« Современные тенденции в развитии системы мониторинга окружающей среды для обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды » Герменчук.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Москва Дисциплина: «Макроэкономическое стратегическое планирование» Доцент Павлова Е.Г.
Advertisements

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ УКРЕПЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА. Горбач Александр Николаевич Оперативно-аналитический.
Стандарты и руководящие документы по мониторингу окружающей среды.
1 Решение проблем обеспечения экологической безопасности – как важный элемент аудиторской деятельности Председатель комиссии по аттестации и аккредитации,
Экологический аудит Выполнил : Магистрант группы МСМ Сычев Владимир.
Программа Союзного государства «Совершенствование системы защиты общих информационных ресурсов Беларуси и России на основе высоких технологий» на
РОЛЬ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ УКРАИНЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА (ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ) г. Киев 15 октября 2013 г. Куруленко Святослав.
Определение РСЧС Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных.
Предпосылки создания информационной системы Задачи информатизации.
Подготовила: ст.гр. ВТ-13-3 Баймуханбетова Ж. 1. Основные задачи теории систем 2. Краткая историческая справка 3. Понятие информационной системы (ИС).
Выполнил: «Информационная культура в информационном обществе: основные аспекты, проблемы, перспективы»
Мониторинг образовательного процесса Зольникова Т. Н.
Концепция создания нормативно-правовой базы, методических основ и систем информационного обеспечения органов исполнительной власти.
Определение экологического мониторинга Термин «мониторинг» впервые появился в рекомендациях специальной комиссии СКОПЕ (научный комитет по проблемам окружающей.
Лекция 1 ОВОС КАК СФЕРА НАУЧО- ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОВОС И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА.
ДОКТРИНА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ Представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения.
ОТЧЕТНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДИАЛОГА Е.А. Васильева директор ИЦ «Волгоград-Экопресс» 4 – 6 сентября Варшава Польша.
Внедрение экологического менеджмента. популяризация ISO 14000, в том числе через публикацию русскоязычного текста стандартов; популяризация основных принципов.
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
Место и роль мониторинга в системе управления качеством образования Васильченко Лилия Владимировна, Кандидат педагогических наук, Директор НМЦ ДН Р.т.
Транксрипт:

« Современные тенденции в развитии системы мониторинга окружающей среды для обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды » Герменчук Мария Григорьевна, к. т. н., Заместитель директора по научной работе РУП « БелНИЦ « Экология » Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь г. Минск 15 мая 2013 г.

Мониторинг окружающей среды : зачем и кому это нужно ?

Меры, направленные на смягчение рисков и уменьшение их степени ( далее – управление рисками ), « включают в себя разработку и практическую реализацию комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и нейтрализации рисков, вызовов и угроз национальной безопасности » [ Концепция национальной безопасности Республики Беларусь ]. Мониторинг окружающей среды является одним из ключевых элементов такого комплекса мер в сфере обеспечения экологической, в т. ч. радиационной безопасности.

В 1968 году в Париже состоялась конференция ЮНЕСКО, на которой были обсуждены основные пункты Программы « Человек и биосфера » (Man and Biosphere– MAB). Программа MAB включала разработку рекомендаций по организации международной программы наблюдений за изменениями окружающей среды. В 1971 году при подготовке к первой международной конференции ООН по окружающей среде ( Стокгольм, 1972) экспертами комиссии Научного комитета по проблемам окружающей среды было предложено понятие « мониторинг окружающей природной среды ».

Этот термин было решено использовать « для обозначения системы повторных наблюдений одного и более элементов природной среды в пространстве и во времени с определенными целями и в соответствии с заранее подготовленной программой ». Авторство принадлежало члену комиссии американскому ученому Р. Манну. Важным решением Стокгольмской конференции была рекомендация по созданию Глобальной системы мониторинга окружающей среды (Global Environmental Monitoring Systems– GEMS). Большая заслуга в разработке концепции мониторинга принадлежит выдающемуся российскому ученому Ю. А. Израэлю, который предложил « понимать под мониторингом только такую систему наблюдений, которая позволяет выделить изменения состояния биосферы под влиянием антропогенной деятельности ».

Мониторинг : наблюдение за факторами воздействия и состоянием окружающей среды ; – прогноз ее будущего состояния ; – оценка ее фактического и прогнозируемого состояния. Эта концепция отводит мониторингу функцию информационного обеспечения антропогенной деятельности ( Ю. А. Израэль ). Мониторинг : система наблюдений, контроля и управления состоянием окружающей среды, осуществляемую в различных масштабах, в том числе глобальном. « Управленческая » концепция мониторинга нацеливает на выявление и контроль экологической опасности, создание экологически целесообразного хозяйства ( И. П. Герасимов ).

В настоящее время принято такое определение : под экологическим мониторингом окружающей среды понимают комплексную систему наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды. Это понятие означает регулярные наблюдения за состоянием и загрязнением природных сред, ресурсов, растительного и животного мира, выполняемые по установленной программе. Такой подход позволяет выявить изменения их состояния как в ходе естественных процессов, так и под влиянием деятельности человека.

Основная цель экологического мониторинга заключается в создании информационной системы, позволяющей получать достоверные сведения о состоянии окружающей среды и ее изменениях в физических и биотических компонентах под действием естественных и антропогенных факторов ( трансформация и загрязнение ) для обоснования и принятия управленческих решений для обеспечения экологической безопасности.

Основные задачи : – сбор первичной информации, ее накопление, систематизация, анализ и формирование банка данных ; – обработка и представление данных в виде различных таблиц, графиков, карт в соответствии с информационными потребностями различных групп ; – усовершенствование и разработка методов получения исходной информации, оценка текущего состояния окружающей среды и прогноза ; – анализ причин наблюдаемых и вероятных изменений состояния ; -- связь с другими видами мониторинга ( санитарно - гигиеническим, мониторингом чрезвычайных ситуаций, гидрометеорологическим мониторингом ); – оперативное обеспечение необходимой информацией всех заинтересованных лиц.

При этом : оценка текущего состояния среды является основой для принятия оперативных решений в области природопользования ; прогноз – для принятия долговременных решений.

Комплексность, Систематичность, Адекватность существующим угрозам и рискам, Адекватность потребностям различных информационных групп, Унифицированность.

Структура системы экологического мониторинга состоит из четырех основных блоков : система наблюдений (+); базы данных (+), аналитический блок (+ \ -), информационный блок (+ \ -); блок управления экологической ситуацией (-).

Технологиче ский уклад Технологии Соответствие видов мониторинга Перспективы V Вычислительная, оптико - волоконной техника, программное обеспечение, телекоммуникации, космическая техника 1.Атмосферного воздуха ; 2.Поверхностных вод ; 3.Радиационный ; 4.Геофизический ; 5.Локальный ; 6.Лесов ; 7.Земель ; 8.Озонового слоя VI Глобальные информационные сети. 1.Атмосферного воздуха ; 2.Поверхностных вод ; 3.Радиационный ; 4.Геофизический ; 5.Локальный ; 6.Лесов ; 7.Земель ; 8.Озонового слоя

Наиболее распространенным « прагматичным » подходом, сформированным в рамках решения задачи обеспечения экологической безопасности, является оценка экологической обстановки для изучения путей формирования загрязнения и миграции загрязнения (migration) в отдельных средах окружающей среды. Другим, более широким, однако менее применяемым подходом, является изучение поведения загрязнителей как участников геохимического трансфера элементов в биосфере. Такой взгляд на проблему позволяет решать задачи обеспечения экологической безопасности не только населения, но и уязвимых объектов окружающей среды, т. е. обеспечивает комплексный биосферный подход.

Механизм загрязнения ( радиоактивного, химического, теплового, шумового, электромагнитного и т. д.), окружающей среды описывается с точки зрения естественных и антропогенных процессов, происходящих в биосфере, что позволяет оценивать и прогнозировать загрязнение как биосферы в целом, так и ее отдельных объектов, том числе, и человека.

Таким образом, обеспечивается экологическая безопасность не только населения, но и окружающей среды, что соответствует реализации комплексного биосферного подхода. Следует обратить внимание, что такой подход предполагает, в том числе, что каждый из резервуаров биосферы может рассматриваться не только как объект, испытывающий воздействие загрязнения, но и как источник такого воздействия. Такой подход позволяет сформировать научно обоснованное решение сразу двух проблем : обеспечения экологической безопасности человека и наиболее уязвимых объектов окружающей среды, что является одной из задач обеспечения экологической, в т. ч. радиационной защиты.

Долгосрочное планирование и международные обязательства Нормативно-правовая база и оптимизация ресурсов Научно-методическое и технологическое обеспечение Совершенствование информационного обеспечения

НСМОС объединяет 11 организационно самостоятельных, но функционирующих на общих принципах видов мониторинга и базируется на упорядоченной системе сбора, обработки, анализа и оценки информации, получаемой на научно обоснованной сети, насчитывающей более 4000 пунктов наблюдений, включенных в Государственный реестр пунктов наблюдений НСМОС.

Обеспечение непрерывного функционирования Национальной системы мониторинга окружающей среды определено в Законе Республики Беларусь от г XII « Об охране окружающей среды » в редакции Закона от г и является одним из приоритетных направлений государственной политики Республики Беларусь в природоохранной сфере. Основные направления функционирования и развития системы мониторинга определены в Государственной программе развития Национальной системы мониторинга окружающей среды ( НСМОС ) в Республике Беларусь на годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 13 июня 2011 г. 244.

Угрозы и риски радиационной безопасности : внутренние и внешние, действующие и потенциальные. Пути поступления радиоактивного загрязнения в окружающую среду : систематические и разовые. ДействующиеПотенциальные Глобальное (« бомбовое ») загрязнение Планируемая к строительству национальная АЭС « Чернобыльское » загрязнение Строительство хранилищ радиоактивных отходов на промплощадке Игналинской АЭС « Фукусимское » загрязнение Транспортировка радиоактивных материалов через территорию Республики Беларусь Игналинская АЭС, Чернобыльская АЭС, Ровенская АЭС, Смоленская АЭС Незаконное использование радиоактивных материалов и источников ионизирующего облучения ( ИИИ ) Объект « Вектор » на промплощадке Чернобыльской АЭС, хранилища отходов дезактивации, КУП « Экорес » и т. д. ИИИ, санкционированно перевозимые по территории страны Источники ионизирующего излучения, используемые в организациях, действующих на территории страны, Радиологический терроризм (radiological terrorism) Утерянные источники ионизирующего облучения (orphan source)

Анализ результатов экологического мониторинга окружающей среды на сегодняшний день показывает, что согласно статье 25 Концепции национальной безопасности, защищенность населения и окружающей среды от техногенных и природных воздействий в целом является приемлемой для нынешнего этапа социально - экономического развития.

Особенностью оценки результатов функционирования Национальной системы мониторинга окружающей среды Республики Беларусь : является то, что с 2011 года аналитическая информация по результатам наблюдений представляется с учетом экологических показателей, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь 377- ОД от г. Экологические показатели, вошедшие в перечень,, сформированы с учетом рекомендуемого Комитетом по экологической политике Европейской экономической комиссии ООН набора и состава экологических показателей.

Соответствуют ли современная система целям и задачам этого вида мониторинга и оценить ее адекватность в различных условиях ? Какие из современных тенденций должны быть выбраны в качестве приоритетов для его дальнейшего совершенствования ?

Ситуация как в стране, так и мире меняется, причем на современном этапе для экологического мониторинга важны не только и столько изменения собственно методов и систем наблюдений за радиоактивным загрязнением окружающей среды, сколько необходимость своевременного и адекватного решения двух задач : Обеспечить соответствие системы экологического мониторинга существующим и потенциальным угрозам экологической безопасности в средне и долгосрочной перспективе ; Обеспечить совершенствование системы сбора, хранения, обработки, представления и использования результатов экологического мониторинга.

Принципы совершенствованию системы экологического мониторинга : принцип долгосрочного планирования и обеспечения информационных потребностей ; принцип научно - методического и технологического обеспечения ; принцип обеспечения нормативного правового нормирования организации и проведения экологического мониторинга ; принцип оптимального использования имеющихся ресурсов ; принцип выполнения международных договоров и соответствия международным рекомендациям в области обеспечения экологической безопасности.

принцип целевой ориентации, который предполагает, что деятельность различных групп должна быть направлена на обеспечение радиационной безопасности и снижение социально - экологической напряженности, обусловленной наличием действующей и / или потенциальной угрозы. При этом естественное стремление постоянного расширения деятельности и систем наблюдений должна ограничиваться обоснованными пределами ; принцип системного подхода, при котором информационные потребности должны формировать требования к системе экологического мониторинга ;

принцип оперативности для современного, по возможности заблаговременного, представления информации органам государственного управления для обеспечения экологической безопасности, партнерам в рамках выполнения международных конвенций и договоров, а так же СМИ и населению для предотвращения или снижения социально - экологической напряженности в случае чрезвычайной ситуации или ее угрозы ;

принцип стандартизации и унификации технического обеспечения, использования новых информационных технологий для внедрения и использования единой терминологии, обработки и передачи информации, в том числе, использование телевидения, радио, интернета, сотовой связи и т. д. принцип связи с общественными организациями, что позволяет снижать социально - экологической напряженность, гарантировать, что оценка радиационно - экологической ситуации со стороны населения и СМИ не сопровождается ее искажением в желательном пользователю направлении, а вся деятельность системы экологического мониторинга способствует осуществлению законных прав граждан на получение экологической информации ; принцип упорядоченного доступа к информации для выполнения законодательства Республики Беларусь сфере информации и информатизации, том числе, ограничение доступа к конфиденциальной информации.

1. Актуализация нормативной правовой и нормативной технической базы ; 2. Взаимодействие с системами мониторинга чрезвычайных ситуаций и санитарно - гигиенического мониторинга ; 3. Оценка и формирование информационных потребностей различных групп, изучение и прогнозирование их изменений ; 4. Актуализация стратегии оценки экологической обстановки окружающей среды, ее прогноза и реконструкции ; 5. Актуализация программ э 4 кологического мониторинга в соответствии с различными циклами проводимой политики ; 6. Использование современных технологий получения, сбора, обработки, анализа, моделирования и хранения данных ; 7. Совершенствование системы доведения информации до потребителей.

Методология развития мониторинга должна предусматривать использование результатов мониторинга, в т. ч. радиационного, в качестве показателей устойчивого развития, зеленого роста и принципов « зеленой экономики »; Информационная система экологического мониторинга является составной частью системы управления состоянием окружающей среды, поскольку информация о существующем состоянии окружающей среды и тенденциях его изменения являются основой разработки природоохранной политики и планирования социально - экономического развития территорий. Развитие системы экологического мониторинга носит циклический характер и зависит от динамики угроз экологической безопасности и информационных потребностей различных информационных групп.

На современном этапе экологический мониторинг является важным инструментом обеспечения радиационной безопасности ; Республика Беларусь в целях обеспечения экологической безопасности нуждается в постоянном совершенствовании системы экологического, в т. ч. радиационного, мониторинга для адекватного реагирования на появление новых угроз радиационной безопасности, усиление действующих и изменение информационных потребностей государства и общества. Принятое решение о строительстве национальной АЭС делает эту задачу еще более актуальной.

Постоянный анализ действующих / потенциальных угроз и оценка степени связанных с ними рисков позволяют создать и актуализовать комплекс оперативных и долговременных мер по предупреждению и нейтрализации угроз и рисков экологической, в т. ч. Радиационной, безопасности, оценивать эффективность реализации комплекса мер на адекватность современным условиям, оценивать результаты реализации и проводить корректировку комплекса. Модернизация системы мониторинга должна обеспечивать соответствие существующим и переход к более высоким технологическим укладам