Программа индивидуального развития учащегося 8 класса МОУ «Яншихиво- Норвашская СОШ» Ятиковского района Чувашской Республики Печкова Алексея Николаевича.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Характер – это не погода, его можно изменить Развитие Личностных качеств.
Advertisements

ЛИЧНОСТНОЕ ПОРТФОЛИО СТАРШЕКЛАССНИКА Занятие 7. РАЗДЕЛ II. ЗАДАНИЯ НА САМОПОЗНАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ САМОРАЗВИТИЕМ Хорошие и плохие привычки Мои способности.
И результаты её реализации на примере ученицы 2 класса МОУ «Болшебикшихская СОШ» МОУ «Болшебикшихская СОШ» Осиповой Анны Александровны Осиповой Анны Александровны.
Программа индивидуального развития ребёнка подпрограмма « Я-личность» и текущие результаты её реализации (на примере учащейся 11 класса Павловой Наталии.
Программа развития классного коллектива Автор: Муданова Светлана Александровна, классный руководитель 7 класса МБОУ «Сыресинская ООШ»
Автор: Семенова Елена Васильевна учитель 1 категории МБОУ «Большебикшихская СОШ» Канашского района ЧР.
Диагностика личностно-социального развития дошкольников в соответствии с «Программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией.
Схема анализа воспитательной работы класса. МОУ Сладковская СОШ Руководитель МО классных руководителей Степкина Н.М.
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА Автор: Николаева Л. Ю классный руководитель 6 класса МБОУ «Кудеснерская ООШ»
Цель проекта: выявить и развить добрые наклонности детей живой практической деятельностью, воспитывать внутренние качества.
Программа развития классного коллектива Автор: Алексеева Л.Г., классный руководитель 6 класса МБОУ «Хучельская ООШ»
ЛИЧНОСТНОЕ ПОРТФОЛИО СТАРШЕКЛАССНИКА Занятие 6. РАЗДЕЛ II. ЗАДАНИЯ НА САМОПОЗНАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ САМОРАЗВИТИЕМ Самооценка Мои недостатки Что думают обо.
Программа индивидуального развития учащегося 6класса МОУ «Cятракасинская СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики Скворцова Руслана Игоревича Автор:Никитина.
МОУ Усть-Ордынская СОШ 1 им. В.Б. Борсоева. Баймеева Елена Никитична Васильева Надежда Владимировна.
МОУ «Кармамейская ООШ» Ефимова Светлана Михайловна - классный руководитель 6 класса.
Миронова Светлана Александровна, классный руководитель 10 класса, учитель русского языка и литературы.
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
Современные подходы к организации планирования воспитательной работы в соответствии с ФГОС.
Выступление учителя начальных классов Котляровой Натальи Юрьевны МОУ «Средняя общеобразовательная школа 5 с углубленным изучением отдельных предметов города.
Программу разработала классный руководитель 6 класса МОУ «БелоозёрскаяООШ» Викторова Лариса Ивановна Программа индивидуального развития ребенка.
Транксрипт:

Программа индивидуального развития учащегося 8 класса МОУ «Яншихиво- Норвашская СОШ» Ятиковского района Чувашской Республики Печкова Алексея Николаевича Автор: Майраслова Н. П., классный руководитель 8 класса МОУ «Яншихово-Норвашская СОШ» Янтиковского района 2008 год Жизненная позиция Алексея: Успех не приходит сам по себе, если даже его очень ждать

1. Принцип содружества 2. Опора на природу ребенка, его врожденные психофизиологические особенности, возможности 3. Опора на лучшее в ребенке Принципы составления Программы: Программа индивидуального развития учащегося – это фиксация его шагов на пути реализации выбранных ориентиров личностного роста. Она служит цели подтверждения значимости человека и его неповторимого пути к достижению индивидуальных вершин и представляет собой результаты динамики развития собственной личности в разных ее проявлениях (характер, способности, общение. др.) Это не сбор разрозненных фактов. Это изучение восьмиклассником особенностей своей личности в системе ее социальных отношений и спланированная работа по их усовершенствованию для достижения новых качеств субъекта. Работа над программой проводится в три этапа: I этап – информационно-аналитический II этап - контрольно-диагностический III этап - корреционно-развивающий

