…Во главе угла поэзии Бориса Пастернака – природа. Это не только пейзаж. Это природа человека, природа искусства. Это не столько тема, сколько пафос его.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Текст. Типы речи.. Что можно описывать? Описание предмета места состояния человека состояния окружающей среды (пейзаж)
Advertisements

Текст. Типы речи.
Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь!
Пастернак. Темы и мотивы поэзии Бориса Пастернака.
Федор Иванович Тютчев. Основные темы, мотивы и образы поэзии Ф. И. Тютчева. Произведения Тютчева составляют единое поэтическое целое. Произведения Тютчева.
Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого («Отрочество» глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)
« ТЕМЫ ПРИРОДЫ В ИСКУССТВЕ » ( в творчестве К. Г. Паустовского, И. И. Левитана ) Учитель русского языка и литературы АОУ гимназии « Российская школа »
Александр Сергеевич Пушкин «Зимнее утро». Среди стихотворений Пушкина важную роль играют те, в которых поэт с любовью рисует картины родной природы. Несравненный.
В ЕГЭ по литературе Лирика Н. А. Некрасова merelenko-su.uCoz.ru.
Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме: Презентация к уроку развития речи (сочинение по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь")
« Здесь духа мощного господство …» Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета.
«Кто не бывал на Соловках, Тот не видал России!».
В лирике М. Ю. Лермонтова многообразно раскрывается мысль о взаимозависимости человека и природы. В лирике М. Ю. Лермонтова многообразно раскрывается.
«Стихи Н.А.Некрасова на уроке русского языка» Богаткина О.В., учитель русского языка и литературы МОУ Гимназия 44 г. Иркутска.
Анализ стихотворения «Ветер принес из далека..». Александр Александрович Блок (1880 – 1921) на протяжении многих лет считал себя символистом и очень трепетно.
Борис Леонидович Пастернак (1890 – 1960) «И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд»
Душа человека и ее отражение в литературе, изобразительном искусстве и музыке (интегрированный урок: литература - ИЗО,8 класс) Хомутовская О.Н. учитель.
Пейзаж родной земли Каждый народ любит природу родной страны. О её красоте поют песни, пишут стихи и картины… Самая красивая для человека природа там,
Тема урока Сочинение – описание картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».
Борис Леонидович Пастернак. Природа в лирике Б. Пастернака.
Транксрипт:

…Во главе угла поэзии Бориса Пастернака – природа. Это не только пейзаж. Это природа человека, природа искусства. Это не столько тема, сколько пафос его творчества. Основа основ его… …это поэзия, ставившая жизнь во главу угла и ни в коем случае не противопоставлявшая ее Поэзии. В том-то и смысл деятельности Бориса Пастернака, что Жизнь и Поэзию он рассматривал как синонимы. Л. Озеров. Мастерство и волшебство Я – свет. Я тем и знаменит, Что сам бросаю тень, Я – жизнь земли, ее зенит, Ее начальный день.

Ландыши С утра жара. Но отведи Кусты, и грузный полдень разом Всей массой хряснет позади, Обламываясь под алмазом. Он рухнет в ребрах и лучах, В разгранке зайчиков дрожащих, Как наземь с потного плеча Опущенный стекольный ящик. Укрывшись ночью навесной, Здесь белизна сурьмится углем. Непревзойденной новизной Весна здесь сказочна, как Углич. Жары нещадная резня Сюда не сунется с опушки. И вот ты входишь в березняк, Вы всматриваетесь друг в дружку. Но ты уже предупрежден. Вас кто-то наблюдает снизу: Сырой овраг сухим дождем Росистых ландышей унизан. Он отделился и привстал, Кистями капелек повисши, На палец, на два от листа, На полтора от корневища. Шурша неслышно, как парча, Льнут лайкою его початки, Весь сумрак рощи сообща Их разбирает на перчатки (1,241) Какие чувства, ассоциации вызывает у вас слово ландыши, вынесенное в название? Вызвал ли текст стихотворения эти ассоциации? 2. Как построено это стихотворение? 3. Какой мир открывается перед вами и какие чувства он вызывает? 4. Как и почему изменилось настроение, состояние литературного героя от начала к концу стихотворения? Какие приемы помогают это ощутить?

