Сии занятия – путь духов- Огонь как душа Космоса ного совершенствования предполагает разумность перифраз Мин Тао и ответственность Гераклит Возможность.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Advertisements

Познание и знание Урок 1 Выполнила: Мосина ИГ, учитель истории и обществознания МОУ «Яйская СОШ 2»
Обществознание. Познание – это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знания. Знание – сила. Ф. Бэкон Формы познания Чувственное.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ.
Спецсеминар Тема «Понятие судебного доказывания и его структура.» Доклад студента группы Ю уг (б) – 12 (з) Аветисянц Артура Владимировича.
Устойчивость управления по предсказуемости Раздел 7.
ИНОПЛАНЕТНЫЙ РАЗУМ КАК НЕПАРАДИГМАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА «Вероятность самого явления несущественна, важна его структура» С.Лем, «Сумма технологии»
Типологический анализ младших школьников как субъектов учебной деятельности Выполнил: Шипило С.Е. Научный руководитель: Буракова Н.К.
Древнегреческая философия до Сократа (1) Натурфилософия Милетской школы (Натурфилософия – философия природы. Милет – греческая колония в Малой Азии.) Основатель.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Познание и знание.. Познание-процесс постижения действиетльности,накопления и осмысления данных,полученных в опыте взаимодействия человека с окр.миром.
Презентацию составили ученицы 10 класса: Ушарова Мария Пупова Анастасия Жарко Алина Преподаватель: Велижанина Оксана Станиславовна.
Гносеология (теория познания) это раздел философии (философская наука, философская дисциплина), в котором исследуется возможность познания человеком мира.
Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное.
МЫШЛЕНИЕ Мышление психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений. Однако в психологии существует.
Рекомендации по выполнению задания С5 ЕГЭ обществознание.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 46 Теория и практика. Критерии истинности познания. Научная истина.
Понятие истины. Религиозное и научное познание Урок 17.
Тема урока: Познание. Медведева Вероника Юрьевна, учитель истории и обществознания МОУ Краснооктябрьская сош Челябинская область, Аргаяшский район.
Транксрипт:

Сии занятия – путь духов- Огонь как душа Космоса ного совершенствования предполагает разумность перифраз Мин Тао и ответственность Гераклит Возможность – потенция и необходимое условие выявления и устранения заблуждений. Тезисы доклада д-ра Александра Бахмутского

Возможность – потенция и необходимое условие выявления и устранения заблуждений. Доклад 1. Введение и постановка задачи исследования. (этап 1, операции 1-6 по слайду 2)

Введение к теме: возможность как потенция и необходимое условие действий. Однажды Аристотель ( до н.э.) заметил [1] противоречия в трудах «О природе», которые были написаны современниками и практически ровесниками Гераклитом (~535-~475 до н.э.) и Парменидом (~540-~470 до н.э.). Для преодоления противоречий он предложил использовать два взаимосвязанные понятия: «действительность» и «возможность», что в переводе с грече- ского на латынь приобрело дополнительную глубину: «акт» и «потенция», ибо потенция – не только возможность. Все эти понятия нам необходимы для уразумения: может ли интеллект быть стражем заблуждений? Именно в этом сомнения. Парменид Гераклит Аристотель 6

Cтруктура исследования: «Возможность как потенция ….» 1. Введение к теме. Позиционирование 2. относительно обновленного 3. относительно задачи: замысла. (слайд 3). «мировоззренческое кредо тео- 4. цели данного исследования рии управления системами.. 5. необходимые и достаточ-. ные условия его выполнения 6. структура методики.. «Пардес» 7. кредо Гераклита 8. кредо Парменида 9. основные противоречия. 10. раскрытие сокрытого смысла преодоление противоречий... и заблуждений 13. возможность – потенция и. необходимое условие действий Управления 1-й этап исслдедований й этап 3-й этап 4-й этап й этап 6-й этап ……

Позиционирование работы в рамках обновленного замысла исследований [2]. Данное локальное. исследование от-. носится к зада-. чам построе-. ния мировоз-. зренческого. кредо (вы-. делены на. рисунке и.. перечисле-.. ны на слайде. 4).. 1

