17. 06. 2010 МОСКВА, МИОО ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ОКРУЖНОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ЮГО-ЗАПАДНОГО ОКРУЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯКОНФЕРЕНЦИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Реализация программы развития школы «Школа социального успеха» Школа при Посольстве России в Турции Подготовила – Попова Е.И. Материалы методического совещания.
Advertisements

Непрерывная подготовка учителя по формированию УУД учащихся на базе методической службы гимназии педсовет г.
Формирование универсальных учебных действий в процессе реализации ФГОС ОО «Великая цель образования – это не знания, а действия» Г.Спенсер Заседание методического.
Познавательные универсальные учебные действия © ГОУ ЯО ИРО © Коточигова Е.В.
LOGO МОУ гимназии год Программа формирования универсальных учебных действий Выполнила: И.Г. Ерхова.
система способов познания окружающего мира, система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность.
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Формирование универсальных учебных действий Районный семинар учителей, работающих по УМК «Перспективная начальная школа» Можайский район МОУ СОШ пос. Гидроузел.
Обеспечение успешности различных интеллектуальных операций.
Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики Босова Людмила Леонидовна
Щурова Ирина Анатольевна учитель начальных классов первой квалификационной категории МАОУ «СОШ 3» г. Сорочинск
РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В СТАНДАРАХ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В СТАНДАРАХ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ По материалам.
Формирование УУД Формирование любых умений как личностных новообразований, в том числе и общеучебных умений, возможно только в деятельности Л.С.Выготский.
Познавательные универсальные учебные действия. Старшая школа.
Развитие и воспитание творческой индивидуальности личности школьника в условиях формирующейся новой образовательной среды.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Универсальные учебные действия УУД обеспечивают умение учиться. УУД – это умения и навыки, которые, с одной стороны, формируются в процессе изучения различных.
Л ОГИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ Учителя информатики Богачёва Г.В. Мочалова М.В.
Виды универсальных учебных действий. Личностные Личностные Регулятивные Регулятивные Общепознавательные Общепознавательные Коммуникативные Коммуникативные.
Формирование познавательных УУД на уроках математики Учитель математики средней общеобразовательной школы 3, г. Очёр Солодникова Ирина Валерьевна.
Транксрипт:

МОСКВА, МИОО ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ОКРУЖНОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ЮГО-ЗАПАДНОГО ОКРУЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯКОНФЕРЕНЦИЯ «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГООБРАЗОВАНИЯ»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ОКРУЖНОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ЮГО-ЗАПАДНОГО ОКРУЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ. РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ» Фещенко Татьяна Сергеевна, заместитель директора окружного методического центра, к.п.н

Необходимость пересмотра целей образования Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования.

Цели образования Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».

ВИДЫ УУД 1. Личностные 2. Регулятивные, включая действия саморегуляции 3. Познавательные, включая общеучебные и логические 4. Знаково-символические 5. Коммуникативные

Познавательные УУД. Общеучебные УУД - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой инфор- мации; применение методов информацион- ного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - структурирование знаний; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Общеучебные УУД смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлече- ние необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.); постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Познавательные УУД. Логические УД. - выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов; - синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; - подведение под понятия, распознавание объектов; - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; - выявление родо-видовых и ситуативно существенных признаков; - выдвижение гипотез и их доказательство.

Цель: повышение уровня развития логического мышления учащихся Ознакомление с законами формальной логики Обучение выполнению мыслительн. оперций Использование системы заданий и задач, содержание которых направлено на развитие логического мышления Результат Диагностика и корректировка результата Ознакомление учащихся с основами формальной логики При решении физ. задач При выполнении лаборатор. работ Применение уровневой дифференциации и индивидуализации При изучении нового материала Анализ содержания учебного материала предмета «физика» Контрольные срезы Тестиро- вание Наблюдение за уч-ся Повышение эффективности учебно- познавательной деятельности учащихся Повышение уровня логической грамотности учащихся Методика формирования и развития логического мышления учащихся на уроках физики На обощающе- повторяющих уроках Повышение уровня продуктивности мышления учащихся