Ассоциаций у поэта нет. Стихотворение начинается с назывного предложения: «С утра жара» Образ жары усиливается в последующих строках первой строфы: «грузный полдень» как грузный человек, «потное плечо», «жары нещадная резня». Образ жары создается эпитетами, метафорами. Поэт как бы гиперболизирует этот образ усиливает его, используя в первой и второй строфах еще и несколько глаголов и глагольных форм: «хряснет», «обламываясь», «рухнет» жара отгородила мир от прохлады, спасительной свежести. Во второй строфе автор, используя повелительное наклонение глагола в обобщенно-личном предложении, указывает путь этого спасения. Великолепный мир открывается человеку! «Тень», которая сравнима с ночью навесной, так она густа и долгожданна. Во второй строфе автор, используя повелительное наклонение глагола в обобщенно-личном предложении, указывает путь этого спасения. Великолепный мир открывается человеку! «Тень», которая сравнима с ночью навесной, так она густа и долгожданна, белизна сурьмящегося углем березняка, весна, сказочная своей «непревзойденной новизной». И мир, открывшийся лирическому герою, вызывает у него чувство освобождения, неожиданного спасения от готовой «зарезать» жары, счастья, что побег оказался удачным: «жара» «не сунется» с опушки.на, белизна сурьмящегося углем березняка, весна, сказочная своей «непревзойденной новизной». И мир, открывшийся лирическому герою, вызывает у него чувство освобождения, неожиданного спасения от готовой «зарезать» жары, счастья, что побег оказался удачным: «жара» «не сунется» с опушки.

3-я и 4-я строфы метафора «жары нещадная резня» и сравнения «как Углич» связаны между собой ассоциативно: вид березок напоминает образ красавицы из Древней Руси, а также древнерусскую архитектуру с ее белоснежными свечками соборов под золотыми и зелеными куполами как в Угличе. Но ведь в этом городе была «резня» убил» царевича Димитрия... Однако побег от жары удался. И вот тот, кто убежал, отдышался, теперь способен всмотреться, насладиться миром укрывшей его от жары природы, причем человек и то, что открылось ему. «всматриваются друг в дружку». Природа позволяет всматриваться в себя бесконечно; более того, она открывает свои тайны. И в этом состоит ее удивительное чудо!

Когда разгуляется Большое озеро как блюдо. За ним скопленье облаков. Нагроможденных белой грудой Суровых горных ледников. По мере смены освещенья И лес меняет колорит. То весь горит, то черной тенью Насевшей копоти покрыт. Когда в исходе дней дождливых Меж туч проглянет синева, Как небо празднично в прорывах. Как торжества полна трава! Стихает ветер, даль расчистив. Разлито солнце по земле. Просвечивает зелень листьев, Как живопись в цветном стекле. В церковной росписи оконниц Так в вечность смотрят изнутри В мерцающих венцах бессонниц Святые, схимники, цари. Как будто внутренность собора Простор земли, и чрез окно Далекий отголосок хора Мне слышать иногда дано. Природа, мир, тайник вселенной, Я службу долгую твою, Объятый дрожью сокровенной, В слезах от счастья, отстою. (1,241) В чем особенность названия «Когда разгуляется»? В каком значении употреблен здесь глагол? Выделите образы созданного поэтом пейзажа. В чем особенность цветовой гаммы стихотворения? Какой образ стихотворения главный, ведущий и почему? Какие чувства выражены в этом стихотворении?

