АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И НАТУРОЦЕНТРИЗМ 2010. Фундаментальные направления в понимании сути взаимодействия человека и природы АНТРОПОЦЕНТРИЗМ НАТУРОЦЕНТРИЗМ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Природа как ценность. Антропоцентризм и натуроцентризм.
Advertisements

Философские теории воли. Воля как волюнтаризм. А.Шопенгауер. Философские теории воли. Воля как волюнтаризм. А.Шопенгауер.
Филосовский взгляд на природу Презинтацию подготовил Ученик 11 А класса Земляков Егор.
Автор Данилина Анастасия ученица 10 в класса. часть земной природы, в той или иной степени измененная человеческим обществом, с которой общество в данный.
Тема: Политическая сфера общества. Цели: способствовать формированию политической культуры; развивать активную гражданскую позицию; развивать аналитическое.
Зачем нужна вера в Бога? Автор: Антон Чагаев, 5Б класс ГОУ Гимназии 248 Кировского района СПб, Руководитель: С.А. Кудрявцева- Караускайте, учитель истории.
Философия Средних веков и эпохи Возрождения. Периодизация и особенности философии Средних веков В истории философии Средних веков выделяют два основных.
МОРАЛЬ 9 класс. Мораль (от лат. нравственный, относящийся к нраву, характер) – совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека,
ЧЕЛОВЕК. ИНДИВИД. ЛИЧНОСТЬ.. Вопрос о происхождении и сущности человека по-разному решается наукой и религией, хотя между ними и появляются сегодня точки.
Тема: «Роль морали в МО. Международная политика поддержания мира.» Айтимбет Л.И.
Тема урока:. Задачи урока: 1. Формирование представлений об особенностях средневековой философии. 2. Развитие умения самостоятельного построения логических.
Группа 3а03 Степанова М. Кияметдинова Н.. С одной стороны, из концепции добра и зла религиозные философы извлекали важнейшие для своих учений, для религии.
«Специфика морали» Дмитриева Н.П. 3 курс ЭПО Проверил: Ермолаева Л.К.
Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Способами и формами взаимного общения.
ГОУ СОШ 317 ВАО г. МОСКВЫ Учитель – ЛЁДОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА.
Проект подготовили ученики 11 класса: Вялова Яна, Шолудько Юлия, Тихтилова Марина.
Тема 13: Факторы устойчивого развития. Сущность и характеристика факторов устойчивого развития продуктивных сил Устойчивое развитие – это такое развитие,
«Если ты думаешь на год вперед – посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед – посади дерево. Если ты думаешь на век вперед – воспитай человека».
… В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными ценностями и общественными духовно- нравственными и социокультурными ценностями.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 5 Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.
Транксрипт:

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И НАТУРОЦЕНТРИЗМ 2010

Фундаментальные направления в понимании сути взаимодействия человека и природы АНТРОПОЦЕНТРИЗМ НАТУРОЦЕНТРИЗМ

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ В философии под антропоцентризмом понимается воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Родоначальники современной науки и рационалистически ориентированного гуманизма видели в природе машину, рассматривали ее всего лишь как особой сложности механизм. Они обосновали доминирующее и в наши дни убеждение, что люди благодаря науке и практическому умению могут и должны «сделаться хозяевами и господами природы».

Антропоцентристский взгляд – концепция христианской морали (по Б. Каллиотту – специалисту в данной области) Положения: Бог - царство священного и таинственного - олицетворяет природу. Человек создан по образу и подобию Божьему и тем самым обособлен от всей остальной природы. Бог предоставил человеку управление природным миром. Бог заповедал человеку размножаться и покорять природу. Богоподобие человека является основанием для него считать себя высшей ценностью. Поскольку природные объекты лишены богоподобия, они считаются морально несовершенными. В лучшем случае за ними признается инструментальная ценность. Рациональная жизнь - гарант существования природы; неразумные вещи существуют лишь в качестве средства для поддер­жания наделенного разумом человека.

ВЫВОДЫ ИЗ ПОЛОЖЕНИЙ КАЛЛИОТТА: Эти положения хорошо иллюстрируют позицию, заявляющую об особой роли человека в мире, его главенствующем значении для природы. В принципе они составили основу для современных взглядов людей технократического общества на природу, экологию и необходимость осуществлять природоохранительную работу. Признается, что ресурсы не являются неисчерпаемыми, что человек должен думать не только о сиюминутных нуждах, но и о последующих поколениях. Он, конечно, обязан наносить как можно меньше вреда природе, однако исходить при этом лишь из понятия своего блага.

НАТУРОЦЕНТРИЗМ Натуроцентрическое направление выделяется довольно условно, тем не менее первые наброски такого подхода можно найти как в религиозных системах, например, в комплексе даостско-буддистского миропонимания. Основу такого подхода составляет вера в добродетель смирения не только отдельного человека, но и человечества в целом.

Концепции натуроцентризма Идеи Франциска Ассизского, сформулировавшего альтернативный взгляд на природу: вера в добродетель смирения не только отдельного человека, но и человечества в целом. Святой Франциск как бы низводит человека с его трона монархического господства над каждой тварью и устанавливает демократию между всеми формами жизни. Примером такого подхода являются также «универсально-космические» этические концепции, предписывающие моральный статус всему живому, сентиментальное поклонение природе, ее романтизация. Природа сама по себе в ее первозданном виде объявляется предметом благоговейного поклонения.

В логике подобной дихотомии развивается анализ двух основных способов существования человека: обладания и бытия, осуществляемый Э. Фроммом в книге «Иметь или быть». В качестве иллюстрации, показывающей различие между этими двумя формами существования, Э.Фромм приводит два стихотворения. Первое принадлежит перу английского поэта XIX в. Теннисона: Возросший средь руин цветок, Тебя из трещин древних извлекаю, Ты предо мною весь - вот корень, стебелек, здесь, на моей ладони. Ты мал, цветок, но если бы я понял, Что есть твой корень, стебелек, и в чем вся суть твоя, цветок, Тогда я Бога суть и человека суть познал бы. Автором второго стихотворения является японский поэт XVII в. Басе: Внимательно вглядись! Цветы «пастушьей сумки» Увидишь под плетнем! Таким образом, если в первом случае человек срывает цветок, хотя и делает попытку оправдать этот поступок тем, что этот цветок может помочь ему проникнуть в суть природы Бога и человека, сам цветок обрекается на смерть, становится жертвой проявленного таким образом интереса к нему. Во втором же случае у человека нет желания сорвать его, он даже не дотрагивается до цветка, а только вглядывается в него. СВЯЗЬ АНТРОПОЦЕНТРИЗМА И НАТУРОЦЕНТРИЗМА

Заключение Уже сегодня в ряде нормативных документов находит отражение реализация идеи гармонии человека с природой: подходить к природе с точки зрения интересов всего человечества, при этом имея в виду не только интересы нынешнего поколения, но и грядущих поколений людей проявлять заботливость, бережливость и разумность по отношению ко всем природным ресурсам, сводить к минимуму вред, наносимый живым творениям природы и всем другим Считается экологически целесообразным формировать у населения субъектное отношение к природе субъектно-этического типа. Такой тип отношения характеризуется личностной установкой на партнерское взаимодействие с природными существами, включением их в сферу действия этических норм.

Спасибо за внимание!