Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 412 Петродворцового района Санкт-Петербурга Учебная ситуация и УУД: дань моде или необходимость? Методическое пособие Санкт-Петербург 2013
Актуальность Учитель сегодня должен стать помощником, создателем новых учебных ситуаций, новых заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий (УУД) и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний (требования ФГОС).
Цель создания методического пособия Познакомить с учебной ситуацией как структурной единицей учебной деятельности и способом формирования универсальных учебных действий школьников.
Практическая значимость методического пособия В пособии представлены приемы и методы повышения мотивации учения и качества обученности учащихся по разным предметам в общеобразовательной школе. На основе разработанных практических рекомендаций учителя смогут овладеть инструментами построения уроков в 5-11 классах, позволяющими сформировать на основе УУД целостное представление о мире.
Структура пособия Пособие состоит из двух глав, в которых учитель может познакомиться с понятиями: «учебная ситуация» и «универсальные учебные действия» (УУД), научиться моделировать учебные ситуации и строить урок с точки зрения формирования УУД.
Глава I Учебная ситуацияУчебная ситуация Шаг первый: расскажи – и я узнаю… некоторые оптимальные научные концепции А.В.Хуторского, В.В.Краевского,.Я.Лернера.
Шаг второй: покажи – и я запомню… Практические разработки учителей нашей школы 1. Литература 5 класс. Лежнева Л.В.Литература 5 класс. Лежнева Л.В. 2. Русский язык 6 класс. Тараскина С.В.Русский язык 6 класс. Тараскина С.В. 3. История 7 класс. Ибрагимова И.В.История 7 класс. Ибрагимова И.В. 4. Элективный курс по математике 10 класс. Запасник О.Я.Элективный курс по математике 10 класс. Запасник О.Я.
Шаг третий: дай попробовать – и я пойму… Мастерская «Учиться делая» - один из способов создания алгоритма моделирования учебных ситуаций и формирования УУД в свете новых требований к современному уроку.алгоритма
Алгоритм 1. Отбор содержания урока. 2. Выявление личного опыта учащихся по теме урока (возможны вопросы, начинающиеся со слов: как, почему, когда, отчего?). 3. Формулирование проблемного вопроса по теме урока. 4. Предлагаемые пути решения вопроса. 5. Алгоритм решения (предлагается учителем или учениками). 6. Решение учащимися вопроса по алгоритму и демонстрация результата. 7. Моделирование жизненной ситуации.
Глава II Универсальные учебные действия (УУД) Шаг первый: расскажи – и я узнаю… Классификация УУД (по А.Г.Асмолову): 1.Познавательные 2.Личностные 3.Регулятивные 4.Коммуникативные
Технологическая карта урока Шаг второй: покажи – и я запомню… 1.Алгебра 9 класс. С.К.СентюринаАлгебра 9 класс. С.К.Сентюрина 2.Английский язык 6 класс. Пасечная М.В.Английский язык 6 класс. Пасечная М.В. 3.Русский язык 6 класс. Тараскина С.В.Русский язык 6 класс. Тараскина С.В. 4.История и культура СПб 5 класс. Ибрагимова И.В.История и культура СПб 5 класс. Ибрагимова И.В.
Шаг третий: дай попробовать – и я пойму КонструированиеКонструирование современного урока, формирующего УУД.
Дань моде или необходимость? Каким же должен стать современный урок? Каждый учитель, вступая в новую эру образования, задает себе вопросы: как? зачем? почему? Эти же вопросы задает себе и ученик. Совместный поиск ответов сделает урок интересным познавательным открытием.
Литература 1. Горленко Н. М., Запятая О. В., Лебединцев В. Б., Ушева Т. Ф. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования// Народное образование, 4, 2012, с Зимня И. А. Педагогическая психология, М.:МПСИ, Воронеж, МОДЕК, 2010,448 с. 3. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения, М.:»Педагогика», 1981,186 с. 4. Мухина И. А., Еремина Т. А. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: книга для учителя. – СПб.: СПбГУМП, 2002,210 с. 5. Панина Т. С.,Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения, М.:Akademia,2006, 176 с4. 6. Педагогические мастерские по литературе/ Под ред. А. Н. Сиваковой, СПб.: «Корифей»,2000,352 с. 7.Теоретические основы процесса обучения в советской школе/Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера М.: «Педагогика»,1989,320 с. 8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли// Учебное пособие / Под ред. А. Г. Асмолова, М.: Просвещение, 2011, 159 с. 9. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов, СПб Питер,2001, с
Авторы: Капустина Т.А., Лежнева Л. В., Тараскина С. В., Запасник О.Я., Ибрагимова И. В., Пасечная М. В., Сентюрина С.К.