« Ловушки в работе с портфолио» март, 2007 ВГИПКРО, кафедра управления образованием Ионова Елена Валентиновна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
"Типичные ошибки при использовании технологии "Портфолио " Прутченков А.С., профессор, доктор педагогических наук, кафедра развития образовательных систем.
Advertisements

Типичные ошибки использования технологии "Портфолио" Прутченков А.С., профессор, доктор педагогических наук, кафедра развития образования АПК и ППРО Новикова.
Метод «портфолио» как способ оценки образовательных результатов школьников. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего.
Методический семинар Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся.
Портфолио ученика Рекомендации по составлению Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 425 города Москвы Москва, 2010.
Понятие портфолио Визитная карточка - совокупность сведений о человеке. Досье - собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление.
МОУ «СОШ 12» г. Пушкино октябрь 2008 г.. Направленность оценки исключительно на внешний контроль, сопровождаемый педагогическими санкциями. Авторитарность.
Проект Портфолио учащегося как метод оценивания качества знаний и достижений.
Портфель индивидуальных учебных достижений - нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки.
Портфолио учителя как средство оптимизации деятельности педагога.
«Портфель достижений учащегося» 1 Выдающиеся личности формируются не посредством красивых речей, а собственным трудом и его результатами. А. Эйнштейн А.
ТЕХНОЛОГИЯ «Портфель достижений» Для чего ученику портфель достижений? "У каждого ученика будет индивидуальный "портфель" образовательных достижений -
Формирование «портфолио» обучающегося профильной школы Семинар-практикум Томилова С.Б., зам.директора по УВР МБОУ СОШ 32 города Белово.
Ученика начальной школы МКОУ «Бобровская СОШ» Подготовила: Учитель начальных классов Бегашева Ирина Юрьевна.
Портфолио ученика средних классов (5-9 классов). Что такое портфолио ученика? Индивидуальная папка, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются.
Творческая самореализация личности школьника в условиях модернизации системы образования.
Проект: Портфолио как средство саморазвития личности.
Родительское собрание ТЕМА:"Портфолио в начальной школе"
« Портфолио » « Портфолио » и построение образовательного рейтинга выпускника основной школы В настоящее время большую популярность приобретает образовательная.
Ученика начальной школы МБОУ «Супоневская средняя общеобразовательная школа 2»
Транксрипт:

« Ловушки в работе с портфолио» март, 2007 ВГИПКРО, кафедра управления образованием Ионова Елена Валентиновна

Помогать, но не делать вместо... Помогать, но не делать вместо... О типичных ошибках при использовании технологии «портфолио» ОШИБКА N 1. Нарушение принципа добровольности при формировании портфолио При сборе официальных документов, творческих работ, самоотчетов о социальной практике и в конечном счете при оформлении состава портфолио родители и педагоги пытаются включить в него те или иные материалы... без учета мнения самого ребенка. Взрослые опираются лишь на свои предпочтения и свое мнение о способностях и интересах ребенка. Это объясняется привычкой взрослых считать, что они лучше самого ребенка знают, что ему нужно, и их желанием сделать информацию о ребенке более "объективной" и "объемной". Но школьник должен сам лично решить, какие именно документы и материалы он помещает в папку своих достижений. Ни в коем случае нельзя принудительно, без согласия самого ребенка включать те или иные материалы в его портфолио - особенно на финальной стадии, когда ребенок предъявляет собранные документы при поступлении в профильный класс

Помогать, но не делать вместо... Помогать, но не делать вместо... О типичных ошибках при использовании технологии «портфолио» ОШИБКА N 2. Сбор материалов взрослыми, а не ребенком Распространенный случай, когда сбором документов и материалов для портфолио занимается не сам ребенок, а его родители или другие родственники "по его поручению" или даже "по его требованию". Определенная помощь и поддержка взрослых при сборе и оформлении портфолио, разумеется, нужна, но ни в коем случае не следует полностью подменять ребенка в этом процессе. Очень важно, чтобы ребенок сам приложил определенные усилия, поскольку при этом происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Тогда и выбор профиля дальнейшего обучения становится более осознанным. Кроме того, он начинает более серьезно и вдумчиво относиться к своим занятиям, увлечениям, к своему свободному времени

