Десять причин ухудшения математической подготовки школьников (статья из газеты «Математика» 21/2007, авторы Е.Юрченко, Л.Слуцкий) ШМО учителей математики И информатики МОУ «ИСОШ 1» 2008г.
Первая причина родители не могли уделять должного времени воспитанию
Вторая причина Расширяющийся поток «мусорной» информации
Третья причина Сформировавшийся культ потребления материальных благ
Четвертая причина В среднем низкие профессиональные качества учителей, (методика, практическая психология и конфликтология)
Пятая причина Низкое качество подготовки выпускников педагогических вузов
Шестая причина Непонимание особой роли математики в системе образования. Во- первых, математика является дисциплиной непрерывной, во-вторых – системообразующим предметом
Седьмая причина Укоренившаяся демагогия относительно перегрузки детей домашними заданиями Можно с уверенностью утверждать обратное – д/з являются единственным и последним барьером на пути того широкого потока мусорной информации. Проблема – в методической грамотности составления, собственно задавания и оценивания д/з.
Восьмая причина Широкий поток неконтролируемой профессионалами учебно- методической литературы.
Девятая причина Уменьшается как мотивация изучения математики учениками, так и мотивация улучшения качества преподавания предмета учителями.
Десятая причина Трудности в передаче опыта лучших профессионалов своим молодым коллегам (наставничество)
И другие причины Проблема преемственности обучения в начальной и средней, а также в средней и старшей школе. Трудности, возникающие при переходе от одного комплекта учебников на концептуально другой. Геометрия. Этот предмет в средней школе умирает.
Предложения авторов статьи 1. Увеличение количества часов математики в ШУП. 2. Стимулирование проведения учителями факультативов и кружков. 3. Стимулирование повышения квалификации учителей. 4. Развитие системы наставничества. 5. Перевод неуспевающих и слабоуспевающих учащихся на индивидуальные учебные планы. Оплата учителям индивидуальной работы с такими учащимися.
И еще… 1. Для решения проблемы преемственности обучения в 5, 7 и 10 классы назначение только опытных учителей. О назначении – заранее. 2. Семь раз отмерь – один раз отрежь. Это об учебниках. 3. Дидактические пособия – качественные.
Предложения 1. За конкретными учителями закрепить определенные классы: 5-6 кл., 7-9 кл., кл. «Круговорот» будет снижен, не 7 лет, а 2-3 года; у учителя – стимул для результативной работы, так как будет введен рубежный контроль; методическая копилка; диагностическая работа, карты мониторинга тематические работы по отслеживанию учебных достижений учащихся (бумажный и компьютерный варианты) 2. Каждый учитель должен определиться в выборе и использовании учебников (по Закону «Об образовании» ст.55 п.4) с целью методической грамотности, а также знания соответствия программы по математике и структуры выбранных им учебников 3. Организовать периодические семинары по математике и методике преподавания (приемы, методы обучения) 4. Формировать классы с улучшенной подготовкой по математике (др.предметам) начиная с 7 класса ( по результатам рубежной контрольной работы)----переход из одного класса в другой в рамках одной параллели изменения в воспитательной работе – «лист (блокнот, тетрадь, …) индивидуальной деятельности уч-ся» 5. Создать «единое математическое пространство» в отдельно взятой рекреации, оборудование «главного, центрального» кабинета математики: компьютер, интерактивная доска, таблицы, медиатека, …
Литература Газета «Математика» 21/2007г. Е.Юрченко, Л.Слуцкий «Десять причин ухудшения математической подготовки школьников»