Геометрия МОУ Серковская СОШ Цитович Алексей Федорова Ирина Юрьевна Вдохновение в геометрии нужно также как и в поэзии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В многогранниках ВХОД. Методы построения сечений 1.Аксиоматический a)Метод следов b)Метод вспомогательных сечений 2.Комбинированный.
Advertisements

Государственное учреждение образования: «Гимназия г. Светлогорска» Построения сечений многогранников Ученика 11 "Б" класса ГУО "Гимназия г. Светлогорска"
Метод следов. След- линия пересечения секущей плоскости с каждой гранью многоугольника. След секущей плоскости будем находить на нижнем основании.
Презентация к уроку по геометрии (10 класс) на тему: "Тетраэдр. Параллелепипед. Задачи на построение сечений" геометрия 10 класс
Урок по теме: «Параллельность прямых и плоскостей в пространстве.
Правила построения сечения многогранников (тетраэдров) Сечения многогранников плоскостью используются при решении многих стереометрических задач. Сухорукова.
Презентация на тему «Основы стереометрии» Автор: Кожушко Анна.
Построение сечений. Наиболее эффективными в практике преподавания в средней школе является следующие три метода Метод следов. Метод внутренней проектирования.
РАССТОЯНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ А. Азевич, г. Москва. Определение 1Расстоянием между точками называется длина отрезка, соединяющего эти точки.
Сечение многогранников Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ПОСТРОЕНИЕ СЕЧЕНИЙ (2 часа) ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ ПО АЛГЕБРЕ В 10 КЛАССЕ. (ГЛАВА I, § 4)
Методы построения сечений Выполнила: Пухова Екатерина Ученица 10 «А» класса Выполнила: Пухова Екатерина Ученица 10 «А» класса.
Построение сечений параллелепипеда. При этом необходимо учитывать следующее: 1. Соединять можно только две точки, лежащие в плоскости одной грани. Для.
Урок обобщения и систематизации знаний учащихся по геометрии в 11 классе.
Построение сечений многогранников. Учитель: Аляева О.Н.
Построение сечения многогранников Выполнила: Рябкова Ю.И.
Сечение многогранников Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить.
Секущая плоскость тетраэдра (параллелепипеда) – Cечение многогранника – любая плоскость, по обе стороны от которой имеются точки данного тетраэдра (параллелепипеда)
Построение сечений многогранников. Определение сечения. Секущей плоскостью многогранника назовем любую плоскость, по обе стороны от которой имеются точки.
Презентация к уроку по геометрии (10 класс) по теме: Презентация. Параллельность прямых и плоскостей.
Транксрипт:

Геометрия МОУ Серковская СОШ Цитович Алексей Федорова Ирина Юрьевна Вдохновение в геометрии нужно также как и в поэзии

4 Показать свои знания основного теоретического материала по темам «Аксиомы стереометрии», «Параллельность прямой и плоскости», «Параллельность плоскостей», «Перпендикулярность прямой и плоскости»; 4 Научиться работать с инструментами: вставка объекта и надписи, прямые, тип линий, тип штриха, цвет линий, эллипс, группировка объектов, эффекты и настройка анимации, управляющие кнопки, WordArt; 4 Развитие способности практического применения основных теорем и аксиом стереометрии при построении сечений; 4 научиться планировать свою деятельность. Цели :

Содержание: 4 Список применяемых теорем 4 Проектное задание 1 4 Проектное задание 2 4 Проектное задание 3 4 Проектное задание 4 4 Проектное задание 5 4 Проектное задание 6 4 Проектное задание 7 4 Проектное задание 8 4 Проектное задание 9 4 Мои инструменты 4 Выводы

