Современное производство и профессиональное образование.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
План урока : 1. Что такое производство ? 2. Товары и услуги. 3. Факторы производства. 4. Разделение труда и специализация.
Advertisements

Темперамент Понятие темперамента в общей психологии.
ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ ЕГО ФУНКЦИИ И ПРИЗНАКИ. Выполнила: Карюкова Алеся Игоревна. Проверила: Волощенко Елена Геннадьевна.
ПРОФЕССИОГРАММА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Профессиограмма документ, в котором описаны особенности профессии или специальности. Отрасль знаний, которая изучает мир.
Тема урока Работа над проектом «Моя будущая профессия»
Тема урока: Классификация профессий 1. Профессия и специальность 2. Способы классификации 3. Формула профессий.
КАДРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ. Под кадрами предприятиями понимается совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии.
Оценка тяжести трудового процесса на рабочих местах медицинских работников.
Роль темперамента и характера в общении. Роль способностей в жизни человека. Выполнила студентка второго курса БТ Р Умбетова Линара.
Проблема самоопределения в подростковом возрасте как условие успешности в профессиональной деятельности.
Структурные особенности экономики Росии. Презентацию выполнила: Малюткина Дарья ученица 9 класса.
Для добавления текста щелкните мышью Тема: Классификация профессий. Формула выбора профессии. Мастер – класс учителя технологии МОУСОШ 23 Гарбуз Л.Г. Елец.
Лекция 4 Система норм и нормативов труда. Вопросы : 1.Значение норм и нормативов в организации производства 2. Виды норм и нормативов.
Художественное конструирование - творческая проектная деятельность, направленная на совершенствование окружающей человека предметной среды, создаваемой.
Тема 1.2. Организация - коммерческая основа экономики отраслей Структура национальной экономики, ее сферы, секторы, комплексы.
Психологическое сопровождение процесса самоопределения старшеклассников Выполнил: педагог-психолог ГБОУ Борского психологического центра Колесникова Н.Ю.
Педагогика и психология ПСИХОЛОГИЯ 4 класс Автор презентации Жук Марина Анатольевна Психолог ГБОУ СОШ 917 Город Москва.
Как реализовать себя и определиться в жизни ?. СОДЕРЖАНИЕ 1.Профессия – это…Профессия – это… 2.Условия оптимального выбора профессииУсловия оптимального.
НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ.
С ФЕРЫ, ОТРАСЛИ, ПРЕДМЕТЫ ТРУДА Технология профессионального самоопределения и карьеры.
Транксрипт:

Современное производство и профессиональное образование

Отраслевая структура народного хозяйства России Народное хозяйство Отрасли материального производства Непроизводственные отрасли

Отраслевая структура народного хозяйства России Отрасль - совокупность качественно однородных первичных звеньев, характеризующаяся особыми условиями в системе общественного разделения труда, единством назначения производимой продукции (работ, услуг), профессиональным составом кадров; отдельная область хозяйственной деятельности, производства, наук (промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля, здравоохранение, образование, наука. Отрасли включают крупные звенья производства - подотрасли. Подотрасль - часть отрасли, специализирующаяся на производстве конкретного вида продукции (работ, услуг). Каждой из них при­суща своя технология и своя профессиональная структура кадров. Промышленность - важнейшая отрасль общественного производства; состоит из двух больших групп отраслей - добывающей и обрабатывающей; подразделяется также на производство средств производства и производство предметов потребления.

Отраслевая структура народного хозяйства России Отрасли материального производства Промышленность Грузовой транспорт и связь по обслуживанию производством Сельское хозяйство Торговля, снабжение, заготовки, сбыт Строительство

Отраслевая структура народного хозяйства России Непроизводственные отрасли Здравоохранение, социальное обеспечение Просвещение, культура, искусство, наука, научное обслуживание Жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения Пассажирский транспорт, связь по обслуживанию населения Органы управления, кредитования и страхования

Основные понятия Профориентация (профессиональная ориентация) - система мер, направленных на оказание квалифицированной помощи при выборе или смене профессии; рекомендации по совершенствованию важных психофизиологических качеств, обучению; включает информирование о профессиях и учебных заведениях, индивидуальные консультации, тестирование и т. д. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение позволяют составить ясное, целостное представление о труде, выработать умение быстро и правильно ориентироваться в общем характере труда и определять свою пригодность к конкретной профессиональной деятельности. Изучение и описание труда осуществляется методами отдельных наук и прикладных дисциплин для разработки рекомендаций и специальных документов (профессиограмм), служащих вспомогательным инструментом для профессионального отбора. К таким дисциплинам относятся физиология, гигиена и психология труда, социология и экономика труда.

Основные понятия Профессия – род трудовой деятельности, требующий специальных знаний и опыта и обеспечивающий условия существования человека. Специальность – более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии. Квалификация – это степень подготовленности человека к тому или иному виду трудовой деятельности, совокупность знаний и умений, необходимых для выполнения труда заданной сложности.

