Основы программирования в Pascal. Структура программы Линейные алгоритмы Ветвления Циклы Одномерные массивы Двумерные массивы Символьные и строковые переменныеСимвольные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Алгоритмизация и программирование. Практическая работа в Pascal Задача 1.
Advertisements

Программирование в Паскале Задача 1. Написать программу сложения двух чисел А и В, вводимых с клавиатуры. Результат сложения записать в виде переменной.
Массивы 9 класс. Основные теоретические сведения Примеры решения задач.
Знакомство с языком Паскаль Структура программы Ветвление на Паскале Циклические программы Пример линейной программы Пример программы с ветвлением Пример.
Массивы Материалы к урокам по программированию. МАССИВ это УПОРЯДОЧЕННАЯ последовательность данных ОДНОГО ТИПА. Массивы относятся к структурированным.
Язык программирования Pascal Массивы А. Жидков. Массивы Массив – поименованный набор однотипных элементов, каждый из которых имеет свой номер, (индекс).
Массивы Вариант 1 Program upr1; Var s,a:real; I: integer; Begin S:=0; For I:=1 to 10 do Begin Writeln (введите очередное число'); Readln(a); S: =s+a; End;
© М.Е.Макарова
ОДНОМЕРНЫЕ МАССИВЫ. В математике, экономике, информатике часто используются упорядоченные наборы данных, например, последовательности чисел, таблицы,
Алгоритмическая структура цикл Алгоритм циклической структуры - это алгоритм, в котором происходит многократное повторение одного и того же участка программы.
© М.Е.Макарова
Циклы на языке Pascal повторение. Циклы позволяют многократно выполнять одну или группу команд, причем в тексте программы нет необходимости записывать.
Одномерные массивы Понятие массива, виды массивов Описание, заполнение и вывод одномерного массива Обработка одномерного массива.
Массивы Массив используется для обработки упорядоченного набора величин одного типа, обозначенного одним именем. Доступ к элементам массива осуществляется.
Организация повторений в Паскале. Найди ошибки: Program new Uses crt; Var a, b, c integer Begin clrscr Readln(a,b); C:=a*a+b*b Wreteln(c); End.
Строки в Pascal
Язык программирования Паскаль 9 часть. Массивы.
Задания части А Задания части С. 1. Значения двух массивов A[1..100] и B[1..100] задаются с помощью следующего фрагмента программы. Сколько элементов.
Презентация по программированию Автор: учитель информатики МОУ Плесской СОШ Юдин А.Б год.
Организация повторений в Паскале. i,1,n Действие 1 Действие 2 i,1,n Действие 1 Действие 2 FOR i:=1 TO N DO BEGIN действие 1; действие 2; END; FOR i:=1.
Транксрипт:

Основы программирования в Pascal

Структура программы Линейные алгоритмы Ветвления Циклы Одномерные массивы Двумерные массивы Символьные и строковые переменныеСимвольные и строковые переменные

Пример линейного алгоритма и программы в Паскале Задача 1. Составить алгоритм сложения двух чисел А и В, вводимых с клавиатуры. Результат сложения записать в виде переменной С. По данному алгоритму написать программу в Паскале алг сложение цел А, В, С нач ввод А ввод В С := А + В вывод С кон Ввод А, В С:=A+B начало конец Вывод C Program summa; Var a,b,sum : integer; Begin readln(a); readln(b); sum := a + b; writeln(sum) end. Программа в Паскале Блок-схемаАлгоритмический язык

Структура программы в Паскале (минимальные требования) Program имя программы; Var имя переменной : тип; Begin операторы end. - Имя программы - Раздел описания переменных - Раздел операторов

Раздел описания переменных Var : ; Типы переменных: integer – целый тип (в интервале [ , ] – 2 байта Longint – длинный целый [ , ] – 4 байта real – вещественный тип - 6 байт и др.

Ввод исходных данных с клавиатуры read (); readln (); read(a,b); read(a); read(b);

Вывод данных на экран монитора write (); writeln (); write(a,b); writeln(a); writeln(b); write(a,,b); Для целого типа: Для вещественного типа: writeln(a:5:2); writeln(b:7:3); write(a:7:2,b:9:3); write(a:5,b:5); (При b=1,234 на экран выведется: 1234e-3)writeln(b);

Вывод данных на экран монитора writeln(a=,a); writeln(b=,b); Для целого типа: Для вещественного типа: writeln(a=,a:5:2); writeln(b=,b:7:3); При b=1,234 на экран выведется: b= 1,234

Арифметические выражения в Паскале Сложение+ Вычитание- Умножение* Деление/ Целочисленное делениеdiv Остаток от деленияmod например:11 div 5 = 2 2 div 3 = 0 17 div -5 = div 5 = div -5 = 3 например:10 mod 5 = 0 10 mod 3 = 1 3 mod 5 = 3 17 mod -5 = mod 5 = mod -5 = -2

Приоритет операций 1.Минус, not 2.*, /, div, mod, and 3.+, -, or 4.=, ,, =

Стандартные функции в Паскале

Этапы программирования 1.Постановка задачи 2.Математическая формализация 3.Построение алгоритма Алгоритмический язык Язык блок-схем 4.Составление программы на языке программирования (Паскаль) 5.Отладка и тестирование программы

Линейные алгоритмы Задача 2. Написать программу нахождения периметра прямоугольного треугольника по известным катетам a и b (a и b – целые числа, вводимые с клавиатуры). алг периметр цел a, b вещ c, p нач ввод a ввод b c := p := a + b +c вывод p кон нач Периметр Ввод a Ввод b c := p := a + b +c Вывод p кон

Линейные алгоритмы Задача 2. Написать программу нахождения периметра прямоугольного треугольника по известным катетам a и b (a и b – целые числа, вводимые с клавиатуры). Program perimetr; Var a,b : integer; c,p : real; Begin write(a=); readln(a); write(b=); readln(b); c := sqrt(sqr(a)+sqr(b)); p := a + b + c; writeln(p=,p:5:1); readln end.

Линейные алгоритмы Задача 2. Написать программу нахождения периметра прямоугольного треугольника по известным катетам a и b (a и b – целые числа, вводимые с клавиатуры). Program perimetr; Var a,b : integer; p : real; Begin write(a=); readln(a); write(b=); readln(b); p := a + b + sqrt(sqr(a)+sqr(b)); writeln(p=,p:5:1); readln end.

Линейные вычислительные алгоритмы Задача 2 Даны переменные X и Y Требуется произвести между ними обмен значениями (9 стр. 190) алг обмен вещ X, Y, Z нач ввод X ввод Y Z := X X := Y Y := Z вывод X, Y кон Таблица трассировки: XYZ

Решение задач Записать математические выражения в Паскале и вычислить их значения при a=2, b=3: Задача. Вычислить длину окружности и площадь круга одного и того же заданного радиуса R.

