Проектная работа учеников 10 « Б » класса. Культура 17 века формировалась в новых условиях социально - экономического развития - зарождения буржуазных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОСВЕЩЕНИЕ И ЛИТЕРАТУРА В ХVII ВЕКЕ План: План: 1.Грамотность и просвещение 2.Литература 3.Театр.
Advertisements

Освобождение от влияния церкви Завершение формирования русской народности и единого русского языка Тенденция к обмирщению культуры.
Освобождение от влияния церкви Завершение формирования русской народности и единого русского языка Тенденция к обмирщению культуры.
Освобождение от влияния церкви Завершение формирования русской народности и единого русского языка Тенденция к обмирщению культуры Prezentacii.com.
Обмирщение русской культуры в XVII веке. Обмирщение культуры – это усиление светских начал в культуре, освобождение от церковного влияния.
Культура XVI века. В 1634 г. был издан первый печатный русский букварь Василия Бурцева, в 1648 г. - «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. В 1679 г. появляется.
Культура России XVII века. Обмирщение культуры- усиление светских начал в культуре.
Образование и культура XVII век. Образование В XVII веке впервые возникла потребность в широком распространении грамотности и просвещения В Москве грамотой.
Презентация к уроку истории (7 класс) на тему: Презентация к конспекту по теме "Культура России в 17 веке"
Образование и культура XVII век. Образование В XVII веке впервые возникла потребность в широком распространении грамотности и просвещения В Москве грамотой.
Культура XVII века Выполнили : Ученицы 10 класса «А» ГБОУ СОШ 323 Петрова Виктория Солодовникова Екатерина Торжинская Екатерина.
Культура и быт русского народа в 17 веке. Вторая Новосибирская Гимназия.
Культура России в XVI-XVII вв. Факты для подготовки к ЕГЭ.
Культура ХVII века. КУЛЬТУРА исторический определенный уровень развития общества в его материальной и духовной жизни. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА.
Методическая разработка по истории (7 класс) по теме: Культура Руси в. в
ПРОСВЕЩЕНИЕ, ЛИТЕРАТУРА И БЫТ В XVII веке Тема урока 1.Грамотность и просвещение 2.Литература 3.Архитектура 4.Живопись 5.Быт в XVII веке.
Культура России XVII – XVIII вв.. Литература Культура приобретает все более светский характер. Поэт Симеон Полоцкий прославлял правление Алексея Михайловича,
фр. portrait, от старофранц. portraire «воспроизводить что-либо черта в черту» устар. парсуна от лат. persona «личность; особа») изображение.
Тема: Культура России XVII века.. Образование и письменность. Литература В XVII веке увеличивается число грамотных людей. В первой половине XVII.
План: 1. Развитие России требовало грамотных людей 2. К знаниям потихоньку приобщались 3. Большинство крестьян оставалось неграмотным 4. Развивалось книгопечатание.
Транксрипт:

Проектная работа учеников 10 « Б » класса

Культура 17 века формировалась в новых условиях социально - экономического развития - зарождения буржуазных отношений. Развитие внутренней торговли обусловило укрепление связей между частями стран, что благотворно воздействовало на культуру, обогащающуюся за счет взаимовлияния отдельных регионов В развитии русской культуры 17 века выделяют три этапа : 1. Первый е гг.- некоторый застой, связанный с эпохой Смуты. 2. Второй е гг. – бурное развитие культуры, всех ее направлений. 3. Третий е гг.- наивысшее развитие культуры Средневековья. На третьем этапе усиливается влияние культуры запада, но ведущей роли Западная Европа не играла. Проникновение светских элементов - обмирщение. ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Происходит дифференциация культуры - проявляются новые отрасли, жанры, формы, произведения. При сохранении ведущей роли церкви нарастает процесс обмирщения культуры, усиления в ей светских элементов. Русская культура распространяется вширь. Возникает проблема, взаимодействия с другими культурами в рамках формирующегося многонационального государства. Появляется и усиливается огосударствление культуры, подчинена ее государству. В том числе и через церковь, также подконтрольную государству. ТЕНДЕНЦИИ МОСКОВСКОГО ПЕРИОДА В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ VII В.

Потребности в образовании были продиктованы практическими нуждами. В XVII веке грамотных людей уже было больше, чем в предыдущем столетии. Это были лица духовного и приказного сословия, дворяне и посадские люди, даже крестьяне ( старосты и целовальники, приказчики и писцы ). Уровень грамотности к концу века вырос до 52 % в среде купечества и служащих, до 42 % других слоях населения. ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ. КРУГ ЧТЕНИЯ

В 1634 г. Был издан « Букварь » В. Бурцева В том же году публиковали « Грамматику » Мелетия Смотрицкого »

За вторую половину XVII столетия было напечатано 300 тыс. букварей, 150 тыс. учебных Псалтирей и Часословов « Букварь » Кариона Истомина

В 1685 г. Существовала « школа для учения детям » в городе Боровске, около торговой площади. В Москве на Никольской улице построили особое здание для школы, которое открыли в 1665 г. при Спасском монастыре за торговым Иконным рядом. Открыты школы в московском Андреевском монастыре, Чудовом монастыре, при Введенской церкви. ШКОЛЫ И АКАДЕМИЯ. Титульный лист Азбуки Мезенца. Певческая школа в 17 веке.

В 1687 г. Начало работать Славяно - греко - латинское училище основанное братьями Лихудами, впоследствии названное академией. Здесь постигали весь школьный цикл от низших до высших классов, начиная с грамматики и заканчивая философией, этикой и богословием.

ПЕРВЫЕ УЧИТЕЛЯ Иоанникий и Софроний Лихуды - просветители Руси. Досифей II Нотара, патриарх Иерусалимский. Федор Поликарпов И. С. Головин

В России хорошо отливали колокола, и большие и малые, славился по всей стране малиновый звон. Успешно владели строительной техникой Возведением деревянных и каменных зданий, светских и церковных. Русские люди писали практические руководства, в которых обобщали накопленный опыт. Подобные пособия содержали начатки знаний по геометрии, геологии, физике, химии, баллистике НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ

Необходимым было знание астрономии. Оно было нужно для хозяйственной деятельности, для суточного определения времени. В середине XVII столетия появились переводы с изложением гелиоцентрических воззрений Николая Коперника. Николай Коперник

Расширялись знания по географии, представления о России.. Экспедиции М. В. Стадухина, И. И. Реброва, В. Д. Пояркова, Е. П. Хабарова, С. И. Дежнёва способствовали освоению Сибири. На рубеже XVI и XVII вв. Появилась общая карта государства В 1627 г. Составили « Книгу Большому Чертеже »; перечень городов России, расстояний между ними с краткими сведениями этнографического, географического характера « ЧЕРТЁЖ ЗЕМЛИ ТОМСКОГО ГОРОДА » взят из « ЧЕРТЁЖНОЙ КНИГИ ».

В 1696 г. Семен Ульянович Ремезов работает над картой, которую называет « Чертежная книга Сибири » Чертёж всех Сибирских городов - карта Ремезова. Семен Ульянович Ремезов

Еще большее распространение получили исторические сочинения – летописные своды, повести, сказания. В XVII в. К ним прибавились многие новые летописи и хронографы, повести и сказания. ИСТОРИЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ

Одним из творцов был Сильвестр Медведев. Его труд – « Созерцание краткое лет 7190, 7191, 7192, в них же что содеяся во гражданстве.» Вирши Сильвестра Медведева, XVIII в. Одна из страниц трудов С. Медведева

В конце 70- х годов в Москве опубликовали « Синопсис » Иннокентия Гизеля. В нем краткий обзор русской истории с древнейших времен до той эпохи, когда жил автор. Иннокентий Гизель " Синопсис " Иннокентия Гизеля 1678 года

Данное столетие можно назвать началом нового периода в истории русской культуры. Большую роль в этом сыграли события Смутного времени, войн и освоения просторов Сибири.

ЛИТЕРАТУРА События начала XVII в. подвигли взяться за перо князей и бояр, дворян и посадских людей, монахов и священников. Авраамий Палицын в « Сказании » подробно повествует о « разбойничестве » первых лет нового века, восстании Болотникова, борьбе с самозванцами и интервентами. Другие авторы : дьяк И. Тимофеев ( Семенов ) во « Временнике », И. М. Катырев - Ростовский, родовитый князь, многие известные и анонимные составители повестей и сказаний, слов и видений – взволнованно говорят о Смуте. Участники похода Ермака составили « Казачье написание ». Инициативу похода они отводят самим казакам, а не Строгановым. Федор Порошин, беглый холоп, ставший подьячим Войска Донского, создает в 40- е гг. XVII в. « Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков »

ЛИТЕРАТУРА По - прежнему русские люди любили читать жития святых – Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского и многих других. « Житие » Аввакума – талантливая яркая автобиография, острая, полемическая и живая Стол же ярким явлением русской литературы того времени являются сатирические повести и сказания. Таковы « Азбука о голом и небогатом человеке », « Служба кабаку », « Повесть о Шемякином суде », « Сказание о куре и лисице », « Сказание о попе Савве и великой его славе », « Калязинская челобитная » Родились новые жанры - светская повесть - драма, стихи с их бытовыми, сатирическими, любовными мотивами.

ЛИТЕРАТУРА Исторические песни о полководце Скопине - Шуйском, о борьбе Минина и Пожарского, о Степане Разине. Новые веяния в церковной литературе житийного жанра : ее героями становятся люди, показанные в бытовой обстановке (« Повесть об Улиянии Осорьиной »), Осознание ценности человеческой личности, ее индивидуальных особенностей привело к жанру автобиографии – « Житие » Аввакума. Против несправедливости выступают сатирические повести – « Повесть о Ерше Ершовиче », « Повесть о Шемякином суде », « Сказание о князе и лисице ». Повести о казачестве – « Об овсом сидении и осадном положении ». Во второй половине XVII в. Появляются первые поэты : Симеон Полоцкий, Карион Истомин, Сильвестр Медведев.

ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО Деревянное зодчество тесно связано с потребностями жизни народа, его быта, обычаев. Основные элементы деревянного дома - квадратный сруб с подклетью для хозяйственных помещений, кладовых, сени между клетями, крыша, двери и окна - устойчиво бытовали столетиями. Городская площадь XVII века

Основные черты храмового каменного зодчества XVII века : Уход от строгой симметричности ; Разнообразие форм ; Декоративность, наглядность ; Шатровые кровли. Светские черты проникают в храмовую архитектуру, основываются на народной культуре, которую отличает жизнерадостность, разнообразие и « узорочье ».

ЛЕТНИЙ ДЕРЕВЯННЫЙ ДВОРЕЦ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА В КОЛОМЕНСКОМ ( )

ДВОРЕЦ ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА В СЕЛЕ КОЛОМЕНСКОМ

ДЕРЕВЯННЫЕ ЦЕРКВИ СОХРАНИЛИСЬ Вологодской области Тверской области

Архангельской области

Костромской области

ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА В МЕДВЕДКОВО

ЦЕРКОВЬ ИЛЬИ ПРОРОКА В ЯРОСЛАВЛЕ

ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ В ПУТИНКАХ ( )

ТРОИЦЕ - СЕРГИЕВА ЛАВРА

МОСКОВСКОЕ БАРОККО Церковь Живоначальной Троицы в Никитниках ( )

ТЕРЕМНОЙ ДВОРЕЦ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ ( ) В каменной архитектуре сильна связь с традициями прошлого.

В ЖИВОПИСИ XVII В. ВЫДЕЛЯЮТСЯ НЕСКОЛЬКО НАПРАВЛЕНИЙ. ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – СТРОГАНОВСКОЕ.

ПРОКОПИЙ ЧИРИН

НАЗАРИЙ И ФЁДОР САВИНЫ

Их иконы отличались утоненной красотой фигур с удлиненными пропорциями, орнаментальностью, тонкими и узорными линиями и мазками, обилием золота и серебра (« Чудо Фёдора Тирона », Никифора, « Никита - воин » Чирина )

ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – ЦАРСКИЕ МАСТЕРА ИЗ ОРУЖЕЙНОЙ ПАЛАТЫ.

XVII ВЕК – ЗАРОЖДАЕТСЯ РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ. В ЭТО ВРЕМЯ ПРОИСХОДИТ РАЗДЕЛЕНИЕ ЖИВОПИСИ ОТДЕЛЬНО НА ИКОНОПИСЬ И, СОБСТВЕННО, САМУ ЖИВОПИСЬ. ЖИВОПИСЬ РОССИИ XVII ВЕКА – ЭТО, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, СИМОН УШАКОВ И ИОСИФ ВЛАДИМИРОВ. РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ ТОГО ВРЕМЕНИ УВЛЕКАЛИСЬ – « ПАРСУНАМИ », ИЗОБРАЖЕНИЯМИ КАКОГО - ЛИБО ПЕРСОНАЖА. ТАК ПОЛУЧИЛА РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ ПОРТРЕТ.

« СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ » Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII веке. Наиболее известным автором парсун считается СимонУшаков. По стилю, приёмам и материалам живописи парсуны первоначально ничем не отличаются от икон, выполняются на иконных досках с ковчегом. Иногда пишется такой составляющий элемент иконы, как нимб вокруг головы персонажа.

ПАРСУНА ИВАНА ГРОЗНОГО В парсуне портретное сходство передаётся весьма условно, часто используются атрибуты и подпись, позволяющие идентифицировать изображённого. Персонажами являются, прежде всего, цари, князья, военачальники, церковные иерархи.

ПАРСУНА ЮНОГО ПЕТРА I Во второй половине XVII века парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции. Временем окончательного превращения парсунной живописи в западноевропейский живописный портрет считаются е годы, однако, в провинции техника парсуны существовала и в более поздний период.