Лодзинский университет, Институт русистики, кафедра языкознания, учебная лаборатория дидактики Методика и формы работы с русским публицистическим текстом.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок русского языка в 11 классе Тема урока: Особенности публицистического стиля Учитель: Борисова В. Г.
Advertisements

Публицистический стиль речи. Выполнила ученица 11 класса «Б» МОАУСОШ школы200 Якубовская Таисия.
Особенности публицистического стиля. Сфера употребления Общественно-экономические Политические Культурные отношения Газеты, журналы.
Стили речи 1. Разговорный стиль 2. Научный стиль 3.Официально-деловой стиль 4. Публицистический стиль 5. Художественный стиль.
Публицистический стиль речи Презентацию подготовила Шерстнёва Карина 11 «Б» класс.
Публицистический стиль речи.. Функции публицистического стиля. Сообщение информации Воздействие на читателей, слушателей.
Публицистический стиль речи: особенности, жанры, сфера употребления.
Стили речи РазговорныйКнижные Официально -деловой Научный Публицисти ческий Художеств енный.
Стили речи. Публицистический стиль речи.. С тилистика- раздел науки о языке, изучающий стили речи и их особенности.
Функциональные стили речи исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения ; разновидность литературного.
Характеристика человека как вид текста. Строение данного текста, его языковые особенности Людей неинтересных в мире нет. Е.А. Евтушенко Цели: познакомить.
Публицистический стиль речи.. Функции публицистического стиля. Сообщение информации Воздействие на читателей, слушателей.
Для чего нужна человеку речь ? РЕЧЬ ПОМОГАЕТ Общаться Делиться мыслями,чувствами Договориться о чём- нибудь Согласовать свои действия. Похвалить, развеселить,
Существует 5 функциональных стилей: Научный значение состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о научных понятиях (например, терминологическая.
СТИЛИ РЕЧИ Презентация преподавателя русского языка Ситчихиной Елены Михайловны.
Научная письменная речь. Понятие о стилистике и стилях речи; Понятие о стилистике и стилях речи; Понятие о стилистике и стилях речи; Понятие о стилистике.
Функциональные стили речи. Функциональные стили речи : Исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого.
Публицистический стиль Автор проекта: Евгения Фелькер, 7 класс Руководитель: Коптелова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН АЛМАТИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет «Легкая промышленность и дизайн» Кафедра «Государственные.
Функциональные стили речи. Функциональные стили речи : Исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого.
Транксрипт:

Лодзинский университет, Институт русистики, кафедра языкознания, учебная лаборатория дидактики Методика и формы работы с русским публицистическим текстом на занятиях по практике речи Домбровский Т. С. Лодзь – Шумен 2013 г.

В процессе обучения иностранному языку активно используются преподавателями публицистические тексты из газет и журналов, а также интернет-ресурсы. Значение аутентичных материалов бесспорно. Аутентичные тексты обладают актуальностью речи; правильностью; живостью; образностью; естественностью и пр.

Источники русских публицистических текстов: «Аргументы и факты» и «Московский комсомолец»); материал российских газет и журналов (довольно дорогой, однако кое-где еще доступный в узком объеме «бумажный» вариант российской прессы, например, «Аргументы и факты» и «Московский комсомолец»); газета «Русский курьер Варшавы», журнал «Остановка: Россия» ); русскоязычная пресса, издаваемая в Польше коллективом авторов, редакторов-журналистов, являющихся носителями русского языка или выходцами из смешанных семей, например, газета «Русский курьер Варшавы», журнал «Остановка: Россия» с расставленными ударениями, притекстовым русско-польским словарем, возможностью по напечатанному коду воспользоваться аудиоприложением на веб-сайте журнала);

интернет-ресурсы (Рунет). интернет-ресурсы (Рунет). Для подготовки к занятиям мы, главным образом, используем сами и рекомендуем учащимся следующие наиболее популярные российские веб-порталы / информационно- поисковые системы : и др.