Домашнее задание Задачник 1 § стр ; 1, 13, 28

Домашнее задание Задачник 1 28 стр. 225 Program treygol; VAR x1, x2, x3, y1, y2, y3 :integer; a, b, c:real; Begin Write (Введите: A(x1, y1), B(x2, y2), C(x3, y3)'); Readln (x1, y1, x2, y2, x3, y3); a:= sqrt(((x2-x1)*(x2-x1)+(y2-y1)*(y2-y1))); b:= sqrt(((x3-x2)*(x3-x2)+(y3-y2)*(y3-y2))); c:= sqrt(((x3-x1)*(x3-x1)+(y3-y1)*(y3-y1))); Writeln ('P=',a+b+c :5 :1); Writeln ('S=',sqrt((a+b+c)/2*((a+b+c)/2-a)*((a+b+c)/2- b)*((a+b+c)/2-c)):5 :1); Readln END. Линейные алгоритмы

Решение задач Задача 1. Дано трёхзначное число. Найти сумму его цифр.

Задача 2. Дано трёхзначное число. Записать это число в обратном порядке. Задача 3. Дано трёхзначное число. Создать всевозможные числа, образованные перестановкой цифр исходного числа. Задача 4. С начала суток прошло n секунд. Определить, сколько часов, минут и секунд прошло с начала суток.

Разбор задач домашнего задания Задача 2. Дано трёхзначное число. Записать это число в обратном порядке. Var g :integer; Begin Readln (g); g:= ((g mod 10) * (100)) + ((g mod 100 div 10) * 10) + (g div 100); Writeln (g); End.

Разбор задач домашнего задания Задача 4. С начала суток прошло n секунд. Определить, сколько часов, минут и секунд прошло с начала суток. Uses crt; Var C, h, m :integer; Begin clrscr; write('Введите секунды: '); Readln(C); h:= C div 3600; m:= C mod 3600 div 60; C:= C mod 3600 mod 60; Writeln (h,' час. ',m,' мин. ',C, ' сек.'); End.

Ветвление Если то иначе кон If then begin end else begin end;

Программирование ветвлений Задача 1. Найти наибольшее значение среди двух величин, вводимых с клавиатуры. Program Bid1; Var a,b,max : real; Begin write(a=); readln(a); write(b=); readln(b); If a > b then max := a else max := b; writeln(max=,max:7:2); readln end. начало ввод а,в,с a>b max := amax := b вывод max конец Да Нет

Программирование ветвлений Задача 2. Упорядочить значения двух переменных по возрастанию. Program Sort2; Var X,Y,C : integer; Begin readln(X,Y); If X > Y then begin C := X; X := Y; Y := C end; writeln(X,Y); readln end. начало ввод X, Y X>Y C := X X := Y Y := C вывод X, Y конец Да

Программирование ветвлений Задача 3. Найти наибольшее значение среди трех величин, вводимых с клавиатуры. Вариант 1 Вариант 2 начало ввод а,в,с a>b max := amax := b c>max max := c вывод max конец начало ввод а,в,с a>b вывод max конец a>с max := amax := c b>c max := bmax := c Да

Программирование ветвлений Program BIT1; Var a,b,c,max : real; Begin readln(a,b,c); If a > b then max := a else max := b; If c > max then max := c; writeln(max=,max:7:2); readln end. Задача 3. Найти наибольшее значение среди трех величин, вводимых с клавиатуры. Вариант 1 Program BIT2; Var a,b,c,max : real; Begin readln(a,b,c); If a > b then If a > c then max := a else max := c else If b > c then max := b else max := c writeln(max=,max:7:2); readln end. Вариант 2

Логические выражения в Паскале Program BIT3; Var a,b,c,max : real; Begin readln(a,b,c); If (a >= b) and (a >= c) then max := a; If (b >= a) and (b >= c) then max := b; If (c >= a) and (c >= b) then max := c; writeln(max=,max:7:2); readln end. Задача 3. Найти наибольшее значение среди трех величин, вводимых с клавиатуры. Вариант 3

Домашнее задание Задачник 1 § Задача 1. Дано трёхзначное число. Определить, является ли оно палиндромом. Задача 2. Даны две точки А(X1,Y1) и B (X2,Y2 ). Определить, какая из точек лежит ближе к началу координат. Задача 3. Упорядочить значения трех целых чисел, вводимых с клавиатуры, по возрастанию (a

Решение задач Program sort; Var a,b,c,x : integer; Begin readln(a,b,c); writeln(a:4,b:4,c:4); If a > b then begin x := a; a := b; b := x end; If b > c then begin x := b; b := c; c := x end; If a > b then begin x := a; a := b; b := x end; writeln(a:4,b:4,c:4); readln end. Задача 4. Упорядочить значения трех целых чисел, вводимых с клавиатуры, по возрастанию (a

Решение задач Program z5; Var a,b,x : real; Begin readln(a,b); write(x=); readln(x); If (x >= a) and (x =a) и (X

Решение задач Program z6; Var a,y : real; Begin write(a=); readln(a); If (a = 0) or (a = 9) then writeln( выражение не имеет действительного значения ) else begin y:=5/(a(a-9)); writeln(y=,y:5:2) end; readln end. Задача 6. Написать программу вычисления значения выражения: y=5/(a(a-9)) Анализ решения задачи: Если знаменатель равен 0, то выражение не имеет действительного значения.

Решение задач Program z7; Var a,b,x : real; Begin write(a=); readln(a); write(b=); readln(b); If (a = 0) then writeln(уравнение смысла не имеет) else begin x=-b/a; writeln(x=,x:7:2) end; readln end. Задача 7. Решить уравнение вида : ax+b=0 Анализ решения задачи: a, b – вводятся с клавиатуры, х – корень уравнения, выводится на монитор. Математическая формализация: Если а=0, то вывод «уравнение смысла не имеет», иначе x=-b/a

Худой или полный Считается нормой если масса человека (в кг) равна его росту (в см) минус 100. Будем считать человека стройным, если отклонение его массы от этого критерия не превышает 5%, иначе полным или худым соответственно отклонению от нормы. Составить программу. Входные данные: масса и рост – действительные числа. Выходные данные: Текст – thin (худой), или optimum (нормальный), или fat (полный) Лягушка Лягушка прыгает вдоль числовой оси от точки 0 до точки М, поворачивает и прыгает обратно до точки 0, поворачивает и т.д. Длина прыжков 1. Какова её координата K после N-го прыжка? Входная информация: M, N. Выходная информация: K

