Инновационный менеджмент 1
Для обеспечения качества выпускаемого продукта (оказываемой услуги) существует два пути. Первый путь – это совершенствование, как продукта, так и самой фирмы, ее процессов и технологий. Для перехода на новый уровень качества необходимо не просто совершенствование, а развитие объекта на основе использования новых принципов, методов и законов, то есть, необходим второй путь- новизна! 2
Инновационный менеджмент ПРИМЕР Фирма «Харлей-Дэвидсон», которой в 1955 г. принадлежало почти 70% рынка мотоциклов, к 1970 г. сохранила за собой лишь 5%, а к 1993 г. 3,7%. На роли премьеров этой сцены вышли японские фирмы «Хонда», «Ямаха», «Судзуки» и «Кавасаки». То, что казалось фирме «Харлей-Дэвидсон» зрелой отраслью, новички трансформировали в нечто совсем иное, перепроектировав мотоциклы… 3
Инновационный менеджмент Цель курса – изучение закономерностей и методов управления инновациями для комплексного обоснования решений в сфере научно – технического развития и использования полученных знаний на практике при работе в инновационных компаниях. 4
Инновационный менеджмент …рассматривая инновацию мы в перспективе слышим и надеемся на… ИННОВАЦИИ Это замечательно и полезно Это то, что нужно потребителям Успех Это то, что изменило рынок Мы знали, что все получится 5
Инновационный менеджмент …или мы видим новизну и нетривиальность… ИННОВАЦИИ Новизна Эврика!!! Никогда ранее Впервые-))) Великое открытие 6
Инновационный менеджмент … в то же время часто звучит «но»… ИННОВАЦИИ Слишком рискованно Сейчас на это нет времени и денег Ничего не получится-((( Придумано не у нас Зачем менять работающее решение 7
Инновационный менеджмент …инновации происходят в… ИННОВАЦИИ Определенном месте Некотором времени Определенном сегменте рынка Стране, культуре, контексте Модели использования 8
Инновационный менеджмент Итак, инновации: - Нечто новое и необычное - В результате внедрения в продукт (товар, услугу) решаются проблемы потребителя - Может изменить рынок - Не всегда легко принимаются - Не эквивалентны изобретению или научному открытию 9
Инновационный менеджмент ИННОВАЦИИ – это значит: черпать идеи и запросы от клиентов, партнеров… стимулировать творческие идеи в вашей команде… упростить старт, не отвергать идеи на начальном этапе… обеспечить междисциплинарность (инновации – командный вид спорта)… быть готовым к ошибкам и извлечение уроков… быстрый тест и коррекция (быстрый инновационный цикл)… 10
11 Инновационный менеджмент Пример. В 1854 г. французский химик Дэвилль открыл новый химический элемент - алюминий. Несмотря на массу полезных качеств нового элемента он стал использоваться в форме сплавов для домашней посуды, мачт, оконных рам, конструкций самолетов только после Второй мировой войны, т.е. почти через 100 лет.
12 Инновационный менеджмент
13 Инновационный менеджмент Cодержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения. В этом значении данный термин был введён в теорию инноватики одним из её основоположников Йозефом Шумпетером (1883 – 1950), который утверждал, что инновация – новое приложение научных и технических знаний, приводящее к успеху на рынке.
14 Инновационный менеджмент Итак, непременными свойствами (признаками) инновации выступают: научно-техническая новизна, производственная применимость экономическая полезность.
15 Инновационный менеджмент В настоящее время применительно к технологическим инновациям действуют понятия, установленные Руководством Осло и нашедшие затем отражение в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций. Эти Международные стандарты - рекомендации международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики.
Список книг входящих в библиотеку международных стандартов по инновационной деятельности: Руководство по измерению научной и научно-технической активности (The Measurement Of Scientific And Technological Activities - Oslo Manual), 117 стр., ОЭСР, Экономика знаний (The Knowledge-based Economy), 39 стр., ОЭСР, Национальные инновационные системы (National Innovation System), 33 стр., ОЭСР, Динамика национальных инновационных систем (Dynamiting National Innovation Systems), 54 стр., ОЭСР, Стандарт отчетности по научным исследованиям и разработкам (Proposed Standard Practice for Surveys of Research and Experimental Development - the Frascatti Manual), 150 стр., ОЭСР, Руководство по измерению трудовых ресурсов занятых в научной и научно-технической сфере (Manual On The Measurement Of Human Resources Devoted To S&T - Canberra Manual), 131 стр., ОЭСР,
17 Майкл Портер (Michael E. Porter) - профессор кафедры делового администрирования Harvard Business School, признанный специалист в области изучения экономической конкуренции, в том числе конкуренции на международных рынках, конкуренции между странами и регионами. Разработал теорию конкурентных преимуществ стран. Он пришел на работу в Harvard Business School в 1973 году и был самым молодым профессором за всю его историю.
18 Майкл Портер выделяет 4 источника конкурентного развития страны: - развитие на основе факторов производства (ресурсов) - развитие на основе инвестиций - развитие на основе инновационной деятельности - развитие на основе накопленного в ходе исторического развития богатства
19 Инновационный менеджмент Пример Японская компания SONY создала и разработала много инновационных продуктов, таких как видеомагнитофон, цветные телесистемы Trinitron, видеокамеры, плоские телевизоры, компакт – диски. «Мы должны были быть всегда впереди.» Акио Морита. Made in Japan.N.Y.1986.
20 Инновационный менеджмент Экономисты ввели коэффициент Джеймса Тобина – соотношение рыночной цены компании (Р) к цене замещения её реальных активов (С). Разрыв между этими показателями стали называть невидимыми активами, интеллектуальным капиталом, организационными возможностями.
Инновационный менеджмент Сервис микроблогов Twitter оценен потенциальными покупателями - Google и Facebook - в 8-10 миллиардов долларов. Об этом пишет The Wall Street Journal.TwitterGoogle FacebookThe Wall Street Journal WSJ отмечает, что с точки зрения традиционных финансовых показателей заявленная цена на Twitter явно завышена - прибыль компании в 2010 году составила 45 миллионов долларов, причем значительная часть этих денег была потрачена на обновление серверов и набор персонала. Ожидаемая прибыль сервиса микроблогов в 2011 году - от 100 до 110 миллионов долларов. 21
22 Инновационный менеджмент Для инноваций в равной мере важны три свойства: - научно-техническая новизна, - производственная применимость, - коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.
23 Инновационный менеджмент В общем виде ИП можно представить в развернутом виде так: ФИ - М - ПИ - Р - Пр – М- С - Ос - ПП - М – Сб - М, где: ФИ - фундаментальное (теоретическое) исследование; ПИ - прикладные исследования; Р - разработка; Пр - проектирование; С - строительство; Ос - освоение; ПП - промышленное производство; М - маркетинг; Сб - сбыт.
24 Инновационный менеджмент Научно-техническая деятельность связана с рождением, развитием, распространением и применением научно-технических знаний. Она включает: - научные исследования и разработки; - научно-техническое образование и подготовку кадров; - научно-технические услуги.