Проектирование основной образовательной программы начального общего образования ИЗДАТЕЛЬСТВО «АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК» Российская Академия наук Издательский.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основная образовательная программа НОО разрабатывается каждым образовательным учреждением: Закон РФ «Об образовании» Федеральный государственный образовательный.
Advertisements

1 1 Федеральные государственные образовательные стандарты Приказ Минобрнауки России от «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного.
117997, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 90 т/ф.: (495) , (495) Российская Академия наук Издательский комплекс.
1 1 Федеральные государственные образовательные стандарты Приказ Минобрнауки России от «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Общие подходы к проектированию ООП Семинар директоров ОУ города Чебоксары 18 апреля 2012 года.
Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования.
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Основная образовательная программа основного общего образования.
Основные образовательные программы основного Основные образовательные программы основного общего образования.
Основная образовательная программа основного общего образования Л.И. Воронцова, зав. отделом сопровождения профессионального образования ОГБОУ ДПО «Костромской.
Т РЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Госсен С.В., заместитель директора по УВР МБОУ «Лицей 112» 31 января.
Разработка основной образовательной программы основного общего образования.
Основная образовательная программа начального и основного общего образования.
Вьюгина Наталья Александровна, старший методист ГЦРО 2013 г.
ФГОС второго поколения основного общего образования Совещание при зам. директора по УВР г.
Презентацию подготовила Бурдельная Юлия Анатольевна, зав.кафедрой управления и экономики образования БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н. 1.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА начального общего образования как основной проект по реализации требований ФГОС.
Основные образовательные программы начального и основного Основные образовательные программы начального и основного общего образования.
Транксрипт:

Проектирование основной образовательной программы начального общего образования ИЗДАТЕЛЬСТВО «АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК» Российская Академия наук Издательский комплекс "Наука"

Бочарникова Лариса Михайловна Бочарникова Лариса Михайловна Российская Академия наук Издательский комплекс "Наука" Методист научно методического отдела издательства Академкнига/учебник Методист научно методического отдела издательства Академкнига/учебник ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК тел тел

Как разработать основную образовательную программу школы? Как разработать основную образовательную программу школы? В пособии, разработанном на основе основных положений ФГОС, технология представлена технология создания основной образовательной программы для начальной школы с учетом изменений в федеральной нормативной базе + издание 2-е

Как в результате проектирования может (должна) выглядеть такая программа? Как в результате проектирования может (должна) выглядеть такая программа? выпуск 1, 2 В сборниках (выпуск 1, 2) показан опыт проектирования опыт проектирования основных образовательных программ, который может быть использован творческими группами для разработки и коррекции собственных вариантов создаваемых документов

Опора на нормативные документы: 655 Приказ Минобрнауки от г. 655 «Об утверждении и введении в действие ФГТ к структуре ООП ДО» Приказ Минобнауки от г. 373 « Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (с изменениями приказы 1241 и 2357) 1897 Приказ Минобнауки от «Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО» 413 Приказ Минобрнауки от «Об утверждении и введении в действие ФГОС среднего (полного) общего образования» Положения, установки, влияющие проектирование ООП ООО

Утвержден приказом Минобрнауки России от «06» октября 2009 г. 373 Утвержден приказом Минобрнауки России от «06» октября 2009 г. 373 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Утвержден приказом Минобрнауки России от «17» декабря 2010 г Утвержден приказом Минобрнауки России от «17» декабря 2010 г Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

Стандарт включает в себя требования: - к результатам освоения ООП НОО; - к структуре ООП, в т. ч. требования к соотношению частей программы, обязательной и вариативной части; -к условиям реализации ООП (кадровым, финансовым, материально-техническим) «Три Т» Срок действия или срок освоения ООП?

Стандарт должен быть положен в основу деятельности: Стандарт должен быть положен в основу деятельности: разработчиков ООП НОО; - разработчиков ООП НОО; - руководителей ОУ, их заместителей, отвечающих за качество реализации ООП; разработчиков примерных ООП НОО; - разработчиков примерных ООП НОО; - сотрудников учреждений профессионального педагогического образования, методических структур; авторов учебной литературы - авторов учебной литературы; - руководителей и специалистов органов исполнительной власти и местного самоуправления - разработчиков ООП ООО; - руководителей ОУ, их заместителей, отвечающих за качество реализации ООП ООО; - разработчиков примерных ООП ООО; - сотрудников учреждений профессионального педагогического образования, методических структур; - авторов учебной литературы; - руководителей и специалистов органов исполнительной власти и местного самоуправления

Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования

Образовательная программа - основополагающий документ, который определяет приоритетные направления функционирования и развития образовательного учреждения. Общая оценка ФГОС и программы – позитивная: - внимание к содержанию и качеству образования; - поддержка тенденций реализации развивающего личностно ориентированного обучения; - структурная целостность программы…

- право учреждения на выбор УМК (образовательной программы); - особенности УМК и его возможности по реализации в образовательном процессе фундаментального ядра содержания НОО; - условия реализации принципа преемственности дошкольного и начального образования; - особенности образовательного учреждения. При разработке Программы необходимо учитывать:

Образовательная программа направлена на : формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие; создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

ООП разрабатывается на основе примерной Какую программу считать примерной? ООП разрабатывается на основе примерной Какую программу считать примерной? во всех трех разделах ООП: ООП содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, представленные во всех трех разделах ООП: целевом, содержательном и организационном. Особое соотношение инвариантной и вариативной частей: - разработчиков ООП ООО; - руководителей ОУ, их заместителей, отвечающих за качество реализации ООП ООО; - разработчиков примерных ООП ООО; - сотрудников учреждений профессионального педагогического образования, методических структур; - авторов учебной литературы; - руководителей и специалистов органов исполнительной власти и местного самоуправления

Основная образовательная программа содержит: Основная образовательная программа содержит: (80% / 70% содержания программы) - обязательную часть (80% / 70% содержания программы), которая включает в себя требования Стандарта и Примерной программы; (20% / 30% содержания программы) - вариативную часть (20% / 30% содержания программы) Соотношение 80/20, 70/30 предлагается использовать в каждом разделе программы

При разработке программы используются следующие документы: При разработке программы используются следующие документы: Инвариантные: - ФГОС -Примерная ООП Вариативные: - Программа развития ОУ - Устав, Типовое положение об ОУ - концептуальные положения завершенных предметных линий (систем учебников); - учебный план, план воспитательной работы; - региональные (муниципальные) программы развития)

Требования к результатам освоения ООП: Требования к результатам освоения ООП: - личностным - метапредметным -Предметным (преемственность по структуре требований с начальной и средней школой)

Основная образовательная программа НОО Основная образовательная программа НОО урочную и внеурочную деятельность реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность (для внеурочной деятельности прописан механизм реализации в начальной школе)

Основная образовательная программа ОУ содержит три раздела: 1. Целевой 2. Содержательный 3. Организационный

1. Целевой раздел включает: 1.1.пояснительную записку 1.1.пояснительную записку (в т.ч. цели и задачи; принципы и подходы) 1.2.планируемые результаты освоения ООП 1.2.планируемые результаты освоения ООП (личностные, метапредметные и предметные) 1.3.систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП 1.3.систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП (письменные и устные работы, проекты, практические и творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения)

1. Структура пояснительной записки - введение; - цели и задачи реализации программы; - принципы и подходы к формированию программы; - общая характеристика программы; - состав участников образовательного процесса.

Введение название ОУ; указание конкретных авторов Образовательной программы; наименование документов, на основе которых разрабатывается Образовательная программа и учебно-методические комплекты, наиболее предпочтительные для учителей школы.

Согласно Стандарта и Примерной программы: Цель программы: Обеспечение достижения планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) Задачи программы: - становление основ гражданской идентичности - формирование основ умения учиться - духовно-нравственное развитие - укрепление здоровья учащихся

При разработке пояснительной записки дополнительно используются: - цели и задачи применяемого УМК (например, Перспективная начальная школа); - цели и задачи образовательного учреждения с учетом его вида и (или) стратегии развития (согласно программе развития); - региональные (муниципальные) особенности

- цели и задачи применяемого УМК (например, «Перспективная начальная школа»): Оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности. При разработке пояснительной записки дополнительно используются:

При разработке пояснительной записки дополнительно используются: - цели и задачи образовательного учреждения с учетом его вида и (или) стратегии развития (согласно программе развития): Общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов, гимназия, общеобразовательный лицей, специальная (коррекционная) школа VII вида. - региональные (муниципальные) особенности: краеведческое образование, экологическое образование и т.д.