Оператор выбора

Решение задачи

Порядковый номер дня в году Вводятся число, месяц, год. Найти номер этого дня с начала года. При решении задачи учитывать разное количество дней в месяце, в том числе в високосные годы. Самостоятельная работа

Циклические алгоритмы Цикл – многократное повторение последовательности действий по некоторому условию. a)Цикл с предусловием (цикл типа пока) Пока повторять нц кц условие да нет Тело цикла While do begin end;

Циклические алгоритмы b)Цикл c параметром (цикл типа для) Для повторять нц кц да нет Тело цикла For i:=1 to n do begin end; Параметр цикла

Циклические алгоритмы c)Цикл с постусловием Повторять Выполнено условие? кц условие да нет Тело цикла Repeat Until ;

Решение задач (цикл типа пока) Задача 1. Вычислить сумму натурального ряда чисел от 1 до N. i

Решение задач (цикл типа пока) Задача 1. Вычислить сумму натурального ряда чисел от 1 до N. Program summa_1; Var i,N,S:integer; begin Write(N=); Readln(N); i:=1; S:=0; While i

Решение задач (цикл типа для) Задача 1. Вычислить сумму натурального ряда чисел от 1 до N. да нет S:=S+i Ввод N S:=0 Program summa_2; Var i,N,S:integer; begin Write(N=); Readln(N); S:=0; for i:=1 to N do S:=S+i; Writeln(Summa=,S) end. конец начало Вывод S i:=1;N

Решение задач Задача 2. Дано N карточек, на которых написаны разные буквы. Сколько различных N-буквенных слов можно составить из этих карточек? 1.Анализ задачи N – число целого типа, вводится с клавиатуры F – искомое число целочисленного типа, которое выводится на экран монитора 2.Математическая формализация

Решение задач Задача 2. Дано N карточек, на которых написаны разные буквы. Сколько различных N-буквенных слов можно составить из этих карточек? 3.Построение алгоритма: да F:=F*i Ввод N F:=1 конец начало Вывод F i:=1;N

Решение задач Задача 2. Дано N карточек, на которых написаны разные буквы. Сколько различных N-буквенных слов можно составить из этих карточек? 4.Составление программы: Program Words; Var i,N,F:integer; begin Write(N=); Readln(N); F:=1; for i:=1 to N do F:=F*i; Writeln(F) end.

1.Анализ задачи M, N – число целого типа, вводится с клавиатуры NOD – искомое число целочисленного типа, которое выводится на экран монитора 2.Математическая формализация Алгоритм Евклида Задача 3. Составить программу определения наибольшего общего делителя (НОД) двух натуральных чисел. Если M>N, то НОД(M, N) = НОД(M-N, N) НОД(N, N) = N M N

Алгоритм Евклида Задача 2. Составить программу определения наибольшего общего делителя (НОД) двух натуральных чисел.

Алгоритм Евклида Задача 2. Составить программу определения наибольшего общего делителя (НОД) двух натуральных чисел.

Домашнее задание Задачник 1 § Задача 1. Для различных вводимых с клавиатуры целых чисел найдите сумму положительных четных Задача 2. Написать программу вычисления среднего арифметического n слагаемых вида: x + i где x – данное число а i меняется от 1 до n Задача 3. Написать программу вычисления произведения n слагаемых вида n - k где n – данное число а k меняется от 0 до n - 1 Задача 4. Одноклеточная амеба каждые 3 часа делится на 2 клетки Определить сколько амеб будет через N часов при условии что N – кратна 3

Повторение пройденного материала «Плоскость» Даны действительные числа x, y (x*y0.). Необходимо определить расположение точки с координатами (x, y) на координатной плоскости и вывести на печать номер четверти координатной плоскости, в которой находится эта точка. В решении задачи необходимо предусмотреть фильтр, отсекающий нулевые значения: (x0) and (y0). Логические условия для определения расположения точки на координатной плоскости: if (x>0) and (y>0) then p:=1; if (x 0) then p:=2; if (x

Разбор олимпиадных задач «Простые» числа Дан набор различных натуральных чисел. Будем называть число «простым для заданного набора», если число не делится ни на одно из чисел набора, кроме самого себя. Вводится целое число N (1

«Простые» числа (решение) varN,i,j:integer; A:array [1..100] of longint; flg:boolean; begin read(N); for i:=1 to N do read(A[i]); for i:=1 to N do begin flg:=true; for j:=1 to N do if (ij) and (A[i] mod A[j]=0) then flg:=false; if flg then write(A[i]); end; end.

Разбор олимпиадных задач «Иван - царевич» Было у царя три сына. Двоих царь удачно женил на боярской да купеческой дочерях, а с младшим Иваном всё никак не ладилось. То в болоте стрела увязнет, а то и вовсе у лягушки окажется. Пока царевич эту стрелу отыщет, время-то бежит. Царь-то пока сын стрелы ищет, успел и науки всякие изучить и решил применить научный подход к поиску невесты сыну. Сказал он ему теперь пускать за один-то раз не одну стрелу, а сразу несколько. При этом царь задавал сыну следующие условия: Первую-то стрелу можно пускать куда глаза глядят, а вот последующие стрелы должны отклоняться от первоначального направления строго на заданный царем угол отклонения стрелы (0

«Иван - царевич» (решение) var i,k,ugol,b: integer; strela: array[0..359] of integer; begin readln (ugol); strela[0]:= 1; b:=ugol; while strela[ugol] = 0 do begin strela[ugol]:= 1; ugol:= (ugol+ b) mod 360; end; k:= 0; for i:=0 to 359 do begin if strela[i]=1 then k:=k+1; end; writeln(k); end.

Решение задач В интервале [2,n] найти натуральное число с максимальной суммой делителей.

Домашнее задание Задачник 1 § Задача 1. Определить, является ли число, введенное с клавиатуры простым. Задача 2. Найти все простые числа в интервале от M до N. Задача 3. Подсчитать количество нечетных цифр в записи натурального числа N.

program prost; var i,n,s:integer; begin read(n); s:=0; for i:=1 to n do if n mod i=0 then s:=s+i; if s=(n+1) then writeln('n-простое число') else writeln('n не является простым числом'); end. Задача 1. Определить, является ли число, введенное с клавиатуры простым. Решение задач

Задача 1. Определить, является ли число, введенное с клавиатуры простым. Решение задач program prostch; var a, i, s: integer; begin write ( 'введите число и программа определит является ли оно простым: '); readln (a); s:= 0; for i:= 1 to a div 2 do if a mod i=0 then s:=s+i; if s=1 then writeln ('является') else writeln ('не является'); end.

Решение задач Задача 2. Найти все простые числа в интервале от M до N. program interval; var M, N, s,i,k: integer; begin write ('введите начальную и конечную координату интервала (через пробел) и программа найдет все числа на этом интервале: '); readln (M,N); For i:=M to N do begin s:=0; for k:= 1 to i div 2 do if i mod k =0 then s:=s+k; if s=1 then write (i,', '); end; end.

