О структуре и требованиях к основным образовательным программам в соответствии с федеральными образовательными стандартами высшего профессионального образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Advertisements

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
« Математика и информатика » I курс.12 группа Ефимова Валерия Игоревна Московский Государственный Областной Университет.
Основные образовательные программы Рекомендации по формированию.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Проектирование рабочих учебных планов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ 12 апреля 2010 г. « П роектирование образовательных программ на основе ФГОС ВПО в области «Образование и педагогика» (бакалавриат.
Москва, МГППУ 2013 Квалификации : Академический бакалавр Прикладной бакалавр.
1 Учебно-методическое объединение ВУЗов Российской Федерации по образованию в области горного дела. Профессор Петров В.Л. Апрель 2012 Особенности разработки.
ФГОС ВПО КАК НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Презентация начальника УМУ К.Г. Тарасова ( заседание УМС ) О разработке ООП бакалавриата.
О методическом обеспечении стандартов III поколения – ФГОС ВПО Гагулина Наталья Львовна начальник центра качества и НО УП.
Показатели оценки соответствия учебных планов требованиям ФГОС С.С. Андриянов - зам. начальника УМЛ и МО.
Рекомендуемые методические подходы при проектировании основных образовательных программ при реализации ФГОС 3+
Практика в структуре ООП ВПО РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СТРУКТУРЫ ОСНОВНЫХ ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ООП ВПО: Приложение 10.Программа учебной практики.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 19 декабря 2013 г. N 1367 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гунявина Наталья Леонидовна, начальник Управления методического обеспечения.
Формирование рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО Володина Наталья Геннадьевна – Председатель УМС по отрасли АПК УМО.
Транксрипт:

О структуре и требованиях к основным образовательным программам в соответствии с федеральными образовательными стандартами высшего профессионального образования Краюшкина С.В

К истории вопроса С 1994 по 1996 год было разработано и введено в действие первое поколение государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (далее – ГОС ВПО), федеральные компоненты которых включали в себя: – обязательный минимум содержания основных образовательных программ; – максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; – требования к уровню подготовки выпускников.

К истории вопроса В 1996 году был принят Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», согласно ст. 5 которого федеральные компоненты ГОС ВПО должны были включать: – общие требования к основным образовательным программам (ООП); – требования к обязательному минимуму содержания ООП, к условиям их реализации, в том числе к учебной и производственной практике, к итоговой аттестации выпускников, уровню подготовки выпускников; – сроки освоения ООП; – максимальный объем учебной нагрузки студентов.

В соответствии с данным законом в 2000 году были введены в действие ГОС ВПО следующего поколения. К позитивным особенностям ГОСов второго поколения необходимо отнести: – согласованность с тарифно-квалифицированными характеристиками Минтруда России; – согласование требований к выпускникам и содержанию образования с федеральными органами исполнительной власти, исполняющими роль работо- дателей; – одновременная разработка ГОСов для всех ступеней ВПО, включая магистратуру, что повысило технологичность документов и введения их в практику.

В соответствии с действующим Перечнем в системе ВПО в настоящий период действуют: 240 стандартов подготовки бакалавров и магистров по 120 направлениям подготовки 215 стандартов специалистов и 88 стандартов по направлениям подготовки дипломированных специалистов (для 320 специальностей).

Законодательные акты, регулирующие введение ФГОС ВПО Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании" (в действующей редакции) Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в действующей редакции) Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" (с изменениями и дополнениями)

Перечень специальностей СПО (Приказ Минобрнауки РФ от ) Перечень направлений подготовки ВПО Документационное обеспечение управления и архивоведение Документоведение и архивоведение Социальная работа Социальная работа Музыкальное образование Педагогическое образование (профиль – музыкальное образование) Дошкольное образование Психолого-педагогическое образование (профиль – психология и педагогика дошкольного образования) Преподавание в начальных классах Педагогическое образование (профиль – начальное образование) Специальное дошкольное образование Специальное (дефектологическое) образование Агрономия Агрономия

Перечень направлений подготовки по ФГОС ВПО Фундаментальные информатика и информационные технологии Математическое обеспечение и администрирование информационных систем Биология Экология и природопользование Психология История Искусства и гуманитарные науки Физическая культура Филология Религиоведение Документоведение и архивоведение Лингвистика Социальная работа Организация работы с молодежью Педагогическое образование Психолого-педагогическое образование Специальное (дефектологическое) образование Менеджмент Сервис Туризм Агрономия Агроинженерия

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования Архив файлов ФГОС ВПО : spe/archiv_new.htm

Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании" (в ред. от 1 декабря 2007 года) Статья 7. Федеральные государственные образовательные стандарты 1. В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (с изменениями и дополнениями) Статья 5. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и федеральные государственные требования к послевузовскому профессиональному образованию. Основные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования 1. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования предназначены для обеспечения: 1) единства образовательного пространства Российской Федерации; 2) качества высшего профессионального образования; 3) основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования; 4) признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании. 2. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования…, включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по направлению подготовки Педагогическое образование III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ Нормативный срок освоения ООП – 4 года Трудоемкость в зачетных единицах -240 *) трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам

Методика расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах Приложение к письму Минобразования РФ от 28 ноября 2002 г. N ин/13 1. Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам общей трудоемкости продолжительностью по 45 минут (или 27 астрономическим часам). 2. Максимальный объем учебной нагрузки студента в неделю составляет 54 академических часа, то есть 1,5 зачетной единицы. 3. Расчет трудоемкости дисциплины в зачетных единицах производится исходя из деления ее трудоемкости в академических часах на 36 с округлением до 0,5 по установленным правилам. Зачет по дисциплине и трудоемкость курсовых проектов (работ) входят в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах. 4. Одна неделя практики выражается 1,5 зачетной единицы. 5. Один семестровый экзамен выражается одной зачетной единицей (три дня подготовки и один день на экзамен). … 7. Трудоемкость итоговой аттестации рассчитывается исходя из количества отведенных на нее недель: одна неделя соответствует 1,5 зачетной единицы.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ 4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров: образование, социальная сфера, культура Объекты профессиональной деятельности бакалавров: обучение, воспитание, развитие, просвещение; образовательные системы Бакалавр по направлению подготовки Педагогическое образование готовится к следующим видам профессиональной деятельности: педагогическая, культурно-просветительская. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно- педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

4.4. Бакалавр по направлению подготовки Педагогическое образование должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности: в области педагогической деятельности: изучение возможностей, потребностей, достижений учащихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития; организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся и отражающих специфику предметной области; организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности; использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий; осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

4.4. Бакалавр по направлению подготовки Педагогическое образование должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности: в области культурно-просветительской деятельности: изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности; организация культурного пространства; разработка и реализация культурно- просветительских программ для различных социальных групп; популяризация научных знаний в обществе.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3); способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4); … способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16);

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): общепрофессиональными (ОПК): осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2); владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3); способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4); владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5); способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): в области педагогической деятельности: способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1); …. готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно- воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7); в области культурно-просветительской деятельности: способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8); … способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11).

Специальные компетенции по профилю «Историческое образование» СК-1 - способен определять пространственные рамки исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях СК-2 - способен анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике СК-3 - способен характеризовать модели общественного развития СК-4 - способен ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие исторического процесса, специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке СК-5- готов применять методы комплексного анализа исторических источников для объяснения исторических фактов … СК-9готов к синтезу знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя истории

При формировании образовательных стандартов профессионального образования, определении необходимых квалификаций (степеней) в определенной области деятельности лидирующую роль должен играть профессиональный стандарт, т.е. требования, которые предъявляет к работнику конкретная область трудовой деятельности. Именно на основе этих требований к умениям строится как требования к выпускнику, так и требования к содержанию подготовки.

Национальная рамка квалификаций Российской Федерации Совместный рекомендательный документ Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ и Национального агентства развития квалификаций Российского союза промышленников и предпринимателей Национальная рамка квалификаций Российской Федерации разработана на основании Соглашения о взаимодействии Министерства образования и науки Российской Федерации и Российского союза промышленников и предпринимателей от 25 июня 2007 года с учетом опыта построения Европейской рамки квалификаций, национальных рамок стран участниц Болонского и Копенгагенского процессов.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 6.1. Основные образовательные программы бакалавриата предусматривают изучение следующих учебных циклов: гуманитарный, социальный и экономический цикл; математический и естественнонаучный цикл; профессиональный цикл; и разделов: физическая культура; учебная и производственная практики и/или научно- исследовательская работа; итоговая государственная аттестация. … 6.3. Базовая (обязательная) часть «Гуманитарного, социального и экономического цикла» должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «История», «Философия», «Иностранный язык». Базовая (обязательная) часть «Профессионального цикла» должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее 2 зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более 3 зачетных единиц, должна выставляться оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно») Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает Ученый совет вуза Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы … 7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 27 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.

Учебная и производственная практики Раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики. Практики могут проводиться в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. Педагогическая (производственная) практика, включая летнюю практику, предполагает отчет студента об итогах практики и отзыв работодателя. Учебная практика предполагает отчет студента об итогах практики и отзыв руководителя практики. По результатам аттестации выставляется дифференцированная оценка. Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся: изучать научно-педагогическую литературу и другую специальную информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и образования в соответствующей области знаний; участвовать в проведении научных исследований или выполнении проектных разработок; осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-педагогической информации по теме (заданию); составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию); выступить с докладом на конференции.

Программа научно-исследовательской работы [Программа научно-исследовательской работы может включаться в ООП ВПО либо самостоятельным разделом, либо как программа одного из видов учебной практики. В программе НИР указываются виды, этапы научно- исследовательской работы, в которых обучающийся должен принимать участие. Например: · изучать специальную литературу и другую научную, научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний; · участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок; · осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию, научной, научно-технической информации по теме (заданию); · принимать участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов (партий) проектируемых изделий; · составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию); · выступить с докладом на конференции и т. д.]

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 7.1 Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки бакалавра, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий. Профиль ОПП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО. Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

Письмо Минобразования РФ от 19 мая 2000 г. N ин/13 "О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе государственных образовательных стандартов" 1. Основная образовательная программа (далее - ООП) вуза по направлению подготовки или по специальности представляет собой комплект нормативных документов, определяющий цели, содержание и методы реализации процесса обучения и воспитания. ООП разрабатывается на основе государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки или по специальности и с учетом примерных учебных планов и примерных программ дисциплин, утвержденных Минобразованием России.

П. 29 Постановления Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)" Основная образовательная программа включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, программы учебной и производственной практики, календарный учебный график методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии, которая разрабатывается и утверждается высшим учебным заведением самостоятельно с учетом требований рынка труда на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерных образовательных программ, разработку которых осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации. При этом примерные образовательные программы имеют рекомендательный характер.

П. 29 Постановления Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)" Высшее учебное заведение ежегодно обновляет основные образовательные программы (в части состава дисциплин (модулей), установленных высшим учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практики, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных образовательных учреждений, научных государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин. В целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля, курса) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в соответствии с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (курсов, модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения. Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ 8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем: разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей; мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ; разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников; обеспечения компетентности преподавательского состава; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей; информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ 8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности. Для этого, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины, и так далее Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

Макет рабочей программы 1. Цель и задачи дисциплины Целью дисциплины является ….. Задачи дисциплины: – …; – …. 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина «________________» относится к [циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин / циклу естественно- математических дисциплин / профессиональному циклу] и входит в состав [базовой части ООП / вариативной части ООП / курсов по выбору студентов]. Областью [-ями] профессиональной деятельности бакалавров, на которую [-ые] ориентирует дисциплина «________________», является … Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности бакалавров: … Профильной [-ыми] для данной дисциплины является [педагогическая / культурно-просветительская] профессиональная деятельность бакалавров. Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности: …

3. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: Общекультурные компетенции: – … (ОК-..); – … (ОК-..). Общепрофессиональные компетенции: – …(ОПК-..); – … (ОПК-..). Профессиональные компетенции в области педагогической деятельности: – …(ПК-..); – … (ПК-..). Профессиональные компетенции в области культурно-просветительской деятельности: – …(ПК- …); – … (ПК-..). Специальные компетенции:– … (СК-..); – … (СК-..). В результате изучения дисциплины студент должен: Знать – …; – …. Уметь – …; – …. Владеть – …; – ….

4. Объем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работыВсего часовСеместры Аудиторные занятия (всего) В том числе: Лекции (Л) Практические занятия (ПЗ) Семинары (С) Лабораторные работы (ЛР) Самостоятельная работа (всего) В том числе: Курсовой проект (работа) Расчетно-графические работы Учебный проект Подготовка к семинарским и практическим занятиям Другие виды самостоятельной работы [1] [1] Вид промежуточной аттестации: (зачет, экзамен) Общая трудоемкость часы зачетные единицы [1] [1] В таблице указываются все запланированные виды самостоятельной работы студентов.

5. Содержание дисциплины п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела 1Содержание указывается в дидактических единицах 2 … 5.1. Содержание разделов дисциплины 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами п/п Наименование обеспечиваемых (последующих ) дисциплин разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин …

6. Лабораторный практикум 5.3. Разделы дисциплин и виды занятий п/пНаименование раздела дисциплины Лекц.Практ. зан. Лаб. зан. Сем.СРСВсего 1 2 … п/пНаименование раздела дисциплины Наименование лабораторных работТрудоемкость (час.) 1 2 …

Макет рабочей программы 7. Примерная тематика курсовых (проектов) работ ………….. 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература ………….. б) дополнительная литература ………….. в) программное обеспечение ………….. г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы ………….. 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Первоочередные задачи: Проанализировать ФГОС ВПО и рассмотреть возможности реализации конкретных направлений подготовки и профилей Сформировать на факультетах рабочие группы по разработке ООП ВПО с включением в их состав представителей работодателей Определить главную цель (миссию) основной образовательной программы и перечень специальных компетенций Приступить к формированию основной образовательной программы: - разработке учебного плана, его согласованию с представителями работодателей; - согласованию календарного графика; - разработке по каждой дисциплине (модулю) рабочей программы и других материалов, обеспечивающих качество подготовки обучающихся; - разработке программ учебной и производственной практики

ФГОС ВПО, методические материалы и настоящая презентация размещены в локальной сети университета по адресу: \\Ff-server\1. Документы\1.2. Проректор по ОМР\ ФГОС ВПО