Ознакомление учащихся с основами формальной логики мыслительных операций Ознакомление с законами формальной логики Закон тождества Закон противоречия Закон достаточного основания Закон исключения третьего Обучение выполнению логических операций анализ синтез сравнение обобщение абстрагирование классификация систематизация конкретизация

Формирование умения классифицировать. Измерительные приборы ЭлектрическиеМеханическиеТепловые Вольтметр Амперметр Омметр БарометрДинамометрМанометр Термометр Задание. Провести классификацию измерительных приборов: барометр, термометр, динамометр, омметр, манометр, вольтметр

Формирование умения систематизировать. Способы изменения внутренней энергии РаботаТеплопередачаХимические реакции Трение Сжатие, растяжение, кручение ДроблениеКонвекцияИзлучениеТеплопро- водность Учащимся предлагается составить схему, которая отражает основные способы изменения внутренней энергии.

Типы заданий в контрольных срезах 1 тип - задания на выяснение формальных знаний (знания формул, определений, формулировок законов, наименований физических величин); 2 тип - задания на определение уровня логического мышления (понимание причинно-следственных связей между физическими явлениями, умения применять знания для решения стандартных качественных и расчетных задач); 3 тип - задания на определение уровня творческого мышления (умения применять знания для решения нестандартных качественных и расчетных задач).

Знаково-символические УУД Знаково-символические универсальные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.

КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ (по способам возникновения, передачи и восприятия.) Эстетическая информация возникает в результате сочетания природных носителей: свет, тень, цвет, звук, запах. Семантическая информация - результат познания законов природы, общества и мышления. Визуальная информация передается видимым образом: текстовая, числовая, графическая, смешанная. Аудио информация передается звуками. Органолептическая информация передается запахом и вкусом. Тактильная информация передается и воспринимается ощущениями

КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ (по способам возникновения, передачи и восприятия) Машинно-ориентированная информация воспринимается и передается техническими средствами Семантическая информация - результат познания законов природы, общества и мышления. Первичная информация возникает в результате деятельности людей Вторичная информация возникает в результате аналитико-синтетической переработки первичной информации. Выходная информация - это выводы о вторичной информации 7 2 ПОЯСНЕНИЯ

Уровни работы с учебной информацией Высокий уровень – составление полных моделей информации: конспектов, рефератов, структурно-логических схем, тематических планов Оптимальный уровень – составление и систематизация моделей информации из научно-популярных изданий с выделением исследовательских задач Удовлетворительный уровень – составление элементарных моделей информации с выделением взаимосвязей между понятиями Хороший уровень – самостоятельное дополнение элементов моделей информации: таблиц, рисунков, конспектов, схем, планов; Неудовлетворительный уровень –на уроке не формируются и не развиваются умения работать с учебной информацией Критический уровень – составление элементарных моделей учебной информации (переписывание чего-либо в тетрадь);

Информационные блоки на уроке физики устное сообщение, текст (особенно определение, формулировка); таблицы; формулы, графики, рисунки, схемы, чертежи, фотографии; физические демонстрации и опыты в классе: видеофрагменты; физические анимации, моделированные физические процессы средствами информационных технологий.

Учебно-информационные умения Владеть способами аргументации, как дополнительной информации для обеспечения ясности или подтверждения истинности уже имеющейся информации Производить и представлять информацию в устной и письменной форме; Вести поиск информации с помощью каталогов, библиографических изданий, электронных средств и т.п. Четко формулировать целевую установку при работе с источником информации; Соблюдать логику в рассуждениях при предъявлении информации;

Учебно-информационные умения Сворачивать информацию в виде вторичных источников информации: план, алгоритм, таблица, логическая блок-схема, тезисы, резюме, конспект, реферат; Формулировать главную мысль в тексте, высказывании, выделять ключевые слова в определении; Разворачивать информацию: «читать» формулы, уравнения. Перекодировать информацию из визуальной в словесную и наоборот и представлять в графическом, символическом и других видах.

