Клетка – открытая система
Задачи: Формирование у учащихся целостного представления понятия «система» Использования знаний о свойствах систем для доказательства, что клетка - открытая система. Оборудование: экран, компьютер, проектор, листы А-4.
Ход урока. 1 часть Организация урока Учащиеся распределяются по 5 рабочим группам (по 5 человек). Определяются ответственные в каждой группе. Задачи ответственных – побуждать себя и собеседника придумывать различные варианты решения поставленных задач, стараясь воздерживаться от критики предложений собеседников, разделять во времени процессы поиска вариантов решения и принятия решения.
2 часть актуализация темы Напишите слово «Система» и поработайте с ним, выполнив следующие задания: - словесная ассоциация - рисунок (образ системы) - примеры Далее работы групп развешиваются на доске, а учащиеся их комментируют.
Что такое система? Система в переводе с греческого языка означает «целое, составленное из частей». Карл Людвиг фон Берталанфи - основатель концепции под названием «Общая теория систем».
Свойства систем: Образует единство со средой, в которой оно функционирует. Любой элемент данной системы может быть рассмотрен как система более низкого порядка (клетка – орган) любая система является элементом другой системы более высокого порядка (орган – человек). Эмерджентность: свойства системы больше, чем сумма свойств компонентов ее составляющих. У многоклеточного организма взаимосвязь многих клеток приводит к созданию нового качества, не равнозначного простой их сумме,т.е. клетки, ткани, органы в сумме еще не представляют собой целостный организм.
Клетка животная Клетка растительная
Клетка Растительная Животная Имеются пластиды: хлоропласты, хромопласты, лейкопласты Автотрофный тип питания Синтез АТФ происходит в хлоропластах и митохондриях Имеются целлюлозная клеточная стенка, крупные вакуоли; клеточный центр – только у низших растений Пластиды отсутствуют Гетеротрофный тип питания Синтез АТФ происходит в митохондриях Целлюлозная клеточная стенка отсутствует; вакуоли мелкие; клеточный центр отсутствует у всех клеток
В настоящее время основные положения клеточной теории формулируются следующим образом: клетка является универсальной структурной единицей живой материи каждая клетка ведет свое происхождение только от другой клетки; клетки всех организмов имеют сходное строение и состав; клетки многоклеточных организмов связаны между собой, образуя целостную систему.
часть. Игра Бинго
Заполните матрицу ответами: 1- органоид клетки, выполняющий транспортную функции 2- ученый, открывший ядро клетки 3- органоид клетки, содержащий биологически активные вещества 4- в клетке участвует в процессе фотосинтеза 5- с него начинается деление клетки 6 -самый маленький органоид клетки, участв. в проц. биосинтеза белка 7-отвечает за передачу наследственных признаков 8- доказал, что новые клетки образуются из старых в результате деления 9-клетка, имеющая ядро 10-создатели клеточной теории 11-он открыл одноклеточные организмы 12-рганоид, содержащий клеточный сок 13-рганоид, участвующий в процессе деления клетки 14-внутреннее содержимое клетки 15-наука о клетке 16-безядерные клетки 17-«энергетическая станция» клетки 18-состоит из целлюлозы, покрывает плазматическую мембрану 19-ученый,который внедрил в науку понятие «клетка» 20-образуется в результате слияния гамет
Игра Бинго 1 ЭПС 2 К.Бэр 3 лизосома 4 хлоропласт 5 ядро 6 рибосома 7 хромосома 8 Р.Вирхов 9 эукариотическая 10 М.Шлейден- Т.Шванн 11 А.Левенгук 12 вакуоль 13 клеточный центр 14 цитоплазма 15 цитология 16 прокариоти- ческая 17 митохондрия 18 клеточная стенка 19 Р.Гук 20 зигота
4 часть составьте синквейн (пятистишье) на тему: «Клетка -открытая система» 1-строчка – 1 главное слово 2-строчка-2 прилагательных 3 –строчка 3 глагола 4 – строчка- крылатая фраза, утверждение 5 строчка – существительное, которое выражает суть первого слова Ученики Шумные, активные Учатся, занимаются, познают Без труда не выловишь и рыбку из пруда подопечные
5 часть подведение итогов урока Выставление оценок. Домашнее задание: Подготовьте презентацию: «Клетка- открытая система» Литература:. - Игра в образовательном процессе М.Г.Ермолаева, С-Пб, 2007 АППО кафедра педагогики и андрагогики Общая биология классы. Под редакцией ак.Д.К.Беляева Москва «Просвещение» Биология Подготовка к ЕГЕ-2011 А. А. Кириленко С.И. Колесников Ростов- на- Дону «Легион» Открытые уроки биологии 9-11кл.Л.А.Попова Москва «Вако» 2011г - Общая Биология 10 класс А.В.Кулев.СПб «Паритет» 2007