Действительные и страдательные причастия (повторение и обобщение изученного) Составитель - учитель русского языка и литературы Дорджиева Елена Анатольевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цели урока : 1.Повторить тему «Причастие» 2.Развить умение употреблять причастие в речи.
Advertisements

МОУ «Моркинская средняя (полная) общеобразовательная школа 2» Республики Марий Эл Обобщение раздела «Причастие». Русский язык. 7 класс. Учитель русского.
Причастие 7 класс Условные обозначения. - правило которое нужно запомнить. - правило которое нужно запомнить. - примеры. - примеры. - теоретический материал.
Причастие – это Причастие – это самостоятельная неизменяемая часть речи, которая самостоятельная неизменяемая часть речи, которая Образовано от глагола.
Причастие Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию. Причастие Совершенный видНесовершенный.
Причастие-это особая форма глагола, которая отвечает на вопросы какой(ая,ое,ие)? образуется от глагола, обозначает признак предмета по действию, изменяется.
ПРИЧАСТИЕ Обобщающий урок по теме «Причастие» Цели: проверить знания учащихся по теме; активировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению.
Словообразование причастий Автор : Овчинникова А. Руководитель : Димиева Э. В.
Причастие как часть речи. Цели урока Систематизация знаний по теме « Причастие ». Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков. Формирование.
7 класс. Причастие ПОВТОРИМ?.. Автор презентации: Вайцеховская Н.В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 18 Кировского района гор. Уфы.
Причастие – это часть речи, которая обозначает признак по действию, проявляющийся во времени. Крутящаяся юла, крутившаяся юла Причастие отвечает на вопросы.
Автор : Проценко Елена Георгиевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ 30 « Физико - математический лицей 30», СПб Причастие как часть речи.
Понятие о причастии Понятие о причастии Цель урока : знакомство с грамматическими признаками причастия ; формирование умения различать причастия и прилагательные.
Здравствуйте, я причастие !. Что такое причастие? Как мы распознаем причастия ? Какие свойства причастие позаимствовало у имени прилагательного и у глагола?
презентация на тему "Причастие как часть речи"
Тема урока: «ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПРИЧАСТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕКСТОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ. Страдательные причастия настоящего времени Повторение изученного материала Повторение изученного материала.
Понятие о причастии Работа ученика 7в класса Вершигоры Василия.
Учебный проект Учебный проект Для чего нужны причастия ?
Эпиграф к уроку: Часть речи,причастная глаголу в образе прилагательного. В.Даль. Цель : - систематизация знаний о причастии; формирование умения находить.
Транксрипт:

Действительные и страдательные причастия (повторение и обобщение изученного) Составитель - учитель русского языка и литературы Дорджиева Елена Анатольевна п. Кетченеры – 2013г.

«Причастие – часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». В.И. Даль

Понятие о причастии Какая часть речи называется причастием? причастием Назовите грамматические признаки прилагательного у причастия.признаки прилагательного у причастия. Назовите грамматические признаки глагола у причастия.признаки глагола у причастия. Укажите синтаксическую роль причастий в предложении. Сделайте вывод.синтаксическую роль причастий

Виды причастий Действительные причастия Страдательные причастия Причастия Настоящего времени Прошедшего времени Настоящего времени Прошедшего времени

Используя репродукции картин, составьте словосочетания с причастиями. Укажите главное слово. В. Фаворский. Страна Бумба.

Ольдаев К. М. «Хозяин степи», г.г.

Ольдаев К. М. «Возвращение», 1957 – 1958г.г.

