Ранняя классика (Архаика): VIIIVII вв. до н. э. пред философская традиция. Не являясь по сути философией, пред философская традиция заложила основы философского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
Advertisements

Красиво сказанная речь о прекрасных деяниях остается в памяти слушающих, к чести и славе тех, кто эти дела совершил. Платон.
φιλίασοφία φιλοσοφία φιλία любовь, стремление, жажда + σοφία мудрость φιλοσοφία ( дословно : любовь к мудрости ) Философия - эта такая любовь к мудрости,
Философия - первая исторически сложившаяся форма теоретического сознания, которая приобретает теоретический и понятийный характер. В самом общем смысле.
Познание. Блок 1. Понятие и история гносеологии..
Античность ( от лат. antiquus – древний ) просуществовала 1200 лет, начиная с VII в. до н. э. по V в. н. э.
Познание Блок 1: Понятие и история гносеологии. Занятие 2.
Тема 3. Античная философия Характерные черты и периодизация античной философии Философские школы досократического периода Философские взгляды классического.
Автор: Барышникова Дарья 8 класс АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ. ВЛИЯНИЕ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ НА РИМСКУЮ. КАК ФИЛОСОФСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ИЗМЕНИЛО ВЗГЛЯДЫ ЛЮДЕЙ НА МИР?
1 Философия и наука Античности Философия и наука Античности.
ТЕСТ ПО ФИЛОСОФИИ АНТИЧНОСТЬ. 1. Вставьте пропущенные слова: А. Термин «античная философия» объединяет в себе философию древних _________ и древних _________.
Древнегреческая философия
Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ Проблема познаваемости мира Антонина Сергеевна Матвиенко.
Философия античности-феномен культуры, созданный великими гениями греков
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
История философских и политико-правовых учений. Занятие 1.
Литература, философия и риторика Древнего Рима. Литература 0 Художественная литература появляется в Риме в середине III в. до н.э. 0 Официальный язык.
Древнегреческая философия до Сократа (1) Натурфилософия Милетской школы (Натурфилософия – философия природы. Милет – греческая колония в Малой Азии.) Основатель.
Аристотель ( гг. до н.э.) Выдающийся древнегреческий мыслитель- энциклопедист, занимавшийся всеми существовавшими в античности научными и философскими.
Транксрипт:

Ранняя классика (Архаика): VIIIVII вв. до н. э. пред философская традиция. Не являясь по сути философией, пред философская традиция заложила основы философского познания в дальнейшем. Особняком среди ране классической философии находятся софисты. VIIV вв. до н. э. ранняя классика, или греческая натурфилософия. Первые греческие натурфилософы не касались или почти не касались вопросов этики и эстетики, уделяя внимание в первую очередь космогонии и космологии и заложив основу для последующего развития точных наук Классика VIV вв. до н. э. Сократ и сократики. Классическая греческая философия традиционно начинается с имени Сократа, который первым обратился от натурфилософских вопросов к проблемам добра и зла, этики поведения человека. Ученики Сократа породили ряд «сократических» школ, крупнейшими из которых стали платоники и киники. IVIII вв. до н. э. Аристотель и перипатетики. Деятельность Аристотеля и крупнейших представителей его школы перипатетиков логически завершила и подытожила достижения классики Эллинистическая философия IVI вв. до н. э. философия периода эллинизма, которая была представлена как новыми школами, так и новыми представителями старых (платоников, перипатетиков и киников) Римская и позднеантичная философия I в. до н. э.V в. н. э. римская философия начала активно развиваться под сильным влиянием греческой к середине I в. до н. э. Наряду с римлянами, к римской философии относятся также греки представители римских школ. I в. до н. э.V в. н. э. греческая философия периода влияния Древнего Рима также развивалась под сильнейшим влиянием классики, а позже зарождавшегося христианства.

