Муниципальное образовательное учреждение Венгеровская средняя общеобразовательная школа 2 Научно – исследовательская работа Великие сказочники Европы. Выполнил Ояберь Урмас 9 «Б» класс Руководитель Нохрина Т.П.
Цель работы – ознакомление с биографиями Ш.Перро, Г.Х. Андерсена, Э.Т.А. Гофмана; раскрытие значимости их творчества для современного читателя. Задачи: 1. Доказать актуальность сказки в наше время. 2. Выяснить, насколько хорошо современный читатель ознакомлен с творчеством сказочников Европы. 3. Привить интерес молодому поколению к творчеству и жизни европейских сказочников. Методы исследования: - анализ художественной литературы; - анализ научной литературы; - метод опроса; - поиск полезных источников в Интернете.
Значение сказок в воспитании и жизни человека Большое воспитательное значение на детей оказывают сказки: Большое воспитательное значение на детей оказывают сказки: - в сказках жизненная правда раскрывается в развернутом повествовании; - в сказках жизненная правда раскрывается в развернутом повествовании; -яркая наглядность художественных образов, совершенство и простота композиции, богатство языка сказок способствуют глубокому и устойчивому восприятию ребёнком нравственных и эстетических идей народа; -яркая наглядность художественных образов, совершенство и простота композиции, богатство языка сказок способствуют глубокому и устойчивому восприятию ребёнком нравственных и эстетических идей народа; -сказки развивают личность ребёнка, они пробуждают его фантазию, учат мечтать и добиваться осуществления настоящей, большой мечты. -сказки развивают личность ребёнка, они пробуждают его фантазию, учат мечтать и добиваться осуществления настоящей, большой мечты.
Отличительные черты сказок Европы. Социальная среда, в которой возникает сказка, общность исторических условий определенных эпох в разных странах обусловили и сходство сказочных мотивов. Однако сказки имеют и ярко выраженный национальный характер. Социальная среда, в которой возникает сказка, общность исторических условий определенных эпох в разных странах обусловили и сходство сказочных мотивов. Однако сказки имеют и ярко выраженный национальный характер.
Английские сказки Смешные нелепицы об экцентричных героях Морские путешествия Черты рыцарского романа
Французская сказка ИзящнаяИроничная Насмешливое наказание «злых» героев
Шарль Перро (1628 – 1703) «Несмотря на свою несколько щепетильную, старофранцузскую грацию, - писал Тургенев, - сказки Перро заслуживают почётное место в детской литературе. Они веселы, занимательны, непринужденны, не обременены ни излишней моралью, ни авторской претензиею; в них ещё чувствуется веяние народной поэзии, их некогда создавшей; в них есть именно та смесь непонятно – чудесного и обыденно – простого, которая составляет отличительный признак настоящего сказочного вымысла». «Несмотря на свою несколько щепетильную, старофранцузскую грацию, - писал Тургенев, - сказки Перро заслуживают почётное место в детской литературе. Они веселы, занимательны, непринужденны, не обременены ни излишней моралью, ни авторской претензиею; в них ещё чувствуется веяние народной поэзии, их некогда создавшей; в них есть именно та смесь непонятно – чудесного и обыденно – простого, которая составляет отличительный признак настоящего сказочного вымысла».
Перро был, как мы говорим теперь, новатором: -он ввел новый материал в литературу; -самобытная и остроумная манера изложения сближала волшебство с жизнью, придавая чудесам достоверность и возводя обыденное в ранг чудесного; -его последователи пошли по пути приспосабливания сказки к требованиям салонного искусства или… детской педагогики.
Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776 – 1822) Гофману не за что было любить людей, но он умел любить Человека. Никто не мог сравниться с ним в дружбе. Для современников этот странный, изломанный человек так и остался загадкой. Гофману не за что было любить людей, но он умел любить Человека. Никто не мог сравниться с ним в дружбе. Для современников этот странный, изломанный человек так и остался загадкой. Читали его много, но вряд ли понимали глубоко. Не больше повезло Гофману после смерти: вершители литературных судеб сочли его причудливую прозу просто развлекательным чтивом. И много воды утекло, пока этот «неутомимый искатель высшей правды в искусстве» был оценен по заслугам… Читали его много, но вряд ли понимали глубоко. Не больше повезло Гофману после смерти: вершители литературных судеб сочли его причудливую прозу просто развлекательным чтивом. И много воды утекло, пока этот «неутомимый искатель высшей правды в искусстве» был оценен по заслугам…
Ганс Христиан Андерсен (1805 – 1875) «Я приношу пользу миру, а в этом ведь весь смысл, вся радость жизни», - говорил Андерсен. «Я приношу пользу миру, а в этом ведь весь смысл, вся радость жизни», - говорил Андерсен. И он щедро дарил радость каждой своей новой сказкой. Андерсен выступал с чтением сказок перед народом. Он не только не отрекался от своего «низкого происхождения, но гордился им и хотел, чтобы его сказки согревали детство ребятишек из таких же семей, и в какой вырос он сам. А самыми заклятыми его врагами были жестокость и чванство. Свою биографию (1846) он назвал: «Сказка моей жизни», но, может быть, «Гадкий утёнок» - тоже автобиография? И он щедро дарил радость каждой своей новой сказкой. Андерсен выступал с чтением сказок перед народом. Он не только не отрекался от своего «низкого происхождения, но гордился им и хотел, чтобы его сказки согревали детство ребятишек из таких же семей, и в какой вырос он сам. А самыми заклятыми его врагами были жестокость и чванство. Свою биографию (1846) он назвал: «Сказка моей жизни», но, может быть, «Гадкий утёнок» - тоже автобиография?
Великие сказочники Европы и современный читатель. Человек рассказывал и читал сказки во все времена. Интересно было узнать, насколько хорошо ознакомлен современный читатель с творчеством великих сказочников Европы. Человек рассказывал и читал сказки во все времена. Интересно было узнать, насколько хорошо ознакомлен современный читатель с творчеством великих сказочников Европы. С этой целью был проведен небольшой опрос, в котором приняло участие 50 респондентов разных возрастных групп. Каждому респонденту предлагалось ответить на следующие вопросы: С этой целью был проведен небольшой опрос, в котором приняло участие 50 респондентов разных возрастных групп. Каждому респонденту предлагалось ответить на следующие вопросы: 1. Какие сказки вы или вам читали в детстве? 1. Какие сказки вы или вам читали в детстве? 2. Знакомы ли вам имена Шарля Перро, Андерсена, Гофмана? 2. Знакомы ли вам имена Шарля Перро, Андерсена, Гофмана? 3. Какие сказки вышеперечисленных авторов вы можете назвать? 3. Какие сказки вышеперечисленных авторов вы можете назвать?
Вопрос 1.
Вопрос 3.
«Золушка» «Красная Шапочка» «Кот в сапогах» 45%40% 15% Сказки Ш. Перро.
«Русалочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Свинопас». «Дюймовочка», «Огниво». «Гадкий утёнок» «Снежная королева» 40% 5% 10% 20% Сказки Г.Х. Андерсена.
«Щелкунчик и Мышиный Король» С творчеством Гофмана не знакомы. Сказки Э.Т.А. Гофмана. 30%70%
Итоги опроса. С помощью проведенного опроса выяснилось, что знание европейских сказок удовлетворительное. Современный читатель с творчеством великих сказочников знаком поверхностно, его знакомство с ними ограниченно лишь самыми известными произведениями. С помощью проведенного опроса выяснилось, что знание европейских сказок удовлетворительное. Современный читатель с творчеством великих сказочников знаком поверхностно, его знакомство с ними ограниченно лишь самыми известными произведениями.
Заключение. В ходе исследовательской работы выяснилось что, сказка и сегодня нужна нам. Она не только забавляет и развлекает, она утверждает чувство справедливости и любовь к добру, она воспитывает смелость мысли и дерзость воображения. Эти качества необходимы человеку во все эпохи, а в нашу – как никогда прежде, потому что наше время – время небывалых свершений и открытий. А все открытия, малые и великие, начинаются так: В ходе исследовательской работы выяснилось что, сказка и сегодня нужна нам. Она не только забавляет и развлекает, она утверждает чувство справедливости и любовь к добру, она воспитывает смелость мысли и дерзость воображения. Эти качества необходимы человеку во все эпохи, а в нашу – как никогда прежде, потому что наше время – время небывалых свершений и открытий. А все открытия, малые и великие, начинаются так: - А что если… - А что если…