ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В новом ФГОС одной из приоритетных задач становится духовно- нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся. Ст. 9, п. 6 Закон «Об образовании» - «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся".
1. Как разработать Программу воспитания и социализации ? 2. Какие требования к Программе выдвигает Стандарт? 2. Какие требования к Программе выдвигает Стандарт?
Концепция духовно- нравственного воспитания российских школьников Примерная программа воспитания и социализации обучающихся
Из Концепции Вы можете узнать: воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России о целях и задачах воспитания и социализации обучающихся (воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России) о условиях и результатах воспитания обучающихся системе требований к структуре и содержанию программ воспитания и социализации учащихся общеобразовательной школы патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, традиционные российские религии, семья, труд, творчество, природа, искусство, человечество ценностных установках обучения и воспитания (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, традиционные российские религии, семья, труд, творчество, природа, искусство, человечество) взаимодействии школы и традиционных российских религиозных организаций в духовно-нравственном воспитании школьников процессе управления воспитательным процессом и роли в нем классного руководителя.
Изучение документов: Изучение документов: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России ; Фундаментальное ядро содержания общего образования; Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Изучение особенностей региона, социальной среды, в которой находится школа; Изучение особенностей региона, социальной среды, в которой находится школа; Изучение возможностей школы, ее внутренних и внешних условий; Изучение возможностей школы, ее внутренних и внешних условий; Анализ ресурсного обеспечения и материально-технической базы; Анализ ресурсного обеспечения и материально-технической базы; Изучение запросов обучающихся и их родителей; Изучение запросов обучающихся и их родителей; Анализ опыта работы прошлых лет. Анализ опыта работы прошлых лет.
направлениям организация духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся : воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека воспитание социальной ответственности и компетентности воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры эстетическое воспитание
Урочная деятельность деятельность Внешкольная деятельность (социальные и культурные практики) Изучение культурологиче ских основ религий Семейное воспитание Внеурочная деятельность (культурные практики)
Целью воспитания и социализации обучающихся является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Для решения воспитательных задач школьники вместе с педагогами, родителями иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни должны обращаться к содержанию: общеобразовательных дисциплин; общеобразовательных дисциплин; произведений искусства и кино для детей и юношества; произведений искусства и кино для детей и юношества; периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь; периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь; традиционных российских религий; традиционных российских религий; фольклора народов России; фольклора народов России; истории своей семьи; истории своей семьи; жизненного опыта своих родителей и прародителей; жизненного опыта своих родителей и прародителей; общественно полезной и личностно-значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик; общественно полезной и личностно-значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик; других источников информации и научного знания. других источников информации и научного знания.
Направление, ценностиВиды деятельности и формы занятий с обучающимися 1.воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю гражданское общество поликультурный мир свобода личная и национальная доверие к людям, институтам государства и гражданского общества социальная солидарность мир во всём мире многообразие и уважение культур и народов Изучение Конституции Российской Федерации, символики государства. Знакомство с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, с обязанностями гражданина ; Знакомство с историей и культурой родного края, фольклором - беседы, экскурсии, просмотр кинофильмов, путешествия по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевые игры гражданского и историко- патриотического содержания, изучение учебных дисциплин. Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников- классные часы, беседы, фильмы, праздники. Знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений - экскурсии, встречи и беседы с представителями общественных организаций, участие в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями. Беседы о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, игры военно-патриотического содержания, конкурсы и спортивные соревнования, сюжетно-ролевых игры на местности, встречи с ветеранами и военнослужащими. Организация и проведение национально-культурных праздников. Встречи и беседы с выпускниками своей школы.
«Новые стандарты - требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов» (Д. Медведев).
Воспитание - Воспитание - активное социальное взаимодействие взрослых и детей в сфере их совместного бытия (со-бытия).
Образовательное событие Образовательное событие – совместная (ребенка и взрослого) яркая, личностно-ориентированная, личностно-значимая образовательная деятельность, последствием которой должно стать повышение мотивации ребенка к дальнейшей познавательной деятельности, в большей степени самостоятельной (исследование, поиск, развитие…) Воспитательное мероприятие Сделать личностно значимым событием хотя бы для большинства школьников Создать ситуацию со-бытия участников события Образова тельное событие
Эффективные подходы в учебно- воспитательном процессе Новые пед. технологии (образователь- ные и воспитательные) Создание и организация условий, инициирующих детское действие
Информационные (компьютерные, мультимедиа, сетевые, дистанционные) технологии Проективые и деятельностные технологии Креативные технологии Игровые технологии: имитационные; операционные; исполнение ролей; «деловой театр»; психодрама и социодрама Технологии личностно- ориентированного воспитания Этнопедагогические технологии Коллективные и групповые способы обучения Эвристическое обучение; Диалог культур Проблемное обучение; Деловая корзина; Форум; Обсуждение вполголоса; «Думай и слушай»; Панельная дискуссия; Программа саморазвития Тренинги Коучинг и другие.
«Воспитательный идеал» – качества личности ДОБРОЧеловекСемья КРАСОТА ТРУДТворчествоНаука СТРАНАПатриотизмСолидарностьГражданственностьКультура ЗДОРОВЬЕПРИРОДА Внешкольная Внеурочная Урочная Социальные практики (решение общественно значимой задачи) Опыт гражданского поведения Культурные практики (участие в культурном событии) Опыт творческого поведения Учеба -знания о ценностях -оценки поступков -выбор поступков Опыт учебного взаимодействия СМИСМИ Произведе- ния культуры Общественные организации Круг общения СемьяСемья Представите ли власти
создание культурно-воспитательной, социально-воспитательной, эколого- воспитательной, эстетической и школьной воспитательной среды образовательного учреждения система работы школы с семьей взаимодействие школы с социальными субъектами воспитания взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта; установление и совершенствование системы межпредметных связей; интеграция учебной, внеучебной, внешкольной, семейно-воспитательной, общественно- полезной деятельности направленность программ воспитания и социализации обучающихся на решение проблем их личной, семейной и школьной жизни, а также проблем поселка, района, города, области, республики, края, России педагогическая поддержка детско-юношеских и молодежных организаций и движений, содействующих духовно-нравственному развитию гражданина России
Результаты воспитания и социализации обучающихся- это воспитание гражданственности, патриотизма.
1) Диагностика может быть только комплексной – сочетающей как тестовые формы, так и результаты наблюдения поведения обучающихся в реальной жизни. 2) Необходим комплекс мер для предотвращения развития лицемерия подростков в результате воспитательной работы с ними. 3) Результаты наблюдения – это по большей части субъективное мнение (педагога, родителя, самих обучающихся), которое следует отделять от личного отношения к тому или иному ученику. 4) С интерпретацией данных результатов надо быть предельно осторожными. 5) Индикаторами результативности воспитательной работы педагога, школы являются средние показатели его учеников, которые должны учитывать разницу между ситуацией в начале работы педагога и в конце этой работы, возрастные изменения подростков, объективно влияющие на их характер и поведение. И не забывайте, что педагог и школа – лишь ЧАСТЬ той общественной среды, жизнь в которой реально определяет результаты воспитания школьников.
Для выявления результатов воспитания и социализации обучающихся предлагаем следующие критерии оценки уровней их сформированности. Условно эти уровни воспитания и социализации обучающихся можно представить таким образом:ДелаюСтремлюсь Понимаю
Самостоятель- ность и уверенность Мотивация на удачу и оптимизм Вежливость и отзывчивость Любовь к Родине, своему народу Признание ценности толерантности и уникальности каждого человека Осознание своей ответственности за результаты и последствия своего поведения Активность и скромность Самопознание и самоконтроль Настойчивость к достижению цели и стремление к улучшению результатов Самосовершенст- вование
Методы исследования: Тестирование (метод тестов) Опрос Используются следующие виды опроса: анкетирование интервью беседа Психолого-педагогическое наблюдение. Используются следующие виды наблюдения: включённое наблюдение узкоспециальное наблюдение
Положительная динамика Положительная динамика увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования. Инертностьдинамики Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования. Устойчивость Устойчивость исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся. В педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях устойчивость исследуемых показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.
Одна из особенностей ФГОС заключается в том, что он расширяет самостоятельность, инициативу и ответственность ОУ в реализации основной образовательной программы начального общего образования. Хочется надеяться, что творческая и самостоятельная работа педагогов по разработке и реализации Программы воспитания и социализации обучающихся поможет обрести каждой школе второе дыхание – интересную, насыщенную жизнь!