Сводный список применявшихся теорем: 4 С 2 : Если две различные плоскости имеют общую точку, то они пересекаются по прямой, проходящей через эту точку. 4 С 3 : Если две различные прямые имеют общую точку, то через них можно провести плоскость, и притом только одну. 4 Теорема 15.1 : Через прямую и не лежащую на ней точку можно провести плоскость, и притом только одну. 4 Теорема 15.2 : Если две точки прямой принадлежат этой плоскости, то вся прямая принадлежит этой плоскости. 4 Теорема 15.3 : Через три точки,не лежащие на одной прямой, можно провести плоскость, и притом только одну. 4 Теорема 16.1 : Через точку вне данной прямой можно провести прямую, параллельную этой прямой, и притом только одну. 4 Теорема 16.2 : Две прямые, параллельные третьей прямой, параллейны. 4 Теорема 16.3 : Если прямая, не принадлежащая плоскости, параллельна какой-ни будь прямой в этой плоскости, то она параллельна и самой плоскости. 4 Свойство параллельных плоскостей: Если две параллельные плоскости пересекаются третьей, то прямые пересечения параллейны. 4 Свойство перпендикулярных прямой и плоскости: Если плоскость перпендикулярна одной из двух параллельных прямых, то она перпендикулярна и другой. 4 Признак перпендикулярности прямой и плоскости: Если прямая перпендикулярна двум пересекающимся прямым, лежащим в плоскости, то она перпендикулярна данной плоскости.

Решение: Проектное задание 1: 4 На ребрах МА и МВ, а также в грани МСD пирамиды МАВСD взяты соответственно точки P, Q и R. Построить линию пересечения плоскости PQR с плоскостью АВС. М С R Q P D A B (Q) (P) R S1S1 S2S2 S1S2 S1S2 - след плоскости PQR на плоскости ABC

Решение: 4 Построим точки Р, Q, R - проекции соответственно точек P, Q, R на плоскость АВС. 4 Прямые PQ и PQ лежат в одной плоскости. Найдем точку S 1, в которой пересекаются эти прямые. По теореме точка S 1 является общей точкой плоскостей PQR и АВС. По аксиоме С 2 эти плоскости пересекаются по прямой, проходящей через точку S 1. 4 Аналогично найдем точку S 2, в которой пересекаются прямые QR и QR и которая является общей для плоскостей PQR и АВС. По аксиоме С 2 эти плоскости пересекаются по прямой, проходящей через точку S 2. 4 Проведём прямую S 1 S 2. По теореме Эта прямая лежит как в плоскости АВС, так и в плоскости PQR. Таким образом, прямая S 1 S 2 - это искомая линия пересечения. Линию пересечения двух плоскостей называют также следом одной из них на другой.

Проектное задание 2: 4 На ребрах МА и МВ, а также в грани МСD пирами- ды МАВСD взяты соот- ветственно точки P, Q и R. Построить сечение пирами- ды плоскостью PQR. М С R Q P D A B (Q) (P) R S1S1 S2S2 (V) S3S3 V T PQTV - искомое сечение Решение:

4 Построим прямую S 1 S 2 - след плоскости PQR на плоскости АВС. 4 Линия пересечения плоскости PQR с плоскостью МАВ - прямая QS 1, а отрезок QP - это пересечение плоскости PQR с гранью МАВ. 4 Точка Р является общей точкой плоскостей PQR и МАD. Эти плоскости пересекаются по прямой, проходящей через точку Р (по Т 15.2.). Проекция точки пересечения прямой МD с плоскостью PQR на плоскость АВС совпадает с точкой D. Пересечение РV с прямой S 1 S 2 дает точку S 3. Точка S 3 является общей точкой плоскостей PQR и МАD. Эти плоскости пересекаются по прямой, проходящей через точку S 3 (по Т 15.2.). 4 Точки Р и S 3 являются общими для плоскостей PQR и МАD. Значит, прямая РS 3 - это линия пересечения этих плоскостей. Проведем её и найдём точку V, в которой прямая РS 3 пересекает MD. Отрезок PV является пересечением плоскости PQR с гранью МАD. 4 Точки R и V являются общими для плоскостей PQR и МCD. Значит, прямая RV - это линия пересечения этих плоскостей. Найдём точку T, в которой прямая RV пересекает MC. Отрезок VT является пересечением плоскости PQR с гранью МCD. 4 Отрезок QT - это пересечение плоскости PQR с гранью MBC PQTV - искомое сечение