Легендарный древнегреческий поэт- сказитель (аэд), автор эпических поэм «Илиада» и «Одиссея», имеющих большую ценность и в качестве источника наших знаний о предфилософском мировоззрении древних греков. Картина мира у Гомера ещё мифологична. Мир делится на три части: «многомедное» небо, земля и «сумрачный тартар», отстоящие на равном расстоянии друг от друга. В качестве прародителя богов Гомер называет Океана и Тефию. Боги имеют человеческий облик (антропоморфны). Это касается как телесных черт, так и душевных качеств. Боги проявляют такие же добродетели и пороки, что и люди. Боги в поэмах Гомера являются эстетическим, а отнюдь не этическим идеалом. Поэмы Гомера прославляют такие качества человека как верность долгу, мужество, дружба, хитрость, сметливость. Воззрения Гомера на природу человека безрадостны: «Меж всевозможных существ, которые дышат и ходят, здесь на нашей земле, человек наиболее жалок». Гомер сравнивает смену поколений людей с опадающими осенью и вновь появляющимися весной листьями

Греческая философия зарождается в торговом городе Милет, на западном побережье Малой Азии. В этом городе появляются философ Фалес, затем Анаксимандр и Анаксимен. Этих трех философов обычно объединяют под общим названием Милетской школы.

Основоположник милетской школы философии; стихийный материалист, включался античными авторами в число знаменитых семи мудрецов. Считается первым греческим философом, поскольку первым начал размышлять о природе (фюзисе) и прибегать к доказательству своих положений Первым поставил проблему архе (первоначала), из которого всё происходит; Фалес таким началом считал воду Утверждал, что всё имеет душу, приводящую тела в движение. Первым из греков предсказал солнечное затмение 585 г. до. н. э.

Положение Фалеса о воде как первоначале выражает три важнейшие идеи. Во-первых, оно подчеркивает материальную основу всех вещей. Во-вторых, оно есть попытка рационального решения вопроса о первооснове всего без ссылок на мифы и мистические представления. В-третьих, оно означает возможность понять мир на основе одного исходного принципа.

Древнегреческий философ и математик, основоположник пифагореизма; по преданию, изобрёл слово «философия». Жил в южной Италии, там основывает свою школу и «Пифагорейский союз», активно участвующий в духовной и политической жизни городов «Великой Греции». Считал, что в основе мироздания лежат числа, определяющие структуру и качества вещей. Обожествляя числа, приписывал им магическую силу. Вещи же есть подражания числам. Учил о гармонии небесных сфер, музыку которой он якобы слышал. Полагал, что в мире происходит взаимодействие противоположных начал. Верил в бессмертие души и её посмертное переселение в другие тела

Древнегреческий философ, один из основоположников античного атомизма (наряду с Левкиппом). Родился в Абдерах. Ему принадлежали сочинения «Большой мирострой» и «Малый мирострой». Впервые вводит понятия «микрокосм» (вселенная) и «макрокосм» (человек), которые подобны друг другу. Учил, что все тела составлены из мельчайших неделимых без качественных частиц - атомов, различающихся формой, порядком и положением. Допускал наличие небытия в качестве пустоты. Впервые ввёл проблему первичных (форма, объём) и вторичных (цвет, вкус, запах) качеств вещей. Считал, что вещам присущи лишь первичные качества, а вторичные возникают в субъекте под влиянием тех или иных первичных качеств объекта. В гносеологии отдавал предпочтение рациональному познанию, называя чувственное познание «тёмным». Учил о всеобщей причинной обусловленности, ведущей к фатализму; цель познания - дать причинное объяснение явлений. Утверждал, что душа состоит из атомов; боги также не более чем видения, состоящие из лёгких атомов.

Первоначально словом «софист» («мудрец») в Греции обозначали людей, сведущих в какой- либо области знания, мастерстве. С середины 5 в. до н.э. софистами стали называть учителей красноречия и философии, зарабатывавших преподаванием и изготовлением речей на заказ. Софистов подразделяют на старших (Протагор, Горгий, Продик и др.) и младших (Критий, Фрасимах и др.). Для софистов характерно критическое отношение к традиционному укладу жизни, традициям, обычаям, религии. Всё это может быть изменено в соответствии с новыми потребностями людей. Будучи первыми последовательными представителями субъективного идеализма, софисты отрицали наличие объективного бытия и возможность его познания. Софисты также настаивали на относительности (релятивизме) нравственных и эстетических оценок. В своей устной деятельности и сочинениях софисты, стремясь не к истине, а к убедительности, использовали софизмы - эффектные, но логически неправильные умозаключения. Софисты внесли значительный вклад в развитие гуманитарных наук: риторики, филологии, учения об обществе и т. д.