Блок: таблица Анализируем таблицу. Как называется таблица? Что представлено в таблице? В каких единицах измеряются табличные данные? Какую закономерность (закономерности) Вы наблюдаете? Предложите свое объяснение выявленной закономерности. Есть ли исключения и с чем они связаны? Какое практическое значение имеют данные таблицы?

Конспект

Опорные конспекты

Опорные сигналы

Логическая схема

Графы

В математической теории графов и информатике граф это совокупность объектов со связями между ними.теории графовинформатике

Логический конспект

Логический конспект – это форма сжатого представления знаний об окружающей действительности, объектах, явлениях, процессах, основанная на использовании различных образов, объединенных между собой логическими связями.

Преобразование материала Свертывание материала (кодирование) Развертывание материала (декодирование) Информация Логический конспект Информация

В качестве образов могут использоваться: Отдельные слова или словосочетания, сокращенные слова, аббревиатуры Отдельные слова или словосочетания, сокращенные слова, аббревиатуры Логические и математические символы Символы собственного изобретения Схематичные рисунки, простейшие чертежи и эскизы Схематичные рисунки, простейшие чертежи и эскизы Графики Фотографии Уравнения

Отдельные слова или словосочетания, сокращенные слова, аббревиатуры БроунБроуновское движение Чт. Физ. см. Ед. И.С.О. Не И.С.О МКТ Т.О. М.Т. Инерциальная система отсчета Не инерциальная система отсчета Молекулярно-кинетическая теория Точка отсчета Материальная точка аббревиатуры сокращенные слова Чтение закона Физический смысл величины Единица измерения величины отдельные словасловосочетания

Логические и математические символы Знаки операций + - * / Знаки условий = Логические И др.

Схематичные рисунки, простейшие чертежи и эскизы

Графики, фотографии, уравнения

Требования к образам Понятность Наполняемость Простота исполнения

Образы объединены в блоки согласно структуре изучения физического явления Блок логического конспекта – это сгруппированные образы, относящиеся к определенному этапу познания

Выделение блоков в логическом конспекте

Цикл познания ФактМодель-гипотезаЛогические следствияЭксперимент Несколько проходов по циклу познания Факт 1Модель-гипотеза 1 Логические следствия 1Эксперимент 1 Логические следствия 2Эксперимент 2 Факт 2Модель-гипотеза 2Логические следствия 3 Эксперимент 3

Принципы построения логических схем и конспектов При построении логических схем важно, чтобы они лишь в общих чертах соответствуют выбранному обобщенному плану. При построении логических конспектов, по одной и той же логической схеме, они могут отличаться друг от друга.

Структура логического конспекта Фиксируются наблюдаемые и опытные факты Качественная сторона Количественная сторона Сущностная сторона Прикладная сторона Вводятся количественные характеристики явления и связи между ними Объясняются результаты наблюдений и опытов Как изучаемое явление используется в искусственных объектах, созданных человеком

Структура логического конспекта Факты (из наблюдений, из эксперимента) Качественная сторона Фиксируются наблюдаемые и опытные факты Количественная сторона Вводятся количественные характеристики явления и связи между ними Сущностная сторона Объясняются результаты наблюдений и опытов Прикладная сторона Как изучаемое явление используется в искусственных объектах, созданных человеком 1. Классификация 2. Понятия 3. Условия

Величины Законы 1.Цель 2.Идея 3.Схема 4.Результат 5.Анализ 5.1 Чтение 5.2 Физический смысл 5.3 Единица измерения Структура логического конспекта Качественная сторона Фиксируются наблюдаемые и опытные факты Количественная сторона Вводятся количественные характеристики явления и связи между ними Сущностная сторона Объясняются результаты наблюдений и опытов Прикладная сторона Как изучаемое явление используется в искусственных объектах, созданных человеком

