Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЕлизавета Баранова
1 117997, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 90 т/ф.: (495) , (495) Российская Академия наук Издательский комплекс "Наука" Издательство Академкнига/Учебник Проектирование основной образовательной программы основного общего образования
2 Как разработать основную образовательную программу школы ? В пособии, разработанном на основе основных положений ФГОС, представлена технология создания основной образовательной программы для начальной и основной школы с учетом изменений в федеральной нормативной базе + издание 2-е
3 Как в результате проектирования может (должна) выглядеть такая программа?. В сборниках (выпуск 1, 2) показан опыт проектирования основных образовательных программ, который может быть использован творческими группами для разработки и коррекции собственных вариантов создаваемых документов
4 Опора на нормативные документы: Приказ Минобрнауки от г. 655 «Об утверждении и введении в действие ФГТ к структуре ООП ДО» Приказ Минобнауки от г. 373 « Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (с изменениями приказы 1241 и 2357) Приказ Минобнауки от «Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО» Приказ Минобрнауки от «Об утверждении и введении в действие ФГОС среднего (полного) общего образования» Положения, установки, влияющие проектирование ООП ООО
5 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Утвержден приказом Минобрнауки России от «17» декабря 2010 г. 1897
6 Стандарт включает в себя требования: - к результатам освоения ООП ООО; - к структуре ООП ООО, в т. ч. требования к соотношению частей программы, обязательной и вариативной части; -к условиям реализации ООП ООО (кадровым, финансовым, материально-техническим) «Три Т» Срок действия или срок освоения ООП?
7 Стандарт должен быть положен в основу деятельности: - разработчиков ООП ООО; - руководителей ОУ, их заместителей, отвечающих за качество реализации ООП ООО; - разработчиков примерных ООП ООО; - сотрудников учреждений профессионального педагогического образования, методических структур; - авторов учебной литературы; - руководителей и специалистов органов исполнительной власти и местного самоуправления
8 ООП ООО разрабатывается на основе примерной Какую программу считать примерной? ООП ООО содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, представленные во всех трех разделах ООП: целевом, содержательном и организационном. Особое соотношение инвариантной и вариативной частей:
9 Основная образовательная программа содержит: - обязательную часть (70% содержания программы), которая включает в себя требования Стандарта и Примерной программы; - вариативную часть (30% содержания программы) Соотношение 70/30 предлагается использовать в каждом разделе программы
10 Инвариантные: - ФГОС ООО -Примерная ООП ООО Вариативные: - Программа развития ОУ - Устав, Типовое положение об ОУ - концептуальные положения завершенных предметных линий (систем учебников); - учебный план, план воспитательной работы; - региональные (муниципальные) программы развития) При разработке программы используются следующие документы:
11 Требования к результатам освоения ООП ООО: - личностным - метапредметным - предметным (преемственность по структуре требований с начальной и средней школой)
12 Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность (для внеурочной деятельности пока не прописан механизм реализации, как в начальной школе)
13 . Основная образовательная программа основного общего образования содержит три раздела: 1. Целевой 2. Содержательный 3. Организационный (по аналогии с начальной и средней школой)
14 1. Целевой раздел включает: 1.1. пояснительную записку (в т.ч. цели и задачи; принципы и подходы) 1.2. планируемые результаты освоения ООП ООО (личностные, метапредметные и предметные) 1.3. систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО (письменные и устные работы, проекты, практические и творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения)
15 Пример соотношения (70/30) Проектирование пояснительной записки Структурные компоненты пояснительно й записки Используемые документы (материалы) Итогов ый вариант ФГО С Приме р ная ООП УМ К Типовое положение, устав, программа развития ОУ Особенност и региона, муниципали тета Цели Задачи Принципы формировани я документа
16 Личностные Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) Предметные Предполагается экспертная оценка существующих вариантов планируемых результатов 1.2. Определение планируемых результатов:
17 1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО включает: Основные направления и цели оценочной деятельности Механизм оценки предметных, метапредметных и личностных результатов Оценка динамики индивидуальных достижений Использование разнообразных методов и форм, дополняющих друг друга Описание организации промежуточной и итоговой аттестации в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки по предметам, оценку проектной деятельности
18 1.Программу развития УУД 2. Программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных; 3. Программу воспитания и социализации обучающихся в основной школе 4. Программу коррекционной работы 2. Содержательный раздел включает:
19 2.1. Программа развития УУД включает : 1) цели и задачи; 2) описание понятий, функций, состава и характеристик УУД; 3) типовые задачи применения УУД; 4) описание особенностей реализации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое) 5,6,7) описание содержания, видов и форм деятельности по развитию ИКТ-компетенций; их основных элементов; планируемых результатов; 8) виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями, формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей; 9) описание условий, обеспечивающих развитие УУД, в т.ч. информационно-методического обеспечения, подготовки кадров; 10) систему оценки деятельности ОУ по формированию и развитию УУД; 11) методику и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися УУД.
20 . Программа формирования УУД Механизмы формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования должны быть прописаны авторским коллективом УМК: - по учебным предметам и конкретным темам; - по личностным, метапредметным и коммуникативным УУД.
21 Типовые задачи формирования УУД (как проект для основной школы) Типы задач (заданий)Виды задач (заданий) ЛичностныеСамоопределение; саморазвитие; ценностно-смысловые установки; способность к осознанию российской идентичности; экологическое мышление РегулятивныеЦелеполагания; планирования; осуществления учебных действий; прогнозирования; контроля; коррекции; оценки; самоконтроля, самооценки ПознавательныеОбщеучебные; знаково-символические; информационные; логические; ИКТ-компетентности КоммуникативныеОрганизации общения; учебного сотрудничества и совместной деятельности; взаимодействия; управления коммуникацией.
