Мастер - класс учителя МОУ СОШ 28 Огриной С.Ю. по теме: «Контроль знаний на уроках химии»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КОНТРОЛЬ Формы контроля результатов обучения По способу организации: Индивидуальная Групповая Фронтальная Дифференцированная По способу подачи информации.
Advertisements

1. Раскрыть на примерах понятие явления в природе. Выяснить на практике: чем физические явления отличаются от химических.
Тема урока : «Признаки химических реакций» Техника безопасности Прежде чем приступить к выполнению эксперимента, внимательно изучи инструкцию.
ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ УРОК ХИМИИ В 8 КЛАССЕ.
@ Т.Черкашина, Краснокутская ООШ Химия 8 класс Типы химических реакций. Реакции замещения.
Инструкция по выполнению лабораторной работы: Опыт 1. В пробирку налейте 2-3 воды. Вставьте пробирку в держатель, нагрейте воду до кипения. Поставьте пробирку.
Практическая работа. 1) Какие классы углеводородов мы изучали в 10 классе? 2) Соотнесите название гомологических рядов углеводородов с их общими формулами:
Тема урока: КИСЛОТЫ. Химические свойства кислот. КИСЛОТЫ. Химические свойства кислот. Цель: Обобщить понятие – кислоты. Рассмотреть свойства растворов.
Глава IV. Химия изучает: 1)вещества и их строение; 2)свойства веществ; 3)превращение веществ; 4)явления, которыми сопровождаются превращения.
Физические и химические явления 8 класс. Блиц-опрос Что изучает химия? Дайте определение: Химический элемент Атом Простое вещество Сложное вещество Выпишите.
Химические и физические явления. , Название явления Вещество, участвующее в явлении Изменения, происходящие с веществом 1 Конденсация пара ВодаОбратимо.
6 июня 2013 г.Дьяченко В.И. «Найди лишнее» HCl, HNO 3, MgH 2, H 2 S, H 3 PO 4 4 Почему лишнее вещество___? 4 Что объединяет все эти формулы? 4 Как вы.
Готовься к ГИА по химии. Работу выполнил учащийся 9 класса МОУ «СОШ 26» Кривулин Сергей.
Физические и химические явления Учитель химии «Чажемтовской СОШ» Косова Е.М.
Самостоятельная работа 1 вариант 1) Определите степень окисления в веществах: NO 2, SO 3, MgCl 2, Na 2 SO 4, KClO 4, 2) Напишите формулы веществ: оксид.
МОУ Толмачевская средняя школа 60 города Оби. Секреты чудесных превращений. Выполнили: Учащиеся 9 «Б» класса 2011 г Руководитель Бабич В.Д.
Творческое Задание Сетевые Жуки 2. 13x637 Сетевые Жуки 2. 13x637 Превращение веществ.
Цели: Ознакомиться с тестовыми заданиями ГИА по химии Ознакомиться с тестовыми заданиями ГИА по химии Проверить знания по химии Проверить знания по химии.
Лебедева Л.В.1 Выполнил: Учитель химии и биологии Высшей квалификационной категории Лебедева Лариса Викторовна Белгородская область город Строитель.
Классификация неорганических соединений 11 классы МОУ «Дубровская СОШ» Учитель химии и биологии Приходько Альбина Анатольевна.
Транксрипт:

Мастер - класс учителя МОУ СОШ 28 Огриной С.Ю. по теме: «Контроль знаний на уроках химии»

Элементы и атомы, В менделеевский взятые круг Сделали химию самой богатой И самой творческой из наук. Г.Санников

Kонтроль результатов обучения учащихся – неотъемлемая часть учебного процесса. Это сложный и многогранный процесс, важный и для учителя, и для учащихся. Kонтроль знаний стимулирует систематическую работу над учебным материалом и над собой, позволяет увидеть просчеты и достижения в методике преподавания. Во время контроля особенно удобно осуществлять дифференцированное обучение и индивидуальный подход к учащимся. Таким образом благодаря контролю знаний и умений школьников реализуется обратная связь от учеников к учителю, позволяющая оперативно регулировать ход учебного процесса.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО ХИМИИ Тесты используются в образовательном процессе уже около ста лет. Они представляют собой краткие стандартизированные задания, по результатам выполнения которых можно судить об определенных знаниях, умениях и навыках испытуемого. В школьном учебном процессе тесты создаются применительно к заданным уровням обучения и учебным предметам, время их выполнения ограничено. Обычно тесты рассчитаны на групповое проведение, но они могут использоваться и индивидуально. В последние годы в связи с проведением в стране эксперимента по внедрению единого государственного экзамена (ЕГЭ) тестовые задания все чаще применяются учителями для контроля знаний, умений и навыков учеников. В химическом образовании могут быть использованы тестовые задания разного типа.

