Мазуров В.И. Профессиональная этика медицинского работника.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Социологическое исследование мнений участковых терапевтов и педиатров поликлиник Красноярского края и студентов 1 курса КрасГМУ об этических основах деятельности.
Advertisements

Права и обязанности пациентов. Определение понятия «пациент» Пациент–это физическое лицо, которому оказывается медицинскаяп омощь или которое обратилось.
Этические и юридические аспекты в области защиты прав пациентов Шевчук С. – юрист программы ЗдравПлюс.
Семейная медицина: общие положения. Понятие о первичной медико-санитарной помощи. Основные функции семейного врача. Кандидат медицинских наук, врач высшей.
Всеобщая декларация прав человека. Всеобщая декларация прав человека, принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г., в статьях.
« Систематические наблюдения, анализ и прогнозирование состояния и выполнения требований законодательства РФ и Московской области в сфере образования в.
Мазуров В.И. Профессиональная этика медицинского работника.
Зальцбург, февраль, 2007 Права пациентов на частную жизнь, согласие и конфиденциальность в Республике Казахстан.
Практическая реализация Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "диетология" Национальная Ассоциация клинического питания Вице-президент.
Изучаем ФГОС дошкольного образования. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – совокупность обязательных требований.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ.
Права и обязанности пациентов. Ирискулбеков Э..
По-видимому, все чудеса врачей сводятся к их силе внимания к больному. Этой силой поэты одухотворяют природу, а врачи больных поднимают с постели. М.М.
Независимая медицинская экспертиза: НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ.
Кодекс профессиональной этики педагогических работников МБОУ «СОШ 1» г. Шумерля.
НЕКОТОРЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КЛИНИЧЕСКОГО ИСПЫТАНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ В ПЕДИАТРИИ А.Д.Царегородцев.
Содержание постановления Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских.
Проект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Российская Федерация Право на конфиденциальность при оказании медицинской помощи Медицинская академия последипломного образования Санкт-Петербург Профессор.
ОСОБЕННОСТИ КЛИНИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ В ПЕДИАТРИИ А.Д. Царегородцев.
Транксрипт:

Мазуров В.И. Профессиональная этика медицинского работника

Профессия врача это подвиг, он требует самоутверждения, чистоты души и чистоты помыслов. Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически. А. П. Чехов

«Три орудия есть у врача: слово, растение и нож». мудрость Древнего Ирана «Веру в исцеление надлежит внушать пациенту». Амбруаз Паре «Отнесись к больному так, как бы хотел ты, чтобы отнеслись к тебе в час болезни». Гиппократ «Сила врача в его сердце, в любви к человеку. Я глубоко убежден, что решающим и определяющим качеством врачебной работы является культура собственной личности». академик Е.А. Вагнер

Все действия врача должны быть направлены только на благо больного, а не во вред (если врач может предвидеть его заранее). Следует избегать действий, способных причинить страдания больному и его родственникам. Действия, предпринимаемые врачом, не должны наносить ущерб другим людям, в том числе и больным. Решения врача основываются на положениях современной науки. Врач не имеет права смотреть на больного как на источник обогащения. Врач обязан хранить в тайне сведения, касающиеся здоровья пациента и обстоятельств его жизни, которые стали известны в ходе лечения. Со времен Гиппократа в медицине сложились единые этические принципы :

Я ТОРЖЕСТВЕННО ОБЯЗУЮСЬ посвятить свою жизнь служению идеалам гуманности; Я БУДУ ОТДАВАТЬ моим учителям дань уважения и благодарности, которую они заслуживают; Я БУДУ ИСПОЛНЯТЬ мой профессиональный долг по совести и с достоинством; ЗДОРОВЬЕ МОЕГО ПАЦИЕНТА будет моим первейшим вознаграждением; Я БУДУ УВАЖАТЬ доверенные мне тайны, даже после смерти моего пациента; Я БУДУ ПОДДЕРЖИВАТЬ всеми моими силами честь и благородные традиции медицинского сообщества; МОИ КОЛЛЕГИ станут моими братьями и сестрами; Я НЕ ПОЗВОЛЮ соображениям пола или возраста, болезни или недееспособности, вероисповедания, этнической, национальной или расовой принадлежности, партийно- политической идеологии, сексуальной ориентации или социального положения встать между исполнением моего долга и моим пациентом; Я БУДУ проявлять высочайшее уважение к человеческой жизни с момента ее зачатия и никогда, даже под угрозой, не использую свои медицинские знания в ущерб нормам гуманности; Я ПРИНИМАЮ НА СЕБЯ ЭТИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА торжественно, свободно и честно». «ВСТУПАЯ В ЧЛЕНЫ МЕДИЦИНСКОГО СООБЩЕСТВА:

?

Статья 1. Миссия врача состоит в охране здоровья и глубоком уважении личности и достоинства человека. Врачебная деятельность основана на высоких этических, моральных и деонтологических принципах. Эти требования остаются незыблемыми даже после смерти человека. Статья 2. Врач обязан добросовестно выполнять весь комплекс лечебно-диагностических мероприятий независимо от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности пациента, его социального статуса и материального положения, вероисповедания, политических взглядов больных людей, имеющих разную репутацию в обществе. Статья 3. Врач обязан оказать качественную, эффективную и безопасную медицинскую помощь. Он обязан учитывать преимущества, недостатки и последствия различных диагностических и лечебных методов. Статья 6. Право врача, ни при каких обстоятельствах, не изменять принципам профессионального долга и отклонять любые попытки давления со стороны физических и юридических лиц, требующих от него действий, противоречащих этическим принципам, профессиональному долгу или закону.

Статья 10. Врач обязан знать существующие Стандарты, Протоколы и Клинические рекомендация и соблюдать их в зависимости от клинической ситуации и своего профессионального опыта. Статья 11. Врач должен знать и соблюдать все действующие законы и кодексы, имеющие отношение к его профессиональной деятельности. Статья 26. Врач Российской Федерации обязан воздерживаться от поступков, способных подорвать авторитет и уважение в обществе к профессии врача.

Статья 28. Врач должен уважать честь и достоинство пациента и при лечении учитывать все особенности его личности; побуждать пациента заботиться о состоянии здоровья; относиться с уважением к его личной жизни и праву на конфиденциальность. Статья 29. Если интересы пациента, связанные с его здоровьем или с оказанием ему медицинской помощи, противоречат интересам других лиц, врач обязан отдать предпочтение интересам пациента, если это не причиняет прямого ущерба самому пациенту или окружающим.

Статья 31. Врач не должен использовать отсутствие медицинских знаний, страх перед болезнями, доверчивость пациента и свое профессиональное превосходство в целях получения коммерческой выгоды. Статья 35. Информированное добровольное согласие или отказ пациента на медицинское вмешательство и любой конкретный его вид должны быть оформлены письменно в соответствии с законодательством и нормативными документами.

Статья 36. Медицинское вмешательство без согласия гражданина или его законного представителя допускается по экстренным показаниям, прежде всего, в случаях: угрозы жизни человека, опасности для окружающих, тяжелых психических расстройствах, общественно опасных деяниях (преступлениях) и других состояниях, предусмотренных действующим законодательством. Статья 37. При любых обстоятельствах врач обязан стремиться к тому, чтобы облегчить страдание больного человека; поддержать его морально и избегать неразумной настойчивости в проведении диагностических и лечебных процедур.

Врач и врачебный коллектив Статья 46. Врач не имеет права допускать как публичных негативных высказываний о своих коллегах и их работе, так и в присутствии пациентов и их родственников. Профессиональные замечания в адрес коллеги должны быть аргументированными, доброжелательными и определяться защитой интересов больного. Статья 48. Врачи обязаны с уважением относиться к медицинскому персоналу и представителям иных профессий, принимающим участие в охране здоровья населения и оказании медицинской помощи.

Статья 45. Врач обязан делать все от него зависящее для консолидации врачебного сообщества, активно участвовать в работе профессиональных общественных организаций, защищать честь и достоинство своих коллег. Врачи должны помогать друг другу в беде.

Наставничество молодых специалистов опытными врачами Статья 34. При оказании медицинской помощи врач должен руководствоваться исключительно интересами пациента, знаниями современных методов и технологий лечения с доказанной клинической эффективностью и личным опытом. При возникновении профессиональных затруднений врач обязан обратиться за помощью к коллегам, а также оказать помощь коллегам, обратившимся к нему. Статья 43. Врач обязан охранять честь и благородные традиции медицинского сообщества. Врачи должны относиться друг к другу с уважением и доброжелательно, быть готовыми бескорыстно передавать свой опыт и знания. Статья 44. В течение всей жизни врач обязан сохранять уважение и благодарность к своим учителям.

Статья 50. Врач, занимающийся научно-исследовательской деятельностью, не должен использовать свои научные знания в ущерб здоровью и безопасности пациента или общества. Интересы науки и общества не могут превалировать над интересами человека. Статья 51. Планируя эксперимент с участием пациента, врач обязан быть честным и порядочным в своих действиях, сопоставить степень риска причинения ущерба пациенту и возможность достижения предполагаемого положительного результата. Статья 53. Новые медицинские технологии и методики, лекарственные и иммунобиологические препараты могут применяться в медицинской практике только после оформления в установленном порядке в соответствии с российским законодательством.

Важнейшими задачами профессиональной деятельности медицинской сестры являются: комплексный всесторонний уход за пациентами и облегчение их страданий; восстановление здоровья и реабилитация; содействие укреплению здоровья; предупреждение заболеваний. Этический кодекс дает нравственные ориентиры профессиональной деятельности медицинской сестры.

Дефектами в оказании медицинской помощи следует считать недостатки диагностической, лечебной, организационной деятельности, которые привели или могли привести к неверной или несвоевременной диагностике имевшихся у пациента заболеваний (состояний), при установленном диагнозе – к неправильным или неадекватном лечебным (профилактическим) мероприятиям; а также нарушения (невыполнение) положений действующих федеральных или территориальных стандартов (протоколов) оказания медицинской помощи или медицинских технологий, правил ведения медицинской документации. «Качество оказания медицинской помощи в ЛПУ Санкт- Петербурга по материалам СПб ГБУЗ БСМЭ». Бюллетень судебно-медицинского эксперта, выпуск 7, 2012 г.

Дефекты в оказании медицинской помощи - По этапам медицинской помощи в амбулаторно-поликлиническом звене: дефекты догоспитального периода; дефекты госпитального (стационарного) периода. - По своей сути (что конкретно выявлено): дефекты организации; дефекты диагностики; дефекты лечения; дефекты медицинской документации; прочие дефекты. - По причине: позднее обращение за медицинской помощью; недостатки в организации лечебно-диагностического процесса; недостаточная классификация врача (медицинского работника); неполноценное обследование больного; отсутствие необходимых средств диагностики; объективные трудности в оказании медицинской помощи; прочие причины. - По причинно-следственной связи с наступлением смерти: дефект является основной причиной смерти; дефект способствовал наступлению летального исхода; дефект не повлиял на наступление летального исхода.

случаи с дефектами, затрудняющими оценку процесса оказания помощи и/или планирование потребности в ресурсах здравоохранения (условно надлежащее КМП) неоптимальное использование ресурсов здравоохранения повышен / не снижен риск ухудшения / неулучшения состояния пациента, развития новых заболеваний (возможное развитие) ухудшение / неулучшение состояния пациента, развитие новых заболеваний (реальное развитие) влияние на состояние пациента, повышен / не снижен риск преждевременной смерти, инвалидности (возможное развитие) влияние на состояние пациента с негативными социальными последствиям - преждевременная смерть, инвалидность (реальное развитие) Классификация ненадлежащего качества медицинской по тяжести негативных следствий (по классам) Классификация ненадлежащего качества медицинской помощи по тяжести негативных следствий (по классам)

Ненадлежащее оказание медицинской помощи в амбулаторно- поликлинических учреждениях Ненадлежащее оказание медицинской помощи Скорая и неотложная помощь Ненадлежащее оказание медицинской помощи в стационарах I класс – 1,8 %. I класс – 0 %. II класс – 5,4 %.II класс – 1,8 %.II класс – 10,9 %. III класс – 0 %. IV класса– 12,7 %.IV класс – 1,8 %.IV класс – 63,6 %. V класс – 0 %. VI класс – 0 %. Анализ случаев НОМП

Наиболее частые причины дефектов КМП: 1) недостаточно внимательное отношение к пациенту (в любых проявлениях); 2) отсутствие информированного согласия пациента на лечение; 3) отсутствие согласованности в действиях врачей разной специализации; 4) дефекты ведения медицинской документации; 5) недостаточная профессиональная компетентность; 6) низкий уровень приверженности пациента назначениям врача.

НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫЕ ДЕФЕКТЫ В ДИАГНОСТИКЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ o Дефекты сбора жалоб и анамнеза заболевания. o Недооценка клинических данных и тяжести состояния больных. o Поздние консультации смежных специалистов (реаниматолог, эндокринолог, невролог, инфекционист, офтальмолог и др.). o Неверная интерпретация клинико-лабораторных данных при обследовании больных

Нарушение этики и деонтологии Недостаточные навыки в технологии инвазивных вмешательств (забор крови, введение лекарственных средств и др.) Нарушения санитарно-эпидемиологического режима (внутрибольничные инфекции) Недостатки в ведении медицинской документации и выписке рецептов

Диссертация на тему «Контроль и оценка деятельности сестринского персонала лечебных отделений больницы». Габоян Я.С.

o - Отмечается рост общего количества обращений и жалоб в абсолютных цифрах. o - В процентном соотношении наблюдается снижение количества зарегистрированных жалоб с 10,3% (2007 год) до 5,3 % (2012 год). o - В динамике наблюдается снижение количества жалоб на качество оказанной медицинской помощи по сравнению с 2007 годом в 2,3 раза, по вопросам нарушения прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи также отмечается снижение по сравнению с 2007 годом в 18 раз.

За 2012 год общее количество обращений граждан в ЛПУ составило 15272, количество жалоб граждан, зарегистрированных в медицинских учреждениях Санкт-Петербурга, в абсолютном отношении составило Из них, количество обоснованных – 752 (26 %). Структура жалоб (2880 причины в 2974 обращениях).

УправленияКМП Законодательное собрание Комитет по здравоохранению Администрации районов Санкт-Петербурга Территориальный фонд ОМС и страховые мед.организации Ассоциация медицинских организаций СПБ Кафедра организации здравоохранения и управления качеством медицинской помощи СЗГМУ им. И.И.Мечникова Минздрава России

В реестр экспертов включены – 240 в ТФ ОМС и 50 в Комитете по здравоохранению (по всем специальностям) Виды экспертиз КМП Виды экспертиз КМП ЦЕЛЕВАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПО ОТДЕЛЬНОМУ СЛУЧАЮ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЦЕЛЕВАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПО ОТДЕЛЬНОМУ СЛУЧАЮ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ТЕМАТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПО СОВОКУПНОСТИ СЛУЧАЕВ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ТЕМАТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПО СОВОКУПНОСТИ СЛУЧАЕВ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

письменное обращение пациента или его законного представителя по поводу ненадлежащего КМП; запросы органов государственной власти и иных организаций, полномочных обеспечи- вать контроль КМП и защиту законных интересов гражданина в получении медицинской помощи надлежащего качества и гарантированного объема; летальный исход заболевания в период стационарного лечения; летальный исход заболевания лиц трудоспособного возраста и детей в период амбулаторного лечения; Обязательные основания для проведения целевой экспертизы качества медицинской помощи : 1 234

Внутрибольничное инфицирование и развитие осложнений в период стационарного лечения; Отклонение сроков лечения от установленных стандартами более чем на 50%; повторная госпитализация по поводу одного и того же заболевания в течение 3 месяцев; повторное обоснованное обращение по поводу одного и того же заболевания в течение 1 месяца при оказании амбулаторно- поликлинической помощи. Дополнительные основания для проведения целевой экспертизы КМП : 1234

Приверженность включает следующие элементы: прием всех назначенных препаратов в правильном количестве и дозе, установленной врачом, прием всех препаратов в установленное время. «Комплаентность» - степень соответствия поведения пациента в отношении приема лекарственных средств, соблюдения диеты и/или других изменений образа жизни рекомендациям медицинского работника.

ФАКТЫ По результатам проведенных в странах Запада исследований оказалось, что принимают те лекарства и так, как они были назначены врачом, лишь 20% пациентов врача общей практики и от 40 до 60% больных злокачественными опухолями; среди больных сахарным диабетом лишь 7% следуют всем врачебным рекомендациям и лишь 50% больных гипертонической болезнью посещают врача в назначенное время. По данным отечественного исследования М.А.Альберт (2009), общая приверженность больных к лечению хронической сердечной недостаточности составляла 44%, приверженность к приему лекарств – 40%.

Пути улучшению качества оказания медицинской помощи : 1.Общественные организации и ассоциации. 2.Целенаправленное повышение квалификации врачей и руководителей ЛПУ для устранения системных причин ненадлежащего КМП. 3.Образовательные программы. 4.Формирование партнерства и доверия между врачом и больным. 5.Поощрения и награды.

1) Само- и взаимоконтроль (работа в команде «опытный работник – молодой специалист») 2) Наставничество 3) Регулярные занятия с психологом (профилактика синдрома выгорания) 4) Сбор, систематизация и анализ сестринских ошибок в медицинских организациях 5) Непрерывное медицинское образование 6) Внедрение системы аттестации на рабочем месте

Мероприятия, направленные на повышение приверженности к терапии: обучение пациентов; организационные мероприятия (напоминания, пометки на истории болезни и т. п.); психологические (консультирование, поведенческая терапия, мультипрофессиональные команды и др.); технологические (крышки для упаковок с напоминаниями, лекарственные формы, телемониторинг и т. п.); экономические (денежные и немонетарные стимулы); комплексные.

конкордантность комплайнс По мнению ряда авторов и групп экспертов, без активного участия пациента трудно добиться решения поставленных задач. Это привело к появлению в литературе вместо привычного термина комплайнс (подчинение, податливость) - термина конкордантность (согласие), или «adherence» (соблюдение рекомендаций). Если модель отношения врача и пациента по типу комплайнс предусматривает простое выполнение пациентом врачебных инструкций, то модель - конкордантность рассматривает процесс терапии как сотрудничество и партнерство врача и пациента.

Тест Мориски–Грина: 1) забывали ли вы когда-либо принять препараты? 2) не относитесь ли вы иногда невнимательно к часам приема лекарств? 3) не пропускаете ли вы прием препаратов, если чувствуете себя хорошо 4) если вы чувствуете себя плохо после приема лекарств, не пропускаете ли Вы следующий прием? Комплаентными согласно данному тесту являются больные, набирающие 4 балла, некомплаентными – менее 3.

Профессиональный уровень медицинских работников

1. Активно-пассивная основана на представлении, что врач лучше знает, что надо больному. Больной не может участвовать в принятии решений. 2. Покровительственная. Больному сообщается лишь та информация, которая, по мнению врача, необходима. 3. Информативная. Врач доносит до больного всю информацию, а больной сам выбирает. 4. Интерпретивная. Предполагается, что больной нуждается лишь в уточнении с помощью врача того, что с ним происходит. Решение будет принимать он сам. 5. Совещательная (договорная). Исходит из представления, что врач может активно влиять на формирование мнения больного и помочь ему принять правильное решение. (О. М. Лесняк, 2003) Пять моделей построения взаимоотношений врача и пациента

Самая разумная модель - совещательная, которая предполагает равенство всех сторон, в том числе одинаковую ответственность. Она основана на том, что обычный взрослый человек в состоянии синтезировать информацию и выделить для себя приоритеты, а врач обладает достаточными коммуникационными навыками для того, чтобы помочь пациенту в этом.

= ЕДИНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОДЕКС МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ +