«Герой нашего времени». Обзор содержания. Печорин как «портрет поколения» Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем МОУ СОШ ;: г.Белгорода Захаровой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины» М. Ю. Лермонтов.
Advertisements

М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Обзор содержания. Печорин как «портрет поколения»
Автор Фаттахова Л.М., МБОУ «Каракашлинская основная общеобразовательная школа» Ютазинского муниципального района Республики Татарстан.
Михаил Юрьевич Лермонтов Роман «Герой нашего времени» Автор: Андреева Ирина Ивановна, учитель русского языка литературы МОУ Никольская СОШ.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа,
Роман «Герой нашего времени» История создания. Особенности композиции. Анализ предисловия и первой главы «Бэла».
На этом уроке вы познакомитесь с творческой историей романа, его жанровыми и композиционными особенностями, увидите как связано это произведение с эпохой,
Лермонтовский период – время глубоких разочарований, вызванных разгромом декабристов МихаилЮрьевичЛермонтов Лермонтов – поэт совсем другой.
Проект по теме: «Особенности композиции романа «Герой нашего времени»». Подготовила ученица 9 класса Белоус Марина.
История создания и композиция романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно… «Дума»
« Герой Нашего Времени … это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения ». М. Ю. Лермонтов.
Век Лермонтова в романе «Герой нашего времени» Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой.
«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе Проблема личности- центральная в романе: «История души человеческой…едва ли.
Роман М.В. Лермонтова «Герой нашего времени» - это «история души человеческой», одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия.
Роман М.В. Лермонтова «Герой нашего времени» - это «история души человеческой», одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия.
Презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему: Презентация Герой нашего времени
Михаил Юрьевич Лермонтов Роман «Герой нашего времени»
Михаил Юрьевич Лермонтов Роман «Герой нашего времени» Учитель: Мигаль Римма Алексеевна МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»
ПРОЗА ЛЕРМОНТОВА М. Ю. ЛЕРМОНТОВ Портрет работы Ф. О. Будкина. Масло
Психологизм романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Транксрипт:

«Герой нашего времени». Обзор содержания. Печорин как «портрет поколения» Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем МОУ СОШ ;: г.Белгорода Захаровой Л.Н.

Обзор и обсуждение содержания романа Выявление читательской позиции учащихся Развитие навыков монологической речи Цель урока

Сюжет - ? Фабула - ? Композиция - ? Словарная работа

Фабулой называют совокупность событий в их естественном хронологическом порядке. Фабуле противостоит сюжет : те же события, но в том порядке, в каком о них сообщает автор. Вопрос к классу: Как вы себе представляете причины такого расположения частей?

Такое построение произведения дает автору возможность : Максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина. Проследить историю его внутренней жизни. Образ Печорина раскрывается двояко : с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия. При таком построении, как бы оставляя героя в живых, автору легче показать свою позицию.

Работа с таблицей Сюжетный порядок Хронологический ( фабульный ) порядок Предисловие (1841) ко всему роману 12 « Бэла » Путешествие по Военно – Грузинской дороге офицера – повествователя с Максимом Максимычем. Первая часть рассказа Максима Максимыча о Бэле. Переезд через Крестовый перевал. Вторая часть рассказа Максима Максимыча о Бэле. Концовка « Бэлы ». Заключение от имени повествователя

« Максим Максимыч » Предисловие к « Журналу Печорина » « Тамань » « Княжна Мери » « Фаталист » Встреча с Максимом Максимычем и Печориным. С включением сообщения о том, что Печорин умер. История до того, как Печорин попал на Кавказские минеральные воды. Дневник Печорина, сделанный в ночь перед дуэлью. Окончание повести, запись сделанная Печориным по памяти в крепости. История с Вуличем в казачьей станице зимой, до похищения Бэлы

Реализация домашнего задания Вопросы для выявления восприятия : « Бэла » - Почему рассказ об истории любви Печорина автор вложил в уста Максима Максимыча ? « Максим Максимыч » - Кто описывает портрет Печорина ? Почему ? Почему сцена встречи Печорина и Максима Максимыча заставляет сочувствовать и Печорину тоже ? « Тамань » - Кто выступает в качестве рассказчика ? Почему ? « Княжна Мери » - Можно ли согласиться с Печориным, что в нем « таились силы необъятные »? Чем дорожит Печорин больше всего на свете ? Доказать, что эгоизм и индивидуализм Печорина – это не врожденные качества, а сознательно выработанная система убеждений. « Фаталист » - Чем объяснить, что Печорин на некоторое время поверил в предопределение ? Как Печорин испытывал судьбу ? О чем говорит сопоставление « людей премудрых » и их « жалких потомков »?

Диспут на тему « Печорин герой своего времени » П очему Л ермонтов в ыделил такую л ичность н а ф оне других г ероев ? П очему н есмотря н а неблаговидные п оступки, Печорин л учше в сех о стальных героев ?

« Герой нашего времени » в критике Появление романа М. Ю. Лермонтова сразу вызвало острую полемику, выявившую популярную противоположность его истолкований и оценок. Раньше других с необычайной верностью оценил « Героя …» В. Г. Белинский, в первом же печатном отклике на роман отметивший в нем «глубокое чувство действительности», «богатство содержания», «глубокое значение человеческого сердца и современного общества», «самобытность и оригинальность» произведения, представляющего «совершенно новый мир искусства».

Взгляды Белинского на сущность и значение « Героя …» во многом развили в новых исторических условиях Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов. Чернышевский указал роль « Героя …» в формировании психологического анализа в произведениях Л. Н. Толстого (« диалектика души »). Вместе с тем соглашаясь признать за Печориным значение социально – психологического типа своего времени, революционеры несколько недооценивали нравственно – философское содержание этого образа, порой излишне прямолинейно противопоставляя ему и другим « лишним людям » 30 – 4- годов 19 века разночинцев - шестидесятников.

Отсутствие общественно - полезной деятельности у Печорина, рассматриваемое с позиции современных задач, трактовалось Добролюбовым как проявление социальной сущности его характера, я которой « обломовщина » (« Что такое обломовщина ?», 1859). Герцен оказался более историчным в истолковании значения и сущности « лишних людей », в частности Онегина и Печорина. В статье « Лишние люди и желчевики » (1860) выступая против их отождествления с современными либералами, он подчеркивал, что «лишние люди были тогда столь же необходимы, как необходимо теперь, чтобы их не было».

Домашнее задание Подготовиться к комментированному чтению главы « Княжна Мери » Прочитать эту часть, данную в учебнике - хрестоматии Выбрать эпизоды, которые будут использованы для характеристики века Лермонтова