Изучение государственных и родных языков в образовательных учреждениях Республики Татарстан Министр образования и науки Республики Татарстан А.Х. Гильмутдинов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Изучение государственных и родных языков в образовательных учреждениях Республики Татарстан Министр образования и науки Республики Татарстан А.Х. Гильмутдинов.
Advertisements

СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
Базисный учебный план НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере.
Т РЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Госсен С.В., заместитель директора по УВР МБОУ «Лицей 112» 31 января.
1 1 Федеральные государственные образовательные стандарты Приказ Минобрнауки России от «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного.
Внеурочная деятельность младших школьников. Базисный учебный план образовательных учреждений РФ, реализующих основную образовательную программу начального.
Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения. Организация учебно-воспитательного процесса в школах в учебном году г. Краснодар,
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: Образовательная программа школы 81 Июнь 2011 г.
Национальная образовательная инициатива 33 Основы школьного стандарта Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Научная.
Введение и реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в Мы должны подготовить ребенка к будущей жизни, чтобы.
ФГОС НОО ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИНЯТ
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Учебный план начального общего образования как составная часть соответствующей основной образовательной программы образовательного учреждения сентябрь.
Образовательная программа начального общего образования в контексте ФГОС МОУ гимназии 6 на период 2010 – 2014 гг 26 января 2011 г.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Основные образовательные программы начального и основного Основные образовательные программы начального и основного общего образования.
Об итогах первого года реализации ФГОС НОО: ошибки и трудности в составлении основной образовательной программы начального общего образования.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5 с углубленным изучением отдельных предметов» (г.Старый Оскол)
Повестка собрания: Подведение итогов учебного года. Внедрение Федеральных Государственных образовательных стандартов в образовательный процесс.
Транксрипт:

Изучение государственных и родных языков в образовательных учреждениях Республики Татарстан Министр образования и науки Республики Татарстан А.Х. Гильмутдинов

Татарстан – многонациональная республика По данным Всероссийской переписи населения – 102 национальности Татары – 52,9% Русские – 39,5% Чуваши – 3,4% Удмурты – 0,7% Мордва – 0,6% Марийцы – 0,5% Представители других национальностей – 2,4

Изучение языков в системе дополнительного образования В 30 воскресных школах республики изучается 28 языков народов: мордовский, марийский, чувашский, удмуртский, башкирский, азербайджанский, украинский, армянский, осетинский, таджикский, ассирийский, афганский, греческий, польский, немецкий, еврейский, грузинский и другие языки

Правовые основы изучения русского и татарского языков

Конституция Российской Федерации «Республики вправе устанавливать свои государственные языки…» (статья 68) Конституция Республики Татарстан «Государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки» (статья 8)

Закон РФ «Об образовании» Статья 6. Язык (языки) обучения Вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик Закон РТ «Об образовании» Статья 6. Татарский и русский языки в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования изучаются в равных объемах

Изучение вопроса о правомерности выделения часов на изучение государственных языков В учебных планах и дей­ствующих расписаниях общеобра­зовательных учре­ждений республики никаких нарушений по распределению часов на учеб­ные предметы нет

Соотношение учебного времени в федеральном базисном учебном плане для 2–9 классов ОУ на предметы федерального компонента, которые едины на всей территории Российской Федерации - 75% от общего нормативного времени на предметы национально-регионального ком­понен­та, определяемого субъектами Российской Федерации самостоятельно - 15% предметы компонента образовательного учреждения, определяемого самими школами - 10%

Моделирование учебного плана ОУ часы компонента образовательного учреждения можно использовать на изучение раз­личных предметов базисного учебного плана, в том числе на изучение рус­ского языка и литературы В учебном году 72% учебного времени компонента образовательного учреждения школами республики было направле­но на дополнительное изучение русского языка и литературы В данном случае действует непреложное правило: равный объем изучения госу­дарственных языков РТ относится только к базисному (основному, обязательному) количеству часов.

Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 1-х классах

Варианты базисного учебного плана, разработанные в соответствии с ФГОС НОО вариант 1 - для образовательных учреждений, в которых обучение ве­дется на русском языке вариант 2 - для образовательных учреждений, в которых обучение ве­дется на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России вариант 3 - для образовательных учреждений, в которых обучение ве­дется на родном (не­русском) языке, в том числе в образовательных учрежде­ниях субъекта Российской Феде­рации, в которых законодательно установ­лено государственное двуязычие

Базисный учебный план начального общего образования Вариант 3 Предметные областиУчебные предметы Классы Количество часов в неделюВсего часов IIIIIIIV Обязательная часть Филология Русский язык и литературное чтение Родной язык и литературное чтение Родной язык и литературное чтение Иностранный язык–2226 Математика и информатика Математика Обществознание и естествознание Окружающий мир22228 Основы духовно- нравственной культуры народов России Основы духовно- нравственной культуры народов России * –––0/10,5 Искусство Музыка11114 Изобразительное искусство Технология Физическая культура Итого: ,592,5 Часть, формируемая участниками образовательного процесса –110,52,5 Максимально допустимая недельная нагрузка Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.) Всего к финансированию

МОиН РТ разработаны 5 моделей примерных учебных планов на основе третьего варианта БУП

Количество часов по классам Предмет 1234всего Русский язык Литературное чтение Татарский язык Литературное чтение на татарском языке Часть, формируемая участниками образовательного процесса -110,52,5 15 Базисный учебный план НОО Модель 1

Количество часов по классам Предмет 1234всего Русский язык Литературное чтение Татарский язык Литературное чтение на татарском языке Часть, формируемая участниками образовательного процесса -110,52,5 16 Базисный учебный план НОО Модель 2

Количество часов по классам Предмет1234всего Русский язык Литературное чтение22228 Татарский язык и литературное чтение Родной язык и литературное чтение Часть, формируемая участниками образовательного процесса -110,52,5 17 Примерный учебный план для школ с родным (чувашским, марийским, удмуртским) языком обучения Модель 3

Количество часов по классам Предмет1234всего Русский язык Литературное чтение22228 Татарский язык Литературное чтение на татарском языке Часть, формируемая участниками образовательного процесса -110,52,5 18 Примерный учебный план для школ с родным (чувашским, марийским, удмуртским) языком обучения Модель 4

Количество часов по классам Предмет 1234всего Русский язык Литературное чтение Татарский язык и литературное чтение Часть, формируемая участниками образовательного процесса -332,58,5 19 Примерный учебный план для школ с углубленным изучением русского языка и культуры Модель 5

РТРФРТРФРТРФ Русский язык54,557,258,058,262,260,0 Средние республиканские и общероссийские показатели ЕГЭ по русскому языку в гг. (средний балл)

Сравнительная таблица средних показателей ЕГЭ по русскому языку в 2011 году (%) Татарстан62,2 Тверская обл.61,38 Тюменская обл.59,8 Костромская обл.56,7 Челябинская обл.61,3 Архангельская обл.59,6 Ульяновская обл.58,7

РТРФРТРФРТРФ Русский язык5,62,62,33,31,44,1 Доля учащихся, не преодолевших минимальный порог в гг.

Численность выпускников, которые достигли 100 балльных результатов ЕГЭ по русскому языку в 2009–2011 гг. Предмет Русский язык204054* * 7 чел. – выпускники ОУ с родным (нерусским) языком обучения 4 чел. – выпускники лицея им. Лобачевского г. Казани

Количество часов, выделенное на изучение русского языка и литературы с 1 по 11 класс Базовое количество (это гарантированный минимум) – 965 часов на русский язык и 865 часов на литературу В школах с углубленным изучением русского языка и культуры, в классах филологического профиля –1350 часов на русский язык и 939 часов на литературу Вывод: базовое количество часов более чем достаточно для успешной сдачи ЕГЭ при условии качественного преподавания

Проблемы в преподавании языков 1. Недостаточный уровень программно-методического обеспечения в соответствии с потребностями современной школы 2. Слабая организация раннего обучения языкам с 3–4 летнего возраста 3. Недостаточное использование Интернет-ресурсов 4. Слабое использование эффективных технологий в преподавании языков

разработаны новые программы по татарскому языку и литературе для включения их в примерную образовательную программу федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования разработаны новые учебные программы по татарскому языку и литературе с 1–11 классы: для ОУ с татарским языком обучения для детей-татар школ с русским языком обучения для русскоязычных учащихся. 26 Что сделано?

сокращен объем требуемых теоретических знаний с целью формирования коммуникативной компетенции и практического овладения языком как средством общения обновлено содержание образования путем подбора инновационных средств обучения (методик, образовательных технологий, учебно-методических комплектов и др.) разработаны планируемые результаты, требующие ориентацию учителя на системный и деятельностный подход в обучении 27 В разработанных программах:

Стратегия развития образования на годы в Республике Татарстан «Киләчәк» - «Будущее» Разработка и внедрение учебно-методических пособий и мультимедийных ресурсов нового поколения для изучения детьми родного языка и культуры своего народа Цель: Создать образовательную среду, наиболее эффективным образом способствующую гармоничному развитию ребенка в дошкольном детстве и обеспечивающую базовые знания в области татарского языка и культуры татарского народа

Стратегия развития образования в РТ на годы «Киләчәк» - «Будущее» 1. Современные образовательные технологии, в том числе УМК по обучению детей татарскому языку 2. Коллекция мультфильмов на татарском языке. 3. Аудио- видео материалы, развивающие игры нового поколения 4. Детский телевизионный проект «Әкият илендә» 29 Разработка и внедрение учебно-методических пособий и мультимедийных ресурсов нового поколения для изучение детьми родного языка

Реализация мероприятия 30 Разработаны с использованием дидактических игр, анимации и аудио-видео материалов развивающего характера: методические пособия по обучению детей средней группы (4-5 лет) татарскому и русскому языкам и по развитию родной (татарской) речи для детей первой младшей группы (2-3 лет) Для детей старшего дошкольного возраста: рабочая тетрадь «Азбука для дошколят «Играем со звуком и словами» (на татарском языке); методические рекомендации для воспитателей по использованию рабочей тетради и пособие «Раз словечко, два словечко» (на русском и татарском языках) для воспитателей, учителей начальных классов и родителей. Осуществляется разработка региональной основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе национально-регионального компонента в соответствии с ФГТ.

Серия мультипликационных фильмов на татарском языке Перевод классических мультипликационных фильмов киностудии «Союзмультфильм» на татарский язык Создание новых мультфильмов по произведениям татарских поэтов и писателей и по мотивам народных сказок Получено разрешение Исполнительного директора ФГУП «Объединенной государственной киноколлекции» В.В. Шильникова на право перевода на татарский язык мультфильмов Фильмфонда киностудии «Союзмультфильм» Разрабатывается конкурсная документация для перевода русскоязычных мультфильмов на татарский язык и создание серии новых.

Телевизионный проект для детей дошкольного возраста на татарском языке «Әкият илендә» 32 Телерадиокомпанией «Новый век» завершается разработка цикла телевизионных передач «Әкият илендә» («В мире сказок») Цель: творческое и социально-личностное развитие ребенка, формирование интереса к изучению татарского языка, национальных традиций и культуры татарского народа. Периодичность трансляции: 2 раза в месяц начиная с сентября до конца 2011 года.

Решение проблемы Повсеместное внедрение современных эффективных технологий и методик по обучению языкам Разработка и издание учебно-методических комплектов по татарскому языку и литературе, основанных на технологиях и методиках коммуникативного обучения Совершенствование технологий преподавания русского языка 33