Разумеется, для приготовления текстов для перевода и заданий, мы пользуемся еще и польскими поисковыми системами такими как, например, и др.

находят, по своему усмотрению, статьи, затрагивающие тот или иной вопрос тематического блока выбирать материал из разных источников вопрос представлен в разных ракурсах может послужить предлогом для дискуссии. Пользуясь интернет-ресурсами, студенты находят, по своему усмотрению, статьи, затрагивающие тот или иной вопрос тематического блока, стараясь при этом выбирать материал из разных источников, где вопрос представлен в разных ракурсах / трактовках, не однобоко, который в дальнейшем (на занятиях) может послужить предлогом для дискуссии. составляют конспект основных положений текста, На основании найденного материала студенты составляют конспект основных положений текста, готовясь к презентации данной проблемы.

активно включаются другие студентыпредставляют либо свою позициюизлагают ту, которую предлагает читателям автор выбранной ими статьи В процесс презентации темы одним учащимся активно включаются другие студенты, которые представляют либо свою позицию, либо излагают ту, которую предлагает читателям автор выбранной ими статьи. Проблема бомжей – помогать или гонять? Эвтаназия – вы за или против? Суррогатные матери – кто они такие? Чем объясняется популярность сект?

интервью с администратором бомжатникадиалог с попрошайкой, диалог - попытка отговорить знакомую делать аборт и пр.) Собранная и обсужденная информация по данному вопросу находит в дальнейшем свое отражение в письменных работах - в различных эссе и сочинениях- рассуждениях, а также других формах работы (например, интервью с администратором бомжатника, диалог с попрошайкой, диалог - попытка отговорить знакомую делать аборт и пр.)

С помощью публицистических текстов (как газетных, так и интернет-статей) студенты удовлетворяют свою потребность в информации о стране, язык которой они изучают; знакомятся с политическими, экономическими и социально- культурными сферами жизни современной России; знакомятся со структурой и спецификой российской печати; знакомятся с особенностями языка и стиля средств массовой информации России.

Современной российской публицистике присуще использование цитирования, аллюзий, парафраз, пословиц, поговорок, крылатых слов; ссылок на известные каждому носителю русского языка исторические события, общеизвестные литературные произведения, культовые фильмы, песни, драматические и эстрадные спектакли, радио- и телепередачи; ссылок на произведения фольклора и другие явления русской культуры.

За счет лексики, зачастую стилистически окрашенной, которая находится в публицистических текстах, студенты могут знакомиться с российской действительностью, укладом жизни, картиной мира, менталитетом россиян; знакомиться с новыми словами и словосочетаниями; узнавать разные значения / оттенки значений слов; различать сферу употребления данных лексических единиц; обогащать свой лексикон.

Отбор материала Организация текста (для выхода в речь – дискуссия, эссе, сочинение-рассуждение и пр.); определение степени актуальности и пригодности данного материала (для выхода в речь – дискуссия, эссе, сочинение-рассуждение и пр.); адаптируется (убираются сложные географические данные, маловажные фамилии, должности, статистические данные и пр в зависимости от потребности (в соответствии с дидактическими целями) текст адаптируется (убираются сложные географические данные, маловажные фамилии, должности, статистические данные и пр.); работа должна способствовать выработке в студентах навыков самостоятельного чтения российской периодики или материалов Рунета.

Доступные газетные и интернет-материалы отличаются большим разнообразием в самих способах подачи информации. назначение, «строение» и лексико- стилистические особенности Учитывая назначение, «строение» и лексико- стилистические особенности, их можно разделить на: информационные; информационные; аналитические; аналитические; художественные; развлекательные. Наибольшую ценность для нас представляют газетные материалы первых двух групп.

Черты публицистического стиля речи: логичность; образность; эмоциональность; оценочность; призывность; Лексика публицистических текстов общественно- политическая и экономическая лексика (научные термины); В ней широко используется общественно- политическая и экономическая лексика (научные термины); разнообразные виды грамматико-синтаксических конструкций; В ней используются разнообразные виды грамматико-синтаксических конструкций; афоризмами из кино, литературы и других источников культуры она изобилует афоризмами из кино, литературы и других источников культуры.

как научное рассуждение Публицистический текст часто строится по определенной схеме (как научное рассуждение) то есть выдвижение какой-нибудь важной проблемы; рассмотрение всевозможных путей решения вопроса; анализ возможных путей решения с точки зрения последствий / результатов; оценка различных путей решения проблемы (достоинства и недостатки, возможные модификации способов и методов); приведение строго логических обобщений и выводов. Дидактическая ценность такого материала o достоверность; o конкретность; o точность представленных фактов; o обоснованность.

воздействия на воображение и Средства воздействия на воображение и чувства читателя эпитеты, сравнения, метафоры, афоризмы множество образных средств (эпитеты, сравнения, метафоры, афоризмы); сленговая лексика) разговорная, просторечная лексика, или же даже субстандарт (сленговая лексика); фразеологические выражения, идиомы, иносказания и крылатые слова. Все эти средства, безусловно, усиливают эмоциональное воздействие текста, однако иностранным учащимся они прибавляют работы с их «раскодированием».

Цель информационных текстов передача фактологической информации, (констатирующий характер изложения – повествование и описание). Студентам предлагаются материалы, в которых информация представлена в обобщенном виде, например: коммюнике; пресс-релиз; презентация фирмы / банка / товара / услуги; рекламные объявления и пр. С помощью таких текстов отрабатывается умение учащихся передавать информацию в упрощенной форме; (полное понимание, понимание основного содержания и понимание выборочной информации); устанавливается степень понимания студентом содержания газетного материала (полное понимание, понимание основного содержания и понимание выборочной информации);

Завод специализируется на строительстве морских буровых вышек. Если работникам завода доверят функцию генерального подрядчика, завод будет обеспечен работой на два–три года. Глагольное управление: специализироваться (на чём?) на выпуске; доверять / доверить (что?), (кому?) обеспечитьработой = трудоустроить обеспечивать / обеспечить (чем?) работой = трудоустроить Лексика: буровые вышки (генеральный) подрядчик

Аналитические тексты (аргументативный характер изложения) информируют и одновременно подвергают анализу; комментируют информацию. Способы воздействия авторов на читателя: убеждают в чем-либо, внушают определенные идеи и взгляды; предлагают различные типы рассуждения. Предлагаемые учебные материалы: фельетон; корреспонденция; очерк; интервью и т.п.

В аналитических текстах считается, говорят, утверждают, как заявляют…, как сообщает… присутствуют вводные слова со значением источника речи, мысли (считается, говорят, утверждают, как заявляют…, как сообщает… и т.д.); преобладают сложные и стилистически разнообразные языковые средства; используются конструкции, которые служат выражению собственного мнения и формулированию логических выводов.

Говорят, что контрольные пакеты акций этой компании принадлежат узкой группе собственников. Это и позволяет быстро перераспределять все имеющиеся финансовые ресурсы для проникновения на новые рынки. В том числе и внешние.

Негативные стороны работы с аутентичным публицистическим текстом намеренный / ненамеренный отбор текстов, которые не соответствуют уровню владения аудиторией русским языком; (студенты, чтобы понять содержание, вынуждены переводить каждое слово, расшифровывать новые аббревиатуры, сокращения, выяснять понятия. Все это может вызывать среди учащихся трудности, а из-за нехватки соответствующих, к тому же актуальных словарей приводить к чувству неприязни к чтению русскоязычной периодики, и даже к изучаемому языку вообще). трактовка вопроса, сам вопрос, не увлекает аудиторию; лишь для представления какого-л. лексического / грамматического / стилистического явления, не для передачи содержания) ; текст непознавателен (лишь для представления какого-л. лексического / грамматического / стилистического явления, не для передачи содержания) ; (описывает явление типичное для стран СНГ и требует подробных пояснений преподавателя текст узко специальный (описывает явление типичное для стран СНГ и требует подробных пояснений преподавателя); текст неинтересный, информационно устаревший.

Формы работы с публицистическим текстом Упражнения по развитию речи (ролевая игра – диктор o изложение прочитанного в форме выступления на радио или телевидении (ролевая игра – диктор); обращение и привлечение внимания o реклама текста (обращение и привлечение внимания); (развивает умение логически мыслить и комментировать o пересказ содержания статьи, употребляя риторические вопросы и ответы на них (развивает умение логически мыслить и комментировать); o эмоциональный пересказ текста (взволнованно, весело, сухо, коротко и т.д. ). Благодаря таким формам аудиторной работы занятия являются более привлекательными; выясняется сфера употребления русских междометий; широко применяется студентами мимика и язык русских жестов.

Способы адаптации и обработки текста сокращение; развертывание. Сокращение текста изъятии из него некоторых смысловых частей, абзацев, сложных слов и оборотов речи, однако без замены их другими словами и конструкциями Сокращение текста заключается в изъятии из него некоторых смысловых частей, абзацев, сложных слов и оборотов речи, однако без замены их другими словами и конструкциями. (Известный) российский экономист (Николай Попов) (в последнее время) сделал (важное) заявление. (По его словам), правительство будет вынуждено в следующем году (тайно) найти 10,8 млрд. долл. (США), чтобы расплатиться по внешнему долгу.

Развертывание Развертывание, как правило, применяется при обработке кратких сообщений, которые состоят из одного-двух предложений. для облегчения восприятия данного текста каждое из предложений развертывается в несколько простых В таком случае для облегчения восприятия данного текста каждое из предложений развертывается в несколько простых. В 2012 году реальный валовой внутренний продукт (ВВП) Украины по сравнению с 2011 годом вырос более чем на 9% и составил млн. грн. Об этом сообщил Государственный комитет статистики, приводя уточненные данные.

Тематика занятий с использованием публицистических текстов 1 курс магистратуры стационара в свете положений Болонской системы образования 1.Современная школа учит или натаскивает? (в свете положений Болонской системы образования) 2.Взаимоотношения между учителями, школьниками и родителями учеников. 3.Достоинства и недостатки Единого государственного экзамена нового образца. дедовщина, наркотики, курение, алкоголь, насилие, агрессия 4.Негативные явления в современной школе (дедовщина, наркотики, курение, алкоголь, насилие, агрессия).

(«ершистый возраст», мир ценностей, активность, времяпрепровождение 5.Проблемы современной молодежи («ершистый возраст», мир ценностей, активность, времяпрепровождение). 6.Молодежные субкультуры – история возникновения, идеология, атрибутика. 7.Актуальные проблемы семьи и брака. 8.Взаимоотношения в семье. 9.Семья и карьера. криминал, суррогатное материнство, опекунство и попечительство 10.Дети в семье (криминал, суррогатное материнство, опекунство и попечительство). 11.Секты и их деятельность. безработица, бомжизм; терроризм, эвтаназия, национальные конфликты 12.Проблемы современного мира (безработица, бомжизм; терроризм, эвтаназия, национальные конфликты).

2 курс магистратуры стационара 7.Россия на карте мира. География. Рельеф. Природа. Климат. Население. Религия. герб, флаг, гимн 8.Атрибутика государственности России (герб, флаг, гимн). 9.Конституция Российской Федерации. Президент. Правительство. Парламент. 10. Экономическая география России. Важнейшие промышленные бассейны. 11.Выборы. Предвыборная кампания. Организация выборов. 12.Встречи. Визиты. Беседы. Переговоры. Саммиты. 13.Дипломатический протокол. Национальные особенности. Стереотипы.