Решение: S2S2 S1S1 Проектное задание 3: 4 В гранях BCC 1 B 1, ADD 1 A 1 и CDD 1 C 1 призмы ABCDA 1 B 1 C 1 D 1 взяты соответственно точки P, Q, R. Построим линию пересечения плоскостей PQR и АВС. А В В1В1 А1А1 Р D D1D1 QR C C1C1 Q R P S1S2 S1S2 - след плоскости PQR на плоскости ABC

Решение: 4 Построим точки Р, Q, R - проекции соответственно точек P, Q, R на плоскость АВС. 4 Так как ВВ 1 ||АА 1, ВВ 1 ||РР, АА 1 ||QQ, то РР ||QQ и, значит, определя- ют плоскость. Прямые PQ и PQ лежат в одной плоскости. Найдем точку S 1, в которой пересекаются эти прямые. По теореме точка S 1 является общей точкой плоскостей PQR и АВС. По аксиоме С 2 эти плоскости пересекаются по прямой, проходящей через точку S 1. 4 Так как CC 1 ||РР, CC 1 ||RR, то РР ||RR и, значит, определяют плоскость. Аналогично найдем точку S 2, в которой пересекаются прямые QR и QR и которая является общей для плоскостей PQR и АВС. По аксиоме С 2 эти плоскости пересекаются по прямой, проходящей через точку S 2. 4 Проведём прямую S 1 S 2. По теореме Эта прямая лежит как в плоскости АВС, так и в плоскости PQR. Таким образом, прямая S 1 S 2 -это искомая линия пересечения.

Проектное задание 4: 4 В гранях BCC 1 B 1, ADD 1 A 1 и CDD 1 C 1 призмы ABCDA 1 B 1 C 1 D 1 взяты соответственно точки P, Q, R. Построим сечение призмы плоскостью PQR. S2S2 S1S1 Q R P (V) S3S3 А В В1В1 А1А1 Р D D1D1 Q R C C1C1 V A2A2 C2C2 K L VC 2 KLA 2 - искомое сечение Решение:

4 Построим прямую S 1 S 2 - след плоскости PQR на плоскости АВС. 4 Точка Q является общей для плоскостей PQR и АDD 1. Они пересекаются по прямой, проходящей через точку Q (по Т 15.2.). Проекция точки пересечения прямой DD 1 с плоскостью PQR на плоскость АВС совпадает с точкой D. Пересечение QV с пря- мой S 1 S 2 дает точку S 3. Точка S 3 является общей для плоскостей PQR и АDD 1. Эти плоскости пересекаются по прямой, проходящей через точку S 3 (по Т 15.2.). 4 Точки Q и S 3 являются общими для плоскостей PQR и АDD 1. Значит, прямая QS 3 - это линия пересечения этих плоскостей. Проведем её и найдём точки V(точка пере- сечения прямых QS 3 и DD 1 ) и А 2 (точка пересечения прямых QS 3 и АА 1 ). Отрезок А 2 V является пересечением плоскости PQR с гранью АDD 1 A 1. 4 Точки R и V являются общими для плоскостей PQR и C 1 CD. Значит, прямая RV - это линия пересечения этих плоскостей. Найдём точку C 2, в которой прямая RV пе- ресекает CC 1. Отрезок VC 2 является пересечением плоскости PQR с гранью C 1 CDD 1. 4 Рассуждая аналогично найдем отрезок С 2 К, который является пересечением плоскости PQR с гранью C 1 CВB 1. 4 По свойству параллельных плоскостей прямые S 1 S 2 ||KL, где К - это точка пересе- чения ребра В 1 А 1 с плоскостью PQR. VC 2 KLA 2 - искомое сечение