Один из самых известных софистов. Из его сочинений «Ниспровергающие речи» и «О богах» до нас дошли лишь фрагменты. Первый яркий представитель субъективного идеализма в истории философии. Знаменито высказывание Протагора: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют». Таким образом, именно человек (субъект) является критерием достоверности всех явлений и качеств Всё являющееся человеку истинно. Из двух противоположных мнений истинными являются оба, но лишь в отношении к породившему их сознанию. То есть все воззрения следует считать истинными и относительными. Объективное познание мира недостижимо, возможно лишь мнение. Вся действительность зависит от чувственного восприятия человеком. Таким образом воззрения Протагора близки к агностицизму. В отношении к бытию богов Протагор проявлял скептицизм: «О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию - и неясность вопроса и краткость жизни». Сочинение Протагора «О богах» было осуждено афинским ареопагом к сожжению, а сам Протагор изгнан из Афин и погиб при кораблекрушении.

Древнегреческий философ, жил в Афинах; не оставил после себя ни одного сочинения. О жизни и взглядах Сократа известно из произведений его учеников Платона и Ксенофонта. Считал бесполезными занятия естествознанием, поскольку природа ничему не может научить; человек - главный предмет философствования Сократа. Впервые высказал мысль о том, что наиболее точное знание есть знание, выраженное в понятиях. В отличие от софистов отрицал относительный характер истины и других духовных ценностей. Верил, что зло есть лишь результат незнания сущности блага. Свою деятельность сравнивал с ремеслом повитухи, помогающей родить (в данном случае - родить истину). Для философствования Сократа также характерна ироничность. Сократ сказал о себе: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Был осуждён афинским судом за развращение молодёжи и придумывание новых богов. По приговору суда выпил чашу с ядом.

На стоящее имя - Аристокл, Платоном (широким) прозван за атлетическое телосложение. Наибольшее воздействие на воззрения Платона оказал Сократ, ближайшим учеником которого и являлся Платон. После смерти Сократа Платон уезжает из Афин, путешествуя по культурным центрам Средиземноморья. Несколько раз Платон приезжал на Сицилию, пытаясь смягчить нрав сиракузского тирана Дионисия. Вернувшись в Афины, Платон основывает свою философскую школу - Академию, просуществовавшую около 1000 лет. На стене Академии было начертано: «Да не войдёт сюда никто не знающий геометрии». Платон - первый философ, от которого дошли почти все сочинения. Сочинения Платона написаны в художественной форме диалогов Основные сочинения: «Пир», «Государство», «Законы» Главное действующее лицо диалогов - Сократ, от имени которого Платон выражает свои взгляды. Оказал огромное влияние на развитие философии. По мнению А. Уайтхеда, вся последующая философия есть лишь примечания к Платону

Платон является создателем первой последовательной системы объективного идеализма, учения, утверждающего, что первичным является духовное начало, существующее независимо от нашего сознания. Истинное, подлинное бытие не содержит никакой примеси не6ытия. Оно вечно, неизменно, неуничтожимо. Таким бытием Платон объявляет нематериальные идеи (эйдосы). Мир идей статичен. Мир идей помещается Платоном за небесным сводом. Мир идей устроен иерархически: частные идеи подчиняются более общим. Высшей идеей Платон называет идею блага. Материальный мир производен от идей, вторичен, зависим от них. Всё материальное является синтезом бытия и небытия, благодаря чему вещи всегда изменчивы, возникают и уничтожаются.

Познание вечно текучей, непостоянной материи даёт лишь мнение; достоверное, твёрдое знание мы можем получить лишь изучая идеи. Чувствами можно познать лишь материальные вещи, идеи же доступны лишь оторванному от чувств, умозрительному познанию. Чтобы достичь знания, следует отрешиться от чувств. Таким образом, Платон - последовательный рационалист. Настоящее знание не есть ни ощущение, ни даже правильное мнение с определением («Теэтет»). Познавать следует не единичные объекты, а общее. Всякое знание есть припоминание (анамнезис) того, что душа видела в мире идей. Основное правило познания: «Найти знание в самом себе», припомнить. Познание до опытно, априорно.