Факты – обобщенные факты Гипотеза – предположение – для объяснения наблюдаемых фактов (ПОЧЕМУ?) Модель – идеализированный объект Следствия – логические следствия вытекающие из модели – правильно ли выдвинута гипотеза? Эксперимент – проверка гипотезы на практике 1.Название 2.Цель 3.Идея 4.Схема 5.Ход работы 6.Результат 7.Анализ результата 8.Вывод Если Факты1=Факты2, то гипотеза имеет право на существование, иначе гипотезу убираем или корректируем Структура логического конспекта Качественная сторона Фиксируются наблюдаемые и опытные факты Количественная сторона Вводятся количественные характеристики явления и связи между ними Сущностная сторона Объясняются результаты наблюдений и опытов Прикладная сторона Как изучаемое явление используется в искусственных объектах, созданных человеком

Прибор, технологические процессы 1.Название 2.Назначение 3.Схема 4.Принцип работы 5.Область применения Структура логического конспекта Качественная сторона Фиксируются наблюдаемые и опытные факты Количественная сторона Вводятся количественные характеристики явления и связи между ними Сущностная сторона Объясняются результаты наблюдений и опытов Прикладная сторона Как изучаемое явление используется в искусственных объектах, созданных человеком

Задание последовательности изложения материала Стрелки Нумерация Обозначения блоков Форма блоков Цветовая маркировка (контур, заливк, цвета радуги)

Работа с логическим конспектом 1. Рисование на уроке учителем. 1.1 Объяснение нового материала с опорой на заранее подготовленный логический конспект. 1.2 Объяснение нового материала и рисование логического конспекта по ходу урока. 2. Рисование на уроке учениками. 2.1 Воспроизведение логических конспектов, сформированных на предыдущем уроке. 2.2 Работа в парах. Рассказ с опорой на логический конспект. 2.3 Рассказ с опорой на самостоятельно приготовленный логический конспект 3. Рисование логического конспекта в качестве домашнего задания.

Составление логического конспекта 1.Рисование на классной доске. 2.Рисование на бумажном листе. 3.Использование графопроектора. 4.Компьютер и видеопроектор как наглядно- иллюстративное средство. 5.Компьютер и интерактивная доска SmartBoard, как средство динамического составления логического конспекта на уроке, как учителем так и учениками. 6.Компьютер для самостоятельной работы в качестве средства составления логического конспекта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.Симонович С., Евсеев Г., Алексеев А., Общая информатика. 5-9 класс. Москва, АСТпресс, 1999 г., 592с 2.Романова Е. М., Электронный курс «Информационные технологии», Ростов - на – Дону, Государственный колледж связи и информации, 2005 г., 3.Шередеко Ю.Л., «Управляющие системы и машины», 1, 1998 г., Сайт METODOLOG.ru 4.Лук А.Н., Мышление и творчество, издательство «Политическая литература», Москва, 1976 г., 144 с. 5.Загашев И.О., -Бек С.И., Муштавинская И.В., «Учим детей мыслить критически», СПб: издательство «Альянс «Дельта», 2003 г.,192с 6.Дежуров А.С., Лекция 1, 12 сентября 2003 г., 7.Плинер Я.Г., Бухвалов В.А.., Педагогическая экспертиза школы, М., Педагогический поиск, 2000 г., 160с. 8.Слабунова Э.Э., Информационная культура в концепции лицейского образования, журнал ВИО, 29, г. 9.Кондаков Н.И., Логический словарь – справочник, М., Наука, 1976г., 717с. 10.Колесникова Н.И., От конспекта к диссертации, М., Флинта: Наука, с.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ОКРУЖНОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ЮГО-ЗАПАДНОГО ОКРУЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ. РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ» Фещенко Татьяна Сергеевна, заместитель директора окружного методического центра, к.п.н

Наш телефон: 8 – 499 – 128 – 68 – 96 Наш электронный адрес: