ГЛАВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ. ИСТОРИЯ ПРОБ И ОШИБОК Г.В. Резапкина IX Всероссийская неделя психологии Сочи, 27 июня 2013 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОДЕЛЬ ТРЕХМЕРНОЙ ДИАГНОСТИКИ «ГРАНИ ЛИЧНОСТИ» Г.В. Резапкина, ФИРО (Москва)
Advertisements

Галина Владимировна Резапкина, ст. н. с. Федерального института развития образования, Академии социального управления ( Москва ) ДИАГНОСТИКА МОТИВОВ И.
Мотивация Мотивация это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Важнейшим условием профессиональной самореализации.
Информационно-методический Центр « Ориентир». По профессиональному признаку люди объединяются в категории или группы людей, занимающихся одинаковым видом.
Сфера духовной культуры Цель урока – освоить понятия: душа, дух духовность, духовная жизнь, духовная культура, культура. уметь – характеризовать духовную.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Как жить в мире людей? Выполняла ученица 4 «А» Класса Алиева Ламан.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 4 МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ШКОЛА 4 МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ГОРОД НЕРЕХТА И НЕРЕХТСКИЙ.
Родительское собрание Жизненные ценности подростков.
ВЫБИРАЕМ… ПРОФЕССИЮ. У меня растут года, Будет мне семнадцать. Где работать мне тогда, Чем заниматься? В.Маяковский.
Роль взрослых в создании положительного микроклимата для детей.
Я и моё будущее Рефлексивный круг. Мои способности Способности - ещё не талант, их надо развивать Лингвистические способности Творческие способности Учебные.
Актуализация проблематики выбора профессии.. Задачи Нашей задачей является, как можно значимей внести проблему выбора профессиональной деятельности в.
УЧРЕЖДЕНИЕ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ» ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ (в помощь выбирающему профессию)
Развивающие возможности регионального курса Предметные результаты 1 года обучения I. Ценностные ориентации. II. Понимание содержания нравственных поступков.
Как правильно оценить себя? «Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя» И.В.Гёте.
«Выполняем домашние задания». Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это.
ЗОЖ и его составляющие ЗОЖ и его составляющие. Качество и стиль жизни Саморегуляция Самонаблюдение Самооценка Установка.
Закономерности и принципы воспитания. Принципы воспитательного процесса это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию,
Занятие 1. Уровень подготовки.Учебное заведение. Начальный.Профессиональные училища, учебные комбинаты, учебно – курсовые комбинаты. Средний.Техникумы,
Транксрипт:

ГЛАВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ. ИСТОРИЯ ПРОБ И ОШИБОК Г.В. Резапкина IX Всероссийская неделя психологии Сочи, 27 июня 2013 года

«И вы надеялись поразить меня этим тупым оружием?»

Можно ли доверять результатам, основанным на самооценке тестируемого, «пропущенной» через представления авторов методик о смыслах и ценностях? Можно ли узнать с помощью тестов направленность личности, мотивы и жизненные ценности? Насколько уместен феноменологический подход в психологической диагностике личностных особенностей?

Необходимо четко определить, что подлежит диагностике, а что нет. Индивидуальные свойства и качества человека пожалуйста. Что касается личности, то в Декларацию прав человека следовало бы записать пункт о свободе личности от вторжения в ее мир педагогов и психологов. Владимир Зинченко Владимир Зинченко

Никто не может предсказать, до каких пределов может развиваться та или иная способность: она может развиваться беспредельно, ограничиваясь только временем человеческой жизни, методами воспитания и обучения. Борис Теплов

Одним из немногих психологов, занимавшихся этическими вопросами, был Лоуренс Колберг, автор теории морального развития.

Влияние внешних и внутренних мотивов поведения человека исследовал современник Колберга Джулиан Роттер, автор теории социального научения.

Цель ряда отечественных и зарубежных методик – выявление ценностных ориентаций, мотивов и потребностей человека, в том числе: Диллемы Колберга Тест локус-контроля Дж. Роттера Методика "Ценностные ориентации" М. Рокича, Опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина Методика изучения ценностей личности Ш. Шварца, Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, Диагностика направленности личности В.М. Басса, Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной и другие.