Выдающийся древнегреческий мыслитель-энциклопедист, занимавшийся всеми существовавшими в античности научными и философскими дисциплинами. Родился в семье врача в городе Стагиры (поэтому часто Аристотеля называют Стагирит). Учился в афинской Академии Платона, но вскоре разошёлся с учителем по многим вопросам и покинул Академию, сказав: «Платон мне друг, но истина ещё больший друг». Был приглашён к македонскому двору, где занимался воспитанием наследника престола, будущего знаменитого завоевателя Александра Македонского. Позже из восточного похода Александр присылал учителю редкие камни, растения, животных. В Афинах основывает свою философскую школу - Ликей. Учение Аристотеля получило название перипатетизм. После смерти Александра Аристотель как сторонник македонской партии был вынужден уехать из Афин на остров Эвбею, где спустя год и скончался. Сочинения написаны в строгой форме трактатов.

Основное сочинение Аристотеля по вопросам онтологии - «Метафизика». Метафизика изучает первые причины и сущности мира; то, что находится за природным, физическим. Аристотель выступает против выделенного Платоном особого мира идей, утверждая, что не существует «чистых» идей, не связанных с материей. Кроме того, удвоение мира затрудняет, а не упрощает познание. Согласно Аристотелю, существуют лишь единичные материальные вещи, а не идеи. Всякое бытие выражается в категориях: 1. Количество, 2. Качество, 3. Место, 4. Время, 5. Отношение, 6. Положение, 7. Состояние, 8. Действие, 9. Страдание, 10. Сущность. Идеальное начало существует как форма каждой вещи. Любая вещь есть синтез материи и формы. Именно форма определяет, чем является вещь, т. е. её сущность. Материя является пассивным началом, вечной возможностью, а форма активным началом, действительностью. Аристотель выделяет первую материю - до воздействия на неё формы и вторую материю, являющуюся носителем определённой формы. Учение о четырёх видах причин: 1. Материальная - Из чего состоит объект? 2. Формальная - Чем является объект? 3. Действующая - Благодаря чему возник объект? 4. Целевая - Ради чего возник объект ?

Сборник работ Аристотеля, посвящённых гносеологии и логике, получил название «Органон». Стремление к знанию - врождённое свойство людей и животных. Началом философии Аристотель считал удивление. Все науки делятся на теоретические и практические. Теоретические (первая философия, математика, физика) существуют ради чистого познания; практические же (этика, политика) - ради последующего применения в жизни. Теоретические науки выше практических, так как в практических знания существуют как средство, а в теоретических являются целью. Аристотель выступает против релятивистского скептицизма софистов, утверждая познаваемость объективно существующего мира.

В IV веке до н.э. в греческом мире происходят важные политические и экономические события. Среди них можно назвать Пелопонесскую войну – войну Афин со Спартой, которая привела к поражению и ослаблению Афин; возникновение империи Александра Македонского, которая после его смерти распадается на ряд государств. В дальнейшем возникает Римская республика, которая превращается в Римскую империю. Все эти сдвиги в бытии античного мира приводят к тому, что Греция теряет самостоятельное положение, она перестает быть культурным центром, превращается в провинцию античного мира. В то же время ее образованность и культура из национальных стали всемирными. Греческое культурное наследие стало господствующей силой в Римской империи. Все пошло вширь, зато снизился общий уровень философствования. Эта эпоха стала позднее называться эллинизмом, что буквально означало подражание грекам.

Первая состоит в том, что от философии отделяются и становятся самостоятельными конкретные науки Ранее философы были одновременно и учеными, они описывали также природу внешнюю и человеческую. Писали работы о сущности государства, по теории познания, логике, этике, эстетике, психологии, физике. Такими были Аристотель, Платон, Демокрит, Фалес, Парменид. Теперь же появляются люди, профессионально занимающиеся исключительно определенной наукой: Гиппократ, Архимед, Эвклид и др. Вторая тенденция состоит в том, что сама философия меняет свою направленность. Меняется стиль философствования. Раньше считалось, что философия самая прекрасная наука, потому что она самая бесполезная, существует для самой себя (Аристотель). Теперь же, в новую эпоху, возникает гигантское государство, необозримое для каждого отдельного человека, действующее по своим собственным законам. отдельный человек превращается в ничто. От философии ожидают практической пользы, что она будет руководством к житейской мудрости.