Мировоззренческое кредо. Его построение предполагает решение трех групп задач: а) миропонимания на основе субъект-объектных представ- лений о психофизической Реальности; b) снижения риска заблуждений разной природы при по- строении теории, в частности, в данной работе провести: - апробацию методики ПАРДЕС на текстах Гераклита и Пар- менида (данный доклад ограничен текстом Гераклита) ; - выявление и устранение подтекстовых и текстовых противо- речий, небрежение которыми может породить заблуждения; - рассмотрение возможности как потенции (в докладе нет) ; с) терминологические исследования, в частности: - способностей и возможностей субъекта, а также возможностей среды как необходимых и достаточных усло- вий снижения риска заблуждений при постижении и описа- нии объекта субъектом. 2

Цели работы: 1. Апробация возможности применения методики פרדס (Пардес) к неоднозначно трактуемым текстам язычников: Гераклита и Пар менида, раскрытый смысл которых сопоставлен со священными текстами евреев для подтверждения правдоподобия получен- ных результатов; 2. Совершенствование навыков работы с методикой по п.1 для рассмотрения способности как потенции и необходимого усло- вия успешных действий по выявлению и устранению заблужде- ний; 3. Структуризация интеллекта и оценка его достаточности для выявления и устранения заблуждений; 4. Проверка корректности предположения: интеллект – страж заблуждений; 5. Установление условий, при которых внешние возможности ог- раничивают эффективность использования внутренних способ- ностей и возможностей субъекта. 3

Необходимые и достаточные условия выполнения работы: а) наличие способностей к пониманию, к размышлениям, к суждениям, к планированию последующих действий; - בינה б) наличие надлежащих интеллектуальных, душевных и со- матических возможностей воплотить задуманное: знаний, умений, навыков, в том числе к познанию; - דעת в) мудрое применение способностей и использование собст- венных и внешних возможностей, например, для поставлен- ной задачи – методики פרדס и принципов управления ; - חמה ˙ ח Иначе говоря, для достижения целей (слайд 7) нужен ин- теллект (разум) надлежащего уровня, внешние и внутрен- ние возможности. - שכל Значит, один интеллект с обнаружением заблуждения и его устранением, с пониманием подтекста и контекста может не справиться, ибо нет для этого достаточных условий? 4

Структура интеллекта сознание интеллект (שכל) - 8 знание 6 - (דעת) 4 - (בינה) понимание мудрость 7 - (חמה˙ח) 1. Интеллект структурно определен [2], но не является целостностью, что легко подтвердить кодами гематрии (девятиричного счисления, подчи- ненного принципу кругооборота): ( = 17) = 8; 8 = 8, 2. Интеллект – компонента какой-то целостности, которую предстоит вы- явить, понять и описать, включая ее психосоматические связи (внутрен- ние и внешние), в частности, при познавании чего-либо. При надобности понять текст сознание пробуждает интеллект. Используя по- тенцию способности к мудрости и потен- цию возможностей, определяемых объе мом и глубиной знания, а также потен- цию способности к пониманию, оно поз- воляет интеллекту постичь сокрытый текстом смысл, т.е. понять и осознать его. Отсюда ясно, что интеллект – необ- ходимое, но недостаточное условие психической деятельности человека 4

Структура методики «פרדס» (райского сада мудрости) Пардес - 4 уровня понимания и толкования Торы. Наличие методики Пардес [3, стр.326 п.2] – самое древнее из известных автору подтвержде- ние справедливости принципа «сокрытого в открытом Сокрытого». Она предназначена для выявления в тексте Сокрытого и частичного его раскрытия c помощью названной методики [4] : פשט – простой сюжетный уровень прямой смысл (пшат), скрывающий глубокий, часто аллегорический смысл; רמז – уровень аллегорий, намеков, подсказок, догадок, предположений (ремез); דרש – уровень метафор и комментариев на основе приведения к соответствию логических, научных и софистических построений (драш); סוד – сокрытый, тайный уровень (сод), иногда мистического содержания Замечания. 1. Правило применения методики Пардес гласит: расши- ренное понимание текста (уровень сод) никогда не должно противоре- чить его прямому смыслу (уровень пшат). 2. Возможности уровня דרש ограничены миропониманием, интеллек- туальными способностями субъекта (слайд 9), доступностью дополни- тельной информации и принципами управления-познания, нарушение которых означает переход суждений из возможных в невозможные. Иными словами, невозможное – предел возможного! 4