Уязвимость подобных методов в том, что они восходят (или нисходят?) к идеям древнегреческих софистов, которые наиболее полно выразил Протагор: "Я мера всех вещей" (в другой версии «человек есть мера всех вещей», имея в виду относительность всякого знания).

В основе даже лучших программ психологической диагностики лежит плоская модель изучения личности, основанная на изучении интересов, темперамента и мышления без учета мировоззрения человека. Личностные Особенности особенности мышления Профессиональные интересы и склонности

Ближе всех к открытию главного измерения человеческой личности подошел великий русский ученый Алексей Ухтомский. Открытый им принцип доминанты выходит за пределы изучения физиологических процессов, объясняя психологические и социальные аспекты поведения человека.

«Мир, в котором мы живем, движим не только бессознательными силами, но в более решающей степени, – человеческими ценностями... и что борьба за спасение планеты становится, в конечном итоге, борьбой за ценности более высокого порядка». Роджер Сперри

"… нужно неусыпное и тщательнейшее изо дня в день воспитание в себе драгоцен­ной доминанты безраздельного внимания к другому, к alter еgo… без которого самые лучшие устремления человека вырождаются тогда во зло (самое объективное зло!), - наука в военно-химическую технологию, человеколюбивая доктрина в эксплуатацию природы и людей, а любовь в последнее неуважение к человеческому лицу и, фактически, в разврат". Алексей Ухтомский

Модель трёхмерной психологической диагностики помогает увидеть вектор их приложения на основе определения направленности личности, мотивов труда и иерархии жизненных ценностей. Направленность Мотивы личности профессиональной деятельности Иерархия жизненных ценностей

Личностные Интеллектуальные особенности особенности Профессиональные интересы и склонности Направленность Мотивы личности профессиональной деятельности Иерархия жизненных ценностей

Если пирамида перевернута, это означает, что таланты и способности направлены на достижение деструктивных или асоциальных целей.

Виктор Франкл говорил, что только обитатели сумасшедшего дома ориентируются на «нравится не нравится», нормальные люди добавляют также шкалу «правильно неправильно».

"Толкиен не вводит в повествование ни одного положительного образа т.н. темных… представители т.н. темной стороны подчеркнуто отвратительны как внешне, так и внутренне. Подобное художественное решение не может рассматриваться иначе, как пропаганда фанатизма в его наиболее грубых и отвратительных формах»

Под запретом могут и оказаться многие, если не все, понятия психологии. Так, слово "индивидуум" уже рассматривается как политически некорректное, поскольку "аргументы, ставящие индивидуума выше группы, ставят, в конечном счете, в привилегированное положение индивидуумов, принадлежащих к самой большой и господствующей группе" (Diversity Education Committee)

Сейчас были бы проблематичны исследования Ф. Гальтона, который в конце XIX века обследовал 10 тысяч посетителей Лондонской международной выставки по 17 параметрам, показав, насколько велики различия между людьми.

Опросник «Направленность личности» Опросник «Направленность личности» Прочитайте утверждения и отметьте вариант, который точнее всего описывает ваше обычное поведение 1. Вам звонит знакомый и рассказывает о вещах, которые вам неинтересны. Вы: А) терпеливо слушаете собеседника, Б) ищете предлог, чтобы побыстрее закончить разговор 2. Вам навстречу в зимнем лесу по узкой тропинке идет человек. Вы: А) сходите с тропинки в сугроб или подвигаетесь в сторону В) идете, не обращая внимания на помеху

3. Вы заходите в вагон метро или салон общественного транспорта. Вы: А) прежде, чем сесть, смотрите, нет ли рядом женщин и пожилых людей или вообще не садитесь Б) стараетесь занять свободное место 4. Вы видите человека, лежащего в общественном месте. Вы: А) спрашиваете, чем вы можете помочь Б) проходите мимо

5. Вас спрашивают, как найти известную вам улицу, когда вы очень спешите. Вы: А) задерживаетесь, чтобы объяснить, как пройти Б) говорите, что не знаете или проходите, не останавливаясь 6. Поздним вечером вы слушаете любимую музыку. Соседи просят вас убавить громкость. Вы: А) извиняетесь и убавляете звук Б) говорите, что имеете полное право шуметь еще полчаса

7. Несмотря на то, водите ли вы машину или нет, вы считаете, что: А) водитель в потоке машин должен учитывать интересы других участников движения Б) водитель в потоке машин не должен учитывать интересы других участников движения 8. После пикника на природе вы: А) собираете мусор и уносите его с собой Б) оставляете все, как есть 9. Когда вы видите человека, просящего милостыню, вы чаще всего: А) подаете милостыню Б) не подаете милостыню

Смысловыми носителями морали являются топы (общезначимые утверждения, «общее место») – ценностные суждения, прошедшие культурный отбор и определяющие основные нравственные понятия, которые понимаются всеми людьми одинаково и без доказательств. Хотя моральные нормы фактически однородны во всех религиях, семантическое пространство содержит прямо противоположные утверждения, касающиеся фундаментальных понятий (отношение к людям, богатству, труду, болезни, смерти и т.д.)

IIIIIIIVVVIVIIVIIIIX 1а1б4а4б7а7б10а10б13а13б16а16б19а19б22а22б25а25б 2а2б5а5б8а8б11а11б14а14б17а17б20а20б23а23б26а26б 3а3б6а6б9а9б12а12б15а15б18а18б21а21б24а24б27б Методика представляет собой двадцать семь пар различных по смыслу топов, сгруппированных по девяти темам. Выбор высказывания фиксируется в бланке.

I. Умеренность – Излишества а) Умеренность здоровье души а) Невоздержанная и сластолюбивая молодость передает старости изношенное тело а) Сытое брюхо к ученью глухо б) Бери от жизни все б) Сладострастие: это величайшее блаженство, символ высшего счастья и высшей надежды б) Ешь больше, проживешь дольше

II. Щедрость – Скупость а) Рука дающего не оскудеет а) Счастлив не тот, кто получает подарок, а тот, кто подарок делает а) Научная работа не подходит человеку, который обеими ногами стоит на земле и обеими руками тянется к долларам б) Деньги отпирают все двери б) С помощью имущества приобретаешь господнее могущество б) С деньгами и в аду не пропадешь

III. Кротость – Гнев а) Ничего не делайте под воздействием гнева, раздражения или зависти а) На добро отвечать добром дело каждого, на зло добром дело отважного а) Блаженны подавляющие свой гнев и прощающие людей б) Гнев слаще меда б) Месть – это блюдо, которое подают холодным б) Бойтесь первого движения души, потому что оно, обыкновенно, самое благородное

IV. Жизнелюбие – Уныние а) Оптимист видит возможность в каждой опасности, пессимист видит опасность в каждой возможности а) Пессимист – человек, который, вдыхая аромат цветов, озирается, ища гроб с мертвецом а) Нет ничего утомительнее невеселого ума б) Пессимист – это хорошо информированный оптимист б) Оптимизм религия революций б) Нередко оптимизм всего лишь еще одно проявление лености мысли

V. Скромность – Тщеславие а) Не стремись быть первым во Вселенной а) Кто много начинает, очень мало осуществляет а) Тот, кто не разбирается ни в чем, может взяться за что угодно б) Лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе б) Только большие проблемы дают большие возможности б) Всё великое совершили великие люди двух типов: гениальные, которые знали, что это выполнимо, и абсолютно тупые, которые не знали, что это невыполнимо.

VI. Великодушие – Зависть а) Зависть – это скорбь по благополучию близких а) Великодушные люди не меняют своего настроения в зависимости от своего благополучия или своих несчастий а) Зависть непримиримее ненависти б) Лучше десять завистников, чем один сострадалец б) Нам мало добиться успеха – надо ещё, чтобы друзья наши потерпели крах б) Самая чистая радость это злорадство, которое мы ощущаем, наблюдая несчастия тех, кому мы завидуем

VII. Доверчивость – Подозрительность 1а) Просите – и дадут вам, ищите – и найдете, стучите – и откроют вам а) Проверяя без конца того, кому мы дали поручение, мы уподобляемся человеку, выдергивающему росток из земли, чтобы убедиться, растут ли корни а) Доверяй людям, и они будут верны тебе; обращайся с ними как с великими людьми, и они проявят подлинное величие б) Не верь, не бойся, не проси б) Пусть меня Бог бережет от того, кто мне внушает доверие, а с тем, кого я остерегаюсь, я и сам справлюсь б) Каждого незнакомца считай вором

VIII. Трудолюбие – Безделье а) Кто не работает – не ест а) Если я работаю по четырнадцать часов в день и семь дней в неделю, то мне определенно начинает везти а) Если бы каждый подмел возле своего порога, вся улица была бы чистой б) Кто не работает, тот ест б) Работа не волк, в лес не убежит б) Работа - последнее прибежище тех, кто больше ничего не умеет.

IX. Самостоятельность – Зависимость а) Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас а) Когда кто-то идет не в ногу, не спеши осуждать его: возможно, он слышит звук другого марша а) И один в поле воин б) Плетью обуха не перешибешь б) Вся рота не в ногу, один он в ногу б) Один в поле не воин

«ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ» (МОДИФИКАЦИЯ МЕТОДИКИ Е. И. ГОЛОВАХИ) Инструкция. Прочитайте суждения о профессиях и выберите два из них, наиболее соответствующие вашим взглядам.

1. В наибольшей степени реализовать свои физические возможности, проявить силу, ловкость, волевые качества. 5. Работать в хороших условиях, чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоций. 2. Достичь высокого положения, известности, получить признание окружающих. 3. Получать высокий заработок.6. Сохранить достаточно энергии и времени для увлечений, общения с друзьями и близкими. 4. Проявлять творческую инициативу, полностью раскрыть свои способности.

Если выбранные вами суждения находятся в левой части таблицы (профессиональная мотивация), значит, в данный момент для вас актуальна профессиональная самореализация (выбор профессии и путей ее получения, профессиональный рост и карьера).

Если выбранные суждения находятся в правой части таблицы (внепрофессиональная мотивация), значит, сейчас для вас важнее вопросы, не связанные с профессиональной самореализацией.

Немецкий психолог Э. Фромм в книге «Иметь или быть» предложил такую типологию: Рецептивный тип Эксплуататорский тип Стяжательский тип Рыночный тип Творческий тип

Методика «Иерархия мотивов труда» Методика «Иерархия мотивов труда» Оцените каждый из пяти вариантов по степени их привлекательности для вас, поставив под буквой одну из цифр от 5 баллов за самый привлекательный для вас вариант до 1 балла за самый непривлекательный. АБВГД 1) 2) 3) 4) 5)

1. Я предпочитаю профессию, которая позволит мне А) быть в центре внимания Б) помогать людям В) управлять другими людьми Г) заниматься творчеством Д) не испытывать материальных проблем 2. Если бы у меня было много денег, я бы вложил (а) их А) в рекламу своей деятельности Б) в благотворительную деятельность В) в свою предвыборную кампанию Г) в исследования и творческие проекты Д) в надежные акции или в банк под высокий процент

3. Мне привлекает профессия А) актера, журналиста, телеведущего Б) священнослужителя, врача, учителя В) политика, руководителя Г) ученого, художника, писателя, поэта Д) банкира, финансиста 5. Для меня важнее всего в жизни А) Слава, признание окружающих Б) Возможность служить другим людям В) Власть над другими людьми Г) Творческая свобода Д) Финансовое благополучие

Деструктивные мотивы Стремление к славеСтремление к славе как ведущий мотив деятельности блокирует творческие способности и разрушает личность.

Стремление к наживе Стремление к наживе как основной мотив труда характеризует «рыночную личность», воспринимающую себя как товар, который надо продать подороже.

Стремление к властиСтремление к власти как самоцель, а не как инструмент достижения каких-то благородных целей, делает человека опасным для общества.

Все три мотива ненасыщаемы и тесно переплетены: жажда денег обычно обусловлена желанием с их помощью достичь большей власти и славы, а стремлении к власти и славе вызвано желанием иметь много денег. Человек, выбирающий профессию под влиянием этих мотивов, не имеет шансов стать успешным профессионалом. Развитие этих мотивов приводит к патологическим состояниям, граничащим с психическими заболеваниями.

Конструктивные мотивы ТворчествоТворчество – ведущий мотив труда людей, для которых работа – средство самореализации, а не самопрезентации, самоутверждения или заработка. Творческое отношение может проявляться в любой деятельности. Творческая личность постигает мир через любовь и разум. СлужениеСлужение – мотив труда духовно зрелых людей, ставящих интересы дела и других выше собственных.

metodkabi.net.ru, proftime.edu.ru, psychologia.edu.ru Галина Резапкина