СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД – ОСНОВА ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННЫХ ИНЖЕНЕРОВ Батоврин В.К. МГТУ МИРЭА Дубна - 2013 ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПРИНЦИПЫ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ДИСЦИПЛИНА «ИНЖЕНЕР ФАКУЛЬТАТИВЫ ДЛЯ БАКАЛАВРОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ.
Advertisements

Облецова В.Н. Филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный открытый университет имени В.С. Черномырдина » в г. Смоленске г. Смоленск, Россия.
«Поисковое исследование условий перехода на компетентностную модель подготовки студента с учетом анализа соответствующих современной государственной политике.
Ноябрь 2011 г., г. Красногорск Красногорский государственный колледж Красногорский МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.
ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно- экономический университет» Кафедра экономики и менеджмента недвижимости Особенности современной.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Материалы к выступлению на Круглом столе 1. «От слов к делу. Составление дорожной карты проекта «индустриальный образовательный кластер» Москва, МГУ, 26.
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
Современные компетенции образования Международные Российские Цель и задачи модернизации российского образование Цель модернизации образования Задачи модернизации.
Проектно – дифференцированное обучение – направление реализации ФГОС основного и среднего образования.
Модернизация высшей школы на современном этапе развития общества Выполнил: Проверил:
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ МЕНЕДЖМЕНТА ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ С(А)ФУ НА ГГ.
«Проблемы подготовки инженерных кадров» Приложение Март 2011 г.
МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «ФИНАНСОВАЯ ЭКОНОМИКА» КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЕГОДНЯ - ЗАЩИЩЕННОЕ БУДУЩЕЕ ЗАВТРА МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ.
Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Редакция на 15 июля 2011 года Редакция на 15 июля 2011 года.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА УНИВЕРСИТЕТА: ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ Пискунова Елена Витальевна, Российский государственный педагогический университет.
УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ Монография под редакцией проф. А.В. Трачука.
Транксрипт:

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД – ОСНОВА ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННЫХ ИНЖЕНЕРОВ Батоврин В.К. МГТУ МИРЭА Дубна ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» IV КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ КОМПАНИЙ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ДОСТАТОЧНОСТЬ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ Батоврин В.К._Кадровое обеспечение HiTech компаний_ОЭЗ Дубна_2013 2

Некоторые мировые тенденции К важнейшим мировым тенденциям в области подготовки инженерных кадров можно отнести: формирование нового облика инженерной деятельности растущий дефицит квалифицированных инженеров на фоне падения конкурентоспособности инженерной профессии рост влияния демографического фактора на устойчивость развития национальных систем подготовки инженерных кадров Ответом на эти вызовы за рубежом являются: возрастающие масштабы реализации программ подготовки инженеров нового поколения, запускаемых индустриально развитыми странами, а также Индией и Китаем рост усилий, направляемых на повышение престижа инженерной профессии, а также на оказание помощи ВУЗам и работодателям в формировании и успешной реализации образовательных программ подготовки инженерных кадров нового поколения опережающий рост количества студентов, принимаемых в указанных странах на инженерно-технические специальности, по сравнению с другими направлениями подготовки активное привлечение западными техническими университетами граждан из стран третьего мира (как студентов, так и квалифицированных преподавателей) Батоврин В.К._Кадровое обеспечение HiTech компаний_ОЭЗ Дубна_2013 3

Ослабление системности Среди признаков ослабления системности в сфере развития отечественного инженерного образования: отсутствие понятных обществу промышленной политики и политики повышения социального статуса инженерной профессии неэффективность системы прогнозирования и планирования потребности в инженерных кадрах невнимание, при определении государственных требований к содержанию инженерного образования и принципам оценки его качества, к мнению профессионального сообщества, а также к изменениям, произошедшим в мире в облике и содержании инженерного труда отсутствие в ФГОС единого подхода к классификации компетенций, принципам и методам их измерения, а также к обеспечению прослеживаемости между способностью к эффективному инженерному труду и требованиями к компетенциям и к содержанию образовательных программ Батоврин В.К._Кадровое обеспечение HiTech компаний_ОЭЗ Дубна_2013 4

Системный подход и эффективность политики Среди следствий ослабления системности в сфере развития отечественного инженерного образования: локальность результатов проектов, реализуемых государством в сфере кадрового обеспечения высокотехнологичных компаний несопоставимость результатов, полученных в этой области с понесенными затратами Отсутствие системного подхода приводит: к низкой эффективности политики в сфере кадрового обеспечения инновационной экономики к невозможности адекватной оценки достаточности мер, предпринимаемых государством в этой сфере Батоврин В.К._Кадровое обеспечение HiTech компаний_ОЭЗ Дубна_2013 5

ОТНОШЕНИЯ В ТРЕУГОЛЬНИКЕ «ГОСУДАРСТВО-ВУЗ-РАБОТОДАТЕЛЬ (ИННОВАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ)» Батоврин В.К._Кадровое обеспечение HiTech компаний_ОЭЗ Дубна_2013 6

Взаимодействие с заинтересованными сторонами Сегодня при управлении развитием системы инженерного образования взаимодействие с заинтересованными сторонами построено так, что государство перегружено многочисленными, зачастую взаимоисключающими, функциями Это не позволяет эффективно развивать систему инженерного образования и полноценно учитывать нужды высокотехнологичных отраслей промышленности Анализ показывает, что роль государства наиболее важна при формировании общих правил построения архитектуры федеральной образовательной среды (Federal Educational Environment Architecture Framework) Батоврин В.К._Кадровое обеспечение HiTech компаний_ОЭЗ Дубна_2013 7

Что важнее? В отсутствии обязательного распределения выпускников ВУЗов, отношения в треугольнике «государство – ВУЗ - работодатель» (администратор-оператор-координатор образовательных услуг) не являются определяющими при модернизации системы инженерного образования Намного более важными для развития этой системы представляются отношения в треугольнике «студент – ВУЗ - работодатель» (приобретатель-оператор- бенефициар образовательных услуг) Этот вывод подтверждается и мировым и отечественным опытом Батоврин В.К._Кадровое обеспечение HiTech компаний_ОЭЗ Дубна_2013 8

Особенности развития Развитие отношений в треугольнике «студент – ВУЗ - работодатель» следует вести с учетом: особой важности сдвига внимания молодого инженера с карьерного роста на профессиональное совершенствование глобализации лучших практик и стандартов инженерной деятельности, что привело за рубежом к появлению по существу новой культуры инженерного труда необходимости перехода от модели развития, ориентированной на самодостаточность отечественной инженерной школы, к модели, предполагающей глубокую интеграцию отечественных центров инженерного образования в мировое инженерное пространство результатов разработки силами ведущих мировых специалистов (при поддержке мирового профессионального сообщества и крупнейших компаний) эталонных методических материалов, предназначенных для всех университетов, реализующих программы подготовки магистров по инженерно-техническим направлениям Батоврин В.К._Кадровое обеспечение HiTech компаний_ОЭЗ Дубна_2013 9

СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ Батоврин В.К._Кадровое обеспечение HiTech компаний_ОЭЗ Дубна_

Облик современной инженерной деятельности Развитие технологий во второй половине ХХ века не только оказало очень сильное влияние на природу инженерной продукции и услуг, но и принципиально изменило облик инженерной деятельности В число областей, имеющих отношение к созданию сложных инженерных объектов, входят не только традиционная инженерно-техническая деятельность, но и управленческая деятельность, а также социальная и политическая сферы и науки о человеке Эти более «мягкие» виды деятельности требуют от инженера дополнительного внимания, особенно когда решаются сложные задачи, характерные для систем уровня предприятия или территориально-распределенных систем Батоврин В.К._Кадровое обеспечение HiTech компаний_ОЭЗ Дубна_

Требования к современному инженеру Среди основных требований к современному инженеру: способность видеть систему в целом, наряду со знанием специальных дисциплин и технологий, что позволяет реализовывать конкурентоспособные системные решения на различных уровнях системной иерархии способность к проектному видению инженерной деятельности с пониманием ключевой роли управления и принятия решений способность к командной работе, где каждый отвечает за определенное направление, а успех определяется не только личными качествами специалистов, участвующих в разработке, но и тем, как организована их совместная деятельность Батоврин В.К._Кадровое обеспечение HiTech компаний_ОЭЗ Дубна_

Системная инженерия Важнейшее значение при воспитании инженеров, отвечающих перечисленным требованиям, приобретает системная инженерия Крупнейшие мировые профессиональные организации, занятые в области высоких технологий (IEEE, INCOSE, ACM и др.) а также мировое академическое сообщество (CESUN) признают фундаментальную роль системной инженерии в образовании современного инженера В настоящее время подготовку по системной инженерии осуществляют около 250 зарубежных университетов, среди которых примерно 60 европейских ВУЗов, около 80 университетов в США и, примерно, 100 университетов в других странах мира Основная задача системной инженерии – предложить заинтересованным сторонам метод и инструменты создания эффективных систем различных классов, пригодных для удовлетворения установленных нужд Системная инженерия является хорошей интеграционной основой для формирования комплекса программ подготовки современных отечественных инженеров различного профиля Батоврин В.К._Кадровое обеспечение HiTech компаний_ОЭЗ Дубна_

Организация подготовки по системной инженерии Способность к практической деятельности по созданию систем хотя бы в одном из прикладных разделов, таких как аэрокосмические, оборонные, финансовые, медицинские, транспортные, телекоммуникационные системы Способность практически использовать принципы системной инженерии применительно, хотя бы к одному классу систем (системы с особыми требованиями по обеспечению безопасности, встроенные системы, автоматизированные системы и т.п.) либо по отношению хотя бы к одному из ключевых системных показателей (безопасность, надежность, быстродействие и т.п.) Четкое выделение укрупненных целей подготовки инженера во взаимосвязи с результатами освоения образовательной программы и с привязкой к признанному своду знаний в предметной области Тесная увязка результатов освоения образовательной программы с когнитивными уровнями таксономии, признанной в педагогической практике Батоврин В.К._Кадровое обеспечение HiTech компаний_ОЭЗ Дубна_

Цели подготовки системных инженеров С учетом рекомендаций Graduate Reference Curriculum for Systems Engineering ключевыми целями подготовки системных инженеров являются: Владение подходом ЖЦ, включая способность на протяжении полного ЖЦ (или на его отдельных этапах) успешно анализировать, проектировать или реализовывать пригодные к производству и использованию, эффективные, пригодные к сопровождению, экономически приемлемые комплексные системные решения применительно к продукции, услугам, предприятиям, а также к мега-системам (системе систем) Готовность использовать мультидисциплинарный подход, включая способность успешно выполнять различные роли в мультидисциплинарных командах Профессионализм, включая способность к профессиональному развитию на основе непрерывного обучения и активного участия в профессиональной деятельности Коммуникабельность, включая умение успешно общаться (читать, писать, говорить, слушать и иллюстрировать) устно и письменно, а также с использованием вновь появляющихся способов и средств массовой информации, особенно во взаимодействии с заинтересованными сторонами и коллегами Батоврин В.К._Кадровое обеспечение HiTech компаний_ОЭЗ Дубна_

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Батоврин В.К._Кадровое обеспечение HiTech компаний_ОЭЗ Дубна_

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СЛАЙДЫ Батоврин В.К._Кадровое обеспечение HiTech компаний_ОЭЗ Дубна_

Элементы системного подхода Системный подход предполагает, что при формировании политики в сфере подготовки инженерных кадров: определяются нужды и интересы ключевых заинтересованных сторон и способы удовлетворения этих нужд (т.е. в центре внимания находятся в основном политические, социо- гуманитарные и экономические, а не технические проблемы) в основе лежит стратегия достижения баланса между ключевыми показателями развития (повышение благосостояния, обороноспособности, конкурентоспособности и т.п.) При любой стратегии достижения баланса выпускники бакалавриата не способны решать сложные инженерные задачи, возникающие в высокотехнологичных отраслях промышленности Потребность высокотехнологичных компаний в инженерных кадрах может быть удовлетворена только на пути развития инженерной магистратуры Батоврин В.К._Кадровое обеспечение HiTech компаний_ОЭЗ Дубна_

Системный подход в инженерном деле Начало регулярного применения системного подхода в инженерном деле можно связать с серией лекций на тему «Системные концепции в частном и государственном секторах», прочитанных в 1971 году в Калифорнийском технологическом институте Для чтения этих лекций были приглашены выдающиеся специалисты того времени, среди которых Ч. Черчмен, Р. Говард, Р. Макол, Р. Майлс, С. Рамо и другие В своей лекции С. Рамо определил системный подход как методику применения научного подхода для решения сложных, комплексных проблем, которая концентрируется на анализе и разработке целого, отличного, непохожего на компоненты или части, и обязательно требует рассмотрения проблемы в её полноте, принимая во внимание все её грани и стороны, а также все возможные изменения и связанные с этим социальные и технические вопросы Батоврин В.К._Кадровое обеспечение HiTech компаний_ОЭЗ Дубна_

Инженер глазами ветеранов NASA Ветераны NASA выделили 11 основных личных качеств, которыми должен обладать современный инженер: 1.интеллектуальная любознательность, выражающаяся в первую очередь в способности и желании постоянно учиться новому 2.способность видеть целое даже при наличии множества мелких деталей (в т.ч. умение не терять основную главную цель и объединять для разговора на одном языке ученых, разработчиков, операторов и другие заинтересованные стороны, невзирая на изменения, возникающие по мере развития ЖЦ) 3.способность к выделению общесистемных связей и закономерностей, обладая которой первоклассный системный инженер может помочь другим членам команды в установлении места их системных решений в общей картине и в работе на достижение общих системных целей 4.высокая коммуникабельность – способность слушать, писать и говорить так, чтобы помогать наводить мосты между инженерами и управленцами на основе использования единых терминов, процессов и процедур 5.выраженная готовность к лидерству и к работе в команде (в т.ч. наличие глубоких и многосторонних технических знаний, энтузиазма в достижении поставленных целей, креативности и инженерного инстинкта) 6.готовность к изменениям, предполагающая (в т.ч. понимание неизбежности изменений); 7.приспособленность к работе в условиях неопределенности и недостаточности информации, предполагающая, в частности, способность к толкованию неполных и противоречивых требований; 8.специфическая убежденность в том, что следует надеяться на лучшее, но планировать худшее (в т.ч. предполагающая, что системный инженер постоянно проверяет и перепроверяет детали, имеющие отношение к обеспечению технической целостности системы); 9.наличие разнообразных технических навыков – способность применять обоснованные технические решения, что требует от системного инженера знания множества технических дисциплин на уровне эксперта; 10.уверенность в себе и решительность, но не высокомерие, т.к. даже хороший системный инженер может ошибаться; 11.способность строго выполнять предписания по реализации процесса при понимании того, когда надо остановиться и внести изменения (это предполагает способность системного инженера не только формально описать, но и «почувствовать» процессы) Батоврин В.К._Кадровое обеспечение HiTech компаний_ОЭЗ Дубна_