22 2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов включают: 1) пояснительную записку; 2) общую характеристику учебного предмета, курса; 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5) содержание учебного предмета, курса; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7) описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса; 8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
23 2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся: 1) цель и задачи; 2) направления деятельности; 3) содержание, виды деятельности и формы занятий; 4) формы профессиональной ориентации обучающихся; 5) этапы организации работы в системе социального воспитания; 6) основные формы педагогической поддержки социализации обучающихся; 7) модели организации работы по формированию ЗОЖ 8) описание деятельности в области экологического образования; 9) систему поощрения социальной успешности и активной жизненной позиции; 10) критерии, показатели эффективности деятельности; 11) методику и инструментарий мониторинга; 12) планируемые результаты.
24 2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся Направления деятельности в рамках программы воспитания и социализации: духовно-нравственное профориентация здровьесберегающая деятельность формирование экологической культуры Направления деятельности в рамках программы воспитания и социализации: духовно-нравственное профориентация здровьесберегающая деятельность формирование экологической культуры
25 2.4. Программа коррекционной работы 1) цели и задачи; 2) перечень и содержание коррекционных направлений; 3) система психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ; 4) механизм взаимодействия необходимых специалистов; 5) планируемые результаты коррекционной работы.
26 3. Организационный раздел включает: 1. Учебный план и план внеурочной деятельности 2. Систему условий реализации ООП
27 3.1. Учебный план В учебный план входят обязательные предметные области и учебные предметы: - филология (русский и родной язык, литература (родная), иностранный язык, второй иностранный язык); - общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география); - математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика); - основы духовно-нравственной культуры народов России; - естественно-научные предметы (физика, биология, химия); искусство (изобразительное искусство, музыка); - технология (технология); - физическая культура и ОБЖ (физическая культура, ОБЖ).
28 Внеурочная деятельность организуется по направлениям: духовно-нравственное физкультурно-спортивное и оздоровительное социальное общеинтеллектуальное общекультурное (по аналогии с начальной школой)
29 Организация внеурочной деятельности Основные положения: 1.Взаимосвязь содержания урочной и внеурочной деятельности при вариативности форм. 2.Направленность на формирование УУД. 3.Обязательность внеурочной деятельности. 4.Специальная подготовка педагогов доп. образования при проведении ими внеурочной деятельности. 5.Опора на опыт внеурочной занятости детей в конкретном образовательном учреждении.
30 Программы внеурочной деятельности Формы организации внеурочной деятельности Состав и структура направлений внеурочной деятельности Часов в недел ю Спортивно- оздоровительно е Духовно- нравственное Социальн ое Общеинтелл ектуальное Общекуль турное Музей в твоем классе Кружок, клуб, факультатив 2 Расчетно- конструктор ское бюро Факультатив 1 Изучение природы родного края Проектная деятельность 2 «Ключ и Заря» Научный клуб 1 «Мы и окружающи й мир» Научный клуб Заниматель ная экология Исследовател ьская лаборатория 1 Компьютерн ая долина Проектная деятельность 1 Город мастеров Творческая мастерская 1 Итого реализуемых направлений и рекомендуемых часов Вариант плана внеурочной деятельности (НШ)
31 Структура программы внеурочной деятельности (ФГОС для средней школы, приказ 413 от , п ) 1) пояснительная записка 2) общая характеристика курса 3) личностные и метапредметные результаты освоения курса 4) содержание курса внеурочной деятельности 5) тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся; 6) описание учебно-методического и материально- технического обеспечения курса.
32 3.2. Система условий реализации ООП Кадровые Финансовые Материально-технические Психолого-педагогические Информационно- методические
33 После завершения проектирования основной образовательной программы целесообразно: - провести внутреннюю экспертизу документа, в т.м числе используя компетенцию совета по введения ФГОС, органа ГОУ; - обсудить и утвердить образовательную программу на педагогическом совете ОУ; - инициировать внешнюю экспертизу документа на муниципальном или региональном уровне (в муниципальном методическом центре, региональном экспертном совете, в институте повышения квалификации и т.д.)
34 Критерии оценки основных образовательных программ 1. Документ разработан в соотношении 80/20 - начальная школа ; 70/30 основная школа; 2/3 и 1/3 - средняя школа. 2. Внутренняя структура и содержание разделов ООП соответствуют требованиям ФГОС. 3. Действует механизм уточнения (дополнения) ООП. 4. Основная образовательная программа является работающим документом.
35 Содержание и сроки коррекции ООП (фрагмент) Разделы программы Структурные элементы программы и обоснование их коррекции Рекомендуем ые сроки коррекции Целевой раздел Пояснитель ная записка Введение: в случае изменения федеральных и региональных нормативных документов, вида образовательного учреждения По мере поступления изменений Цели и задачи, принципы и подходы к формированию программы: при условии коррекции перечня используемых УМК (завершенных предметных линий), утверждения новой программы развития школы, системы образования региона, муниципалитета апрель - сентябрь Состав участников образовательного процесса: - при изменении контингента обучающихся; - в случае коррекции состава социальных партнеров сен - авг апр - окт Общие подходы к организации внеурочной деятельности: при условия изменения модели внеурочной деятельности апрель - сентябрь
36 Спасибо за внимание! Издательство «Академкнига/Учебник Соломатин Александр Михайлович тел
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.