В.Сухомлинский Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции. В.Сухомлинский Конструирование урока с использованием информационных технологий
Не как цель, а как еще один способ постижения мира ребенком Как источник дополнительной информации по предмету Как способ самоорганизации труда и самообразования учителя и учащихся Как возможность личностно- ориентированного подхода для учителя Как способ расширения зоны индивидуальной активности ребенка Внедрение информационных технологий на уроке рассматривается :
В настоящее время главное, стратегическое направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, в котором главное – познавательная деятельность, а не преподавание. - Что вы хотите от школы? - Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно. («Школа для XXI века. Приоритеты реформирования образования американский педагог Филипп С. Шлехти) Как учиться? Как достигать цели? Как работать с книгой? Как получать знания от учителя? Как искать и находить необходимую информацию? Повышение квалификации Переквалификация Дополнительные знания
Каждый отдельно взятый урок - это звено в цепи уроков. Он сложная процессуальная система, состоящая из компонентов -этапов. кирпичик. урок себепредставитьЕсли то этапстены, кирпичнойв виде ее это Если такие «кирпичики» сами по себе и хороши, но плохо пригнаны друг к другу и скверно сцементированы, то стена развалится.
Концептуальный этап Определение дидактической цели Подбор ОЭР Аргументация использования НИТ (просмотреть) Планирование и организация урока с ИТ
Анализ и отбор ОЭР детальный анализ, при необходимости – адаптация ОЭР детальный анализ, при необходимости – адаптация ОЭР изучение сопроводительной документации изучение сопроводительной документации прогноз эффективности использования ОЭР прогноз эффективности использования ОЭР Технологический этап Выбор формы урока (урок-презентация, виртуальная экскурсия, лабораторный практикум и др.) Определение необходимого аппаратного и программного обеспечения Определение методики проведения занятия с ОЭР Планирование и организация урока с ИТ
Численность класса Методическая цель урока Тип урока Готовность учащихся к новому виду учебной деятельности Уровень подготовки класса Гигиенические требования к работе учащихся за ПК Максимальное время работы за ПК для учащихся: 7 классов - 20 минут 8-9 классов – 25 минут 10 – 11 классов – 30 минут на первом уроке, 20 минут на втором. Количество уроков с ТСО в неделю: не более 6 Организуя урок с НИТ учитываются факторы
Методы обучения Лекционно-групповое обучение Организация индивидуальной работы учащихся Посменная работа за компьютером 2-3 групп учащихся Парная работа за компьютерами с частичным разделением заданий в паре Каждый учащийся за индивидуальным компьютером
Этапы урока I. Организационный этап. II. Этап проверки домашнего задания. III. Этап актуализации опорных знаний. IV. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. (Мотивация) V. Этап усвоения новых знаний. VI. Этап обобщения и систематизации полученных знаний. VII. Информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Организационное начало урока, постановка цели Диагональная схема урока с НИТ
Условия достижения положительных результатов: - доброжелательный настрой учителя и учащихся; - быстрое включение класса в деловой ритм; - обеспечение полной готовности класса и оборудования к работе. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА I. Организационный этап. Ввод понятия «дежурный системный администратор»
Если задание выполнено формально Условия достижения положительных результатов: - выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса за короткий промежуток времени (5-7 мин.); - устранение типичных ошибок; - обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися. II. Этап проверки домашнего задания. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА Количественный результат: домашние задания в электронном виде записываются в папку учителя. Папка учителя Иванова А.С. для работ 10 «а» 1 Если задание выполнено замечательно Если задание выполнено хорошо 2 !!!
Качественный результат: Тесты. Тест-разминка «Производная» Тесты из электронных изданий по предметам Тесты, созданные учащимися для взаимоконтроля ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА II. Этап проверки домашнего задания.
Работа с компьютером Работа с учебником Работа с учителем Сильный ученик Средний ученик Слабый ученик Диагональная схема урока с НИТ
Работа с учебником с Работа с компьютером Работа с учебником и тетрадью Сильный ученикСредний ученикСлабый ученик
Решение задач Работа с компьютером Сильный ученикСредний ученикСлабый ученик
Работа с компьютером Работа с учителем Сильный ученикСредний ученикСлабый ученик Диагональная схема урока с НИТ
Этап1 подгруппа (сильные) 2 подгруппа (средние) 3 подгруппа (слабые) Время 1Организационное начало урока, постановка цели2 мин. 2Работа с компьютером Работа с учебником Работа с учителем 3Работа с учебником Работа с компьютером Работа с учебником и тетрадью 4Решение задач Работа с компьютером 5Подведение итогов, домашнее задание Диагональная схема
III. Этап проверки знаний. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА Для того, чтобы совершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать. Р.Декарт «Электронные сетевые рецензии» - как проверка степени усвоения материала, выполнения домашнего задания, владения терминологией. Условия достижения положительных результатов: опрос должен быть интересен ученикам, а для этого известный фактический материал должен рассматриваться в новом свете.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа: - проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике; - рецензирование ответов, направленное на указание положительных и отрицательных сторон в знаниях; - активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся. III. Этап актуализации опорных знаний учащихся. Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни. Сенека
Сущность обучения состоит не в изложении учебного материала, а в изучении этого материала учащимися под руководством учителя с использованием последних продуктивных методов и приемов. Важно помнить, что широкое привлечение учащихся к самостоятельному приобретению знаний, овладению навыками и умениями, творческому применению их на практике невозможно без четкой целенаправленности этой работы, без постановки перед учащимися целей и задач каждого урока, показа практической значимости изучаемого материала. IV. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. (Мотивация) ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА Никогда не поздно поумнеть. Д.Дефо
Условия достижения положительных результатов: 1. Применение различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения. Максимальное творческое участие детей. 2. Использование сменных диалогических пар. 3. Систематизация новых для учащихся знаний. Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа: - качество ответов учащихся на следующих этапах урока; - активное участие класса в проведении итогов беседы или самостоятельной работы. V. Этап усвоения новых знаний. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА Было время, когда считали возможным сообщать образование. Даже знание в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности… Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить ничем нельзя. Он должен самодеятельно все охватить, усвоить, переработать. А. Дистерверг
Мой электронный словарь «НАУКА» Этап усвоения новых знаний.
Условия достижения положительных результатов: 1. Использование различных способов закрепления знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, творческого осмысления материала. 2. Обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с требованием дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны. 3. Умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями. Этот этап урока важен прежде всего тем, что на нем наиболее рельефно выступают результаты урока. VI. Этап обобщения и систематизации полученных знаний. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА Кто не понимает ничего, кроме химии, тот и ее понимает недостаточно. Лихтенберг
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА VII. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Основные требования к электронному домашнему заданию Домашнее задание может быть ориентировано на 2 группы учащихся: слабые+средние и средние+сильные. Должен быть определен обязательный минимум выполнения + выделено пространство для инициативных: временные рамки, кол-во источников информации, программа реализации задания, объем отчетного документа дополнительное задание Оговорено место размещения выполненной работы.
Электронные домашние задания как проектная деятельность Интегрированное домашнее задание: одно задание оценивается по двум предметам. Таким образом, мы не только разгружаем ребенка, но демонстрируем ему наличие межпредметных связей, воспитываем понятие целостности мира.
Результат работы учителя оценивается умениями его учеников: 1. Уровень самостоятельности и самодеятельности учащихся на уроке; самодеятельности учащихся на уроке; 2. Отношение ребят к предмету, учителю, друг к другу; учителю, друг к другу; 3. Наличие у учеников познавательного интереса. интереса. Эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения