Социально-психологические аспекты подростков и юношей Т. В. Тулупьева к. психол. н., доц. tvt100a@mail.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологические особенности учащихся на разных этапах обучения Педагогический совет г.
Advertisements

Подростковый возраст : Особенности контакта с подростком Нет детей - есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями,
ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД (11-17 лет) Выступающий: доцент кафедры практической психологи образования КГПУ кандидат психологических.
Возрастные особенности подростков Педагог-психолог.
Подростковый возраст: И спытание Личности или Развитие?
Ваш беспокойный подросток… Взрослым о подростке. Подросток - кто он? Ребенок лет Главное содержание возраста – переход от детства к взрослости.
Психологические особенности старших школьников. Ваш ребёнок –десятиклассник.
C:\Users\БукаБяка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\W3CC6LBQ\MCj [1].wmf
Преемственность в обучении. Между дошкольным образованием и начальной школой между начальной школой и средним звеном Между основной и старшей школой.
Презентация "Подросток. Особенности возраста."
Особенности развития в подростковом возрасте. I.Развитие всех ведущих компонентов личности. II.Физиологические изменения, связанные с половым созреванием.
Психологические особенности юношеского возраста. Ваш ребёнок – выпускник.
Проблемы подросткового возраста Проблемы подросткового возраста.
Ваш ребёнок –десятиклассник. Быстрый рост организма Половое созревание Восхищение и тревога одновременно по поводу происходящих изменений Попытки сравнить.
Интимно-личностное общение со сверстниками ВВД Чувство взрослости Центральное новообразован ие Переход от детства к взрослости Главная особенность.
Социально-психологические особенности педагогического коллектива Курганова Елена Клавдиевна педагог-психолог коррекционной школы VIII вида г.о.Железнодорожный.
Быть одаренным – непростая ноша Проявление повышенной самостоятельности Стремление к новым познавательным ситуациям Устойчиво высокая самооценка Независимость.
Опыт реализации программы дополнительного образования детей и взрослых «Обучение без проблем» Автор: педагог-психолог МБОУ «Центр ПМСС «Содружество» г.
Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Забелина Екатерина.
ПОДРОСТКИ Психологические особенности. Ключевые характеристики подростков: Бурное физическое и половое развитие, которое осознается и переживается ребятами,
Транксрипт:

Социально-психологические аспекты подростков и юношей Т. В. Тулупьева к. психол. н., доц.

План Особенности в отношениях Особенности в отношениях Личностные особенности Личностные особенности Проблемы в отношениях Проблемы в отношениях Адаптация студентов Адаптация студентов

Физиологические особенности Заканчивается физическое развитие и половое созревание Заканчивается физическое развитие и половое созревание Стабилизируются многие физиологические функции (кровяное давление, деятельность щитовидной железы и т.д.) Стабилизируются многие физиологические функции (кровяное давление, деятельность щитовидной железы и т.д.) Исчезают диспропорции в физическом развитии тела и конечностей Исчезают диспропорции в физическом развитии тела и конечностей

Перестройка психики, связанная с соматикой Повышается внимание, как к самому телу, так и к его функциям. Повышается внимание, как к самому телу, так и к его функциям. –Акселерация. –Повышенные требования взрослых. Наблюдение за изменениями собственного тела Наблюдение за изменениями собственного тела Недостаточно представляют себе различные варианты физических изменений. Недостаточно представляют себе различные варианты физических изменений. Незнание пределов изменчивости хода созревания может привести к повышенному вниманию к незначительным действительным или мнимым отклонениям. Незнание пределов изменчивости хода созревания может привести к повышенному вниманию к незначительным действительным или мнимым отклонениям.

Отношения со взрослыми Отношения со взрослыми

Механизмы влияния на подростков подкрепление; подкрепление; идентификация; идентификация; –Родительский пример не абсолют –Разная информационная среда понимание. понимание.

Отношения со взрослыми Меняется социальный статус: Меняется социальный статус: –Материально зависят от родителей, но с ними начинают советоваться –Требуют большей самостоятельности, независимости Двойственность статуса, неопределенность положения (в одних ситуациях – взрослый, в других – нет) Двойственность статуса, неопределенность положения (в одних ситуациях – взрослый, в других – нет)

Смена значимых лиц Перестройка отношений со взрослыми Перестройка отношений со взрослыми Размышления о паттернах поведения и идентификация себя с более узкой, чем в подростковом возрасте, избранной группой людей Размышления о паттернах поведения и идентификация себя с более узкой, чем в подростковом возрасте, избранной группой людей Стремление к построению отношений со взрослыми на основе равенства Стремление к построению отношений со взрослыми на основе равенства

На кого ориентируются современные студенты в выборе жизненных стратегий, стиля жизни, в повседневности?

Влияние семьи Возрастает значение социально- экономического положения семьи Возрастает значение социально- экономического положения семьи Влияет на то, с кем будут поддерживать дружеские отношения юноши и девушки Влияет на то, с кем будут поддерживать дружеские отношения юноши и девушки Состав семьи, уровень образования родителей, характер взаимоотношений между членами семьи Состав семьи, уровень образования родителей, характер взаимоотношений между членами семьи

Эмоциональная сфера В целом, улучшение коммуникативности и общего эмоционального самочувствия В целом, улучшение коммуникативности и общего эмоционального самочувствия Большая экстравертированность, меньшая импульсивность и эмоциональная возбудимость, и большая эмоциональная устойчивость Большая экстравертированность, меньшая импульсивность и эмоциональная возбудимость, и большая эмоциональная устойчивость Возрастает тревожность в общении с родителями и теми взрослыми, от которых они в какой-то мере зависят Возрастает тревожность в общении с родителями и теми взрослыми, от которых они в какой-то мере зависят

Учебная деятельность На первое место выдвигается показатель логического мышления На первое место выдвигается показатель логического мышления Возрастает развитие навыков и умений самостоятельной работы Возрастает развитие навыков и умений самостоятельной работы Трудовая деятельность Трудовая деятельность Отношение к учебе достаточно сложное. Ценность образования уменьшается. Отношение к учебе достаточно сложное. Ценность образования уменьшается.

Ожидания по зарплате (1)

Ожидания по зарплате (2)

Стремление к автономии (1) Поведенческая потребность и право юноши самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы Поведенческая потребность и право юноши самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы Раньше всего – в сфере досуга. Партнеры – сверстники Раньше всего – в сфере досуга. Партнеры – сверстники Эмоциональная потребность и иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от родителей Эмоциональная потребность и иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от родителей кажется, что взрослые недооценивают произошедшие в них перемены и переживания кажется, что взрослые недооценивают произошедшие в них перемены и переживания

Стремление к автономии (2) Нормативная потребность и право на собственные взгляды и фактическое наличие таковых Нормативная потребность и право на собственные взгляды и фактическое наличие таковых –Претензия на оригинальность. Нарочито крайние взгляды. –Большое расхождение с мнением взрослых по вопросам моды, вкуса, проведения досуга. –Выбор профессии – мнение родителей важно

Выберите из списка 9 слов, которые лучше всего выражают представление современных студентов о хорошей жизни в России МогуществоРеформаСобственность ПроцветаниеПорядокТруд СтабильностьАктивностьСправедливость РынокКультураБезопасность СозиданиеСвободаЛюбовь ДостоинствоТерпимостьКоллективизм КарьераДомЗаконность ДемократияОбновлениеУспех ДостатокМирПрофессионализм ДуховностьСоюзСогласие ПорядочностьРавенствоПрогресс ПатриотизмМилосердиеСемья ДержаваНадежда

Мнение преподавателей Преподава- тели Студенты Карьера (10)80,8%32,2% Успех (15)66,7%25,3% Собственность (24)60,0%15,5% Достаток (8)59,2%34,7% Свобода (11)47,5%32,0% Процветание (14)45,8%25,7% Любовь (7)44,2%35,1% Семья (1)42,5%59,0% Профессионализм (6)41,7%35,6% Стабильность (2)40,8%41,8%

Мнение студентов Преподава- тели Студенты Семья (8)42,5%59,0% Стабильность (10)40,8%41,8% Безопасность (11)38,3%41,0% Законность (13)28,3%37,9% Культура (28)6,7%36,8% Профессионализм (9)41,7%35,6% Любовь (7)44,2%35,1% Достаток (4)59,2%34,7% Справедливость (20)11,7%33,9% Карьера (1)80,8%32,2%

Различия (1)

Различия (2)

Изменение самосознания Стремление к самопознанию личности Стремление к самопознанию личности Стремление к индивидуальности Стремление к индивидуальности Стремление любым путем обратить на себя внимание Стремление любым путем обратить на себя внимание Способность к самовоспитанию Способность к самовоспитанию Повышается эмоциональная восприимчивость Повышается эмоциональная восприимчивость

Самооценка Особое отношение к внешности Особое отношение к внешности Неадекватность самооценки Неадекватность самооценки –Завышение зазнайство и высокомерие в поведении, конфликты со сверстниками, учителями, взрослыми зазнайство и высокомерие в поведении, конфликты со сверстниками, учителями, взрослыми –Занижение замкнутость, застенчивость, трудности в общении, неудовлетворенность собой, неверие в собственные силы и возможности замкнутость, застенчивость, трудности в общении, неудовлетворенность собой, неверие в собственные силы и возможности

Отношение со сверстниками Тяготение к коллективу Тяготение к коллективу Противоречие: потребность в обособлении и потребность в принадлежности к группе Противоречие: потребность в обособлении и потребность в принадлежности к группе Высокая конформность в группе сверстников (независимость от старших, некритичность к мнению группы) Высокая конформность в группе сверстников (независимость от старших, некритичность к мнению группы)

Психологические особенности в юношеском возрасте Психологические особенности в юношеском возрасте

Личностные особенности ДевушкиЮноши Высокие Общительность Экспрессивность Дипломатичность Чувствительность Тревожность Напряженность Низкие Подозрительность Тревожность Напряженность Низкие Эмоциональная устойчивость Мечтательность Экспериментирование Высокие Эмоциональная устойчивость

Проблемы в отношениях (1) Девушки: Девушки: 49,2% негативно оценивает себя 49,2% негативно оценивает себя более 90% имеют страхи и опасения и чувство вины более 90% имеют страхи и опасения и чувство вины 78% девушек имеют проблемы в отношении к лицам противоположного пола.. 78% девушек имеют проблемы в отношении к лицам противоположного пола..

Проблемы в отношениях (2) Юноши Юноши 47,3% имеют проблемы в отношении к себе 47,3% имеют проблемы в отношении к себе 53,8% негативно оценивают свои возможности 53,8% негативно оценивают свои возможности 49,5% имеют проблемы в отношении к вышестоящим лицам 49,5% имеют проблемы в отношении к вышестоящим лицам 63% негативно оценивают лиц женского пола 63% негативно оценивают лиц женского пола более 90% юношей имеют страхи и опасения и чувство вины более 90% юношей имеют страхи и опасения и чувство вины

Отношение к семейной жизни и будущему 33,8% девушек и 59,1% юношей имеют отрицательное отношение к семейной жизни. 33,8% девушек и 59,1% юношей имеют отрицательное отношение к семейной жизни. –«Семейная жизнь кажется мне… скучной / нудной / обузой / адом / каторгой / кабалой» 26,2% девушек и 45,2% юношей считают свое будущее темным, мрачным, безрадостным, бесперспективным 26,2% девушек и 45,2% юношей считают свое будущее темным, мрачным, безрадостным, бесперспективным

Психологическая защита

Адаптация студентов Несовпадением способов преподавания в школе и в вузе. Несовпадением способов преподавания в школе и в вузе. Недостаточное понимание лекций. Недостаточное понимание лекций. Отсутствие ежедневного контроля. Отсутствие ежедневного контроля. Разочарование и потеря уверенности в своих силах. Разочарование и потеря уверенности в своих силах.

Адаптация иногородних студентов Смена климатических условий. Смена климатических условий. Смена культурных условий. Смена культурных условий. Смена бытовых условий. Смена бытовых условий. Тесное общение в общежитие. Тесное общение в общежитие. Высокая предсказуемость поведения соседей по комнате. Высокая предсказуемость поведения соседей по комнате.

Коррекция трудностей в общении Помочь осознать, что в возникшем конфликте никто не виноват. Помочь осознать, что в возникшем конфликте никто не виноват. Полезно сохранение некоторой дистанции. Полезно сохранение некоторой дистанции. Целесообразность предъявления повышенных требований к себе. Целесообразность предъявления повышенных требований к себе. Понижение претензий, чтобы все общались с ним столько, сколько он хочет. Понижение претензий, чтобы все общались с ним столько, сколько он хочет.

Проблемы первокурсников Несовпадение ожиданий Несовпадение ожиданий Сомнения в правильности выбора Сомнения в правильности выбора Недостаток осведомленности о своей профессии. Недостаток осведомленности о своей профессии. Потеря интереса к учебе, снижение успеваемости Потеря интереса к учебе, снижение успеваемости Следствие – снижение самооценки Следствие – снижение самооценки

Компоненты процесса коммуникации отправитель/кодировщик; отправитель/кодировщик; сообщение; сообщение; канал; канал; получатель/декодировщик; получатель/декодировщик; восприятие; восприятие; обратная связь. обратная связь.

Семь мифов о природе коммуникативного процесса (1) МифРеальность 1. Мы общаемся только тогда, когда сами сознательно и преднамеренно выбираем общение Мы совершаем множество обменов информацией именно тогда, когда не осознаем своей вовлеченности 2. Слушатель понимает слова так же, как и мы У слов на самом деле нет значений; значения определяются нашим опытом и восприятием 3. Мы общаемся, в основном, с помощью слов Большая часть сообщений, которые мы передаем, относящаяся к эмоциональной сфере и влияющая на восприятие, основывается не на словах

Семь мифов о природе коммуникативного процесса (2) 4. Невербальное общение это язык молчания Невербальное общение использует все 5 чувств 5. Общение это действие, направленное в одну сторону Общение это обоюдонаправленное действие 6. Сообщение, посылаемое нами, идентично тому, которое получает слушатель Сообщение в том виде, как его в конечном счете получает слушатель, не бывает точно таким же, как то сообщение, которое мы отправляем 7. Информации не бывает слишком много Иногда людям дают слишком много информации, и они страдают от перегрузки

Возможные помехи в восприятии материала (1) 1. Несоответствие (вербальный и невербальный компоненты) 2. Оправдания 3. Извинения 4. Глаза и брови (в раз больше внимания) 5. Подбор слов – –Слова – это картинки – –Частица «не» – –Позитивное настроение – позитивными словами

Возможные помехи в восприятии материала (2) 6. Отсутствие юмора – –Смех – живительная среда для работы мозга 7. Всезнайство – –Участие аудитории 8. Суетливость 9. Монотонность 10. Отсутствие пауз