Тема 4: «Социальные груп- пы в организации и управление груп- повым поведе- нием»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Определение малой группы. Малая группа есть - «любое количество лиц, находящееся во взаимодействии друг с другом в виде одной непосредственной встречи.
Advertisements

Ваше Решение1 HR СИСТЕМА ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА.
Управление персоналом как система Тема 2. Основные вопросы 2.1. Основы системного подхода к управлению персоналом Механизм управления персоналом.
Личность в системе межличностных отношений. Группа – люди, объединенные по каким-либо общим для них социально- демографическим и психологическим признакам.
Групповая динамика и руководство
Фармацевтическая организация. Социально-психологические аспекты.
Формирование команд. Чем группа отличается от команды?
Психология формирования ученического коллектива. Аннотация Предлагаемая презентация кратко рассматривает психологические особенности, основные этапы и.
Тема 9. Групповая динамика и руководство. План лекции Группы в организации Развитие неформальных групп и их характеристики Формальные группы в организации.
План. 1. Понятие малой группы в психологии. 2. Социально-психологические процессы в малых группах. 3. Понятие коллектива как малой группы. 4. Социальный.
Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна.
Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна.
Организационное поведение. Тема 1. Основы теории организационного поведения.
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
Положение личности в группе В группе происходит дифференциация – разделение на участников, занимающих разное положение в системе межличностных отношений.
Управление как сложный процесс включает в себя планирование, организацию, мотивацию, контроль деятельности социальных объектов. Управленческие конфликты.
Подходы к проектированию Основной образовательной программы основного общего образования Л.И.Воробьёва, зам.директора по УВР СОШ 7 им. адмиралаФ.Ф. Ушакова.
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Курс лекций К.э.н., доцент И. П. Черная.
Делегирование полномочий и ответственности как условие позитивного организационного климата в учреждении.
Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна 900igr.net.
Транксрипт:

Тема 4: «Социальные груп- пы в организации и управление груп- повым поведе- нием»

Группа и организация Группа – это относительно обособленное объединение определенного количества людей, взаимодействующих и взаимовлияющих друг на друга для достижения конкретной цели, выполняющих разные обязанности, зависящих друг от друга, координирующих совместную деятельность и рассматривающих себя как единое целое.

Признаки групп Границы Групповые нормы Осознавае- мые общие цели Ощущение принадлеж- ности Наличие групповых ролей Взаимозави симость участников Определен- ное членство Совместная деятельность ПРИЗНАКИ ГРУПП

Классификация социальных групп Критерий классификацииВиды групп По численности участниковБольшие и малые группы По степени интенсивности контактов Первичные и вторичные группы По степени регламентации деятельности Формальные и неформальные группы По выполняемым функциямУправленческие и производственные группы По длительности существованияПостоянные и временные группы По степени включенности в систему межличностных отношений Реальные и условные группы По принадлежностиИнгруппа и аутгруппа

Динамика социальных групп в организации Формиро- вание Бурление Нормооб- разование Выполне- ние работ Расформи- рование

Факторы группового поведения Внешние Внутренние

Внешние факторы Организационная структура Стратегия организации Ресурсы организации Система подбора и оценки персонала Организационная культура Формальные нормы и правила

Способности и личностные качества членов группы Задачи, стоящие перед группой Структура и размер группы Статус группыЛидерствоГрупповые нормы Внутренние факторы

Факторы внутригруппового поведения 1.Профессиональная сработанность группы (НАШЕ ДЕЛО) / Профессиональная разобщенность группы (КАЖДЫЙ ЗА СЕБЯ); 2.Морально-психологическая сплоченность группы (МЫ) / Морально-психологическая разобщенность(Я-ОНИ).

Модели группового поведения Коллек- тивизм Индиви- дуализм

Типы социальных групп в организации 1.Трудовой коллектив – это группа, объединенная совместной общественно полезной деятельностью, опосредующей межличностные отношения.

2. Рабочая группа – это группа, у которой нет потребности в повышении эффективности совместного труда или нет возможности стать командой.

3. Команда – это группа людей, объединенных достижением общей цели, во многом соответствующей целям каждого, имеющих взаимодополняющие навыки и умения, высокий уровень взаимозависимости и разделяющих ответственность за конечный результат.

Рабочая группа и команда Критерий сравнения Рабочая группаКоманда Факторы производительности Индивидуальный вклад Индивидуальный и групповой вклад Оценка результатов труда ИндивидуальнаяИндивидуальная и групповая Заинтересованность участников В достижении поставленных целей В формировании и достижении целей Факторы организации труда Цели, поставленные руководителем группы Совместно выработанными целями и общими обязательствами

Процесс командообразования Эффективность Формирование Бурление Нормирование Функционирование Перемена Рабочая Псевдокоманда Потенциальная Реальная Совершенная группа команда команда команда

Условия создания команд Высокая степень неопределенности Реализация нескольких стратегий Необходимость координации сложных работ Разброс в мнениях экспертов по проблеме Конфликт заинтересованных групп Высокая степень сопротивления организационным изменениям

Принципы формирования команды Определение вида и объема работ Определение структуры управления Определение цели команды Обеспечение необходимыми ресурсами Определение оптимального состава участников Определение границ команды Принятие соглашений по выполнению задания Оперативное замещение участников Мотивация и стимулирование

Социальные роли в команде КоординаторРазведчикКритик Коллективист Доводчик- исполнитель Специалист- эксперт

Элементы эффективности команды Удовлетворение потребностей членов команды Успешное взаимодействие в команде Решение командных задач

Резервы повышения эффек- тивности командной работы Минимальное число Максимальная компетентность Управление составом Адаптация к внешним условиям Поддержание внешних связей Решение задач Создание благополучия в команде Управление функциональными обязанностями Функциональные роли Командные роли (по Р. Белбину) Распределение ролей

Психологические характеристики социальной группы ХарактеристикаСущность Социально- психологический климат Характеристика, выражающая отношение людей друг к другу, их социальные роли, следование общественным традициям Нравственный климат Характеристика, отражающая моральные принципы и нормы, которые выступают в виде неких идеалов добра, ориентиров долженствования, справедливости, личного достоинства Психологическая атмосфера Характеристика психического, душевного состояния людей, объединенных в группу, преобладающих в коллективе настроений, степени удовлетворенности совместным делом и комфортного самочувствия, возможностей каждого рассчитывать на внимание окружающих, пользоваться их признанием и уважением

Основные методы принятия коллегиальных решений Метод Дельфи Метод мозговой атаки Метод комиссий Экспертиза по методу суда Метод прогнозного графа Метод сценариев Метод «635» Метод дневников Метод синектики Метод голосования «за» и «против»