Всесторонне изучить ребенка, создать оптимальные условия для эффективного развития личности подростка, воспитать у него перспективное видение собственного будущего

1. Изучить и хорошо знать индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своего воспитанника; реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы; 2. Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащегося; 3. Постоянно привлекать воспитанника к посильной для него и все усложняющейся воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности; 4. Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность; 5. Стимулировать в учащемся интерес в развитии творческих, интеллектуальных и физических способностей и возможностей; 6. Обеспечить систему реального взаимодействия ученика с окружающим миром; 7. Оказать школьнику поддержку в проектировании личностного роста

-планомерные систематические наблюдения за учеником; -индивидуальные и групповые беседы; -анализ способов рассуждений ученика; -положение ребенка в коллективе, отношение к товарищам, его позиции в группе (диагностика личности); - физические показатели

Каждый человек – автор своей собственной жизни Появление у ребенка мотивации саморазвития и самореализации, проявление творческой индивидуальности

Воспитание – самое тонкое прикосновение человека к человеку Сухомлинский Принятие ребенка как личность, признание его индивидуального своеобразия, его право проявлять свое «Я»

1. Имя, фамилия, отчество: Печков Алексей Николаевич 2. Дата рождения: 5 сентября 1993 года 3. Место проживания: с. Яншихово-Норваши, ул. Ленина Интересы: спорт, музыка, компьютер, техника 5. Поручение в школе: учебный сектор 6. Посещает кружок «Юный программист», спортивные секции 7. Любимые предметы: физика, геометрия, литература, физкультура 8. Любимые ТВ передачи: «Умники и умницы», исторические фильмы 11. Как ты закончил предыдущий учебный год: на «4» и «5» 12. Рейтинговый балл успеваемости в уч. г.: 4, Номер рейтингового места в классе: 4 место 14. Сколько уроков пропустил в I полугодии: 23 урока по болезни 15. Последняя книга, которую прочитал: «Руководство по эксплуатации компьютера» программные произведения по лит. 16. Особенности личности: жизнерадостный, коммуникабельный, активная жизненная позиция, оптимист, с удовольствием берется за любое дело, но не всегда доводит его до конца 17. Личность ученика в коллективе: Алексей в школе популярная личность, в коллективе его уважают, критическим замечаниям относится положительно, ответственно относится к порученному делу, стремится быть лидером I этап - информационно-аналитический Цель данного этапа: изучить круг интересов ученика, домашние условия жизни, личность ученика в коллективе, отношение к учебе

Фамилия, имя, отчество опекунов Жилищно- бытовые условия Социально- демографи- ческие условия Характер взаимо- отношений Социально- психологи- ческие условия Сведения о родителях Ефимов Николай Александро- вич, 1937 г., дедушка Ефимова Клавдия Васильевна, бабушка, 1934 года Хорошие, Алексею для занятий отведена отдельная комната Один ребенок. Вместе с ними проживает дядя Ефимов Петр Николаевич, 1970 года Члены семьи заботятся друг о друге Благопри- ятный психологи- ческий климат Мать Нина Николаев- на умерла в 1993 году Отец Николай Алексан- дрович лишен родитель- ских прав в 2006 году

ПредметыI полугодиеII полугодие Русский язык Русская литература Родной язык Родная литература Английский язык Алгебра Геометрия География Биология Физика Химия История ОПЗ Черчение Физкультура Труд Технология Не останавливайся на достигнутом! Цель: повысить успеваемость прежде всего по алгебре, химии, черчению

Не тешься успехом долго, намечай новую цель, снова добивайся и снова побеждай! на районном уровне: 1. III место на районных соревнованиях по легкой атлетике. Май 2007 год. 2. Участвовал в сборной команде МОУ «Яншихово-Норвашская СОШ» по волейболу. Команда заняла I место на районных соревнованиях. Апрель 2007 год. 3. I место на районной лыжной гонке «Открытие зимнего сезона», декабрь 2007 год. на республиканском уровне: 1. Участвовал в сборной команде МОУ «Яншихово-Новашская СОШ» по волейболу. Команда заняла III место на республиканских соревнованиях. Апрель 2007 год. 2. С 16 июля по 5 августа прошел полный курс подготовки в военно- спортивном лагере «Служу Отечеству» и заслужил благодарность от директора лагеря «Служу Отечеству» за активное участие в жизни лагеря, награжден Грамотами за лучший результат по летнему биатлону и за второе место в разборке и сборке АКМ.

Одним из основных средств, направленных на реализацию самоопределения школьника, является развивающая психологическая диагностика. Такая диагностика предполагает использование комплекса психологических методик, обеспечивающих, во-первых, возможность получения каждым учащимся информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия той или иной профессии; и во-вторых, возможность развития этих психологических качеств. Изучение психологического облика личности,- писал Рубинштейн, - включает три основных вопроса: 1. Чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? 2. А что он может? 3. Что он есть? Что закрепилось в качестве стержневых особенностей его личности? Познай самого себя II этап - контрольно-диагностический Цель: углубленное психолого-педагогическое изучение подростка, выявление его индивидуальных особенностей

Познав себя, никто уже не останется тем, кто есть. Т. Манн По тесту Айзенка «Каков ваш темперамент?» Печков Алексей холерик. Он характеризуется высоким уровнем активности, энергичностью действий, работоспособностью, живостью движений стремительностью. Алексей склонен к частой смене впечатлений. Легко и быстро отзывается на окружающие события, общителен. Эмоции преимущественно положительные – быстро возникают и быстро сменяются. При отсутствии надлежащего воспитания подвижность может вылиться в отсутствие сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков. Пути коррекции: необходимо помочь подростку оценить уровень его личностного контроля над разнообразными жизненными ситуациями. Знать об этом очень важно, потому что контроль над собой необходим во всех видах деятельности, обусловливает продуктивность деятельности и достижений человека. Цель: узнать, какими свойствами обладает ученик, к какому психо- логическому типу относится и чем отличается от других учеников

Цель: развивать в учащемся лучшие качества, которые необходимы ему в общении с людьми и в достижении успеха Тест Г. Шмишека «Какой у вас характер?» помог определить тип характера Алексея – оптимистичный. Для него характерны высокая контактность, словоохотливость. Им движет жажда деятельности, общения, впечатлений и развлечений. Он инициативен, обнаруживает организаторские способности, часто проявляет тенденции к лидерству. Отзывчив на доброжелательное, уважительное отношение. Алеша почти всегда в хорошем настроении, с улыбкой, живым блеском глаз, лишь изредка омрачается вспышками агрессии в ответ на противодействие окружающих. Несмотря на множество претензий со стороны близких, поддерживает неплохие отношения с окружающими. Пути коррекции: помочь подростку понять, что характер создает судьбу, в зависимости от его качеств формируются взаимоотношения с людьми, добиваются поставленных целей. Характер – это не погода, его можно изменить

Способности –еще не талант, их надо развивать Лингвистические способности: 1.Умею писать сочинения и выражать свои мысли 2. Много читаю для информации и удовольствия 3. Люблю иностранные языки Творческие способности: 1. Мои артистические способности на сцене 2. Мои художественные способности 3. Мои музыкальные способности Учебные способности: 1. Я прилежный в учебе, умею учиться 2. Я люблю решать трудные задачи 3. Владею компьютером, интернетом Цель: выявить способности ученика и развивать их

Коммуникативные способности: 1.Я общительный, у меня много друзей 2.Умею слушать и понимать 3.Я лидер среди своих ровесников Прикладные умения: 1.Умею починить утюг, настроить телевизор, отремонт. розетку 2.Я умею водить мотоцикл 3.Я умею сажать рассаду, косить, стоговать сено Спортивные способности: 1.Хорошо играю в спортивные игры 2.Занимаюсь в спортивных секциях 3.Занимаю призовые места Пути коррекции: развивать те умения, которые оценены баллами 0, 1, 2 Способности –еще не талант их надо развивать Цель: выявить способности ученика и развивать их

Привычки либо делают нас сильными, либо ломают нас Цель: учить анализировать свое поведение и проверить, насколько развиты хорошие и плохие привычки Утверждения Все- гда Обы- чно редкоНико- гда 1.Помогаю своим одноклассникам в учебе 2.Говорю «спасибо», «пожалуйста» в столовой, магазине, дома, в школе 3.Выполняю свои обязанности в школе 4.Говорю правду, когда меня спрашивают 5.Не насмехаюсь над другими 6.Готов к каждому уроку 7.Готовлю обед сам 8.Списываю на контрольных 9.Содержу вещи в порядке 10.Перехожу улицу по светофору, выезжая в город 11.Опаздываю на уроки или мероприятия 12.Прихожу вовремя

УтвержденияВсе- гда Обы- чно редкоНико- гда 13. Приветливо встречаю гостей 14. Выполняю домашние задания. Сочинения пишу вовремя 15. Бросаю мусор в специально отведенные места 16. Использую нецензурные слова 17. Поздравляю своих друзей с днем рождения 18. Делаю подарки бабушке и дедушке 19. Уступаю место в транспорте 20. Ссорюсь с друзьями 21. Внимательно слушаю других Пути корреции: В Алексее больше выражены хорошие привычки. Но их следует и дальше развивать и не комплексовать себя в проявлении лучших качеств в себе Никто не знает о нас столько дурного, как мы сами, и никто так хорошо не думает о нас, как мы сами

Люди, не имеющие недостатков, имеют очень мало достоинств Цель: познакомить с идеей профессора Флетчера о том, как можно превратить отрицательные качества в положительные и научить превращать свои недостатки в достоинства Пути коррекции: развивать недостаточно выраженные в себе качества и превращать слабые стороны характера в сильные Недостаточно Качества Чрезмерно развитые развитые организованность Решительный самоуверенность целеустремленность самостоятельность аккуратность уважительный к людям сила воли оптимистичный самообладание добрый инициативность

Как ты относишься к самому себе? Цель: учить повышать свою самооценку Утверждения+- 1.Я хорошо выгляжу 2.Я нравлюсь другим 3.Я доволен собой 4.Я не боюсь трудностей 5.Я имею влияние на друзей 6.У меня есть цель в жизни 7.Я ответственный 8.Я не расстраиваюсь, когда допускаю ошибки 9.Я не боюсь попросить помощи 10.Я всегда приветлив и улыбаюсь людям Пути коррекции: самооценка занижена, Алеше необходимо выработать позитивное отношение к себе, повышать самооценку

1. Сконцентрируйся на своих «плюсах»: чем ты отличаешься от других и чем ты интересен 2. Признай свои «минусы», но не зацикливайся на них. Постарайся понять их причину и избавиться от них. 3. Поставь перед собой цель: только тот добивается успеха, кто знает путь к нему 4. Не бойся просить помощи, если у тебя не получается 5. Верь в себя 6. Научись заботиться о себе: о своем здоровье, о внешнем виде 7. Чаще улыбайся, если хочешь нравиться людям. Человек, который улыбается, всегда привлекателен. 8. Используй чувство юмора в общении с друзьями. Умей посмеяться над собой, вместо того чтобы злиться, когда у тебя не идут дела

Цель: научить разбираться в своих чувствах и настроениях Вывод: Алексей – чуткий, отзывчивый человек, в его ответах преобладают причины плохого и хорошего настроения, связанные с неприятностями и радостями других людей. Задание «Вырази себя» Я чувствую себя счастливым, когда… Помогаю кому-то У меня хорошо идут дела в школе Сделал что-то полезное для себя Сделал что-то полезное для родных Я вместе с друзьями Слушаю любимую музыку Мне бывает грустно, когда… Меня не понимают Я одинок Кто-то болен в семье Не получается задуманное дело Получаю плохие оценки в школе У родных неприятности, а я бессилен им помочь

Умей управлять своими чувствами Цель: научить справляться с негативными эмоциями (гневом) Источники стресса Отсутствие родителей Поражение на соревнованиях Люди Болезнь близких Учеба Просто плохое настроение Управление эмоциями Уважайте чувства других Проявите терпимость к чьей- то бурной эмоции Попросите помощи Подумайте о чем-то хорошем Дайте себе физ. нагрузку Занимайтесь самовнушением, что все хорошо

Цель: научить бороться со стрессом Важно уметь принимать людей, вещи, события такими, Какие они есть, чтобы не создавать себе лишних проблем Не храни свои заботы в себе. Поделись ими с тем, кому доверяешь, потому что проговаривание проблемы проясняет ее и помогает найти решение. Не бойся проигрывать. Другие тоже должны иногда выигрывать Прорабатывай свой гнев: направь его в тяжелую, интенсивную физическую работу. Вернись у своей проблеме расслабленным и контролирующим. Делай что-то для других. Если ты все время беспокоишься о себе, попробуй сделать что-нибудь для кого-то другого. Это отвлечет тебя от твоих проблем Делай что-то одно. В первую очередь займись самым важным и срочным делом. Остальное отложи на потом. Не требуй от себя совершенства. Не подталкивай себя к достижению невозможного Полегче с критикой. Не требуй, чтобы все соответствовали твоим стандартам. Планируй свой отдых. Обеспечь себе время для своего хобби, спорта, друзей и удовольствий. Ничто не стоит твоего физического и психического здоровья. Научиться управлять своими чувствами и стрессом Шаг первый Шаг второй Шаг третий Шаг четвертый Шаг пятый Шаг шестой Шаг седьмой Шаг восьмой Шаг девятый Пути коррекции: Первые шаги в борьбе со стрессом Укройся ненадолго. Когда дела идут плохо, совершенно нормально перевести дух и прийти в себя на прогулке, за книгой, фильмом, в путешествии. ТЫ вернешься готовым иметь дело с твоей проблемой.

Мы все сотворены для взаимодействия Цель: способствовать формированию навыков положительных повседневных взаимоотношений с ровесниками и взрослыми ВкладыШтрафные вычеты 1. Приветливо здоровался с каждым 2. Благодарил родных 3. Шутил 4. Проявлял терпение 5. Помогал другим 6. Выполнял обещания 7. Сдерживал раздражение 8. Превозмогал плохое настроение 1. Проявил грубость 2. Слукавил 3. Оказался причиной конфликта между дядей и бабушкой 4. Пренебрег приглашением одноклассника в гости Пути корреции: надо жить с людьми так, чтобы твои друзья не стали твоими врагами; быть преданным трем вещам: слову, делу и друзьям; быть более внимательным к своим близким и родным Алексею было дано задание: проследить за своими поступками и эмоциями в течение недели и построить таблицу вкладов и вычетов

Шесть наиболее важных слов: «Я признаю, что я допустил ошибку» Пять наиболее важных слов: «Ты выполнил очень важную работу» Четыре наиболее важных слов: «А как ты думаешь?» Три наиболее важных слова: «Если ты хочешь» Два наиболее важных слова: «Большое спасибо» Одно наиболее важное слово: «Пожалуйста» Жизнь – это постоянное взаимодействие с окружающими людьми, поэтому в межличностных отношениях очень важно уметь общаться: 1.Прийти к согласию и взаимопониманию 2.Простить и уступить в интересах дела 3.Договориться между собой и найти общий язык 4.Выслушать мнение собеседника и понять его проблемы 5.Признать свою вину и извиниться Краткий курс человеческих взаимоотношений Краткий курс человеческих взаимоотношений

Из всех творений самое прекрасное – получивший прекрасное воспитание человек Эпиктет Отношение к учебе4Честность4 Внимание на уроках4Скромность3 Отношение к общественно полезному труду 4Трудолюбие5 Культура общения3Справедливость4 Коллективизм и товарищество4Бескорыстность4 Общественная активность4Выносливость5 Организованность3Подвижность5 Доброта и отзывчивость4Смелость5 По методике выявления стержневых черт характера Шмишека: «5» - качество выражено ярко; «4» - качество проявляется в большинстве случаев; «3» - качество проявляется в той же мере, как и не проявляется Общий уровень воспитанности - выше среднего

Цель: выявление индивидуальных особенностей профессиональных интересов Мотивации учения (по методике Якунина В. А.) Тип интеллекта (по методике Говарда Гарднера) Профессион. тип личности (по методике Голланда) Тип профессии (по ДДО профессора Климова Е. А. Средний уровень, преобладают познаватель- ный и социальный мотивы Математический Любит решать задачи, строить прогнозы, предпочитает играть в стратегические» игры Практический Склонен заниматься конкретными вещами и их использованием, ориентирован на практический труд Человек-техник нравиться управлять машинами, ремонтировать оборудование, собирать и налаживать технику Трудолюбие – душа всякого дела и залог благосостояния Пути коррекции: дальше развивать профессиональные интересы Алексея и помочь ему осуществить мечту – стать инженером-радиотехником

В мире есть лишь две абсолютные ценности: чистая совесть и здоровье Медицинские показатели Печкова Алексея Николаевича Пути коррекции: способствовать становлению и укреплению у ученика физического, духовного, нравственного и экологического здоровья ВесРостФизкуль турная группа Группа здоро- вья Хрони- ческие заболе- вания Наруше- ние осанки Зрение 52153IОснов- ная нетНаруше- ний нет Правый глаз – 08 Левый глаз - 07

III этап - коррекционно-развивающий

Не говори о проблемах, а решай их! Не мечтай, витая в облаках, а превращай мечту в реальность! Не сиди на месте, а постепенно стремись вперед! Не жди счастья на тарелочке с голубой каемочкой, а поставь цель, и добивайся ее! Хочешь быть успешным? Цель: реализация индивидуальной программы развития подростка

Каждый человек может достичь успеха, нужно только иметь цель и стремиться к ней Что самое важное для Алексея Спорт Его личная цель Добиться высоких результатов Образование Хочу поступить в вуз на радиотехнический фак.- т Пути коррекции: помочь ученику выдвигать конкретные цели и достигать их реализации, ориентироваться в великом множестве профессий Поставленная цель – уже половина Успеха

Главное умение человека – умение жить: усердие, упорство, желание работать над собой УМЕНИЯ Учебные навыки Прикладные навыки Коммуникативные навыки Добывать информацию Организовать свои учебные дела Писать рефераты, эссе, разрабатывать проекты Пользоваться компьютером и Интернетом Строить межличностные отношения Конструктивно разрешать конфликты Эффективно сотрудничать в команде Проявлять толерантность в общении Тренировать навыки выступления Развивать в себе лидерские качества Слушать и понимать собеседника Починить, настроить, отремонтировать Водить машину, мотоцикл Сажать рассаду, косить, стоговать сено Строить, класть плитку, делать ремонт

я Я успешный ученик Я толерантная личность Развивать: личностные качества: -целеустремленность -инициативность -организованность -ответственность -самостоятельность -уверенность в себе -самоуважение -самообладание Содержание деятельности: участие в предметных олимпиадах, конкурсах и викторинах, выполнение творческих проектов, самообразование Развивать в себе умение общаться и сотрудничать в команде, управлять своими эмоциями, ладить с людьми, с пониманием к ним относиться, слушать и сопереживать, ценить мнения других, обладать чувством юмора, принять критику. Содержание деятельности: тренинги, психологические тесты и ситуации, развивающие толерантность 1. Любить свою родину, земляков 2. Внимательно относиться к пожилым, участвовать в операции «Забота» 3. Участвовать в благоустройстве села, ухаживать за памятником 4. Беречь природу родного края, изучать историю своей Родины Содержание деятельности: уроки мужества, социальные проекты, шефская помощь. Я Гражданин

Учитель открывает двери, войти ты должен сам! Таким образом, исследуя особенности характера Печкова Алексея Николаевича, его познавательных, эмоционально- волевых и регуляторных возможностей, изучая социально- психологические факторы: положения среди сверстников и взрослых, особенности общения с ними, способы преодоления напряженных ситуаций, пришла к выводу: продолжить работу по развитию личностных качеств, которыми должен обладать человек, чтобы добиться успехов в жизни.

Книга – источник знаний 1. Гайтукаева И. Ю., Юдина И. Г. Школа. Живая оценка. Программа "Портфолио в школе", Волгоград: Издательство "Панорама", Дереклеева Н. И., Савченко М. Ю. Справочник классного руководителя. 5-9 классы. Москва. "Вако", Еременко Н. И. Классные часы. 8 класс. Волгоград: Издательско-торговый дом "Корифей", Мухаметова Р. М. Психология. 8 класс. Волгоград: Издательско-торговый дом "Корифей", Потемкина О. Ф., Потемкина Е. В. Практическая психология. Тесты для подростков. Москва "АСТ-ПРЕСС-КНИГА", Программа "Обучение здоровью": Тематический план для 7-11 классов/ под общей редакцией Л. В. Шатохиной - Москва, Интернет-ресурсы