Решение: Проектное задание 5: На ребрах АА 1 и АD призмы ABCDA 1 B 1 C 1 D 1 взяты соответственно точки А2 А2 и Р. Через точку Р проведем прямую m, параллельную прямой А2С1.А2С1. A 2 PSC 1 K - искомое сечение m - искомая прямая S K D2D2 F А А1А1 В1В1 С1С1 С D D1D1 A2A2 B P m

Решение: 4 Проведём прямую А 2 Р и найдем точки пересечения А 2 Р с DD 1 и A 1 D 1 (D 2 и F соответственно). 4 Проведем прямую D 2 C 1 и найдем S - точку пересечения прямых D 2 C 1 и CD. 4 Проведём прямую SP. 4 Проведём прямую C 1 F и найдём К - точку пересечения C 1 F и А 1 В Соединим точку А 2 с точкой К А 2 PSC 1 K- сечение призмы 4 В плоскости А 2 С 1 Р через точку Р проведем прямую m||А 2 С 1 и найдем Y - точка пересечение прямых m и D 2 C 1. PY-искомая прямая 4 Замечание: Прямые PS и KC 1 получились параллельными. Закономерность этого факта обосновывается свойством параллельных плоскостей АВС и А 1 В 1 С 1.

Решение: Проектное задание 6: 4 На ребрах СD и ВВ 1 призмы ABCDA 1 B 1 C 1 D 1 взяты соответственно точки P и Q. Построим сече- ние призмы плоскос- тью, проходящей через прямую PQ паралле- льно прямой АС. PS 1 A 2 QC 2 - искомое сечение m C2C2 S2S2 S1S1 S3S3 B A D P C C1C1 D1D1 B1B1 A1A1 Q A2A2

Решение: 4 В плоскости АВС проведём прямую m||АС. 4 Найдем S 1, S 2, S 3 - точки пересечения прямой m с прямыми AD, AB, BC соответственно. 4 Прямая QS 2 - линия пересечения секущей плоскости с плоскостью АВВ 1. Найдем А 2 - точку пересечения прямых АА 1 и QS 2. Отрезок QА 2 является пересечением секущей плоскости с гранью АВВ 1 А 1. 4 Прямая QS 3 - линия пересечения секущей плоскости с плоскостью ВСС 1. Найдем С 2 - точку пересечения прямых СС 1 и QS 3. Отрезок QС 2 является пересечением секущей плоскости с гранью ВСС 1 С 1. 4 Соединим точку А 2 с точкой S 1 и точку С 2 с точкой Р. Отрезки А 2 S 1 и С 2 Р являются пересечениями секущей плоскости соответственно с гранями АDD 1 A 1 и CDD 1 C 1. PS 1 A 2 QC 2 - искомое сечение

C2C2 T2T2 A2A2 T1T1 m Проектное задание 7: 4 На ребрах АВ, ВС и ВВ 1 призмы ABCDA 1 B 1 C 1 D 1 взяты соответственно точки P, Q и R. Построим сечение призмы плоскостью, параллельной плоскости PQR и проходящей через точку К взятую на ребре АD. В В1В1 P A K D D1D1 C C1C1 A1A1 R Q S2S2 S1S1 S3S3 KS 1 C 2 T 2 T 1 A 2 - искомое сечение Решение:

4 В плоскости АВС через точку К проведём прямую m||PQ. 4 Найдем S 1, S 2, S 3 - точки пересечения прямой m с прямыми СD, AB, BC соответственно. 4 В плоскости АВВ 1 через точку S 2 прямую n||PR. 4 Найдем А 2, Т 1 - точки пересечения прямой n с прямыми AА 1, B 1 А 1 соответственно. 4 В плоскости СВВ 1 через точку S 3 прямую k||QR. 4 Найдем C 2, Т 2 - точки пересечения прямой k с прямыми CC 1, B 1 C 1 соответственно. 4 Соединим точку Т 1 с точкой Т 2, точку S 1 с точкойC 2, точку A 2 с точкой K. KS 1 C 2 T 2 T 1 A 2 - искомое сечение 4 Замечание: Прямые КS 1 и Т 1 Т 2 получились параллельными. Закономерность этого факта обосновывается свойством параллельных плоскостей АВС и А 1 В 1 С 1.