Возможность – потенция и необходимое условие выявления и устранения заблуждений. Основные противоречия миропониманий Гераклита и Парменида. (этап 2, операции 7-9 по слайду 2)

Мировоззренческое кредо Гераклита Завершив 1-й этап работ (слайды 4-11), на этапе 2 отметим, что под принципом абсолютного становления Гераклит мог подразумевать вызванный борьбой непрерывный перевод объектов внутренней среды системы из одного состояния в противоположное, парадоксально оставляя систему той же. «Жизнь природы – непрерывный процесс движения. В нем всякая вещь и всякое свойство переходит в свою противо- положность...» [3, стр.119]. «Этот Космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой Бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим» [3, стр.119]. Итак, для Гераклита «... всё движется и ничего не стоит…» [1]. «…любая вещь, явление – единство противоположностей – бытия и небытия …» [3, стр.539]. 7

Мировоззренческое кредо Парменида На том же отметим также, что «… небытия нет, - утверждал Парменид, - ибо оно немыслимо и несказанно, бытийно лишь мыслимое (одно и то же мысль о предмете и предмет мыс- ли). Не будучи разделенным небытием, бытие едино. Т.к. из- менение и перемещение предполагает небытие (движущее- ся не находится там, где оно сейчас будет (и там, где оно только что было – прим. авт.)), то бытие неизменно и непод- вижно, вечно, вне времени» [3, стр. 413]. Бытие «... не может возникнуть ни из бытия, так как уже существовало бы до са- мого себя, ни из небытия, так как ничто не может возникнуть из ничего» [1]. Итак, для Парменида «… бытие неизменно и неподвижно, вечно, вне времени, … все в настоящем …» [3, стр. 413]. «… небытия нет …» [3, стр. 413]. 8

Основные противоречия мировоз- зренческого кредо Гераклита и Парменида на уровне פשת Гераклит: «... всё движется и ничего не стоит …». «… любая вещь, явление – единство противоположностей – бытия и небытия …» (слайд 12). Парменид: «… бытие неизменно и неподвижно, вечно, вне вре- мени, «все в настоящем …». «… небытия нет …» (слайд 13). Если эти же противоречия сохранятся на уровне раскрытия сокрытого (на уровне סוד), то они отражают отличия в миро- понимании Гераклита и Парменида. Если же противоречия на уровне סוד не сохранятся, то они либо являются следствием сознательного сокрытия подлин- ного смысла, либо – плод фантазий переводчиков и коммен- таторов. Кстати, любой перевод текстов с сокрытием смыс- ла – комментарий. 9

Выводы: 1. Выделенные противоречия во взглядах Гераклита и Парменида свидетельствуют: на уровне пшат существуют принципиальные разногласия двух миропониманий.. 2. Если после раскрытия их тайного смысла противоречия сохранятся, то мнения Гераклита и Парменида несовместимы.. 3. Если после раскрытия их тайного смысла противоречия исчезнут, то должны быть причины, по которым мудрецы предпочли скрыть свои мнения о мироустройстве.. 4. Интеллект с обнаружением заблуждения и его устранением, с пони- манием подтекста и контекста может не справиться, ибо нет для этого достаточных условий, однако на страже заблуждений он может быть. Информационные источники: Бандуровский К.В. Акт и потенция. На сайте института Философии Российской АН «Новая философская энциклопедия» Бахмутский А. Задачи несовершенного управления несовершен-ными системами. На сайте ttp:// 3.Шнеур-Залман. Ликутей амарим (Тания) /под ред. Г. Брановера. – М.: Федерация еврейских общин СНГ. – 5765*2005. – 875 с. 4.Пардес на сайте