Одно из основных направлений эллинистической философии. Название произошло от портика в котором собирались первые стоики. Основоположник - Зенон Китионский (на рисунке), самые знаменитые представители - Хрисип, Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий и др. Разделили философию на три части: физику, логику и этику. В «физике» эклектично сочетали элементы материализма и идеализма. Вслед за Гераклитом полагали, что мир состоит из огня и в конце космического цикла уничтожается пожаром. Весь мир наполнен огненной пневмой, содержащей разумные начала - семенные логосы, порождающие все вещи. Стоики - пантеисты: космос отождествляется ими с единым Богом. В «логике» выдвинули учение о внутреннем (мышление) и внешнем (речь) логосе. Большое внимание уделяли исследованию диалектики и языка. В области этики выдвигали идеал бесстрастного мудреца, руководствующегося исключительно разумом, стойко исполняющего свой долг, несмотря на все испытания и несчастья.

Мир для стоиков предстает как единое мировое государство. Поэтому они считали себя гражданами мира, т.е. космополитами. Следование судьбе для них означало подчинение своего личного блага благу государства, каким бы оно ни было. В случае необходимости нужно принести государству в жертву даже свою жизнь. Поэтому многие стоики шли на государственную службу, рассматривая ее как свою судьбу. В логике стоики разрабатывали идеи, которые потом вошли в основу современной логики высказываний. Стоики ввели и само слово логика.

Древнеримский император, философ-стоик, автор сочинения «К самому себе». Время правления Марка Аврелия - один из последних периодов стабильности Римской империи. Для мировоззрения Марка Аврелия характерно ощущение непрочности, бренности земного существования. Все дела человека ничтожны перед течением времени. Воззрения Марка Аврелия проникнуты разочарованностью и пессимизмом. В мире не может быть ничего нового, всё «сущая суета». Однако человек (а тем более правитель) не должен предаваться отчаянию. Надо действовать в соответствии с твёрдой системой нравственных принципов. Только действия, опирающиеся на справедливость, истину, благоразумие и мужество, могут оказаться спасительными для личности и общества.

Древнеримский философ, политический деятель, оратор Провёл большую работу по популяризации греческой философии в Риме, подобрал латинские аналоги многим греческим философским терминам Склонялся к эклектизму - сочетанию наиболее ценного из наследия всех философских школ Основные философские работы: «Тускуланские беседы», «О природе богов» В качестве политического деятеля Цицерон был одним из последних приверженцев республики и погиб в ходе репрессий цезарианцев

Субъективно-идеалистическое направление в философии поздней античности, утверждавшее непознаваемость мира и необходимость сомнения в любом утверждении о мире. «Скепсис» в переводе с греческого - «исследование». Скептицизм возникает как течение на рубеже IV-III веков до н.э. Опирается на учения первых философов о текучести и изменчивости окружающего мира и противоречивости чувственных явлений, т.е. на Гераклита и Зенона. Основные представители античного скептицизма: Пиррон (3 в. до н. э.) и Секст Эмпирик (2 в. н. э.), автор труда «Против математиков». Последователи Пиррона – Тимон, Энисидем, Агриппа. Скептики противопоставляли себя «догматическим философам» и утверждали, что суждения людей о вещах произвольны и недоказуемы, поэтому следует воздерживаться от всяких суждений вообще. Именно в воздержании от суждений заключается суть скептического «эпоха». На множестве примеров показывали ограниченность и релятивность всякого знания. Сформулировали 10 принципов (тропов), обосновывающих скептические воззрения. Каждый вид животных, каждый человек по-своему воспринимает окружающий мир, одни и те же вещи могут представляться по- разному. Тот же самый человек при различных обстоятельствах может по-разному судить об одной и той же вещи. Ни одному из возможных восприятий или суждений нельзя отдавать предпочтение перед другим. Основная цель скепсиса - достижение душевной невозмутимости (атараксии). Скептик, воздерживаясь от суждений, будет следовать законам государства, в котором он проживает

Античная философия закончилась на неоплатонике Прокле, жившем в V веке н.э. У этого философа громадное наследие, состоящее из комментариев к Платону и к Началам Эвклида. До сих пор оно мало изучено. Официально античная философия окончилась в VI веке, когда в 529 году декретом императора Юстина была закрыта платоновская Академия в Афинах. Таким образом, античная философия просуществовала с VII-VI веков до н.э. по VI век, т.е. около 1000 лет.