Профессиограмма Профессиограмма (профессиография) - подробная гигиеническая характеристика определенной профессии с указанием последовательности, продолжительности и частоты каждой рабочей операции, условий производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса; позволяет: выявить соответствие условий и характера труда физиологическим и психологическим возможностям человека, воздействие на него производственных факторов; разработать комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию условий труда, эргономическую рационализацию рабочих мест, повышение работоспособности, профилактику производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Содержание профессиограммы уровень механизации и автоматизации производственного процесса; перечень и уровни гигиенических факторов производственной среды; структура трудовых операций; структура отдельных приемов и действий; рабочая поза; описание рабочего места; внутрисменный режим труда и отдыха; сменность труда; хронометражные данные о времени, затрачиваемом на основные и вспомогательные операции; темп работы; качественная и количественная оценка факторов, характеризующих тяжесть труда (по показателям: масса перемещаемого вручную груза, количество стереотипных движений, величина статической нагрузки, характер рабочей позы, количество и глубина наклонов корпуса, перемещение в пространстве) и напряженность труда (по показателям эмоциональной, сенсорной и интеллектуальной нагрузок, монотонности и сменности труда, режима работы); степень соответствия условий и характера труда требованиям нормативной документации.

Профессиограмма. Психограмма Психограмма – часть профессиограммы, в которой указывают психические свойства че­ ловека, наиболее подходящие для данной профессии. Полная профессиограмма включает технологическое, экономическое, социальное, медицинское и психологическое описание профессии.

Вариант составления профессиограммы Профессиограмма включает: общие сведения о профессии; характеристику процесса труда; санитарно-гигиенические условия труда; психофизиологические требования; пути получения профессиональной подготовки; экономическую и правовую стороны профессиональной деятельности.

Темперамент Темперамент (в переводе с латинского языка означает «соотношение частей, соразмерность») - совокупность психических свойств человека, характеризующих степень его возбудимости и проявляющихся в его поведении, отношении к окружающей действительности. Основные составляющие: общая активность, двигательные проявления (темп, ритм и др.), эмоциональность. Люди различаются по четырем основным типам темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Холерик - сильный, стремительный, неуравновешенный; сильное возбуждение и относительно слабое торможение («поток, мощно и стремительно низвергающий свои воды с утеса»); характерны высокий уровень активности, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний. Человеку с таким темпераментом не рекомендуется деятельность в экстремальных условиях, когда в считанные секунды надо принимать единственно верное решение (испытатель, космонавт, шахтер, подводник, монтажник-высотник, спортсмен - во многих видах спорта, сотрудник некоторых подраз­делений МЧС, службы спасения и спецназа). Сангвиник- сильный, уравновешенный («бег могучего потока»); характерны высокая активность, разнообразие мимики и жестов, эмоциональность, впечатлительность, подвижность. Человек с таким темпераментом склонен к подвижной деятельности, может работать в экстремальных условиях.

Темперамент Флегматик - сильный, уравновешенный, но с инертными процессами («спокойное течение многоводной реки»); обычно характеризуется медлительностью и спокойствием мимики и речи, ровностью, постоянством чувств и настроений, которые внешне слабо выражены. Флегматик приступает к работе не спеша, подготовившись - четко организует труд, прилежен. Человеку с таким темпераментом не рекомендуется деятельность в экстремальных условиях, требующая принятия оперативных решений. Меланхолик - характеризуется слабостью процессов торможения и возбуждения, глубиной и длительностью эмоций, низкой активностью, сдержанностью моторики и речи («слабый ручеек на равнине»). Меланхолик склонен работать в спокойной и привычной обстановке, тяжело переносит условия, требующие экстренных действий. Он комфортно чувствует себя в малых группах и в небольших пространствах (библиотекарь, бухгалтер, редактор, корректор, композитор, конструктор, писатель, оператор ПЭВМ, селекционер и др.).

Определение профессиональной пригодности человека Биологические характеристики Пол Физическое развитие Возраст Антропометрические данные Здоровье Особенности высшей нервной деятельности (физическое и психическое) Индивидуальные психофизиологические характеристики Темперамент Адаптационные способности Черты характера Специальные способности Эмоциональные проявления Индивидуальный познавательный стиль Работоспособность Мотивация

Система профессиональной подготовки кадров в России Уровень профессиональной подготовки Где осуществляется подготовка НачальнаяОбщеобразовательные школы, учебно- производственные комбинаты, производство СредняяПрофессиональные училища, частные профессиональные школы Средне - специальнаяТехникумы, педучилища, колледжи, специальные средние школы училища ВысшаяГосударственные и частные вузы

Ситуация выбора профессии Спрос на рынке труда и возможность трудоустройства Состояние здоровья Профессиональные способности Профессиональные склонности и интересы НАДО ХОЧУ МОГУ

Классификация профессий Классификация профессий по Е. А. Климову (по предмету, цели, орудиям и условиям труда): «Человек – природа» (физиолог, агроном, агроном, ветврач и др.) «Человек – техника» (инженер-механик, инженер- строитель, осмотрщик вагонов и др.) «Человек – человек» (учитель, врач, вахтер, следователь, журналист и др.) «Человек – знаковая система» (чертежник, корректор, сортировщик почтовых отправлений и др.) «Человек – художественный образ» (писатель, актер, музыкант, художник, антиквар и др. )