Помогать, но не делать вместо... Помогать, но не делать вместо... О типичных ошибках при использовании технологии «портфолио» ОШИБКА N 3. Отказ от всякой помощи ребенку при формировании портфолио Мол, процесс формирования портфолио - сугубо личное дело самого ребенка, и не следует вмешиваться в этот процесс: "Он уже большой, вот пусть и проявляет самостоятельность на деле". Разумеется, ребенок должен работать над материалами своего портфолио самостоятельно, однако это не значит, что взрослые должны самоустраняться из процесса. Помощь может состоять, например, в том, чтобы просто время от времени напоминать ребенку о необходимости сбора и систематизации материалов. Или в том, чтобы попробовать вместе с ребенком обсудить различные способы демонстрации своих достижений - например, посоветовать ему подготовиться и выступить с докладом или сообщением на школьной научной конференции, включиться в интересный социальный проект и т.д. Иными словами, следует всячески стимулировать собственную активность школьника. Не направлять его в ту или иную сторону, а открывать ему разные возможности для самореализации. И оказывать при этом необходимую психологическую и практическую поддержку

Что собирать? О типичных ошибках при использовании технологии «портфолио» ОШИБКА N 1. Неиспользование возможностей системы дополнительного и профессионального образования, общественных организаций и т.д. Часто бывает так, что при сборе портфолио игнорируется деятельность ребенка в учреждениях дополнительного и профессионального образования и в различного рода общественных организациях. К сожалению, многие взрослые не склонны рассматривать успехи ребенка в спортивной секции или музыкальной школе, художественной студии или фотокружке как то, что позволяет сделать более осознанный выбор профиля дальнейшего обучения. Нужно научиться видеть ценность внешкольных увлечений ребенка и разных форм дополнительного образования. Это позволяет выйти за пределы узкого круга тех олимпиад, конкурсов и викторин, которые предлагаются самими школами и в которых принимает участие далеко не каждый ученик

Что собирать? О типичных ошибках при использовании технологии «портфолио» ОШИБКА N 2. Формальный подход к портфолио - "соревнование за количество" Другая опасность возникает, когда начинается соревнование за максимальное количество документов и материалов, помещаемых в презентационную папку ученика. Следует помнить, что главное в технологии портфолио - помочь ученику и учителям разобраться в том, каковы истинные интересы и возможности ученика, а вовсе не в том, чтобы создать формально увесистую папку документов. Следует более тщательно подходить к отбору документов и материалов для портфолио. Ученик должен отдавать себе отчет в том, с какой целью он помещает в папку портфолио тот или иной документ: помогает ли это сделать верный и осознанный выбор профиля дальнейшего обучения?

Что собирать? О типичных ошибках при использовании технологии «портфолио» ОШИБКА N 3. Собираем только документы "с печатями" Часто случается так, что авторы-составители портфолио считают, что собирать следует только официальные документы "с печатями" (дипломы, сертификаты, свидетельства, удостоверения и т.д.), которые выдаются официальными органами образования, культуры, физкультуры и спорта. При этом игнорируются творческие работы, самоотчеты, отзывы, рекомендательные письма и т.д. Но сама суть идеи портфолио заключается в том, чтобы помочь школьнику осознать необходимость получения разнообразной и разносторонней информации о своей деятельности. Главное - способность школьника продемонстрировать свои возможности и достижения с разных сторон. Выбранная самим школьником творческая работа или самоотчет могут быть не менее значимыми, чем официальный документ с печатью

Что собирать? О типичных ошибках при использовании технологии «портфолио» ОШИБКА N 4. Превращение портфолио в архив всех прошлых достижений ребенка Понятно желание школьников и родителей включить в портфолио все имеющиеся у них документы и материалы, начиная с похвального листа за успехи в 1 классе. Однако идея портфолио состоит в том, чтобы из всех имеющихся на руках ребенка материалов отобрать те, которые позволят ребенку и педагогам с максимальной эффективностью определиться при выборе профиля, помогут сделать этот выбор более осознанным

Что собирать? О типичных ошибках при использовании технологии «портфолио» ОШИБКА N 5. Сбор материалов только последнего времени Другая крайность это когда школьник собирает документы и материалы исключительно за 9 класс или даже за последние месяцы девятого класса. Понятно, что так проще. Но точнее ли, когда речь идет о сложном механизме выбора профильного обучения? Только в том случае, если в портфолио собрана информация об успехах и достижениях ребенка за несколько лет, у него и его педагогов появляется реальная возможность оценить динамику его успехов и интересов, сделать качественный и достоверный прогноз относительно подходящего этому ребенку профиля обучения

Псевдопортфолио О типичных ошибках при использовании технологии «портфолио» ОШИБКА N 1. Когда вместо портфолио - "зачетная книжка" Это довольно распространенное "рацпредложение", вводимое в некоторых школах, а то и в целых регионах: издается своего рода "зачетная книжка", одинаковая для всех детей. Книжка, где все уже заранее разграфлено и школьнику остается только вписывать свои показатели. С точки зрения отчетности это, конечно, проще. Но главное в идее портфолио -это собственный выбор хозяина: какие документы и материалы включать, а какие нет. Здесь нет и не может быть универсально одинаковых зачетных страниц. Полная свобода ребенка в том, чтобы вкладывать или изымать из папки те или иные документы - неотъемлемая составляющая идеи портфолио

Псевдопортфолио О типичных ошибках при использовании технологии «портфолио» ОШИБКА N 2. Когда вместо свободного портфолио - характеристика от классного руководителя или педагогического совета Еще один способ упрощения идеи портфолио - вкладывание туда обязательных итоговых характеристик от классного руководителя или педагогических советов. В этом случае идея свободного портфолио как бы перекрывается мнением педагогов и теряет смысл как деятельность детского самоопределения. Включение или невключение характеристики (отзыва) от классного руководителя или педагогического совета в материалы портфолио -дело самого ребенка. Такая характеристика имеет право на существование, но только ребенок может судить, нужна ли она ему для портфолио

Псевдопортфолио О типичных ошибках при использовании технологии «портфолио» ОШИБКА N 3. Вместо систематической работы работа над портфолио -разовая акция В этом случае портфолио рассматривается просто как инструмент для выбора профиля в 10 классе, а не как важный способ активизации самосознания ребенка на протяжении длительного времени. А нужно приучить ребенка к постоянной работе по сбору папки личных достижений, поскольку это технология всматривания в себя, которая потребуется ему на протяжении всей последующей жизни. Нужно, чтобы ребенок осознал, что в целом его будущая профессиональная деятельность и тем более карьера будут требовать этой постоянной работы по пополнению своей папки личных достижений

Псевдопортфолио О типичных ошибках при использовании технологии «портфолио» ОШИБКА N 4. Акцент на форме, а не на содержании Бывает, педагоги и родители предъявляют чрезвычайно высокие требования к внешнему виду портфолио школьника. Но главное для портфолио - его содержание, а не внешняя красота и выдержанный стиль оформления

Как оценить? О типичных ошибках при использовании технологии «портфолио» ОШИБКА N 1. Стремление оценить все материалы портфолио в баллах В нескольких российских регионах приняли решение оценивать все документы и материалы учебного портфолио определенными баллами (даже рекомендательные письма, отзывы на творческие работы ученика и т.д.). Это объясняется стереотипами педагогической практики, в ходе которой ученик должен обязательно получить балл -ведь часто у педагога нет иных стимулов и рычагов влияния на ребенка. Но это в корне противоречит замыслу портфолио - тем более в части оценки творческих работ, отчетов о социальной практике, отзывов научных руководителей исследовательских проектов школьников и т.д. Лишь сертифицированные документы портфолио школьника (первый раздел портфолио, который называется "Официальные документы") можно оценивать в соответствии с принятой в данной муниципальной образовательной сети шкалой. Все остальные материалы папки личных достижений ученика могут оцениваться только на основании качественных показателей с указанием оригинальности материалов и особенностей мышления автора, актуальности и проработанности, полноты и аккуратности и т.д.

Как оценить? О типичных ошибках при использовании технологии «портфолио» ОШИБКА N 3. Отсутствие единства в оценке материалов портфолио В ряде территорий отсутствуют необходимые нормативные документы, в соответствии с которыми материалы портфолио всех школьников данного региона, а тем более муниципалитета оцениваются по единой шкале и признаются всеми общеобразовательными учреждениями этого региона. В этом случае соответствующее управление образования должно разработать и на уровне региона принять локальный нормативный документ, который будет регулировать вопросы оценивания и использования материалов портфолио при формировании состава классов для дальнейшего профильного обучения