Владислав Людвигович Котвич. Ученые и этнографы 5 давно обратили внимание на то, какое почетное место занимает в жизни и быту калмыков афористическая 5 поэзия… Среди них выделяется Владислав Людвигович Котвич, крупный ученый, автор многих трудов, посвященных исследованию языка и фольклора калмыков. Организация записи и издания «Джангара» в 1910 году, исследование современного калмыцкого языка, изучение архивных документов, освещающих русско-ойратские отношения на протяжении двух веков, - таков неполный перечень основных работ ученого в интересующей нас области. В.Л. Котвич ездил в 1896 году на Волгу для перевода двух песен «Джангара», ставших широко известными миру. Кроме того, ученый записывал пословицы, поговорки и загадки. Эти пословицы и загадки, опубликованные в 1905 году, явились первым изданием подобного рода. Ценность сборника В. Котвича в том, что пословицы и загадки снабжены параллельным переводом, сделанным ученым- монголоведом. (А.Ш. Кичиков)

Владислав Людвигович Котвич ( ) Польский и русский лингвист (работал в 1891 – 1924г.г. в России), востоковед, специализировавшийся в области языков монгольской группы алтайской семьи. Член корреспондент Российской академии наук (1923), действительный член Польской академии знаний, председатель Польского востоковедческого общества (1922 – 1936).

Калмыцкие пословицы, собранные В.Л. Котвичем 1. Кость, (попала) в пасть собаки, не выходит целой. 2. Зарубки на дереве не изглаживаются, (сказал) слово не забывается. 3. Старуха, (испугалась) молока, пьет губами (т. е. осторожно) кислое молоко. 4. (Бегает) собака гложет кости. 5. Говорить слова человеку, (не понимает) их, то же, что бросать зерно на рога коровы.

Ответы к пословицам Калмыцкие пословицыРусские пословицы 1. Кость, попавшая в пасть собаки, не выходит целой. 2. Зарубки на дереве не изглаживаются, сказанное слово не забывается. 3. Старуха, испугавшаяся молока, пьет губами (осторожно) кислое молоко. 4. Бегающая собака гложет кости. 5. Говорить слова человеку, не понимающему их, то же, что бросать зерно на рога коровы. 1. Что с возу упало, то пропало. 2. Что написано пером, не вырубишь топором. 3. Обжегшись на молоке, станешь дуть и на воду. 4. Волка ноги кормят. 5. Пой молебен тому святому, который милует.

Прочитайте калмыцкие пословицы. Какими членами предложения являются выделенные слова? Укажите, чем они выражены. Объясните расстановку выделенных знаков препинания. Думающий о будущем – умен, чИнящий дырявое – мастер. Юноша, думающий о будущем, умен; девушка, чИнящая старье, умна.

В каких рядах все слова являются действительными причастиями? 1. Понятый, взвешенный 2. Прочитанный, сияющий 3. Ненавидящий, уважаемый 4. Неуспевший, гонимый 5. Борющийся, красящий 3 и 5

В каких рядах в обоих случаях пропущена буква Я? 1. Ро…щие канаву рабочие, ла…щий щенок 2. Леле…щий мечту, езд…щий верхом 3. Всевид…щее око, люб…щие родители 4. Стро…щие дом строители, пен…щиеся волны 5. Скач…щий всадник, бре…щийся отец 3 и 4

В каких рядах в обоих случаях пропущена буква Е? 1. Независ…мый эксперт, знач…мый для нас 2. Предполага…мый результат, движ…мый чувством 3. Хран…мый в памяти, реша…мая задача 4. Невид…мый глазом, слыш…мый в тишине шорох 5. Гон…мый ветром, пригрева…мое солнцем 1 и 4

В каком ряду правильно расставлены запятые при причастном обороте? 1. Два разведчика прокладывающие, дорогу пехоте вышли на ближайшие подступы к Висле. 2. Из припудренной инеем, хвои высунулась бурая морда, увенчанная ветвистыми рогами. 3. Сорока, чистившая на ветке ольховника свой острый клюв, вдруг повернула голову набок. 3

«Причастие – часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». В.И. Даль

Домашнее задание: & 136, 137, 138 (повторить); Упр. 156.

Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Например: читающая мартышка, играющий котенок, скачущий конь НАЗАД

Признаки прилагательного Обозначает признак предмета (по действию), отвечает на вопрос какой ?какая? и т.д. Относится к существительному и согласуется с ним в роде, числе и падеже. Изменяется по родам, числам и падежам(склоняется),имеет окончания прилагательных: с синего, синеющего (неба). Страдательные причастия имеют ПОЛНУЮ и КРАТНУЮ форму: скошенные травы, травы скошены. Причастия в краткой форме изменяются по родам и числам. НАЗАД

Признаки глагола у причастия Вид. Совершенный и несовершенный: прозвеневший, звенящий. Время. Прошедшее и настоящее: растущий, выросший. Переходность. Могут быть переходными и непереходными: пишущий письмо, летящий по небу. невозвратными и возвратными: Могут быть невозвратными и возвратными: строящий, строящийся. НАЗАД

Синтаксическая роль причастия Определение: Определение: Сорванный цветок увял. Сказуемое: Сказуемое: Цветок сорван. Именная часть составного именного сказуемого: Именная часть составного именного сказуемого: Цветок был сорван.

Причастный оборот – причастие с зависимыми от него словами. Обособление причастного оборота в русском и калмыцком языках. Обособляется, если: 1.Стоит после определяемого слова: Поля, ЗАСЕЯННЫЕ ПШЕНИЦЕЙ, дали всходы; 2.Стоит перед определяемым словом и имеет добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное): ОГЛУШЕННЫЙ ТЯЖКИМ ГУЛОМ, Теркин никнет головой. НЕ обособляется, если: 1.Стоит перед определяемым словом и не имеет добавочного обстоятельственного значения: К беседке вела РАСЧИЩЕННАЯ В СНЕГУ дорожка. НЕ обособляется! Разделяются запятой однородные причастные обороты. НАЗАД

Правило-помощник Причастия, обозначающие признак того предмета, который сам производит действие, называются ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ. Причастия, обозначающие признак того предмета, который сам испытывает на себе действие со стороны другого предмета, называются СТРАДАТЕЛЬНЫМИ.

Образец рассуждения Рассказанная (история) – та, которая КЕМ-ТО рассказана; значит слово рассказанная – страдательное причастие. Рассказавший (дежурный) – тот, КТО САМ рассказал; значит, слово рассказавший – действительное причастие. НАЗАД

Образование действительных причастий настоящего времени Глаголы Суффиксы действительных причастий настоящего времени Действительные причастия настоящего времени несовершенного вида переходные и непереходные спряжения нести (несут) работать (работают) I спр.-ущ- (-ющ-) несУЩий работаЮЩий дышать (дышат) красить (красят) II спр.- ащ- (-ящ-)дышАЩий красЯЩий НАЗАД

Образование действительных причастий прошедшего времени Глаголы совершенного и несовершенного вида, переходные и непереходные Суффиксы действительных причастий прошедшего времени Действительные причастия прошедшего времени строить (строил) засеять (засеял)-вш- строиВШий засеяВШий нести (нес)-ш-несШий НАЗАД

Образование страдательных причастий настоящего времени Глаголысуффиксы страдательных причастий настоящего времени страдательные причастия настоящего времени переходные несовершенного вида спряжен ия читать (читают) вести (ведут) I спр.-ем- (-ом-) читаЕМый ведОМый гнать (гонят) II спр.-им-гонИМый НАЗАД

Образование страдательных причастий прошедшего времени Глаголы неопределенной формы, переходные, совершенного и несовершенного вида Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени Страдательные причастия прошедшего времени прочитать (прочитал) -НН-прочитаННый увидеть (увидел) принести (принес) -ЕНН- (ЕНН-) увидЕННый принесЕННый понять (понял) сжать (сжал) -Т-поняТый сжаТый НАЗАД

Ответы к тексту Действительные причастияСтрадательные причастия освещаЮЩий (1 спр.) интересуЮЩей (1 спр.) посвящЕННых (н.ф. посвятить, пишем Е) стаВШих опубликоваННые снабжеНы сделаННым Назад

Проверь себя I вариантII вариант не понимающему их испугавшаяся молока попавшая в пасть человеку, не понимающему сказанное слово старуха, испугавшаяся бегающая собака кость, попавшая в пасть назад