Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЕвгений Дахнов
1 Природа как ценность. Антропоцентризм и натуроцентризм
2 Природу легче всего подчинить, повинуясь ей. Фрэнсис Бэкон
3 Основные направления в понимании сути взаимодействия человека и природы АНТРОПОЦЕНТРИЗМНАТУРОЦЕНТРИЗМ
4 Антропоцентризм В философии под антропоцентризмом понимается воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Оно присутствует в общественном сознании, начиная с классической античности, и приобретает центральное место в идеологии Нового времени.
5 Основные особенности антропоцентризма 1. Высшую ценность представляет человек. Лишь он самоценен, все остальное в природе ценно лишь постольку, поскольку оно может быть полезно человеку. Природа объявляется собственностью человечества. 2. Иерархическая картина мира. На вершине пирамиды стоит человек, несколько ниже вещи, созданные человеком и для человека, еще ниже располагаются различные объекты природы. 3. Целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей, т. е. получение определенного « полезного продукта ». Сущность его выражается словом « использование ». 4. Характер взаимодействия с природой определяется своего рода « прагматическим императивом »: правильно и разрешено то, что полезно человеку и человечеству. 5. Этические нормы и правила действуют только в мир людей и не распространяются на взаимодействие с миром природы. 6. Дальнейшее развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен процессу развития человека.
6 Идеи антропоцентризма в концепции христианской морали ( Б. Калликотт ) 1. Бог царство священного и таинственного олицетворяет природу. 2. Человек создан по образу и подобию Божьему и тем самым обособлен от всей остальной природы. 3. Бог предоставил человеку управление природным миром. 4. Бог заповедал человеку размножаться и покорять природу. Богоподобие человека является основанием для него считать себя высшей ценностью. Поскольку природные объекты лишены богоподобия, они считаются морально несовершенными. В лучшем случае за ними признается инструментальная ценность. 5. Все сказанное было закреплено в аристотелетомистской телеологии : рациональная жизнь гарант существования природы ; неразумные вещи существуют лишь в качестве средства для поддержания наделенного разумом человека.
7 Идеи К. Маркса и Ф. Энгельса в трудах « Капитал » и « Диалектика природы » ( на рубеже XIX и XX вв.) С позиции диалектического материализма в этих работах подчеркивалось, что человек не в состоянии отменить или изменить законы природы они объективны и действуют помимо его воли. Человек не может господствовать над природой, он принадлежит ей и находится внутри нее. Господство человека над природой есть не что иное, как деятельность, основанная на использовании ее законов. К. Маркс писал : « Человеческие проекты, не считающиеся с великими законами природы, приносят только несчастье ».
8 Натуроцентризм Направление выделяется довольно условно, тем не менее первые наброски такого подхода можно найти как в религиозных системах, например, в комплексе даостско - буддистского миропонимания, так и в философии. В идеях Франциска Ассизского, сформулировавшего альтернативный взгляд на природу : вера в добродетель смирения не только отдельного человека, но и человечества в целом он низводит человека с его трона монархического господства над каждой тварью и устанавливает демократию между всеми формами жизни утверждается духовная самоценность всего, что есть в природе человек должен признать эту самоценность и не вмешиваться своей деятельностью в естественный ход событий (5 июля октября 1226)
9 При всей полярности отмеченные подходы имеют между собой общие черты. В них природа рассматривается как нечто внешнее по отношению к человеку. В логике подобной дихотомии развивается анализ двух основных способов существования человека : обладания и бытия, осуществляемый Э. Фроммом в книге « Иметь или быть ». Э. Фромм приводит два стихотворения. Первое принадлежит перу английского поэта XIX в. Теннисона : Возросший средь руин цветок, Тебя из трещин Древних извлекаю, Ты предо мною весь вот корень, стебелек, здесь, на моей ладони. Ты мал, цветок, но если бы я понял, Что есть твой корень, стебелек, и в чем вся суть твоя, цветок, Тогда я Бога суть и человека суть познал бы. Автором второго стихотворения является японский поэт XVII в. Басе : Внимательно вглядись ! Цветы « пастушьей сумки » Увидишь под плетнем ! Связь антропоцентризма и натуроцентризма
10 Заключение Сегодня находит отражение реализация идеи гармонии человека с природой : подходить к природе с точки зрения интересов всего человечества, при этом имея в виду не только интересы нынешнего поколения, но и грядущих поколений людей ; проявлять заботливость, бережливость и разумность по отношению ко всем природным ресурсам, сводить к минимуму вред, наносимый живым творениям природы и всем другим. В этом смысле наглядным примером служит стихотворение И. В. Гёте « Нашел », которое приводит Э. Фромм в своей книге. Бродил я лесом... В глуши его Найти не чаял Я ничего. Смотрю, цветочек В тени ветвей, Всех глаз прекрасней, Всех звезд светлей. Простер я руку, Но молвил он: «Ужель погибнуть Я осужден?» Я взял с корнями Питомца рос И в сад прохладный К себе отнес. В тиши местечко Ему отвел, Цветет он снова, Как прежде цвел. И. В. Гёте « Нашел »
11 Спасибо за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.