Стихотворение «Когда разгуляется» (1956 г.) взято из последнего сборника поэта с одноименным названием. В первых четырех строфах автор поочередно, как на экране, изображает озеро, облака, лес, небо, траву. Внешне обычные атрибуты любого пейзажа. Но в тексте стихотворения мы замечаем, что каждому образу приданы своеобразные, индивидуальные характеристики: облака сравниваются с грудой суровых горных ледников; лес описан не только в тот момент, когда «весь горит» под лучами солнца, но и когда «черной тенью насевшей копоти покрыт». Мы видим, что небо «празднично в прорывах», трава полна торжества. В природе все в движении, в борьбе: суровое, темное, «зимнее», холодное побеждается светом и солнцем. Картина наполнена светом: белый, слепящий, холодный цвет «белой груды ледников», весь «горящий» лес сияющая, золотая масса солнечного света; тяжелый цвет «черной копоти»; нежная, чистая, ослепительная синева, проглянувшая между туч... Цвет чистый, насыщенный, как на русских иконах, как на полотнах художников эпохи Возрождения. В этой борьбе и смене цветов борьба двух начал в природе, итогом которой является обязательная победа солнца и света.

В 5-й и 6-й строфах появляется образ храма, собора. Здесь, в его системе фресок и икон, вся история человечества, борьба добра и зла, победа света. Храм образ Вселенной. И в представлении поэта Как будто внутренность собора Простор земли... Простор той земли, где «разлито солнце» и стихли ветры, где все полно праздничного торжества цветения природы, видится поэту как внутренность храма с его церковной росписью, мерцающими образам» вечных ликов святых, схимников и царей. Образ храма природы возникает как образ вечности, духовности, возвышенности, цветения жизни земли. В строках последней строфы звучит благоговение, глубокая благодарность человека за счастье быть приобщенным к волшебному миру, к тайнам вечности, к тайнам вселенной. Природа «тайник вселенной», заглянуть в него дано не каждому, лишь кому-то слышать отголоски иногда дано. А судьба поэта в том, чтобы разгадать эти тайны, выразить их в слове и передать другим. И как это ни трудно, поэт должен разгадывать ее письмена, готов «отстоять ее долгую службу» «в слезах от счастья». Так появившийся в первой части сначала через краски образ храма, собора в конце стихотворения становится главным и открывает философское осмысление автором взаимоотношений человека и природы.

Обратимся к названию стихотворения. В.И.Даль в своем словаре отмечает, что «разгуляться» это «ходить, гулять, прохаживаться, стараться сбыть болезнь, сон, заботу. «Ребенок все плакал, а вот при вас разгулялся» // Расходиться, гуляя, развеселиться, войти в разгул: «Народ под качелями разгуляются», орут песни напропалую... Есть где разгуляться, простор, приволье, широкая свобода и обилие // Ветер, волна разгулялась, расходилась, раскачалась, постепенно крепчает. Погода разгуляется, ведреет. Денек разгулялся. На небе разгуливается, прояснивает» Как видим, слово может употребляться и применительно к состоянию, поведению ребенка, группы людей, ветра, погоды. Всякий раз при этом речь идет о переходе от чего-то угнетающего, сковывающего к радости, свободе.

В чем сходство и различие этих стихотворений? Осмысление двух стихотворений, которые разделяют почти тридцать лет, позволяет увидеть, что оба они о взаимоотношении человека и природы, результатом которого является творчество. В обоих стихотворениях косвенно или прямо присутствует образ храма, собора. Природа для лирического героя и мастерская, где «производится» чудо, и храм, «тайник вселенною». В более позднем стихотворении философское начало сильнее, а ткань стихотворения становится совершеннее. От цепочки образов в более раннем стихотворении автор переходит к единству, цельности одного главного образа; строже становится отбор художественных средств, появляется та высокая простота, которая есть признак совершенства, глубины.

О, знал бы я, что так бывает, Когда пускался на дебют. Что строчки с кровью убивают. Нахлынут горлом и убьют! От шуток с этой подоплекой Я б отказался наотрез. Начало было так далеко, Так робок первый интерес. Но старость это Рим, который Взамен турусов и колес Не читки требует с актера, А полной гибели всерьез. Когда строку диктует чувство, Оно на сцену шлет раба, И тут кончается искусство, И дышат почва и судьба. 1. Какое чувство выражено в первой второй строфах? Чем оно вызвано? 2. Каково ключевое слово третьей строфы? Какие ассоциации оно вызывает? 3. Что означает слово «искусство» в четвертой строфе? Что утверждает Пастернак в этом стихотворении?

Как всякий великий поэт, ясно осознающий свое предназначение, свою роль и ответственность. Пастернак много раз в течение жизни возвращался к размышлениям о призвании поэта. Вспомним, что великие предшественники Пастернака сказали об этом. А. Пушкин считал, что поэт это пророк, который должен «глаголом жечь сердца людей»; судьба его драматична, так как он эхо, откликающееся на все явления жизни, а ему «нет отзыва»; бессмертие поэта в памяти народной.. М.Лермонтов тоже считал поэта пророком, но «осмеянным»; голос поэта «колокол на башне вечевой», судьба его трагична он обречен на одиночество, непонимание, изгнание. Н.Некрасов видел свой долг в служении народу; его муза «муза мести и печали». Современники Пастернака поэты Серебряного века исключительно активно искали ответ на этот же вопрос. А.Блок считал, что необходимо «все сущее вочеловечить, несбывшееся воплотить»; зная о гибельности жизни, он не сворачивает со своего пути, а принимает ее во всем многообразии и приветствует «звоном щита». А.Ахматова остро осознает, что судьба истинного поэта всегда трагична. О.Мандельштам видит назначение свое в том, чтобы «своею кро­вью» склеить «двух столетий позвонки».

Без названия Недотрога, тихоня в быту, Ты сейчас вся огонь, вся горенье. Дай запру я твою красоту В темном тереме стихотворенья. Посмотри, как преображена Огневой кожурой абажура Конура, край стены, край окна. Наши тени и наши фигуры. Ты с ногами сидишь на тахте, Под себя их поджав по-турецки. Всё равно, на свету, в темноте, Ты всегда рассуждаешь по-детски. Замечтавшись, ты нижешь на шнур Горсть на платье скатившихся бусин. Слишком грустен твой вид, чересчур Разговор твой прямой безыскусен. Пошло слово любовь, ты права. Я придумаю кличку иную. Для тебя я весь мир. все слова, Если хочешь, переименую. Разве хмурый твой вид передаст Чувств твоих рудоносную залежь. Сердца тайно светящийся пласт? Ну так что же глаза ты печалишь? (II, 77) 1956 Почему автор называет стихотворение «Без названия»? В каких строчках содержится ключ к пониманию стихотворения? Какие приемы помогают выявить мысли, чувства, переживания лирического героя?

Лирический герой взрослел вместе с автором, обретая философский взгляд на мир, активный, изменчивый и динамичный, постоянно обновляющийся. Он пришел к пониманию необходимости постигать сущность явлений, а не только их внешнюю форму. Он все острее ощущает себя творцом, художником, который есть вместилище эмоций, приходящих к нему со всех сторон: с неба, земли, бумаги, от очертаний тени, от паутины! Как художник Пастернак пришел к мудрости «неслыханной простоты». Если в более ранних стихотворениях обилие внешних приемов, игры ими, виртуозности импровизаций, то более поздние стихи строги и сдержанны, рифмы точны, каждый прием выверен. В ранних стихах ощущение разомкнутости, незавершенности, неочевидности логики этих приемов, которые отражают этап поиска, пробы сил, буйства чувств, эмоций. Более поздние стихи это знак высшей гармонии.

Какова концепция мира и человека в лирике Пастернака ?