При разработке пояснительной записки дополнительно используются: - планируемые результаты освоения УМК; - основные принципы УМК: например, в ПНШ это принципы: непрерывного развития каждого ребенка, целостности образа мира, практической направленности, учета индивидуальных возможностей и способностей школьников.

Принципы и подходы к формированию программы Стандарт направлен на обеспечение: -равных возможностей получения качественного НОО; -духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности (п.1.6. ФГОС). Особенностью данной части пояснительной записки должен стать анализ условий обеспечения всех вышеперечисленных требований в УМК и принципов соответствующей обучающей системы.

Основные положения УМК «ПНШ» При отборе учебного материала, разработке языка изложения материала, разработке методического аппарата комплекта учитывались следующие составляющие: Возраст школьника; Разный уровень развития школьника; Топографическая принадлежность школьника; Разная наполняемость класса; Разный уровень владения русским языком; Особенности мировосприятия школьника; Интерактивность; Формирование деятельности учебного сотрудничества; Формирование умения поиска информации.

Общая характеристика Образовательной программы: Проектируя эту часть пояснительной записки, также необходимо опираться на Примерную программу (стр. 7) Состав участников образовательного процесса конкретного ОУ: -обучающиеся, -Педагогические работники ОУ, -Родители, -а также общественные организации, фонды, инициативные группы, экспертные и управляющие советы.

Пример соотношения (80/20) Проектирование пояснительной записки Пример соотношения (80/20) Проектирование пояснительной записки Структурные компоненты пояснительной записки Используемые документы (материалы) Итоговый вариант ФГОС Пример ная ООП УМК Типовое положение, устав, программа развития ОУ Особенности региона, муниципалит ета Цели Задачи Принципы формирования документа

1.2. Определение планируемых результатов: Личностные Метапредметные Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные)Предметные экспертнаяоценка Предполагается экспертная оценка существующих вариантов планируемых результатов

Планируемые результаты в УМК «Перспективная начальная школа» Личностные результатыСамоопределение, смыслообразование, нравственно- этическая ориентация Метапредметные результаты: Регулятивные УУДЦелеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль и самоконтроль, коррекция, оценка, саморегуляция Познавательные УУДОбщеучебные, знаково-символические, информационные, логические Коммуникативные УУДИнициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией Предметные результаты Определены с учетом содержания учебных предметов

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП включает: 1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП включает: Механизм оценки предметных, метапредметных и личностных результатов Основные направления и цели оценочной деятельности Механизм оценки предметных, метапредметных и личностных результатов Использование разнообразных методов и форм, дополняющих друг друга Оценка динамики индивидуальных достижений Использование разнообразных методов и форм, дополняющих друг друга Описание организации промежуточной и итоговой аттестации в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки по предметам, оценку проектной деятельности

Проектирование системы оценки достижения планируемых результатов: - личностные результаты (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация) не подлежат итоговой оценке; - объект оценки метапредметных результатов регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД (оценка умения учиться); - оценка предметных результатов происходит по отдельным предметам

Проектирование системы оценки достижения планируемых результатов: В «Перспективной начальной школе»: - разработаны требования к уровню подготовки к концу каждого года обучения; - содержание учебников включает задания на контроль и оценку процесса и результата деятельности; - разработаны сборники самостоятельных и контрольных работ по каждому учебному предмету и классу; - имеется контрольная работа на основе единого текста «Белый медведь»

2. Содержательный раздел включает: 1.Программу формирования УУД (на ступени начального образования); программу развития УУД (в основной школе); 2.Программы отдельных учебных предметов, курсов (в том числе интегрированных) и курсов внеурочной деятельности; 3.Программу воспитания, экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, социализации обучающихся; 4.Программу коррекционной работы

2.1. Программа формирования УУД (в начальной школе) включает: 1)Ценностные ориентиры содержания образования на ступени НОО; 2)Характеристику УУД; 3)Связь УУД с содержанием учебных предметов; 4)ИКТ-инструментарий УУД. Формирование ИКТ- компетентности; 5)преемственность программы УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.