Решение задач Задача 3. Подсчитать количество нечетных цифр в записи натурального числа N. program nechet; var a,s:integer; begin writeln('введите число и программа определит сколько в нем нечетных цифр'); readln(a); while a>0 do begin if (a mod 10) mod 2 > 0 then s:=s+1; a:=a div 10; end; write ('количество нечетных цифр: ',s); end.

Решение задач Задача 1. Вычислить сумму первых n элементов знакочередующегося степенного ряда:

Решение задач Задача 2. Определить, существует ли натуральное четырехзначное число, равное четвертой степени суммы своих цифр. Задача 3. Вывести все числа Фибоначчи, не превосходящие заданного числа N. (числа Фибоначчи: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34...) Задача 4. «Быстрое возведение в степень» При возведении числа в степень только с помощью операции умножения, ее можно использовать минимальное количество раз. Например, чтобы вычислить число a в десятой степени, можно найти a*a*a*a*a*a*a*a*a*a (9 умножений) или найти b=a*a*a (a3), c=b*b*b (a9), d=c*a (a10) (5 умножений). Для заданного показателя степени найти минимальное количество необходимых умножений.

Решение задач Задача 1. Определить, существует ли натуральное четырехзначное число, равное четвертой степени суммы своих цифр. program chlo; var s,a1,a2,a3,a4,i: integer; begin s:=0; write ('четырехзначное число, равное 4 степени суммы своих цифр - '); for i:=1000 to 9999 do begin a1:= i div 1000; a2:= i mod 1000 div 100; a3:= i mod 100 div 10; a4:= i mod 10; if (sqr(a1+a2+a3+a4)*sqr(a1+a2+a3+a4))=i then begin s:=s+1; writeln (i) end; end; if s=0 then write ('не существует'); end.

Решение задач Задача 2. Вывести все числа Фибоначчи, не превосходящие заданного числа N. (числа Фибоначчи: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34...) program fibonachi; var F0,F1,n,x: integer; begin readln(n); F0:=1; write(F0, ' '); F1:=1; while F1

Решение задач Задача 3. «Быстрое возведение в степень» При возведении числа в степень только с помощью операции умножения, ее можно использовать минимальное количество раз. Например, чтобы вычислить число a в десятой степени, можно найти a*a*a*a*a*a*a*a*a*a (9 умножений) или найти b=a*a*a (a3), c=b*b*b (a9), d=c*a (a10) (5 умножений). Для заданного показателя степени найти минимальное количество необходимых умножений.

Решение задач program umnozh; var n,k,s:integer; begin Write('n='); readln(n); k := n; s := 0; While k >= 1 do begin If k mod 2 = 1 then k := k - 1 else k := k div 2; s := s + 1 end; Writeln(s) end.

Домашнее задание ЭОР Информатика и ИКТ - Цифровые (электронные) образовательные ресурсы ЦОР к курсу И.Г.Семакина «Информатика и ИКТ», 9 класс Глава 6 § 39, 40 Практические работы 23, 24, 25

Практическое задание 23 1 уровень сложности 1.Разработать схему алгоритма, который запрашивает N произвольных целых чисел и ищет их сумму. Число N вводится с клавиатуры. 2.Разработать схему алгоритма для вычисления суммы ряда: Число N вводится с клавиатуры. 3.Одноклеточная амёба каждые три часа делится на 2 клетки. Разработать схему алгоритма для определения, сколько амёб будет через N час. 4.Дано натуральное число N и действительное число x. Разработать схему алгоритма для вычисления суммы ряда: sin x + sin 2x+sin 3x+…sin N*X Протестировать алгоритм для x=1.5 и N=3. Проверить правильность ответа на калькуляторе. 5.Разработать схему алгоритма для вычисления N-ой степени числа a (a N ). Протестировать алгоритм для а) a=3 и N=4, б) a=2 и N=5.

1. Начав тренировки, спортсмен в первый день пробежал 10 км. Каждый день он увеличивал дневную норму на 10% нормы предыдущего дня. Какой суммарный путь пробежит спортсмен за N дней? Разработать схему алгоритма для решения этой задачи. Протестировать алгоритм для N=3 и N=7. 2. Ежемесячная стипендия студента составляет A рублей в месяц, а расходы на проживание превышают стипендию и составляют B рублей в месяц. Рост цен ежемесячно увеличивает расходы на 3%. Разработать схему алгоритма для расчёта необходимой суммы денег, которую надо единовременно попросить у родителей, чтобы можно было прожить учебный год (10 месяцев), используя только эти деньги и стипендию. Протестировать алгоритм для следующих исходных данных: а) A=1000, B=1100 б) A=900, B=1000 в) A=600, B= Разработать схему алгоритма для нахождения всех делителей натурального числа N. Протестировать алгоритм для N=10, N=75, N=99, N=13. Практическое задание 23 2 уровень сложности

Практическое задание 23 3 уровень сложности 1. Дано натуральное число N. Разработать схему алгоритма для вычисления суммы ряда: S=1!+2!+3!+…+N! (N>1) 2. Покупатель должен заплатить в кассу S рублей. У него имеются монеты в 1, 2 и 5 рублей, а также купюры достоинством в 10, 50, 100 и 500 рублей (достаточное количество). Сколько монет и купюр разного достоинства отдаст покупатель, если он начинает платить с самых крупных? Операции целочисленного деления (div и mod) использовать нельзя. Разработать схему алгоритма для решения этой задачи. 3. Даны натуральное a и действительное x. Разработать схему алгоритма для вычисления суммы ряда: sin x+sin x²+sin x³+…+sin xª

Массивы 1.Одномерные массивы 2.Двумерные массивы

Одномерные массивы Одномерный массив – пронумерованная конечная последовательность однотипных величин a[i] ( a[1], a[2], …, a[i], …, a[n]) Алг ввод массива Вещ таб a[1:10] Цел i Нач для i от 1 до 10 повторять нц вывод (a[,i,]=) ввод (a[i]) кц кон да нет i:=1, 10 Ввод a[i] Program massiv; Const n=10; Var a:array[1..n] of real; i:integer; Begin For i:=1 to n do begin write(a[,i,]=); readln(a[i]) end End. Ввод элементов одномерного массива с клавиатуры:

Вычисление суммы элементов одномерного массива Program sum; Uses crt; Const n=7; Vara:array[1..n] of real; i:integer; s: real; Begin clrscr; For i:=1 to n do begin write(a[,i,]=); readln(a[i]) end; s:=0; For i:=1 to n do s:=s+a[i]; writeln; write(sum=,s); readln end.

Вычисление суммы элементов одномерного массива (вариант 2) Program sum; Uses crt; Const n=7; Vara:array[1..n] of real; i:integer; s: real; Begin clrscr; s:=0; For i:=1 to n do begin write(a[,i,]=); readln(a[i]); s:=s+a[i]; end; writeln; write(sum=,s); readln end.

Нахождение наибольшего элемента одномерного массива (массив сформирован случайным образом из чисел в диапазоне от 0 до 9) Program maximum; Uses crt; Const n=10; Vara:array[1..n] of integer; max, i : integer; Begin clrscr; randomize; For i:=1 to n do begin a[i] := random(10); write(a[i]:3) end; writeln; max:=a[1]; For i:=2 to n do if max < a[i] then max := a[i]; write(max=,max); readln end.

Нахождение порядкового номера наибольшего элемента одномерного массива Program maximum; Uses crt; Const n=10; Vara:array[1..n] of integer; max, kmax, i : integer; Begin clrscr; randomize; For i:=1 to n do begin a[i] := random(10); write(a[i]:3) end; writeln; max:=a[1]; For i:=2 to n do if max < a[i] then kmax := i; write(kmax=,kmax); readln end. (массив сформирован случайным образом из чисел в диапазоне от 0 до 9)

Решение задач Задача 1. В массиве, сформированном из вещественных чисел, вводимых с клавиатуры, найти некоторое число (его порядковый номер). Если чисел несколько, то вывести порядковый номер последнего найденного числа. Задача 2. Массив сформирован случайным образом из целых чисел в диапазоне от 0 до 10. Определить, входит ли число X в массив и какое количество раз. Задача 3. Массив сформирован случайным образом из целых чисел в диапазоне от -10 до 10. Определить, входит ли число X в массив и какое количество раз.

Поиск элемента в массиве Program poisk; Uses crt; Const n=10; Vara:array[1..n] of real; x:real; m,i:integer; Begin clrscr; For i:=1 to n do begin write(a[,i,]=); readln(a[i]) end; write(X=); readln(x); m:=0; For i:=1 to n do if x = a[i] then m := i; if m = 0 then writeln(No) else writeln(m) readln end. Задача 1. В массиве, сформированном из вещественных чисел, вводимых с клавиатуры, найти некоторое число (его порядковый номер). Если чисел несколько, то вывести порядковый номер последнего найденного числа.

Поиск элемента в массиве Program poisk; Uses crt; Const n=10; Vara:array[1..n] of integer; x,m,i:integer; Begin clrscr; randomize; For i:=1 to n do begin a[i] := random(21)-10; write(a[i]:3) end; writeln; write(X=); readln(x); m:=0; For i:=1 to n do if x = a[i] then m := m+1; if m = 0 then writeln(No) else writeln(m=,m); readln end. Задача 2. Массив сформирован случайным образом из целых чисел в диапазоне от -10 до 10. Определить, входит ли число X в массив и какое количество раз.

Сортировка массива A[1]A[2]A[3]A[i]A[n-1]A[n] 1 цикл A[1] сравнивается с A[2], A[3] … A[i], … A[n] 2 цикл A[2] сравнивается с A[3], A[4] … A[i], … A[n] …………………………………………………………………………… i цикл A[i] сравнивается с A[i+1], A[i+2] … A[n] jJ+1 For i:=1 to n-1 do For j:=i+1 to n do if A[i] > A[j] then begin C := A[i]; A[i] := A[j]; A[j] := C end; ……

Сортировка массива Program sort; Uses crt; Const n=10 Vara:array[1..n] of integer; c,i:integer; Begin clrscr; randomize; For i:=1 to n do begin a[i] := random(10); write(a[i]:3) end; writeln; For i:=1 to n-1 do For j:=i+1 to n do if a[i] > a[j] then begin c := a[i]; a[i] := a[j]; a[j] := c end; For i:=1 to n do write(a[i]:3); readln end. Задача 3. Массив сформирован случайным образом из целых чисел в диапазоне от 0 до 10. Отсортировать его элементы в порядке возрастания значений.

Задания для практической работы Задача 2. Для каждого месяца определить и вывести на экран отклонение его средней температуры от среднегодовой величины. Задача 3. Написать программу получения из заданного целочисленного массива размером 10 элементов, сформированном случайным образом из элементов в диапазоне от -10 до +10, другого массива, который будет содержать модули значений элементов первого массива (не используя специальной функции, вычисляющей модуль числа) и отсортировать его в порядке убывания. Задача 1. Вычислить среднегодовую температуру по известным среднемесячным значениям.

Задание для практической работы Задача 4. Дан целочисленный массив из 30 элементов. Элементы массива могут принимать целые значения от 0 до 100 – баллы учащихся выпускного класса за итоговый тест по информатике. Для получения положительной оценки за тест требовалось набрать не менее 20 баллов. Напишите программу, которая позволяет найти и вывести минимальный балл среди учащихся, получивших за тест положительную оценку. Известно, что в классе хотя бы один учащийся получил за тест положительную оценку. Исходные данные объявлены так, как показано ниже. Запрещается использовать переменные, не описанные ниже, но разрешается не использовать часть из них.

Решение задачи 1 T [1], T [2], …, T [i], …, T [12] – среднемесячные значения температур, которые вводятся с клавиатуры (массив переменных величин вещественного типа, вводимый с клавиатуры посредством цикла) Tsred – среднегодовое значение температуры (переменная величина вещественного типа) Чтобы сэкономить ячейки памяти компьютера, в ячейке Tsred первоначально будем хранить значение суммы ежемесячных температур. Для того, чтобы получить среднегодовое значение температуры, необходимо найти сумму среднемесячных значений температуры, полученный результат разделить на 12. Построим алгоритм решения данной задачи в виде блок-схемы: Задача 4. Вычислить среднегодовую температуру по известным среднемесячным значениям.

Решение задачи Program temperature; Var T: array[1..12] of real; i: integer; Tsred: real; Begin For i:=1 to 12 do begin write(T[,i,]=); readln(T[i]) end; Tsred:=0; For i:=1 to 12 do Tsred:=Tsred+T[i]; Tsred:=Tsred/12; writeln(Tsred =,Tsred:6:2) End. начало i:=1; 12 Ввод T[i] Tsred:=Tsred+T[i]; Tsred:=0 i:=1; 12 Tsred:=Tsred/12 конец Вывод Tsred

Задание для практической работы Задача 5. Дан целочисленный массив из 10 элементов. Элементы массива могут принимать значения от 0 до Напишите программу, которая позволяет подсчитать и вывести среднее арифметическое элементов массива, имеющих нечетное значение. Гарантируется, что в исходном массиве хотя бы один элемент имеет нечетное значение. Исходные данные объявлены так, как показано ниже. Запрещается использовать переменные, не описанные ниже, но разрешается не использовать часть из них. const N=10; var a: array [1..N] of integer; i, x, y: integer; s: real;

Задание для практической работы Задача 6. Дан целочисленный массив из 10 элементов. Элементы массива могут принимать значения от 0 до Напишите программу, которая позволяет подсчитать и вывести минимальное значение среди элементов массива, которые имеют чётное значение и не делятся на три. Гарантируется, что в исходном массиве есть хотя бы один элемент, значение которого чётно и не кратно трем. Исходные данные объявлены так, как показано ниже. Запрещается использовать переменные, не описанные ниже, но разрешается не использовать часть из них. const N=10; var a: array [1..N] of integer; i, j, min: integer;

Задание для практической работы Задача 7. Дан целочисленный массив из 10 элементов. Элементы массива могут принимать значения от 0 до Напишите программу, которая позволяет подсчитать и вывести произведение элементов массива, которые имеют нечётное значение и делятся на 3. Гарантируется, что в исходном массиве есть хотя бы один элемент, значение которого нечётно и кратно 3. Исходные данные объявлены так, как показано ниже. Запрещается использовать переменные, не описанные ниже, но разрешается не использовать часть из них. const N=10; var a: array [1..N] of integer ; i, j, p: integer ;

Задания для практической работы Задача 8. В заданном одномерном массиве поменять местами соседние элементы, стоящие на чётных местах, с элементами стоящими на нечетных. Задача 9. Определить, является ли одномерный массив монотонно убывающим или монотонно возрастающим. Задача 10. Число является простым для данного диапазона, если оно не делится ни на одно из чисел этого диапазона. Найти все простые для данного диапазона [a, b] числа, входящие в массив. Массив формируется случайным образом.

Решения задач Задача 8. В заданном одномерном массиве поменять местами соседние элементы, стоящие на чётных местах, с элементами стоящими на нечетных. uses crt; const n=10; var a:array[1..n] of integer; i,c:integer; begin clrscr; begin for i:=1 to n do read(a[i]); end; writeln; for i:=1 to n do begin if i mod 2=0 then begin c:=a[i]; a[i]:=a[i-1]; a[i-1]:=c end; end; for I:=1 to n do write(a[i]:3); end.

Решения задач Задача 8. В заданном одномерном массиве поменять местами соседние элементы, стоящие на чётных местах, с элементами стоящими на нечетных. uses crt; const n=10; var a:array[1..n] of integer; i,c:integer; begin clrscr; begin for i:=1 to n do read(a[i]); end; writeln; for i:=1 to n div 2 do begin write(a[i*2]:2); write(a[i*2-1]:2) end; end.

Решения задач Задача 9. Определить, является ли одномерный массив монотонно убывающим или монотонно возрастающим. c:=0; k:=0; for i:=1 to n-1 do begin if a[i]>a[i+1] then c:=c+1; if a[i]

Решения задач Задача 9. Определить, является ли одномерный массив монотонно убывающим или монотонно возрастающим. f:=0; for i:=2 to n do if a[i]>a[i-1] then f:=f+1; if f=0 then write ('массив монотонно убывающий'); if f=n-1 then write ('массив монотонно возрастающий'); end.

Решения задач Задача 10. Число является простым для данного диапазона, если оно не делится ни на одно из чисел этого диапазона. Найти все простые для данного диапазона [a, b] числа, входящие в массив. Массив формируется случайным образом. (a>0; b>0; a

Двумерные массивы (таблицы) Таблица B, состоящая из n строк и m столбцов, называется двумерным массивом размерностью [n,m]: b[1,1]b[1,2]…b[1,j]…b[1,m] b[2,1]b[2,2] … b[2,j] … b[2,m] ……………… b[i,1]b[i,2] … b[i,j] … b[i,m] ……………… b[n,1]b[n,2] … b[n,j] … b[n,m]

Program mas2; Uses crt; Const n=3; m=4; Varb:array[1..n,1..m] of integer; i,j:integer; Begin clrscr; randomize; For i:=1 to n do begin For j:=1 to m do begin b[i,j] := random(10); write(b[i,j]:3) end; writeln end; end. Формирование элементов двумерного массива, размером 3Х4 из целых чисел в диапазоне от 0 до 9: Двумерные массивы (таблицы) нач i:=1,n j:=1,m вывод b[i,j] b[i,j] := random(10);

Двумерные массивы (таблицы) Задача 1. Найти наибольшие элементы каждой строки таблицы. b[1,1]b[1,2]…b[1,j] b[2,1]b[2,2] … b[2,j] ………… b[i,1]b[i,2] … b[i,j] Пусть дана таблица: Массив результатов: a[1] a[2] … a[i]

Program max2; Uses crt; Const n=3; m=4; Varb:array[1..n,1..m] of integer; a:array[1..n] of integer; i,j:integer; Begin clrscr; randomize; For i:=1 to n do begin For j:=1 to m do begin b[i,j] := random(10); write(b[i,j]:3) end; writeln end; For i:=1 to n do begin a[i]:=b[i,1]; For j:=2 to m do if a[i]

Двумерные массивы (таблицы) Задача 2. Найти сумму элементов столбцов таблицы. b[1,1]b[1,2]…b[1,j] b[2,1]b[2,2] … b[2,j] ………… b[i,1]b[i,2] … b[i,j] Пусть дана таблица: Массив результатов: s[1]s[2]…s[j]

Program max2; Uses crt; Const n=3; m=4; Varb:array[1..n,1..m] of real; s:array[1..m] of real; i,j:integer; Begin clrscr; For i:=1 to n do begin For j:=1 to m do read(b[i,j]); writeln end; For j:=1 to m do begin s[j]:=0; For i:=1 to n do s[j]:=s[j]+b[i,j] end; For j:=1 to m do write(s[j]:6:2) end. Задача 2. Найти сумму элементов столбцов таблицы (массив вещественных чисел вводится с клавиатуры)

Задача 3. Найти минимальные значения столбцов таблицы. Задача 4. Найти средние арифметические значения элементов строк двумерного массива. Задача 5. Вычислить сумму элементов главной диагонали квадратной матрицы. Задача 6. Определить, является ли данная квадратная матрица магическим квадратом (элементы квадратной матрицы, целые числа, вводятся с клавиатуры) Задания для практической работы

Решения задач Задача 3. Найти минимальные значения столбцов таблицы. for j:=1 to m do begin a[j]:=b[1,j]; for i:=2 to n do if a[j] > b[i,j] then a[j]:=b[i,j]; writeln ('мин. ',j,' столбца: ',a[j]:3) end;

Решения задач Задача 4. Найти средние арифметические значения элементов строк двумерного массива. for i:=1 to n do begin a[i]:=0; for j:=1 to m do a[i]:=a[i]+b[i,j]; a[i]:=a[i]/m; writeln ('ср.ариф. ',i,' строки: ',a[i]:3:2) end;

Решения задач Задача 5. Вычислить сумму элементов главной диагонали квадратной матрицы. S:=0; for i:=1 to n do S:=S+b[i,i]; writeln ('сумма элементов главной диагонали = ',S);

Решения задач Задача 6. Определить, является ли данная квадратная матрица магическим квадратом (элементы квадратной матрицы, целые числа, вводятся с клавиатуры) f:=true; for i:=1 to n do begin a[i]:=0; for j:=1 to m do a[i]:=a[i]+b[i,j]; end; for i:=2 to n do if a[i-1]a[i] then f:=false; for j:=1 to m do begin a[j]:=0; for i:=1 to n do a[j]:=a[j]+b[i,j]; end; for j:=2 to m do if a[j-1] a[j] then f:=false; d1:=0;d2:=0; for i:=1 to n do begin d1:=d1+b[i,i]; d2:=d2+b[n+1-i,i] end; if d1d2 then f:=false; if f then writeln('массив ЯВЛЯЕТСЯ магич.кв.') else writeln('массив НЕ ЯВЛЯЕТСЯ магич.кв.');

Двумерные массивы (таблицы) Задача 3. Переставить местами две строки в таблице. b[1,1]b[1,2]b[1,3] b[1,4] b[2,1]b[2,2] b[2,3] b[2,4] b[3,1]b[3,2] b[3,3]b[3,4] b[4,1]b[4,2] b[4,3] b[4,4] Пусть дана таблица: K – L –

Перестановка строк двумерного массива Program Obmen2; Uses crt; Const n=4; m=4; Varb:array[1..n,1..m] of real; c:real; i,j,k,L:integer; Begin clrscr; randomize; For i:=1 to n do begin For j:=1 to m do begin b[i,j] := random(10); write(b[i,j]:3) end; writeln end; write(k=); readln(k); write(L=); readln(L); For j:=1 to m do begin c:=b[k,j]; b[k,j]:=b[L,j]; b[L,j]:=c; end; For i:=1 to n do begin For j:=1 to m do write(b[i,j]:3); writeln end; end.

Задача 7. В таблице найти строку с наибольшей и наименьшей суммой элементов. Вывести на экран найденные строки. Задача 8. Сформировать одномерный массив, элементами которого являются строчные суммы всех четных положительных элементов заданной таблицы, состоящей из целых положительных и отрицательных чисел. Задача 9. Дана таблица, состоящая из натуральных чисел. Определить количество «особых» элементов массива, считая его элемент особым, если он больше суммы остальных элементов его столбца. Задания для практической работы

Задача 7. В таблице найти строку с наибольшей и наименьшей суммой элементов. Вывести на экран найденные строки. Разбор задач const n=6;m=4; var b:array [1..n,1..m] of integer; a:array [1..n] of integer; i,j,min,max,mini,maxi:integer; begin randomize; for i:=1 to n do begin a[i]:=0; for j:=1 to m do begin b[i,j]:=random(101); write(b[i,j]:3); a[i]:=a[i] + b[i,j]; end; writeln end; min:=a[i];max:=0; mini:=1;maxi:=1; for i:= 1 to n do begin if a[i]>max then begin maxi:=i;max:=a[i] end; if a[i]

Задача 8. Сформировать одномерный массив, элементами которого являются строчные суммы всех четных положительных элементов заданной таблицы, состоящей из целых положительных и отрицательных чисел. Разбор задач for i:=1 to n do begin a[i]:=0; for j:=1 to m do begin b[i,j]:=random(201)-100; write(b[i,j]:4); if (b[i,j] >=0) and (b[i,j] mod 2 = 0) Then a[i]:=a[i] + b[i,j]; end; writeln end; for i:=1 to n do writeln(a[i]); end.

Задача 9. Дана таблица, состоящая из натуральных чисел. Определить количество «особых» элементов массива, считая его элемент особым, если он больше суммы остальных элементов его столбца. Разбор задач var b:array [1..n,1..m] of integer; a:array [1..m] of integer; s:array [1..m] of integer; i,j,b:integer; begin clrscr;randomize; for i:=1 to n do begin for j:=1 to m do begin b[i,j]:=random(101); write(b[i,j]:3); end; writeln end; for j:=1 to m do begin a[j]:=0; for i:=1 to n do a[j]:=a[j]+b[i,j]; end; b:=0; for i:=1 to n do for j:=1 to m do if b[i,j] > (a[j]-b[i,j]) then begin inc(b); s[b]:=b[i,j] end; writeln('кол-во особых элементов: ',b); if b>0 then begin write('особые эл-ты: '); for j:=1 to o do write(s[j]:3 end; end.

Задача Перевод чисел из десятичной системы в систему счисления с основанием N (2

Задача 1 «Система счисления с максимальной суммой цифр» Дано натуральное число N. Найти систему счисления с основанием k=2..16 с наибольшей суммой цифр (суммы цифр рассматривается в десятеричной арифметике) в представлении числа N. Если систем счисления с таким максимальным свойством несколько, то вывести все значения оснований с таким максимальным свойством. Разбор задач районного конкурса ПиИТ

Задача 1 «Система счисления с максимальной суммой цифр» program olimp1; uses crt; var i:array [2..16] of integer; o:array [1..16] of integer; n,k,v,s,j:integer; begin clrscr; readln(n); for k:=2 to 16 do begin i[k]:=0;v:=n; while v>0 do begin i[k]:=i[k] + v mod k; v:=v div k end; s:=0;j:=0; for k:=2 to 16 do if i[k]>s then s:=i[k]; for k:=2 to 16 do if i[k] = s then begin inc(j); o[j]:=k end; write('основания '); for k:=1 to j do write(o[k]:3); writeln(' сумма ',s); end.

Задача 2 «Фибоначчиева система счисления» Теорема Цекендорфа утверждает, что любое натуральное число n можно представить единственным образом в виде суммы чисел Фибоначчи: где k1 >= k2+2, k2 >= k3+2,..., kr >= 2 Отсюда следует, что любое число можно однозначно записать в фибоначчиевой системе счисления, например: Перевод числа в фибоначчиеву систему счисления осуществляется простым "жадным" алгоритмом: просто перебираем числа Фибоначчи от больших к меньшим и, если некоторое, то входит в запись числа, и мы отнимаем от и продолжаем поиск. Надо написать программу для перевода натурального числа N в фибоначчиеву систему счисления. Разбор задач районного конкурса ПиИТ

Число Запись в ФСС 00……0 F 2 =11 F 3 =210 F 4 = F 5 = F 6 =810000

Задача 1 «Фибоначчиева система счисления» program bif; uses crt; var a,b,c,j,n,i:longint; f:array [1..100] of longint; ind:array [1..100] of integer; begin clrscr; write ('chislo'); readln(n); f[1]:=1; f[2]:=2; i:=2; while f[i]0 do begin while a< f[b] do b:=b-1; ind[b]:=1; a:=a-f[b]; end; write ('cod Fibonacchi='); for j:=i-1 downto 1 do write (ind[j]); end.

Задача 3 «Криптографические ключи» Недавно одна компания X разработала принципиально новый алгоритм шифрования данных, который практически невозможно взломать, но и одновременно абсолютно не ресурсоемкий. Все шифрование строится на симметричном K-ключе, то есть на числе, в двоичной записи которого ровно K единиц. Все принципиальное отличие от предыдущих алгоритмов заключалось в том, что ключ не был одним и тем же на все время соединения, а менялся после некоторых определенных интервалов времени на другой K-ключ. Также одной из особенностей разработанного алгоритма была необходимость того, чтобы каждый следующее число, соответствующее K-ключу, было больше предыдущего. Более того, специалисты компании установили, что для увеличения помехоустойчивости разница между следующим K-ключом и предыдущим K-ключом должна быть минимальна. Под разницей K-ключей понимается абсолютная разница соответствующих им чисел. Вы работаете в этой компании, и Вам предстоит разработать алгоритм получения из исходного K-ключа следующего K-ключа в соответствии со всеми описанными выше требованиями. Разбор задач районного конкурса ПиИТ

Задача 3 «Криптографические ключи» Uses crt; var x,v,sum,summa : integer; begin clrscr; writeln('Vvodim chislo'); ReadLn(x); v:=x; sum:=0 ; While v>0 do begin sum:=sum+v mod 2; v:=v div 2 end; summa:=sum; repeat x:=x+1; sum:=0; v:=x; While v>0 do begin sum:=sum+v mod 2; v:=v div 2; end; until summa=sum; writeln(x); end.

Символьные переменные Один символ занимает один байт памяти Var X:char; Var a:array[1..50] of char; Ввод символьного массива: For i:=1 to n do read(a[i])

Символьные переменные Задача 1: Слово, заданное как массив символов, записать в обратном порядке. a[1] а[2] … а[i] … a[n-1] a[n] b[1] b[2] … b[i] … b[n-1] b[n] Для изменения индексов массива используется формула: n – i + 1 Program z1; Const n=15 Vara,b:array[1..n] of char; i:integer; Begin For i:=1 to n do begin read(a[i]); b[n-i+1]:=a[i] end; For i:=1 to n do write(b[i]) End.

Строки в Паскале Строка – ограниченная апострофами последовательность символов Длина строки – 255 символов Var X:string[20];

Операции над строками 1.Объединение строк Var X,Y,Z:string[10]; Begin X := тепло; Y := ход; Z := X + Y; write(Z) end.

Операции над строками 2.Сравнение строк a + b b + a not > no nod > don Nod < nod Дон > Don Дон < дон 1.Цифры 2.Латинские буквы (заглавные) 3.Латинские буквы (строчные) 4.Русские буквы (заглавные) 5.Русские буквы (строчные)

Операции над строками 2.Присваивание Var Z:string[5]; Begin Z := гор + ода; write(Z) end. город

Строковые функции 1.Длина строки Var Z:string[10]; Begin Z := гор + ода; k := length(z); write(k) end. Length (строковое выражение) – количество символов в строке

Строковые функции 2.Копирование строки или ее части (вырезка) Copy(информатика,3,5) copy ( строковое выражение, начальный номер символа, количество символов ) форма

Строковые функции 2.Копирование строки или ее части (вырезка) Задача 2. Записать исходное слово наоборот. Program z2; Varx,y:string[10];i:integer; Begin readln(x); y:= ; For i:=1 to length(x) do y := Copy(x,i,1)+y; write(y) End.

Строковые функции 3.Поиск подстроки в строке pos(x,T) pos ( подстрока, исходная строка ) – номер символа в исходной строке

Строковые функции 4.Вставка в строку insert (x,a,3) insert ( вставляемая строка, исходная строка, целочисленное выражение) Порядковый номер первой буквы вставляемой строки в новой строке

Строковые функции 5.Удаление части строки delete (T,3,2) delete ( строка, начальный номер, количество символов

Строковые функции Ord(C) - функция определяет порядковый номер символа С в наборе символов Chr(K) - функция определяет по порядковому номеру К символ, стоящий на К-ом месте в наборе символов.

Строковые функции Задача 3. Заменить букву о на букву и в слове форма. Program z3; Varx:string[10]; Begin x:= форма; insert(и,x,2); delete(x,3,1) write(x) End.

Домашнее задание Задача 1. Написать программу подсчета количества появлений конкретного символа в заданном фрагменте текста. Задача 2. Написать программу подсчета количества слов в тексте. Задача 3. Определить, является ли текст, вводимый с клавиатуры палиндромом. При этом пробелы не учитывались бы (например: «а роза упала на лапу азора» - палиндром). Задача 4. Разработать программу тестирования знаний учащихся.

Задача 1. Написать программу подсчета количества появлений конкретного символа в заданном фрагменте текста. Разбор задач var a,b:string; i,k:integer; begin writeln('введите текст: '); readln(a); writeln('введите искомую букву - '); readln(b); k:=0; for i:=1 to length(a) do if a[i]= b then inc(k); write('в этом тексте ',k,' букв ', b); end.

Задача 2. Написать программу подсчета количества слов в тексте. Разбор задач var a:string; i,b:integer; begin readln(a); writeln(a); b:=1; for i:=1 to length(a) do begin if a[i]= ' then inc(b); end; write('в этом тексте ',b,' слов'); end. а := раз два три четыре - пять. Шесть семь, восемь!! if (a[i]='-') and (a[i-1]=' ') and (a[i+1]=' ') then b:=b-1

Задача 3. Определить, является ли текст, вводимый с клавиатуры палиндромом. Разбор задач program palind; var b,a,a1:string; i:integer; begin readln(a); a1:=a; b:=''; for i:=1 to length(a) do begin if (a[i]' ') then b:=a[i]+b; if (a1[i] = ' ') then delete(a1,i,1) end; if a1 = b then write('является палиндромом') else write('не является палиндромом'); end.

Домашнее задание Задача 5. Подсчитать количество цифр среди вводимых с клавиатуры символов. Задача 6. Преобразовать во вводимой с клавиатуры строке строчные латинские буквы в прописные. Задача 7. Подсчитать сумму цифр, встречающихся в строке. Задача 4*. Разработать программу тестирования знаний учащихся.