Решение: Проектное задание 8: 4 На ребре А 1 В 1 куба ABCDA 1 B 1 C 1 D 1 взята точка Р - середина этого ребра. Построим сечение куба плоскостью, проходящей через точку Р перпендикулярно прямой В1D.В1D. А BC D A1A1 B1B1 C1C1 D1D1 P Q B2B2 QPB 2 - искомое сечение

Решение: 4 Так как А 1 С 1 перпендикулярна В 1 D 1 и А 1 С 1 перпендикулярна DD 1, то по признаку перпендикулярности прямой и плоскости прямая А 1 С 1 перпендикулярна плоскости DD 1 В 1. 4 Проведём в плоскости А 1 В 1 С 1 через точку Р прямую PQ||А 1 С 1. По свойству перпендикулярных прямой и плоскости прямая PQ перпендикулярна плоскости DD 1 В 1, и, следовательно, она перпендикулярна любой прямой, лежащей в этой плоскости. В частности, PQ перпендикулярна В 1 D. 4 Рассуждая аналогично, проведём через точку Р в плоскости АВВ 1 прямую РВ 2 ||А 1 В. Тогда РВ 2 перпендикулярна В 1 D. 4 Так как прямая В 1 D ( по построению) перпендикулярна двум пересекающимся прямым PQ и РВ 2, то плоскость, определяемая этими прямимы, перпендикулярна прямой В 1 D. QPB 2 - искомое сечение

Решение: Проектное задание 9: 4 Высота МО правильной пирамиды МАВСD равна стороне ее основания. По- строим сечение пирамиды плоскостью, проходящей через вершину D перпенди-кулярно прямой МВ. O D C A B M H m A1A1 C1C1 DA 1 HC 1 - искомое сечение

Решение: 4 В плоскости BMD опустим перпендикуляр из точки D на прямую МВ. Выполним это построение вычислительным способом. Для построения точки Н подсчитаем, что отношение ВН:ВМ=2:3. Зная это отношение параллельных отрезков ВН и ВМ, построим с помощью вспомогательного луча m точку Н и проведем затем прямую DH. 4 Проведем в плоскости МАС через точку пересечения прямых DH и МО прямую А 1 С 1 ||АС. По свойству перпендикулярных прямой и плоскости АС перпендикулярна плоскости BDM. Следовательно, она перпендикулярна любой прямой, лежащей в этой плоскости. В частности, А 1 С 1 перпендикулярна МВ. 4 Пересекающимися прямыми А 1 С 1 и DH определяется плоскость, проходящая через точку D перпендикулярно прямой МВ. DA 1 HC 1 - искомое сечение

При выполнении данного проекта мою деятельность мож- но разделить на три этапа: 4 работа с текстом; 4 геометрические построения; 4 анимация. При работе с текстом я использовала: вставку надписи, цвет текста, нижний индекс, шрифт, размер шрифта. Для геометрического построения мне были необходимы ин- струменты: линии, цвет линии, тип линии, тип штриха, овал. Для того чтобы выполнить анимацию мне был нужен ин- струмент-группировка. Без него анимация была бы трудо- емкой. Я старалась выдержать проект в едином стиле. МОИ ИНСТРУМЕНТЫ:

ВЫВОДЫ: Создавая проект, я поняла: 4 технологию применения основных аксиом и теорем стерео- метрии; 4 за чем нужен и как пользоваться инструментом группи- ровка. Этот проект научил меня: 4 строить сечение многогранников; 4 делать выноски и пользоваться управляющими кнопками. Из опыта работы по этому проекту в дальнейшем мне приго- диться: 4 способности планировать свою деятельность и оформ- лять наглядно и стильно любую работу; 4 навык работы с инструментами: группировка и управляю- щие кнопки.