А.С. Пушкин– 37 лет М.Ю. Лермонтов – 27 лет С. А. Есенин – 30 лет.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сергей Александрович Есенин ( ). Счастлив, кто посетил сей мир В его минуты роковые … А. А. Тютчев.
Advertisements

ЕСЕНИНСКИЙ ОСЕННИК Авторы: Свистельникова Мария Юрьевна Божко Елена Николаевна.
Образ России в творчестве С. Есенина Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной.
Сергей Есенин цветовая палитра
Быть поэтом –это значит то же, Если правды жизни не нарушить, Рубцевать себя по нежной коже, Кровью чувств ласкать чужие души.
Урок-презентация Автор: Кудлаенко О.В. Тема Родины в стихотворениях Сергея Есенина.
Образная система поэзии Сергея Есенина. Центр мироздания – изба. Сердце избы – печь Хаты – в ризах образа… Всё равно остался я поэтом Золотой бревенчатой.
Тема Родины в стихах Сергея Есенина. Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким Русь С.Есенин.
Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий. (Учащиеся 10 класса на экскурсии в селе Константиново Рязанской области, родине поэта Сергея.
В СЕРДЦЕ СВЕТИТ РУСЬ … Литературная гостиная по творчеству С. Есенина Размещено на.
Сергей Александрович Есенин (21 сентября (3 октября) декабря 1925)
« Моя лирика жива Одной большой любовью, Любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве». С.Есенин.
Настоящий патриот должен развивать в себе такие качества : Если ты хочешь вырасти достойным человеком и гражданином, не говори плохо о стране, в которой.
Лирика С.Есенина «Эта песня в сердце отзовется». Мир родной природы 1.Выйду на озеро в……..гать, К сердцу ……. льет благодать. 2. И в душе, и в долине прохлада,
Сергей Александрович Есенин (21 сентября (3 октября) декабря 1925)
Есенин- один из певцов неувядающей России. Его поэзия – словно мы сами. Он обладал редким свойством открывать и постигать стороны народной души, сложной.
Семинар по творчеству Сергея Есенина Диагенова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Зиминский.
Образ Родины в лирике С.А.Есенина «В любой области человеческого знания заключается бездна поэзии». «В любой области человеческого знания заключается бездна.
Сергей Александрович Есенин Особенности тематики и проблематики творчества.
Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу. С.А.Есенин С.А.Есенин ( 1895.
Транксрипт:

А.С. Пушкин– 37 лет М.Ю. Лермонтов – 27 лет С. А. Есенин – 30 лет

Проблемный вопрос: Как изменялось раскрытие темы Родины в творчестве С.А. Есенина? С чем это связано?

Пути решения проблемного вопроса Сопоставление стихотворений разных лет на уровне исторических событий, образов, своеобразия художественного мира поэта.

Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой свежести полынь. Никакая родина другая Не вольёт мне в грудь мою теплынь. Знать у всех у нас такая участь, И, пожалуй, всякого спроси- Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живётся на Руси… И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы, Всё равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы 1925

Исторические событияСобытия жизни поэта Мировой экономический кризис –война с Японией 9 января 1905 – расстрел мирной демонстрации 19 декабря 1905 – Декабрьское вооруженное восстание Первая Мировая война 21 сентября (3 октября) 1895 родился поэт Учеба в церковно-учительской второклассной школе в селе Спас-Кле- пики 1912, июль.-переезд в москву, работа в мясной лавке, книжной лавке, в типографии, обучение в Московском народном университете А.Л Шанявского. Чтение своих стихов профессиональным литираторам. Благоприятные отзывы. 1914,Публикация первого стихотворения «Береза» 1915 – увольнение из типографии, занятие профессиональной творческой деятельностью. Переезд в Петербург, встреча с А.Блоком, С.Городецким, публикация стихов в журнале «Голос жизни» с предисловием З. Гиппиус г служба в армии. Совместные выступления с Клюевым. Деревня-Родина Война – публичные выступления с крестьянскими стихами

Стихи я начал слагать рано. Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам. Бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи. Омут розовых туманов, осеннее золото лип, рдяный мак заката, Русь малиновое поле всю эту поэтическую, живописную азбуку Сергей Есенин постигал в шуме тростников над речными заводями, в семье деда-книжника, знатока житий святых и Евангелия, и бабушки-песенницы.

Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет

Край любимый! Сердцу сняться Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. По меже, на переметке, Резеда и риза кашки. И вызванивают в четки Ивы – кроткие монашки. Курит облаком болото, Гарь в небесном коромысле. С тихой тайной для кого-то Затаил я в сердце мысли Все встречаю, все приемлю, Рад и счастлив душу вынуть. Я пришел на эту землю, Чтоб скорей ее покинуть

Основная проблема в творчестве С. Есенина - отношения между человеком, обществом и природой Есенин создаёт собственную образную концепцию человека.

Система образов в творчестве Есенина Образы земли и неба Образы земли и неба У Есенина две сферы – земная и небесная – взаимодействуют, влияют друг на друга и даже сливаются: божественный мир приобретает черты земного, а земной - обожествляется.

Почему у Есенина встречаются «голубая трава», голубая пыль», «голубой песок», «небесный песок», вода –это «синь, упавшая в реку», «голубая Русь», «проводов голубая солома», «серенький ситец небес», «пожар голубой» Почему месяц, солнце, звёзды, облака, тучи – это разнообразные животные: «рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сани», «пасутся звёзды» Почему первый свой сборник стихов Есенин назвал «Радуница»?

Образ избы изба на земле изба на небе Деревенская изба: «изба – старуха челюстью порога Жуёт пахучий мякиш тишины», «старенький дом», «у порога в дёжке квас» «низкий дом с голубыми ставнями» Божий храм: «золочёная хата», «райский терем», «хаты – в ризах образа», «златная тучка» - небесный престол, где находятся Саваоф, Христос и Божья Матерь

Образ природы Природа – это божественный храм: это «ночных небес иконостас», звёзды – «лампадки небесные»»поля как святцы, рощи в венчиках иконных», деревья – монашки, сумрак – ангел, ветер – схимник, «туман как ряса». Жизнь природы – это торжественная действо природной литургии: « с голубизны незримой кущи струятся звёздные псалмы», «поют быстровины про рай и весну», ели льют запах ладана, « у лесного аналоя воробей псалтырь читает», «чёрная глухарка к всенощной зовёт», слышен «молебен птичьих голосов», « меж берёз кудрявых бус под венком, в кольце иголок… мерещится Исус», «схимник – ветер …целует на рябиновом кусту// Язвы красные незримому Христу»

Есенин «Ключи Марии» «…Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, голуби на князьке крыльца, цветы на постельном и тельном белье носят не простой характер узорочья, это великая значная эпопея исходу мира и назначению человека. Конь как в греческой, египетской, римской, так и в русской мифологии есть знак устремления, но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице. Я еду к тебе, в твои лона и пастбища», говорит наш мужик, запрокидывая голову конька в небо»

Пространственный образ земли «На земле милее. Полно плавать в небо».В «предвечной мгле», в неведомых пределах Вселенной, среди бесчисленных миров стремительно летит наша «хладная планета» с её земной и водной гладью. В центре земли – изба с крестьянскими постройками, избы, связанные дорогой, образуют деревню. Деревни, сёла, посёлки, слободки, окружённые полями и лесами, - это есенинская «голубая Русь».

Гой ты, Русь, моя родная, Хаты – в ризах образа… Не видать конца и края – Только синь сосет глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя. Пахнет яблоком и медом По церквям твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах веселый пляс. Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех, Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». 1914

Исторические события События жизни поэта Первая Мировая война нарастание стачечной борьбы рабочих, бунты крестьян 1917 –Февральская революция, Октябрьский переворот 1922 – образование СССР 20-е гг. – курс на индустриализацию, коллективизация 1924-первая Конституция, смерть В.И. Ленина Венчание с 3. Н. Райх, поэма «Инония». «Товарищ», «Ус», «Певущий зов», «Отчарь»). 1919, 30 января. Публикация декларации имаженистов. «Кобыльи корабли». «Ключи Марии». 1920, «Небесный барабанщик» 1920 поэма «Сорокоуст». 1921, сборник «Исповедь хулиана». Знакомство с А. Дункан. Поездки по Европе. Америке – знакомство С А.Л Миклашевской, цикл стихов «Любовь хулигана» 1924 – помещен для лечения в клинику для нервноболных.Разрыв с имаженистами. Издание цикла «Москва кабацкая». Цикл «Персидские мотивы», поэма «Анна Снегина». Лежал в бакинской больнице водников с подозрением на воспаление легких (окончательный диагноз: туберкулез). В Ленинграде остановился в гостинице «Англетер».. Повесился в гостиничном номере. 31 декабря. Прежде чем похоронить Есенина на Ваганьковском кладбище, его гроб на руках обнесли вокруг памятника Пушкину на Тверском бульваре... Я последний поэт деревни… Мир таинственный, мир мой древний, Ты, как ветер, затих и присел. Вот сдавили за шею деревню Каменные руки шоссе. Трубит, трубит погибельный рог! … Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница? Моя поэзия здесь больше не нужна, Да и, пожалуй, сам я здесь не нужен.

Я последний поэт деревни, Скромен в песнях дощатый мост. За прощальной стою обедней Кадящих листвой берез. Догорит золотистым пламенем Из телесного воска свеча, И луны часы деревянные Прхрипят мой последний час. На тропу голубого поля Скоро выйдет железный гость. Злак овсяный, зарею пролитый, Соберет его черная горсть. Не живые, чужие ладони, Этим песням при вас не жить! Только будут колосья-кони О хозяине старом тужить. Будет ветер сосать их ржанье, Панихидный справляя пляс. Скоро, скоро часы деревянные Прохрипят мой последний час! 1920

Прочитать стихи: «Русь уходящая», «Русь советская», «Я покинул родимый дом», «Я последний поэт деревни», «Неуютная жидкая лунность», «Сорокоуст» 1. Какие проблемы современной ему жизни затрагивает поэт? 2. Как проявляются противоречивые взгляды и чувства поэта в этих стихах? 3. В чём особенность звучания темы родины в прочитанных произведениях 4. Какие образы - символы старой и новой России обращают на себя внимание?

В начале 1920-х гг. в стихах Есенина появляются мотивы "развороченного бурей быта», пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Поэт предстает хулиганом, скандалистом, пропойцей с окровавленной душой, ковыляющим "из притона в притон", где его окружает "чужой и хохочущий сброд" (сборники "Исповедь хулигана", 1921; "Москва кабацкая", 1924).

Сергей Есенин трагически воспринимает те перемены, которые происходят в российской деревне. Исчезает его «мир таинственный, мир... древний», то, чем жила «полевая Россия». Ощущение утраты рождает трагический разлад в его душе. Для стихов этого периода характерны «темные» (странные и не совсем понятные) образы. Возникает такое чувство, что поэт истязает себя безобразным – «жернова кишок», «яйца злобы», «скелеты домов», «сноп лежит, как желтый труп». «Черная гибель» становится сквозным мотивом, потому что основные образы – «могильные». Этот период можно с полным правом назвать «черным».

«С каждым годом все больше и больше вырисовывается лицо культуры советской России, пролетарской России. И последний символист, Есенин, довольно скоро утратит свою популярность, хотя творчество его останется навсегда свидетельством о психическом складе людей отмершей культуры.» «Он хотел быть вместе с революцией, но не сумел. Он не пошел в ногу с жизнью – и жизнь ушла от него. И он погиб.» «Есенин, как поэт, жил и умер в Москве кабацкой» «Есенин – поэт самоубийства» Из критических отзывов 20-х годов.

Золото холодное луны, Запах олеандра и левкоя. Хорошо бродить среди покоя Голубой и ласковой страны. Далеко-далече там Багдад, Где жила и пела Шахразада. Но теперь ей ничего не надо. Отзвенел давно звеневший сад. Призраки далекие замли Поросли кладбищенской травою. Ты же, путник, мертвым не внемли, Не склоняйся к плитам головою. Оглянись, как хорошо кругом: Губы к розам так и тянет, тянет. Помирись лишь в сердце со врагом И тебя блаженствои ошафранит. Жить – так жить, любить – так уж влюбляться. В лунном золоте целуйся и гуляй, Если ж хочешь мертвым поклоняться, То живых тем сном не отравляй. Это пела даже Шахразада,- Так вторично скажет листьев медь. Тех, которым ничего не надо, Только можно в мире пожалеть

…Месяц умер, Синеет в окошко рассвет. Ах ты ночь! Что ты ночь наковеркала? Я в цилиндре стою. Никого со мной нет. Я один… И разбитое зеркало… «Черный человек» Снежная равнина, белая луна, Саваном покрыта наша сторона. И березы в белом плачут по лесам. Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам? 1925г.

ЦИКЛЦВЕТОПИСЬЗВУКОПИСЬЗАПАХИ РАДУНИЦА г. Алый Зеленый Серый Синий Золотой Перламутровый Черный Тишина Плач Хрип Шум Звон Баюканье Пение ладан верба липа смола сосна яблоко мед МОСКВА КАБАЦКАЯ 1921г. Черный Ржавый Желтый Цвет олова Белый Крик Свист Тишина Звенящая жуть Хохот Шепот Плач ПЕРСИДСКИЕ МОТИВЫ 1924г. Синий Лимонный Лунный Медный Прозрачный Холодное золото Голубой Лазурь Звон Собачий лай Пение Шепот Шорох Шелест Смех Плач Крик Хохот олеандр левкой благоухание хмель свежесть СТИХОТВОРЕ НИЯ 1925 года Жидкая позолота Серый Звон Крик Корявые, немытые речи Плесень Смрад Гниль

ЦИКЛПРОСТРАНСТВОНАСТРОЕНИЕ РАДУНИЦА НеограниченноеПриподнятое Оптимистичное МОСКВА КАБАЦКАЯ 1921 г. Тесное Замкнутое Пессимистичное + эпатаж, вызов обществу ПЕРСИДСКИЕ МОТИВЫ 1924г. НеограниченноеПессимистичное + отчаяние Для автора ушедшая Русь, воплощена в образе Персии СТИХИ 1925г.В отдельных произведениях пространство свободное, но автор находится в стороне событий, в некоторых – пространство замкнутое Пессимистичное + отвращение, ирония, Безысходность

Если стихи поэта вызывают у нас высокие чувства любви к природе, Родине, то они актуальны, нужны нам, современны.