Тест выборки представляет собой задания, включающие готовый ответ, который учащиеся должны выбрать из нескольких (обычно четырех) предложенных вариантов. Задания этого типа являются содержанием первой части (часть А) ЕГЭ по химии. Приведем примеры заданий такого теста. 1. Самый распространенный химический элемент в земной коре: а) кремний; б) водород; в) кислород; г) алюминий. (Ответ. в.) 2. Число электронов на последнем энергетическом уровне в атоме азота равно: а) 7; б) 14; в) 3; г) 5. (Ответ. г.)

Тест дополнения представляет собой задание с пропуском знака, слова, цифры или формулы, отмеченным чертой или точками. Ответ на него должен быть однозначным и кратким. Рассмотрим примеры нескольких заданий теста дополнения. 1. Молекула озона состоит из … атомов кислорода. (Ответ укажите цифрой.) (Ответ. 3.) 2. Предельный одноатомный спирт, образующий с метанолом простой эфир состава С3Н8О, называется (Запишите название спирта по систематической номенклатуре в соответствующем падеже.) (Ответ. Этанолом.)

Тест группирования включает в себя перечень химических терминов или формул, которые следует распределить по заданным признакам. Например, 1. Из предложенного перечня выпишите формулы кислот: СаО, Н2СО3, Сu(ОН)2, Н3РО4, NaHSO3, H2O, HI, KNO3, Cl2O7, HNO3. (Ответ. Н2СО3, Н3РО4, HI, HNO3.) 2. Выпишите в две колонки названия чистых веществ и смесей: морская вода, крахмал, сахар, молоко, серебро, уксусная кислота, туман, кислород. Ответ.Чистые вещества:Kрахмал, сахар, серебро, уксусная кислота, кислород. Смеси: Морская вода, молоко, туман.

Тест ранжирования представляет собой перечень (не более десяти) однопорядковых химических формул, физических или химических величин, химических явлений, которые требуется расположить в заданном порядке. Приведем примеры заданий теста ранжирования. 1. Расположите следующие химические элементы в порядке убывания радиусов их атомов: K, Fr, Cs, Li, Na, Rb. (Ответ. Fr, Cs, Rb, K, Na, Li.) 2. Расположите перечисленные вещества в ряд по мере усиления их кислотных свойств: фенол, этанол, 2,4,6-тринитрофенол. (Ответ. Этанол, фенол, 2,4,6-тринитрофенол.)

Тест сличения превалирует в части В ЕГЭ по химии. Суть выполнения заданий такого теста сводится к нахождению соответствия между представленными в разных столбцах данными (словами, предложениями, формулами). Столбцы необходимо расположить на одной странице. Для усложнения выбора правильного ответа в одном из них должно быть на 2–3 пункта больше. Приведем примеры различных заданий теста сличения. 1. По названию вещества установите, к какому классу неорганических веществ оно принадлежит. 1. Веселящий газ. 2. Поташ. 3. Kальцинированная сода. 4. Негашеная известь. 5. Едкое калиА. Kислоты. Б. Соли. В. Водородные соединения. Г. Основания. Д. Оксиды. Е. Простые вещества. Ж. Нитриды (Ответ. 1 – Д, 2 – Б, 3 – Б, 4 – Д, 5 – Г.)

Тест напоминания требует от выполняющего ответа на поставленный вопрос. В части В единого государственного экзамена по химии ответы на задания теста напоминания должны быть краткими в форме цифры, формулы или слова (словосочетания), а в части С – развернутыми, т. е. содержать весь ход рассуждений, необходимых расчетов. Рассмотрим несколько примеров тестовых заданий этого типа. 1. Укажите число неспаренных электронов в возбужденном атоме углерода. (Ответ. 4.) 2. Напишите формулу соли, образующейся при взаимодействии известковой воды с избытком углекислого газа. (Ответ. Ca(HCO3)2.) 3. Kакова реакция среды раствора сульфата железа(III)? (Ответ. Kислая.)

Альтернативные тестовые задания еще не включались в тесты ЕГЭ по химии, но давно применяются учителями как в письменной, так и в устной формах контроля. Этот вид тестовых заданий состоит из утверждений, правильность или неправильность которых следует установить. Обычно содержание альтернативного тестового задания по химии касается характеристики одного вещества (класса веществ, элемента, реакции) или предполагает сравнение двух веществ (классов веществ и т.п.). Форма ответа на задания такого теста может быть словесной (с помощью слов «да» или «нет», «правильно» или «неправильно») или графической (с помощью знаков «+», «^», если «да», и знака «–», если «нет»). Альтернативные тестовые задания с формой ответа в виде символов могут использоваться на уроках в графических диктантах по вариантам.

Тема урока: «Физические и химические явления». Цель урока: познакомить учащихся с физическими и химическими явлениями; Научить отличать химические явления по признакам.

Явлени я Физически е Химические Явление не сопровождается образованием новых веществ. Оно проявляется в изменении формы тела или агрегатного состояния Явление (химическая реакция) заключается в превращении веществ, в результате которого образуется одно или несколько новых веществ. Засахаривание варенья, запаривание воды, запах духов. Прокисание молока, горение дров, гниение листьев, окисление железа. пример ы

Закрепление(устно) Тест напоминания. О каком явлении говорится в пословицах? «Вода камень точит» _____________ «Железо ржа поедает, а сердце печаль изнуряет» ____________ «Дождик вымочит, а красное солнышко высушит» ______________________ «Изподволь и сырые дрова загораются» ______ «От одного порченого яблока целый воз загнивает» ______________________

Признаки химических реакций: 1.Изменение цвета; 2.Изменение запаха; 3.Выпадение (растворение) осадка; 4.Выделение газа; 5.Выделение (поглощение) теплоты.

Лабораторная работа. Цель: на практике изучить признаки химических реакций.

Правила техники безопасности Чтобы не подвергать свою жизнь опасности, Надо знать технику безопасности: Делаешь только то, что положено, И при этом очень осторожно. Сначала задачу реши теоретически, Затем выполняй ее практически. В химической лаборатории нельзя никогда Голыми руками брать вещества. Насыпаешь (наливаешь) вещества аккуратно, Не высыпаешь (не выливаешь) вещества обратно. С химическими веществами будь скупым - Их количеством пользуйся небольшим. Опыты делаешь тщательно Над столом (лотком) обязательно. Нельзя вдыхать пары и газы, Если ты без противогаза.

Правила техники безопасности Вещества в лаборатории на вкус не изучаются – Это строго-настрого запрещается. Нельзя смешивать или сливать Все химические вещества подряд. С едкими веществами (кислоты, щелочи) работать можно, Но крайне осторожно. Если кислоты или щелочи на тебя попадают, Их большим количеством воды немедленно смывают. Кислоту в воду добавляют – Только так кислоту разбавляют. Если жидкость воспламеняется легко, Работаешь с ней от огня далеко. С приборами нагревательными Работай очень внимательно. На рабочем месте – порядок и чистота, Правило это выполняешь всегда.

Опыт 1. Горение лучины. Зажгите спиртовку.внесите лучину в ее пламя.Через некоторое время выньте лучину из пламени. Что наблюдаете? Образовалось ли новое вещество? Какой признак химической реакции вы наблюдали?

Опыт 2. Взаимодействие мрамора с кислотой. Положите в пробирку 1-2 кусочка мрамора. Прилейте столько соляной кислоты, чтобы ею покрылись кусочки. Что наблюдаете? Образовалось ли новое вещество? Какой признак химической реакции вы наблюдали?

Опыт 3. Взаимодействие щелочи с индикатором. В пробирку налейте 2 мл щелочи NaOH, добавьте несколько капель фенолфталеина. Что наблюдаете? О чем говорит изменение окраски? Прилейте в эту пробирку осторожно немного раствора кислоты HCl. Что наблюдаете? Что наблюдаете? Какими внешними признаками сопровождались эти реакции?

Опыт 4. Взаимодействие сульфата меди(II) со щелочью. В пробирку налейте 2 мл раствора сульфата меди(II) CuSO4 и добавьте 1 мл щелочи NaOH. Что наблюдаете? К полученному осадку приливайте по каплям раствор кислоты HCl, пробирку осторожно встряхивайте.

Тест сличения. Установите признаки проделанных химических реакций: 1.Взаимодействие сульфата меди(II) со щелочью. 2.Взаимодействие мрамора с кислотой. 3.Взаимодействие щелочи с индикатором. 4.Горение лучины. А. Выпадение (растворение) осадка; Б. Изменение цвета; В. Выделение газа; Г. Выделение теплоты.

Тест группирования Из приведенного перечня явлений выберите те, которые относятся к физическим: а) при нагревании вода превращается в пар; б) при пропускании через воду электрического тока образуются два газа – водород и кислород; в) при работе автомобильного двигателя бензин испаряется; г) гашение соды раствором лимонной кислоты; д) таяние льда.

Тест дополнения (для слабых учащихся) Вставьте пропущенные слова. В результате _______ явления образуется новое вещество. На медных предметах образуется зеленый налет. Это _______ явление. Плавление металлов относится к ________ явлениям. Испарение спирта - это ________ явление.