2.1. Программа развития УУД включает: 1)цели и задачи; 2)описание понятий, функций, состава и характеристик УУД; 3)типовые задачи применения УУД; 4)описание особенностей реализации учебно- исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое) 5,6,7)описание содержания, видов и форм деятельности по развитию ИКТ-компетенций; их основных элементов; планируемых результатов;

2.1. Программа развития УУД включает: 8)виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями, формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей; 9)описание условий, обеспечивающих развитие УУД, в т.ч. информационно-методического обеспечения, подготовки кадров; 10)систему оценки деятельности ОУ по формированию и развитию УУД; 11)методику и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися УУД.

Программа формирования УУД Механизмы формирования УУД должны быть прописаны авторским коллективом УМК у обучающихся должны быть прописаны авторским коллективом УМК: -по учебным предметам и конкретным темам; -по личностным, метапредметным и коммуникативным УУД.

Типовые задачи формирования УУД (как проект для основной школы) Типовые задачи формирования УУД (как проект для основной школы) Типы задач (заданий) Виды задач (заданий) Личностные Самоопределение; саморазвитие; ценностно-смысловые установки; способность к осознанию российской идентичности; экологическое мышление Регулятивные Целеполагания; планирования; осуществления учебных действий; прогнозирования; контроля; коррекции; оценки; самоконтроля, самооценки Познавательные Общеучебные; знаково-символические; информационные; логические; ИКТ-компетентности Коммуникативные Организации общения; учебного сотрудничества и совместной деятельности; взаимодействия; управления коммуникацией.

2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов включают: 2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов включают: 1)пояснительную записку; 2)общую характеристику учебного предмета, курса; 3)описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4)личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5)содержание учебного предмета, курса; 6)тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7)описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса; 8)планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

2.3. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы: 1) цель и задачи; 2) основные направления деятельности; 3)принципы ; 4)основное содержание; 5)виды деятельности и формы занятий; 6)Условия совместной деятельности ОУ с семьями обучающихся, с общественными институтами; 7)принципы и основные формы повышения педагогической культуры родителей обучающихся; 8)планируемые воспитательные результаты.

2.3. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни (начальная школа): 1) цель, задачи и результаты деятельности; 2) направления деятельности; 3)модели организации работы, виды деятельности и формы занятий с обучающимися; 4)критерии, показатели эффективности деятельности ОУ; 5)Методику и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов.

2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся (на ступени ООО): 2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся (на ступени ООО): 1) цель и задачи; 2) направления деятельности; 3) содержание, виды деятельности и формы занятий; 4) формы профессиональной ориентации обучающихся; 5) этапы организации работы в системе социального воспитания; 6) основные формы педагогической поддержки социализации обучающихся;

7) модели организации работы по формированию ЗОЖ 8) описание деятельности в области экологического образования; 9) систему поощрения социальной успешности и активной жизненной позиции; 10) критерии, показатели эффективности деятельности; 11) методику и инструментарий мониторинга; 12) планируемые результаты Программа воспитания и социализации обучающихся: 2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся:

2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся 2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся Направления деятельности в рамках программы воспитания и социализации: программы воспитания и социализации: духовно-нравственное духовно-нравственное профориентация профориентация здровьесберегающая деятельность здровьесберегающая деятельность формирование экологической культуры формирование экологической культуры

2.4. Программа коррекционной работы 1) цели и задачи; 2) перечень и содержание коррекционных направлений; 3) система психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ; 4) механизм взаимодействия необходимых специалистов; 5) планируемые результаты коррекционной работы.

3. Организационный раздел включает: 1.Учебный план и план внеурочной деятельности 2. Систему условий реализации ООП

3.1. Учебный план В учебный план входят обязательные предметные области и учебные предметы: - филология (русский и родной язык, литература (родная), иностранный язык, второй иностранный язык); -общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география); - математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика); - основы духовно-нравственной культуры народов России; - естественно-научные предметы (физика, биология, химия); - искусство (изобразительное искусство, музыка); - технология (технология); - физическая культура и ОБЖ (физическая культура, ОБЖ).

духовно-нравственное физкультурно-спортивное и оздоровительное социальное общеинтеллектуальное общекультурное Внеурочная деятельность организуется по направлениям: Внеурочная деятельность организуется по направлениям: (по аналогии с начальной школой)

Основные положения: 1. Взаимосвязь содержания урочной и внеурочной деятельности при вариативности форм. 2. Направленность на формирование УУД. 3.Обязательность внеурочной деятельности. 4. Специальная подготовка педагогов доп. образования при проведении ими внеурочной деятельности. 5. Опора на опыт внеурочной занятости детей в конкретном образовательном учреждении. Внеурочная деятельность организуется по направлениям: Внеурочная деятельность организуется по направлениям:

Программы внеурочной деятельности Формы организации внеурочной деятельности Состав и структура направлений внеурочной деятельности Часов в неделю Спортивно- оздоровительное Духовно- нравственное Социальное Общеинтеллек туальное Общекульту рное Музей в твоем классе Кружок, клуб, факультатив2 Расчетно- конструкторско е бюро Факультатив 1 Изучение природы родного края Проектная деятельность2 «Ключ и Заря»Научный клуб 1 «Мы и окружающий мир» Научный клуб Занимательная экология Исследовательс кая лаборатория 1 Компьютерная долина Проектная деятельность 1 Город мастеров Творческая мастерская 1 Итого реализуемых направлений и рекомендуемых часов Вариант плана внеурочной деятельности (НШ)

Основные положения: 1)пояснительная записка; 2)общая характеристика курса; 3)личностные и метапредметные результаты освоения курса; 4)содержание курса внеурочной деятельност; 5)тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся; 6)описание учебно-методического и материально- технического обеспечения курса. Структура программы внеурочной деятельности (ФГОС для средней школы, приказ 413 от , п ) Структура программы внеурочной деятельности (ФГОС для средней школы, приказ 413 от , п )

Кадровые Финансовые Материально-технические Психолого-педагогические Информационно-методические 3.2. Система условий реализации ООП

- провести внутреннюю экспертизу документа, в т.м числе используя компетенцию совета по введения ФГОС, органа ГОУ; - обсудить и утвердить образовательную программу на педагогическом совете ОУ; - инициировать внешнюю экспертизу документа на муниципальном или региональном уровне (в муниципальном методическом центре, региональном экспертном совете, в институте повышения квалификации и т.д.) После завершения проектирования основной образовательной программы целесообразно:

по введения ФГОС, органа ГОУ; 1.Документ разработан в соотношении 80/20 - начальная школа ; 70/30 основная школа; 2/3 и 1/3 - средняя школа. 2.Внутренняя структура и содержание разделов ООП соответствуют требованиям ФГОС. 3.Действует механизм уточнения (дополнения) ООП. 4.Основная образовательная программа является работающим документом. Критерии оценки основных образовательных программ Критерии оценки основных образовательных программ

Содержание и сроки коррекции ООП (фрагмент) Разделы программы Структурные элементы программы и обоснование их коррекции Рекомендуемые сроки коррекции Целевой раздел Пояснительная записка Введение: в случае изменения федеральных и региональных нормативных документов, вида образовательного учреждения По мере поступления изменений Цели и задачи, принципы и подходы к формированию программы: при условии коррекции перечня используемых УМК (завершенных предметных линий), утверждения новой программы развития школы, системы образования региона, муниципалитета апрель - сентябрь Состав участников образовательного процесса: - при изменении контингента обучающихся; - в случае коррекции состава социальных партнеров сен - авг апр - окт Общие подходы к организации внеурочной деятельности: при условия изменения модели внеурочной деятельности апрель - сентябрь

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК» , г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 90 т/ф.: (495) , (495)