположений Различать обоснованные и необоснованные оценки Различать обоснованные и необоснованные оценки Выделять причинно-следственные связи Выделять причинно-следственные связи Видеть несообразности и ошибки в изучаемом материале Видеть несообразности и ошибки в изучаемом материале

НОВОЕ В ПОНИМАНИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Открытость для новых идей Открытость для новых идей Стремление к избеганию ошибок в собственных суждениях Стремление к избеганию ошибок в собственных суждениях Знание разницы между возможно правильным и неправильным Знание разницы между возможно правильным и неправильным Осознание своего непонимания Осознание своего непонимания Разграничение обоснованных и необоснованных ошибок Разграничение обоснованных и необоснованных ошибок

ШКОЛА НЕ ДОЛЖНА НАУЧИТЬ НА ВСЮ ЖИЗНЬ, ОНА ДОЛЖНА НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ ВСЮ ЖИЗНЬ ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ - ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ - системы формализованных критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях системы формализованных критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях

ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В РОССИИ Известна в России с 1997 года Известна в России с 1997 года Проект института «Открытое общество» под названием «Чтение и письмо для развития критического мышления» Проект института «Открытое общество» под названием «Чтение и письмо для развития критического мышления» Руководитель проекта Сергей Заир-Бек Руководитель проекта Сергей Заир-Бек Проект реализуется более, чем в 16 странах мира Проект реализуется более, чем в 16 странах мира

ЦЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ КМ Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни ( умения принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.д. ) Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни ( умения принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.д. )

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТОК - НАУЧИТЬСЯ КРИТИЧЕСКИ И ПРОДУКТИВНО ПРОСЕИВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ - НАУЧИТЬСЯ КРИТИЧЕСКИ И ПРОДУКТИВНО ПРОСЕИВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ

МЕХАНИЗМ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Три фазы: Три фазы: - ВЫЗОВ - ОСМЫСЛЕНИЕ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ - РЕФЛЕКСИЯ

НА СТАДИИ ВЫЗОВА Активное участие в анализе собственных знаний по заданной теме Активное участие в анализе собственных знаний по заданной теме Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания, которые могут стать базой для усвоения новых знаний Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания, которые могут стать базой для усвоения новых знаний Определение цели предлагаемой темы Определение цели предлагаемой темы

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ Контакт с новой информацией или идеями. Контакт с новой информацией или идеями. Главная задача: поддержать активность, интерес и инерцию движения, созданные во время стадии вызова Главная задача: поддержать активность, интерес и инерцию движения, созданные во время стадии вызова

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ Прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения Прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения Обобщение приобретенных знаний Обобщение приобретенных знаний

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ТКМ Разбивка на кластеры Разбивка на кластеры Синквейн Синквейн Знаем/Хотим узнать/Узнали З-Х-У Знаем/Хотим узнать/Узнали З-Х-У Взаимообучение Взаимообучение Разработки для самостоятельных занятий Разработки для самостоятельных занятий Двойные дневники Двойные дневники Оставьте за мной последнее слово Оставьте за мной последнее слово Пятиминутное эссе Пятиминутное эссе Модельные уроки: Модельные уроки: - Чтение со стопами - Чтение со стопами - 6 шляп критического мышления - 6 шляп критического мышления - Зигзаг и т.д. - Зигзаг и т.д.

РАЗБИВКА НА КЛАСТЕРЫ Помогает учащимся свободно и открыто думать по заданной теме Помогает учащимся свободно и открыто думать по заданной теме Используется как на стадии вызова, так и рефлексии Используется как на стадии вызова, так и рефлексии Дает доступ к собственным знаниям, пониманию или представлениям об определенной теме Дает доступ к собственным знаниям, пониманию или представлениям об определенной теме

Как сделать разбивку на кластеры? 1. Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на доске. 1. Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на доске. 2. Начните записывать слова и предложения, которые приходят вам на ум в связи с данной темой. 2. Начните записывать слова и предложения, которые приходят вам на ум в связи с данной темой. 3. По мере появления идей и их записи, начните устанавливать связи между идеями. 3. По мере появления идей и их записи, начните устанавливать связи между идеями. 4.Выписывайте идеи, пока они не закончатся или не будет исчерпано время. 4.Выписывайте идеи, пока они не закончатся или не будет исчерпано время.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА 1. Записывайте все, что вам приходит на ум. Не судите о качестве мыслей, просто их записывайте. 1. Записывайте все, что вам приходит на ум. Не судите о качестве мыслей, просто их записывайте. 2. Не обращайте внимания на орфографию и другие факторы, сдерживающие письмо. 2. Не обращайте внимания на орфографию и другие факторы, сдерживающие письмо. 3. Не переставайте писать, пока не выйдет время. 3. Не переставайте писать, пока не выйдет время. 4. Постарайтесь построить как можно больше связей. 4. Постарайтесь построить как можно больше связей.

ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ Когда разбивка на кластеры проводится индивидуально, то должна быть выбрана тема, о которой учащиеся знают достаточно много, так как в этой ситуации они лишены группового опыта, дающего им доступ к дополнительной информации. Когда разбивка на кластеры проводится индивидуально, то должна быть выбрана тема, о которой учащиеся знают достаточно много, так как в этой ситуации они лишены группового опыта, дающего им доступ к дополнительной информации.

СИНКВЕЙН Цель: Цель: - научить резюмировать информацию, излагать идеи, чувства в нескольких словах. - научить резюмировать информацию, излагать идеи, чувства в нескольких словах. Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк (франц.) Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк (франц.)

ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА 1. В первой строчке тема называется одним словом ( обычно существительным ). 1. В первой строчке тема называется одним словом ( обычно существительным ). 2. Вторая строчка – описание темы в двух словах – прилагательных. 2. Вторая строчка – описание темы в двух словах – прилагательных. 3. Третья строчка – описание действия тремя словами. 3. Третья строчка – описание действия тремя словами. 4. Четвертая строчка – фраза из четырех слов, показывающее отношение к теме. 4. Четвертая строчка – фраза из четырех слов, показывающее отношение к теме. 5. Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. 5. Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Прием «Пометки на полях» ( ИНСЕРТ ) Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Познакомить учеников с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях текста. Помечать следует абзацы или предложения. Познакомить учеников с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях текста. Помечать следует абзацы или предложения.

МАРКИРОВОЧНЫЕ ЗНАКИ V – ИНФОРМАЦИЯ ИЗВЕСТНА V – ИНФОРМАЦИЯ ИЗВЕСТНА + - НОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ + - НОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ - - ИМЕЛ ДРУГОЕ МНЕНИЕ - - ИМЕЛ ДРУГОЕ МНЕНИЕ ? – НЕПОНЯТНО, ТРЕБУЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СВЕДЕНИЙ ? – НЕПОНЯТНО, ТРЕБУЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СВЕДЕНИЙ Завершение работы – устное обсуждение Завершение работы – устное обсуждение

ЧТЕНИЕ СО СТОПАМИ ОСОБЕННОСТИ В ТКМ: - ЧИТАЕТСЯ ДОЗИРОВАННО - ПОСЛЕ КАЖДОЙ СМЫСЛОВОЙ ЧАСТИ ДЕЛАЕТСЯ ОСТАНОВКА - ВО ВРЕМЯ «СТОПА» ИДЕТ ОБСУЖДЕНИЕ ИЛИ ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА, ИЛИ ПОИСК ОТВЕТОВ НА ПРЕДЪЯВЛЕННОЕ ЗАДАНИЕ

ПРИЕМ «ЗНАЕМ, ХОТИМ УЗНАТЬ, УЗНАЛИ» Составление маркировочной таблицы Составление маркировочной таблицы ЗНАЕМ ЗНАЕМ ХОТИМ УЗНАТЬ УЗНАЛИ

ЛИТЕРАТУРА 1. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке.- Просвещение, Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке.- Просвещение, Муштавинская, И.В. Технология коаритического мышления; нучно- методическое осмысление // Методист. – Муштавинская, И.В. Технология коаритического мышления; нучно- методическое осмысление // Методист. – Хуртова, Т.В. Обучающие семинары,- Учитель,- Волгоград 3. Хуртова, Т.В. Обучающие семинары,- Учитель,- Волгоград

DER WEG Bestelladresse: Bestelladresse: Der Weg Der Weg Andoverstrasse 77 Andoverstrasse Goch Goch Deutschland Deutschland Internet: bestellung.derweg.org Internet: bestellung.derweg.org